Сто лет одиночества эпично и экзотично

Игнатенко Александр
   Вступление. После полупровала/полууспеха фильма "Хранители" от Зака Снайдера автор оригинала Алан "дерьма не пишет" Мур высказался, что не стоит судить режиссера слишком строго, ведь он сделал все что мог, просто первоисточник сам по себе не подходит для экранизации. И, честно говоря, Мур здесь не слабо покривил душой: "Хранителей" легко можно экранизировать, но только это дело явно не для любителя трехчасового хронометража, серых фильтров и дорогущих спецэффектов Зака Снайдера. Как по мне оптимальный формат для переноса на экран этого произведения: мини-сериал из 12 серий, причем с отдельным режиссером для каждой, чтобы уж точно показать насколько по-разному видят мир Роршах и доктор Манхеттен. И, знаете что, бюджет был бы куда меньше. Но сегодня я не собираюсь говорить о "Хранителях", я лишь хочу сказать, что слова Мура навели меня на мысль, что ведь действительно существуют книги, которые невозможно экранизировать. И моей любимейшей из них является прекрасный роман Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества".
      Писатель и его книга. Габриэль Гарсиа Маркес (06.03.1927 Аракатака - 17.04.2014 Мехико) - колумбийский писатель, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1982 год. Представитель литературного направления "магический реализм". Роман "Сто лет одиночества" является самым известным и, не побоюсь это сказать, самым лучшим его произведением. Что же такого необычного в этой написанной в 1967 году книге, что она до сих пор продолжает оставаться одной из самых необычных и в то же время актуальных вещей в мире?
      Противоречия. Во-первых стоит отметить, что роман полностью соткан из противоречий. Например, это одна из самых эпичных историй в мировой литературе, охватывающая несколько поколений одной семьи, события гражданской войны, многодневного наводнения, прослеживающая путь от основания до разрушения вымышленного города Макондо, но в то же время по объему книга меньше пятой части "Гарри Поттера". Серьезно, критики до сих пор спорят, является ли "Сто лет одиночества" романом или повестью и вряд ли когда-нибудь придут к однозначному ответу. Или вот другой пример: самая нашумевшая из не шаблонных книг современности "Облачный атлас" Дэвида Митчелла в первую очередь впечатляет своей необычной формой повествования, "пули, пробивающей матрешку". Без нее все шесть историй в принципе являются обычными представителями своего жанра и опубликуй их автор по отдельности или просто одну за другой весь эффект тут же пропал бы. В "Сто лет одиночества" форма предельно просто: сюжет движется от начала к заранее предопределенному концу. Увлекает и не дает оторваться от чтения именно содержание, скрытое в столь простой форме. Да, и сам принцип "магического реализма" по сути являет собой противоречие: Маркес описывает обычные, хорошо знакомые каждому, можно даже сказать будничные вещи, происходящие в Макондо и семье Буэндиа, но в то же время совсем рядом бродят призраки, летают циновки и происходит масса других невероятных чудес. Тем не менее, все персонажи воспринимают их как нечто вполне нормальное. В этом особенность созданного Маркесом мира: он невероятно близок к реальному и в то же время фантастически от него далек. И это еще одно противоречие.
      Непонимание. Во-вторых необычайность роману придает его экзотичность. Являясь памятником мировой литературы "Сто лет одиночества" никогда не сможет быть до конца вами понят, если вы не колумбиец. Будем откровенны: большая часть всего, что мы знаем о Латинской Америке, почерпнуто из источников страны под звездно-полосатым флагом, которые не предвзятыми язык не повернется назвать.Нам не знакомы их история, предания, литература, развлечения, образ жизни в конце концов - все то, на что опирался Маркес создавая мир романа. И даже если вы зададитесь целью узнать все это, то все равно не сможете воспринимать полученную информацию, как человек, усвоивший ее с молоком матери. Будем честны, для нас с вами "Сто лет одиночества" навсегда останется тайной и именно этим обусловлена его притягательность.
      Политика. В-третьих, политическая составляющая романа также весьма интересна. Не для кого не секрет, что Маркес придерживался социалистических взглядов, но в его описании гражданской войны обе стороны, либералы и консерваторы, показаны далеко не с лучшей стороны. Да, если честно, и разницы между ними особо никакой нет. Чем же вызвано отсутствие традиционного для писателя левых взглядов сглаживания острых углов и облагораживания героической фигуры из народа, превращения политического конфликта в классическое противостояние добра и зла? Все очень просто, в одном из интервью Маркес заявил: "Долг писателя в первую очередь состоит в том, чтобы писать хорошо". В его задачу входило максимально приблизить вымышленный им мир к реальному, а это значит, что в нем не должно быть изначально правильных и неправильных сторон. Как по мне, так если пишешь о войне, а особенно гражданской войне, делать это нужно как Маркес: правдиво, жестко и с юмором, не щадя ни одну из сторон, вне зависимости от личных симпатий. Если вы не готовы к такому, то лучше и не браться, поищете тему попроще.
