Эволюция человечества

Виталий Альбертович Иванов
Философия развития и Религия Разума. Свободный полет, том 2 / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –180 с.
Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/3031/
__________

Рассмотрим несколько подробнее развитие мира на этапе прогресса человеческой цивилизации.
Человека можно назвать человеком с момента, когда он противопоставил себя всей прочей природе на основании существенного накопления понятий, выходящих за некоторые общие для всех прочих животных рамки. Отличие человека наиболее полно выразилось в том, что он не пошел по пути того или иного приспособления организма к окружающему миру, а стал приспосабливать природу к своим потребностям посредством трудовой деятельности. Практика показала, что труд (у животных - добывание пищи, устройство гнезда; у человека плюс к этому производство орудий труда и др.) - условие существования всякой жизни. Для человека же он еще и главный способ развития его объединенной информационной системы. Труд вел к наиболее быстрому развитию инструмента самопознания и саморазвития материи, человечества, и стал главным условием дальнейшего совершенствования глобальной информационной системы, в основном исчерпавшей другие пути развития.

Увеличение количества информации, находящейся в распоряжении человека, определило необходимость ее сосредоточения, систематизации, организованного хранения и передачи от поколения к поколению. Это потребовало выделения группы людей, освобожденных от физического труда, направленного на непосредственное поддержание жизнедеятельности. Основными задачами этой группы стали не только сбор, хранение и передача информации, но и организация таких общественных отношений, которые предусматривали содержание обществом данной, во многих отношениях привилегированной группы. Так появились люди, занимающиеся некоторую, в ходе истории все возрастающую часть жизни трудом умственным. При этом абсолютному большинству приходилось заниматься трудом чисто физическим. При общем низком уровне сознания эти немногочисленные группы интеллектуалов могли быть только «эксплуататорами» основной массы. Что неизбежно и происходило. Хотя нельзя отрицать все-таки, что физически трудящиеся массы, в той или иной мере, пусть бессознательно, всегда пользовались результатами труда интеллектуального. Эксплуатация не бывает односторонней, и, наверное, надо говорить не о ней, а об оптимальной организации общества в конкретном историческом срезе. Каждый делает свое, в самом общем случае - то, на что более он способен.

Занятие умственным трудом вело к развитию навыков мышления: способности задавать вопросы, искать и находить ответы на них. Так, в ряду других, были поставлены вопросы об объяснении сил и явлений природы, смысле бытия, месте человека в природе и его происхождении. Можно признать появление первых подобных вопросов рождением научного и зародышем космического сознания.
На многие из вопросов нельзя было дать убедительные ответы, и объяснение для избранных принимало форму гипотезы, а гипотеза для большинства - форму веры.

В человеческих общностях (ОИС) росло количество информации. Она передавалась от отца к сыну, от учителя к ученику, в народных сказаниях и легендах, через служителей культа и институты власти. И вот наступил момент, когда человеческая речь в качестве долговременной памяти перестала справляться с возросшим количеством информации. Ее возможности в основном были исчерпаны. Для дальнейшего развития мира (ГИС) требовался качественно новый информационный носитель. Им стала письменность. Рождалась она так же, как речь, постепенно. От отдельных рисунков до систем знаков, позволяющих хранить простые понятия и сложные их конструкции, выражающие идеальный мир отдельного человека (ИИС) или больших групп (ОИС). То немногое, что животным требуется сообщить друг другу, можно передать и без речи. Это «немногое» как раз и характеризуется наличествующим и достаточным для бытия количеством исчерпывающей информации. Человеку не нужна была письменность, пока количество информации не превысило некоторой величины и объединенная информационная система могла развиваться, используя речь в качестве единственного носителя и накопителя информации. Письменность подтолкнула человеческое мышление к еще большему абстрагированию и развитию сознания и неизмеримо увеличила емкость долговременной памяти ОИС человека. Человечество окончательно определилось в качестве инструмента познания и развития мира.

Правда, напрямую использовать накапливаемые информационные богатства могли далеко не все. Только единицы знали письменность, и это, по существу, естественно: любой процесс постепенен. Далее расширение и развитие объединенных информационных систем пошло по пути количественного накопления информации. С течением времени, в целом, увеличивалось процентное число грамотных людей, количество письменных документов. Было изобретено книгопечатание.

Отметим, что наибольшего расцвета во все времена достигали те страны (ОИС), где культура, наука и просвещение получали наибольшее распространение, где информация оказывалась доступнее и целенаправленно внедрялась в практику, не отрывая существенно идеальный мир от материального.
Человек во Вселенной - новый вид связи, связи разумной. Все виды существующих в мире связей: физические, химические, биологические и связи между отдельными индивидами, в том числе, между людьми - информационные связи, определяющие каждая свой уровень развития структуры Вселенной. И человек здесь - высший вид информационной связи, отвечающей высшему уровню развития материальных и идеальных структур.

У человека носителем долговременной памяти первоначально была речь. Затем, когда ее возможности в качестве накопителя и передатчика информации в основном исчерпываются, появляется письменность. Сегодня в качестве долговременной памяти все больше выступает компьютерная техника, другие средства информатики. При этом отметим, что средства информатики появились опять-таки именно тогда, когда имеющиеся в распоряжении материи и конкретно ее деятельного представителя, человека, средства накопления информации, речь и письменность, в основном исчерпали свои возможности, и цивилизации реально стало угрожать информационное переполнение, ведущее к информационному хаосу.

Человек вместе с орудиями труда, продолжающими, усиливающими и дополняющими его органы, выступает в качестве инструмента познания и развития (ИПР) в объединенной информационной системе. А если смотреть шире, в качестве инструмента самопознания и саморазвития материи в глобальной информационной системе (Вселенной).
Именно потому, что человек взял на себя выполнение функций инструмента самопознания и саморазвития материи, он занял главенствующее положение на Земле. И, если продолжит выполнять эти функции управления развитием дальше, будет и дальше развиваться вместе со своею Вселенной. Значение человека будет столь значительным и столь длительным, насколько он сможет лучше других возможных, неведомых нам еще «конкурентов», которые могут на любом этапе развития встретиться где-нибудь во вселенной, справляться со столь ответственными и непростыми функциями.