Наставник Дмитрия Донского

Виктор Притула
Коллекция книг  серии «Всемирная история в романах» растет буквально на глазах. Любителям исторической беллетристики уже полюбились эти изящно оформленные томики, которыми по праву гордится первое российское историческое издательство «Вече».
В предыдущих обзорах книг из этой коллекции обращал внимание читателей, что спектр исторической романистики необычайно широк. Так что  ранее изданные три десятка томов, наверняка пополнятся новыми книгами. Среди них как классика жанра (Дюма, Вальтер Скотт, Сенкевич, Джованьоли, Костомаров), так и современные авторы, успешно проявившие себя на ниве исторической беллетристики.
А начну  этот четвертый обзор книг коллекции по уже сложившейся традиции  с двух романов цикла «Государи Московские», грандиозной исторической эпопеи, к сожалению оставшейся незавершенной из-за трагической гибели ее автора Дмитрия Балашова.
Роман «Симеон Гордый», - четвертая книга цикла, - посвящен Московскому князю и Великому князю Владимирскому Семену Ивановичу Гордому.
Старший сын Ивана Калиты получил после смерти отца ярлык на великое княжение вопреки козням других русских князей, которые в Орде пытались оспорить право на Владимирский стол. Русь по-прежнему оставалась под пятой Орды, хан которой Узбек решал кто станет старшим на Руси.
Княжил Семен Иванович относительно недолго – 12 лет.Годы его правления – время относительного затишья после кровавых междоусобных разборок прежних лет. Симеон Гордый способствовал дальнейшему усилению Москвы, как будущего политического центра Государства Российского.
Умер он от чумы на 36-м году жизни. Поскольку всех его детей мор унес прежде отца, преемником Симеона Гордого остался его средний брат Иван Иванович Красный, отец Дмитрия Донского.
Пятая книга цикла «Государи Московские»  - «Ветер времени» повествует об очень непростом для Руси периоде противостояния с Литвой. Здесь на историческую сцену выходит митрополит Алексий, который после безвременной кончины Ивана Красного оказался фактически одним из регентов при малолетнем Дмитрии.
Именно митрополиту Алексию и его авторитету обязаны Московское княжество и его династия своим подъемом и усилением.  Поэтому Дмитрий Балашов осознанно делает героем романа «Ветер времени»  митрополита Алексия.
Одной из величайших заслуг Алексия стало возвышение первого общерусского, повсеместно почитаемого святого – Сергия Радонежского, в котором митрополит предвосхитил  идеологическо-религиозный символ объединения  Руси.
Слава Сергия была огромна уже при жизни, о нем знали во всех уголках Московской Руси и в сопредельных княжествах. А вот человек, который вывел Сергия из потаенного духовного поприща на авансцену церковной жизни – Алексий – почти неизвестен потомкам. Дмитрий Балашов в своей исторической эпопее исправляет эту досадную «забывчивость».
Если Дмитрий Балашов с первых же своих книг заявил о себе как о писателе историческом, другой современный классик русской литературы Борис Васильев известен прежде всего как автор бессмертной повести «А зори здесь тихие…».
Начинавший как драматург, по его сценарию был снят ставший культовым фильм «Офицеры»,  наибольшую известность писатель-фронтовик приобрёл в 1969 году после публикации в журнале «Юность» повести «А зори здесь тихие…» .
Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал её в номер.
В 1970 году повесть была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году «Зори» экранизировал Станислав Ростоцкий, создав еще один шедевр советского кинематографа.
К теме Великой Отечественной войны Васильев возвращался в повестях «В списках не значился», «Завтра была война»,  рассказах «Ветеран», «Великолепная шестёрка»  и других произведениях.
А вот к  исторической беллетристике Борис Васильев подошел с большим романом «Были и небыли», открывшем «Историю рода Олексиных» -  великолепном цикле романов о судьбах русской интеллигенции в позапрошлом столетии.
Роман «Генерал Скобелев» не входит в сагу об Олексиных, хотя его образ очень сочно и ярко был прописан еще в «Былях и небылях». Новая книга о легендарном русском полководце дополняет портрет Скобелева, повествуя о среднеазиатских походах русской армии.
А вот к романам  из истории Киевской Руси Борис Васильев  приступил в последние годы жизни. Один за другим выходят книги «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».
Роман «Ольга – королева русов», который вместе «Генералом Скобелевым» представлен в нашей коллекции,  — продолжение романа «Вещий Олег».
Ольга, дочь Олега, вошла в историю как первая славянская княгиня, принявшая христианство Но путь ее к вере был отнюдь не легок, а судьба — воистину трагична. В самом начале жизни — брак с нелюбимым. В зрелые годы — яркая и короткая, как вспышка, любовь, обреченная на разлуку и ненависть единственного сына, ради которого было принесено столько жертв.
Борис Васильев, как и Дмитрий Балашов был наделен редким даром – воплощать в плоть и кровь образы забытых предков. И его Ольга настолько же живой персонаж, как и девчонки из повести «А зори здесь тихие…».