      Одиночество. В-четвертых, нельзя не упомянуть тему одиночества в романе, настолько важную, что она даже была вынесена в название. В книге много героев, все они постоянно контактируют друг с другом, но тем не менее каждый из них по-своему одинок. Те, кому при рождении дали имя Аурелиано, изначально имеют одинокий вид, что означает, что судьбой им заранее предопределено одиночество. Вообще тема предопределения также играет очень важную роль в романе и его трагический конец предчувствуется едва ли не с первой строки.
      Секс. В-пятых, книге присуща невероятная сексуальная откровенность, особенно учитывая год ее издания. И это не тонкая эротичность "Книги Песен", это совершенно иной уровень. Честно говоря, я не могу припомнить больше ни один роман, где упоминался бы "песик-педераст, играющий роль альфа-самца", и, если такие и есть, то звания шедевра мировой литературы им явно не светит. Одним словом, секса в книге много, и, если вы ханжа, знакомство с гением Маркеса вам лучше начать с чего-нибудь другого.
      Персонажи. В-шестых, персонажи. Их много, они все разные, глубокие и способные меняться со временем. Я не буду описывать их, так как это очень сложно и про каждого можно написать не один десяток страниц, так что упомяну лишь нескольких особо запомнившихся представителей семейства Буэндиа: Мелькиадес, Урсула, полковник Аурелиано Буэндиа, Ребекка, Фернанда, Ремедиос Прекрасная, Меме, близнецы. Но если говорить о любимом характере, то это без сомнения будет Амаранта. Есть что-то необычайно притягательное в этой полной ненависти и похоти девственнице, невероятном сочетании невинности и порока. Следить за ее поступками, это все равно, что вглядываться в тьму: страшно, порой даже противно, но оторваться невозможно. Ну и черная траурная лента на обожженной руке это очень стильно.
      Путаница. Кстати, многие бросают читать "Сто лет одиночества", запутавшись в именах. Честно говоря, совершенно не понимаю таких людей. То есть да, в семье Буэндиа есть всего лишь два мужских имени: Аурелиано и Хосе Аркадио, да и женских едва наберется десяток, но насколько невнимательно надо читать, чтобы хоть кого-то с кем-то перепутать? Они ведь все совершенно разные. Да, и Маркес помогает, называя основателя рода исключительно Хосе Аркадио Буэндиа, хотя ту же фамилию носят все его отпрыски, а его младшего сына - полковником Аурелиано Буэндиа, даже когда это звание давно должно было остаться в прошлом. Так что, если вы внимательный читатель, никаких проблем у вас не возникнет, а если нет...просто помните, что классика мировой литературы не обязана быть легким чтивом.
      Почему нет? Так почему же все-таки невозможно экранизировать "Сто лет одиночества"? Прочитайте, и сами все поймете. Как можно даже надеяться воплотить на экране книгу, где нет ни одного толкового диалога, персонажи произносят по одной реплике на десять страниц и, как правило, не получает на нее ответа? Кино, в первую очередь, диалоговый вид искусства, как бы сильно оно не гналось за визуалом в последние годы. "Сто лет одиночества" - это именно повествование, рассказ, притча, если вам будет угодно. Так что, это одна из тех книг, которую вы никогда не увидите на большом или малом экране.
      Итог. Напоследок мне хотелось бы настоятельно посоветовать вам прочитать или даже перечитать "Сто лет одиночества". Это очень хорошая книга, которую, как по мне должен прочесть каждый, так что если вы еще сомневаетесь, настоятельно прошу это прекратить. Роман нравится далеко не всем, но, если ваши вкусы хоть немного совпадают с моими, вы точно не разочаруетесь. В конце концов, ничего подобного вам больше прочитать не удастся, ведь, как писал Маркес: "Родам прожившим сто лет одиночества не суждено дважды появится на земле".
      До свидашки, и помните, что Габриэль Гарсиа Маркес родом из Колумбии, где горячие не только блюда и климат, но и прекрасные девушки!