Вот так и жили...

Ирина Шульц
   Работа автора. Пластик.


 Сегодня утром - 06.06.17. читаю в "Новостях": Вдова первого президента России Бориса Ельцина Наина считает, что 90-е годы ХХ века необходимо называть "святыми", а не "лихими".


Из письма подруги:

-Два года назад у нас был ледяной дождь, авария на
подстанции. И мы в мороз сидели трое суток без света.
Знаешь, когда я испугалась? Когда в квартире стало +12....

Переглянувшись с мужем- грустно улыбнулись...

Девяностые годы... Наша семья состояла из 5 человек: мама- 1908 г. рождения, её сестра 1911 г. с мужем 1912г. и двое- "молодых" 41 и 46 года рождения.

 Мы жили без всякого отопления более четырех лет. Температура дома  опускалась до +6, в кухне и ванной комнате еще меньше -всего 2 градуса тепла.

Газ отключили в 1992 году,  электричество давали на два часа утром и на два часа вечером.

 За это время надо было приготовить еду, поесть, вымыть посуду в ледяной воде, постирать и, хоть иногда, помыться....
С тех пор, когда иду в душ, у меня так и остался страх, что отключат электричество.

 Спать мы ложились - в шапках, куртках, свитерах, теплых носках, укрываясь с головой одеялами и пледами.

 Представьте, длинные зимние вечера, при при свете лампочки от 12-вольтового аккумулятора. Альтернатива- свечка, с которой мы передвигались по квартире.

 Нам еще повезло: вода была у нас постоянно.
У многих вода не поднималась в квартиру: насос не работал, ведь электричества не было.

 Грант, товарищ моего мужа, каждый день носил воду к себе в квартиру на 17 этаж по обледенелым ступеням лестницы. Лифт, естественно, не работал.

 Нора, моя подруга, ходила по воду за одну остановку от дома несколько раз в день, возвращаясь по снегу-льду с полным ведром.

Бывали случаи, когда трубы в домах от мороза лопались, в том числе и канализационные.
Можно представить, каково было с наступлением тепла.

 На работу зимой ходили часа на три-четыре - пешком.  Трамваи и троллейбусы, обесточенные, стояли по много часов.

Магазины, практически, пустые.

За хлебом - громаднейшие очереди- до того как ввели талоны (по 300 гр. на человека). В очередях люди знакомились, обсуждали новости и судьбы героев бесконечного сериала.
До сих пор, эти два слова: "Санта-Барбара", тут же возвращают меня в те тяжелейшие годы...

 Мой "рекорд" стояния в хлебной очереди -12 часов. Раза три, предупредив, что вернусь, я отлучалась минут на двадцать- полчаса: шла к тете "греться".
Она с мужем жила недалеко от хлебного магазина, в трех остановках от нас.
Дома у них было примерно 6- 11 градусов тепла.
Тете и дяде в те годы было за 80 лет, а кроме меня у них -никого.

 Хорошо, что летом я закатала консервы -баклажанную икру, прожаренный лук, лечо, бозбаш. И по наитию - впервые в жизни -насушила резаную картошку, морковь и баклажаны.

 Даже попить чаю было проблемой: на таблетке спирта грели металлическую кружку, пить надо было сразу- вода остывала моментально.

 Как-то раз удалось купить немного мясного фарша. Я приготовила долму в виноградных листиках, разделила на две части: одну -нам: маме, мужу, мне, вторую - маминой сестре с мужем, всего на один раз поесть. На следующий день прихожу- у них на обед опять долма. Я удивилась, оказалось, что тетя положила ее мужу, а себе в тарелку- видимость - просто свернутые листья. Если бы он понял, что у нее "муляж"- половину переложил бы из своей тарелки.

 Все мы в те годы приобрели "отличные фигуры"- я весила уже не помню сколько- наверное килограммов 45 .
В ту зиму- январь 1993 года, у меня случился паралич лицевого нерва.
Вот так мы и жили...

 Зимой 1994 года тетя умерла - я до сих пор вспоминаю ее слова:
"Наверное, я никогда в жизни не согреюсь..."
В феврале её не стало: инсульт - упала в темноте в коридоре, ударившись головой о какую-то банку, которую сосед выставил в коридор.

 После её смерти удалось получить для дяди в собесе помощь: керосинку "Керона".
До того двум старикам было отказано в помощи по причине, того, что "они не одиноки - их же двое!"

 В городе распределяли керосин по талонам (раз в месяц) и я, простояв в очереди часа два-три, тащила 20 литровую канистру к дяде (муж был на работе)
Через полтора года в конце 1996-го не стало и дяди.

 Забыла уточнить, что обе наши семьи жили в коммунальных квартирах.
Когда включался свет, соседи тоже торопились сделать самое необходимое.

 Не один раз я возвращалась к мысли, что надо написать о том, как мы жили (вся  Армения ) с 1992 по 1996 годы...

 Но слишком тяжело  вспоминать всё это, а главное- нет у меня способностей писать так, чтобы те, кто будут читать, прочувствовали как долго  длились и как тяжело дались нам всем, эти трагические годы.

 
Ну, теперь... написала - как смогла.


Ереван- 1992г.- 1996г.


И вот сегодня... Вдова первого президента России Бориса Ельцина Наина считает, что 90-е годы ХХ века необходимо называть "святыми", а не "лихими"...