Образ женщины

Лилия Крошнина
     В  финно-угорских  мифах, в карельском фольклоре и эпосе «Калевала», женщина выступает героиней многих сюжетов. Именно образ мудрой  и суровой, а иногда и хитрой женщины представлен в песнях, в эпических рунах и в сказках.
       Анита Конкка, писательница из Финляндии, исследуя женские  образы  в эпосе «Калевале», с обидой отмечают, что в финском фольклоре и в эпосе она не обнаружила женщин,  которыми можно было-бы восхищаться:  «У женщины в «Калевале» нет собственной воли, нет эротических чувств, нет своего «я» - это  традиция».  По-видимому, в  представлении  финнов о женщине это как-то и проявляется.   
       Не соглашусь с этим утверждением в отношении карельских женщин, и это легко обнаруживается в фольклоре и в эпосе, странно, почему Анита это не заметила.
       Елена Азыркина, литературовед Мордовии, попыталась защитить образ женщины финно-угорских народов: «Любая женщина финно-угорского народа по жизненному укладу была поэтессой, хранительницей фольклорных традиций, носительницей художественного поэтического творчества. Поэтому сейчас, когда мы стали оглядываться, искать свои истоки, корни, наблюдается большой интерес к поэзии именно среди женщин».
       В основе женских образов, отраженных в карельском фольклоре и эпосе «Калевала» лежит самое важное - это глубокое материнское начало и  верность семье, которое проявляется через такие ценности, как скромность, доброта, сопереживание, но и твердость и сдержанность.
       Женщина была и есть хранительницей традиций, обрядов, ритуалов, установленного порядка.  Она обустраивала быт, воспитывала детей, вела хозяйство, и при этом соблюдала чистоту, была хранительницей домашнего очага.  И это не воспринималось как однообразная и тяжелая обязанность.
       О доле женщины в карельской семье, о em;nd; – хозяйки дома – И. В. Оленев, автор путевых очерков о Карельском крае (1897 г.) рассказывает так: «женщина здесь пользуется большим почетом, и семейные ссоры редки. Это объясняется в значительной мере тем, что карельская девушка выходит замуж по своему выбору, а насильственных браков почти не бывает». Он с большой симпатией описывал собирательный портрет карелок: «Женщины очень стройны. Походка плавная, гордая. Выражение лица кроткое, застенчивое и вдумчивое».
       Так воспета карельская девушка, невеста, женщина  в эпосе «Калевала»:
«Славь, жених, судьбу благую
И хвали, что получил ты.
Чистая с тобой девица,
Ясная с тобой в союзе,
Белая в твоем владенье,
Статную ты охраняешь,
Сильную у сердца держишь,
Крепкая с тобою рядом..» (руна 24)
       Ценнейшим качеством карельских девушек и женщин было их трудолюбие и мастерство. С незапамятных времен женщина карелка наравне с мужчиной делит все тяготы жизни. Недаром у карел бытовала и бытует до сих пор пословица: «Hyv;n akan kel i sieglal vett; kannat» - «С хорошей женой и решетом воду принесешь».
       Домом, наряду с хозяином, руководила хозяйка – старшая из женщин, в ведении которой находились скот, приготовление пищи, хранение продуктов, изготовление одежды. Поэтому в народной культуре воспеваются не только красота и ум женщины, но и ее мудрость, хозяйственность и верность своей семье и роду.
       Карельская женщина не уступала в силе и ловкости мужчинам, все хозяйственные работы она исполняла наравне с мужчинами, и потому карелка заслуженно пользовалась уважением, не позволяла пренебрежения к себе, не терпела несправедливой «науки» мужа, имела  свободу в принятии решения, как в отношении себя, так и детей.  Хозяин, муж, как правило, всегда советовался с женой «во всех важных делах».  Это подтверждают сохранившиеся карельские пословицы и поговорки: «Iz;nd;tt;h koin katos langieu, em;nd;tt;h perti ji;ht;;» - «Без хозяина крыша валится, без хозяйки – изба остывает», «Hyv;n akankel el;jes i;e koristut» - «С хорошей женой живя – хорошеешь».
       Уважительное отношение к матери, жене, сестрам воспитывалось у мальчиках с ранних лет.  Мать была опорой детям, она могла дать мудрый совет, и передать традиционные правила семейной жизни.  Женщина поддерживала авторитет мужчины, защищала его.  Отношение детей к родителям, и особенно, к матери отобразились в пословице: «Muaman malittu da blahosloven`n`u i meren pohjas nostetah» - «Благословение и молитва матери и со дна моря поднимут».
      Память карельского народа хранит особое традиционное отношение к женщине. Она может вдохновить, удивить своей смекалкой, юмором и даже своими магическими возможностями.  Эпические традиции проявляются в творчестве многих и молодых, и зрелых женщин Карелии. Очевидно, дело не только в образовании, а в зашифрованной на генетическом уровне памяти своего народа, в художественной генетике.

Картина художника  Г. А. Стронка  "Айно".