О двух типах религий

Евгений Терещенко
Однажды я прочел статью известного немецкого философа и психолога Э.Фромма, о двух типах религий. Мыслитель определил их, как гуманистический и авторитарный типы, и выразил, что видно из самих определений, свое позитивное отношение к одному типу религии и негативное к другому.

Мне прочитанная статья показалась тенденциозной и неточной, в своих характеристиках религий, хотя сама идея статьи мне понравилась. Только я бы иначе определил обе религии и чуточку изменил их характеристику.

Один тип религии я определил бы, как дуалистический тип. При этом типе религии, мы «проецируем» Бога вовне и относимся к Нему, как к личному Богу, как к «Другому». Мы подчиняем свою жизнь служению Богу: молимся, читаем священные писания, соблюдаем заповеди, участвуем в обрядах, доверяем Богу свое будущее. К этому типу религии относятся иудаизм, христианство, ислам.

Другой тип религии я определил бы, как монистический тип. При этом типе религии, мы стремимся «пробудить» Бога в себе, достигнуть высокого уровня духовности, божественности. То есть, мы стремимся выработать в себе большую внутреннюю силу, осознанность, интуицию, уравновешенность, непобедимый оптимизм. На этом пути место молитвы занимает медитация. Такого типа религией можно считать буддизм, во всех его формах, основанный на адвайте-веданте индуизм, современный эзотеризм.

Оба типа религий, первый из которых соответствует авторитарному типу Э.Фромма, а другой его гуманистическому типу, имеют право на существование, имеют свои плюсы и минусы.
Дуалистический (авторитарный) тип религии подходит больше людям пассивным, не доверяющим себе, своим силам и уму, предпочитающим быть ведомыми.
Монистический (гуманистический) тип религии больше подходит людям, уверенным в себе, волевым, энергичным, активным.

Можно ли совместить в своей жизни оба типа религии, вручая себя Богу, полагаясь на Его водительство, одновременно, работать над собой, по методу монистических религий? Не знаю, не пробовал. Но, кажется, Рамакришна сказал когда-то, что смешивать разные пути нельзя. Он предлагал своим ученикам выбрать или дуалистическую Бхакти-йогу или монистическую Джнани-йогу и следовать строго одному пути.