8. Старая, старая сказка

Анна Соломахина
Тирз.
Весь следующий день после ментального допроса ко мне никто не приходил, лишь отголоски мыслей неожиданного союзника изредка касались моего сознания. Лицо насупленного императора, когда Халкон чересчур воодушевлённо рассуждал о перспективах использования новобранца. Починка зеленоволосым целителем деревянного манекена, обмен ехидными ухмылками с фиолетовым Ага, этот тоже служит без фанатизма! Одобрительный кивок на догадку. Манипуляции с замком на таинственной двери, что мы недавно пытались вскрыть. Я аж вспотел от волнения.
- Вот это да, неужели я сейчас увижу, что там внутри? – мысленно воскликнул я.
- Не отвлекайся, - строго осадил Мовус, - смотри на последовательность действий и запоминай!
- Так, напротив замка начертить в воздухе спираль: один, два, три. Ага, из трёх кругов, - рисовать было некогда, оставалось проговаривать, чтобы лучше запомнить, - из нижней позиции черта вверх, потом влево. Затем что? А, конечно, кровь!
«Златовласка» разрезал ладонь и несколько раз сжал пальцы. Накачав, таким образом, нужный объём, он повернул кисть, густая жидкость потекла на печать, впитываясь без остатка.
- Судя по количеству, платочка хватит раза на три, - довольный голос заставил вздрогнуть, так неожиданно он прозвучал.
Я отвлёкся и пропустил окончание процедуры.
- Простой силовой пасс, чтобы подпитать процесс, - успокоил фиолетовый.
Дверь бесшумно отворилась на тщательно смазанных петлях. Пахнуло затхлым. Да, здесь явно давно не проветривали!
- Было бы чем, - усмехнулся ментальный проводник и окинул взглядом ровные стены без единого окна. Лишь пара отверстий в потолке намекала на наличие вентиляции.
Логично. Ведь дверь находилась в глубине коридора, уводившего внутрь горы. Даже не верилось, что сейчас я увижу святая святых императорского логова!
Скептичный хмык прошёл мимо восторженного сознания. Впрочем, вскоре до меня дошло, что ничего особенного в тайной комнате не наблюдалось: роскошный стол, вычурное кресло любимого дизайна правителя, пара кресел попроще и стеллаж с безделушками. То, что это пустышки я ясно видел по окружавшему их сиянию, точнее его отсутствию.
- Не отвлекайся! – в который раз за сегодня повторил Мовус.
Он украдкой поглядывал на пустую стену, зацепившись, почему-то взглядом за невзрачный с виду камешек в кладке.
- Это замок.
Да уж, долго бы мы тут сокровищницу искали…
- А разве на эту печать кровь не требуется? – вспомнил я про обещанные три раза.
- Нет, это внутренний замок, над ним не заморачивались. Тем более, что его ещё найти надо! – довольствие собой так и сочилось из него.
- А ты как узнал? – поторопился спросить и сразу же понял, насколько это глупый вопрос для менталиста.
- Точно! Знаешь, самокритичность тебе к лицу, впрочем, как и любому другому. А главное, полезна!
 

***
Пелагея.
Разобравшись с «бездарными», по мнению бывшего преподавателя, учениками, я обнаружила, что таковых практически не имелось. Расширенный тест показал неплохой уровень знаний, хотя я смела надеяться, что в конце года контрольные баллы будут значительно выше. Помнится, ещё до рождения Мары у меня неплохо получалось не только преподавать обязательную программу, но и побуждать к изучению дополнительного материала. Правда, тогда я была гораздо мягче… и счастливее…
Со временем боль от трагичной, но от этого не менее нелепой смерти любимого мужа слегка поутихла, отыгрываясь лишь раз в год, двадцать первого сухня  – день, когда я потеряла практически всё. Организм в эту треклятую дату напрочь отказывался вести себя нормально, и мне ничего не оставалось, как расслабиться и всласть порыдать, выпуская на волю запрятанные поглубже тоску и бесконечное одиночество. Единственное, что меня до сих пор держало на этой земле – наша дочка. Сейчас же каким-то непостижимым образом странная иномирянка прочно заняла своё место в надтреснутом сердце, а вместе с ней на его пороге топтался чешуйчатый, покорявший строгим, истинно мужским обаянием. Эх, не будь это сопряжено с огромным риском для всех нас, я бы только порадовалась за Светланку. С другой стороны, цепь последних событий вынудила вернуться в те места, где каждый уголок напоминал об Асташе, но при этом я поймала себя на мысли, что уже не вздрагиваю от воспоминаний. Делу неплохо помогал капитальный ремонт. Конечно, планировка осталась прежней, но обновлённые обои, занавески и более современная мебель существенно изменили общий вид. Даже аудитории и залы собраний казались шире и объёмнее за счёт замены тёмного дерева столешниц, скамеек и стеновых панелей на светлое.
Надеюсь, в закрытом разделе библиотеки они ничего не меняли, есть у меня в ближайшее время кое-какие планы на неё!
- Доброго вечера, Зоя, - поздоровалась я с библиотекарем.
- Здравствуйте, магистр, - почтительно отозвалась женщина средних лет.
- Я хочу поработать в закрытой секции, - я показала разрешение, что пару часов назад получила у Алёны.
- Можно и без него, - недоумённо пожала плечами старая дева, - вас включили в список допуска ещё в начале полугодия.
- Вы неправильно меня поняли, - я подивилась недоразумению, - я имею в виду не зал преподавателей, а депозитарий, - для него требовалось личное разрешение директора.
- О-о, - непонятное изумление просвечивало сквозь толстые стёкла бифокальных очков, - прошу прощения, просто вы первая, кто им заинтересовался за последние пять лет!
- Ничего удивительного, - успокоила я женщину, - кому нужны устаревшие книги трёхсотлетней давности, - именно с этим сроком монографии отправлялись в пыльную ссылку.
- Позвольте, я вас провожу, - подхватилась Зоя, вынимая из шкафа бутылочку масла.
Чувствую, впереди много неожиданностей!
- Вы уж простите за неудобство, - суетливые движения, сопровождавшие смазку застоявшихся петель, начинали раздражать, - с этими учениками сюда никак руки не доходят!
Я и без неё знала, что может сотворить с учебником даже не самый неряшливый студент, причём не единожды, так что попросила обойтись без реверансов (с дочкой как-то ездила в Парижскую школу, когда её выбрали для совместной научной работы среднего уровня , там и нахваталась занимательных словечек). Наконец, после пятиминутного боя со старым замком, двери бесшумно отворились (после такого количества масла удивительно, как не слетели) и я полной грудью вдохнула пыль веков, причём в буквальном смысле этого слова!
- Спасибо… дальше я … сама, - сквозь непрекращающийся чих я вытолкала особо не сопротивлявшуюся тётку и мстительно решила настучать на неё Алёнке. А то, ишь, грязь развела!
Развесив вдоль длинного коридора с десяток светлячков, я побрела по серым сугробам. Оригинальные кружевные занавески, искусно исполненные трудолюбивыми пауками, придавали стеллажам инфернальный вид.
«Разве можно так обращаться с книгами? Тем более древними! Интересно, а куда директор смотрит?» Спустя десяток метров и парочку нелицеприятных фраз я добралась до тринадцатого ряда и поднырнула под липкий ламбрекен. Так, теперь до стены, двадцать третий снизу, третий справа потрёпанный временем камень. Я снова чихнула, сообразив, наконец, поставить на лицо воздушный фильтр, пока совсем не расклеилась.
Когда-то, ещё сопливой студенткой третьего курса я работала в этом каменном мешке по протекции своего магического руководителя над старинным справочником редких трав, в коем нашла прелюбопытнейшую закладку. На ней была написана полная белиберда, принятая мной за краткие пометки предыдущего чтеца. Но, как я ни силилась уловить хоть какое-то подобие системы, не могла связать между собой и трёх рун. Тогда я решила использовать неисписанную сторону по её прямому назначению. Дальнейшая история таинственного клочка не поддаётся никакому объяснению! Соседка по комнате заинтересовалась странным порядком знаков, её ухажёр – любитель всяческих древностей нарыл какой-то старинный шифр, и в результате получилась вполне читабельная инструкция. Естественно, мы всеми правдами и неправдами выбили себе пропуска и отправились на поиски клада.
- Ого, да этой книге не меньше тысячи лет! – сходу распознал вид орнамента, украшавшего массивную обложку, Стас.
- Да ты что? – охнула Велька, вцепившись в ветхие страницы и оттянув на себя, чтобы лучше разглядеть диковинку.
- Руки! – воскликнул парень очень, кстати, симпатичный.
- Ладно, ладно, тебе лишь бы старьё не повредить! – недовольно буркнула девушка.
- Тебе не понять! - сурово отрезал Пец .
- Куда уж мне, - ещё больше насупилась Велеслава.
- Хватит спорить, - упрекнула я парочку, - смотрите, здесь дата стоит. Ух ты, её издали ещё до Реформы !
И теперь, спустя более двадцать лет, абсолютно точно помню порядок действий: руна истины, пятьсот чар  для активации, а теперь вдавливаем камень в стену. Часть кладки растворилась в серую дымку, и я вслепую сунула руку в тайник. Да, она всё ещё здесь! Древняя редакция Вед! Надеюсь, раздел о драконах здесь без купюр…

***

Тирз.
Наконец, его императорское величество, Афстир Исхус Агриот из клана Хризостанов, соизволило вернуться к государственным делам и отбыло на Эфалию к своим многочисленным подданным! По такому случаю Халкон устроил небольшой, можно сказать «семейный» ужин своей команды, заодно официально представил меня в качестве нового члена.
С лекарем, мглой и менталом я был уже знаком, а вот остальных видел лишь мельком. В незнакомцах остался мощный лысый мужик с синеватой щетиной и молодой белобрысый парнишка. Причём, если у Окса брови и ресницы были стального цвета, то у этого белело всё. А бледно-розовые глаза делали его похожим на крысу.
«Так вот кто меня подморозил!» - признаться, это бледное нечто с трудом соотносилось с мужским полом, не то, что с членом элитного имперского отряда.
- Внешность обманчива, - прокомментировал Мовус.
- Слушай, а ты со всеми так переговариваешься?- я подошёл к стоявшим парням и слегка наклонил голову в качестве приветствия.
- Конечно, в данный момент мы с Прасом обсуждаем, сможешь ли ты уложить Галаза в первом спарринге или нет, - фиолетовый пожал всем руки, а зелёного хлопнул по плечу.
- С кем? Кого? – я запутался в именах.
- Ш-ш, успокойся, сейчас всё узнаешь. Но если что, я ставлю на тебя!
И на том спасибо!
Командир вошёл в гостиную и сходу стал представлять нас друг другу. В новом качестве, ага, в бою-то мы уже давно «перезнакомились»!
Темнокожего укрывателя звали Араз. Да-да, он был весьма специфической внешности, и откуда, только, взялся? С широким приплюснутым носом, губищами на пол-лица, упругими кудрями и белоснежными зубами, сверкающими особенно сильно на контрастном фоне. Я таких никогда не видел, все, кого я знаю, отличались лишь цветом волос, не считая индивидуальных особенностей, конечно. А тут нате вам, полное соответствие масти. Он довольно дружелюбно дёрнул уголком рта и крепко пожал протянутую руку. Курчавые волосы сегодня были странно заплетены: вроде и не косички, но что-то смутно похожее. Как будто он очень долго не мыл голову, и кудри свалялись в мохнатые жгуты. Сомнительное зрелище, скажу я вам!
Зелёный, а именно он оказался тем самым спорившим Прасом, хитро подмигнул лимонным глазом и тряхнул такой же странной причёской, что и его соратник. «Это что, новая мода или командный дух? Если последнее, то я не согласен!»
К счастью, остальные ничего такого с волосами не сделали, не считая лысого, конечно, именовавшегося Галазом. «Интересно, какая у него масть?» Судя по щетине и немного морскому запаху он, скорее всего, из синих. Хотя, вполне может оказаться и каким-нибудь метисом, вроде меня. Признаться, некоторые виды только выигрывали от смешения крови. Взять того же белого… Моим брату и сестричке другая кровь явно пошла на пользу, а здесь смотреть без дрожи не могу. Звали его соответственно – Роу. Сразу и не поймёшь: мужское имя или женское…
От шагнувшего к столу лекаря приятно пахнуло лимонником, а вот от морозного запаха белого даже в носу засвербело. Еле сдержался от чиха!
Рассевшись вокруг тяжёлого дубового стола, мы разлили вино по кубкам и стали накладывать жареное мясо. Разнообразием и изысканностью здешняя кухня не блистала. Сразу видно, что во главу угла ставилась сытность блюда и острота приправы. После пары капель красного соуса захотелось изрыгать огонь даже в человеческой ипостаси. «Эх, сейчас бы той Светланкиной пиццы с груздями! И маминого джема…» Сладкое, кстати, тут вообще не жаловали, подав на десерт чесночные булочки.
- Завтра с новеньким работает Галаз, - покончив с едой, заговорил Халкон.
У лысого от предвкушения даже улыбка прорезалась. Хищная, жёсткая, скорее уродовавшая лицо, нежели украшавшая. Мовус многозначительно кашлянул, а Прас азартно потёр руки.
- Потом Прас, Роу, ну и на сладкое Мовус.
«Интересно, фиолетового кто-нибудь смог победить? Ведь он любой удар заранее видит в голове противника».
- Роу один раз, - признался менталист.
- Он? – сказать, что я удивился, это значит, ничего не сказать, - а я подумал на Галаза.
- Я же говорил: внешность обманчива. Он очень быстр, и мозги у него набекрень. Такого читать, что в грязном пруду с пиявками купаться. Никогда не знаешь куда цапнут!
Брр!

***
 
Пелагея.
Никто из нас тогда так и не прочёл древнюю книгу до конца. Во-первых, поджимало время: учёба, невозможность вынести раритет за порог хранилища, личная жизнь, в конце концов. Я как раз познакомилась с близким другом Стаса и познала сладость первого… Так, не отвлекаться! В общем, я успела прочесть только первую часть про богов, мало отличавшуюся от того, что мы проходили на «Мирооснове» и «Слово о полку Игореве» из второго раздела. Вот здесь-то и начались интересности: Ярославна, оказывается, не ограничилась молитвами к Днепру - Славутичу, а действительно обернулась кукушкой и много что хорошего сделала. Например, поклевала половцам глаза, что угрожали любимому Игорю.
«Интересно, это вырезали из шовинистических соображений, дабы не умалять доблесть князя или переписчики просто не любили кукушек?»
 Да ещё Стас пересказал жутковатый вариант былины о Садко. В принципе, современное изложение подводных приключений древнего богатыря мне нравилось значительно больше, хотя и отличалось от древней версии, как любовный роман от мрачного ужастика. Пец от последнего был в полном восторге.
Теперь я целенаправленно искала что-нибудь, связанное с драконами. Ветхие страницы, даже укреплённые защитными чарами, казались чересчур хрупкими. Казалось, чуть сильнее возьмёшься за лист, и он рассыплется.
- Алёша Попович и Тугары, не то. Илья Муромец и Соловей Разбойник… Ой, вот это да! - я не могла отвести глаз от красочного изображения боя. - Да, судя по картинке, здесь тоже без намотанных на деревья кишков не обошлось!
Наконец, я наткнулась на сказание о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче! Так, начало, вроде то же: нападения на стада (вот проглоты!), явление богатыря на Сорочинскую гору, договор, умыкание Забавы… а вот тут начинается самое интересное!
- И выходит тут змея было проклятое
Да из той было пещеры из змеиною,
И сама же тут Добрыне проговаривает:
«Ах ты, душенька Добрынюшка Никитинич!
Ты порушил свою заповедь великую,
Ты приехал нунь на гору сорочинскую
А топтать же моих маленьких змеенышев».
Говорит же тут Добрынюшка Никитинич:
«Ай же ты, змея проклятая!
Я ли нунь порушил свою заповедь,
Али ты, змея проклятая, порушила?
Ты зачем летела через Киев град,
Унесла у нас Забаву дочь Потятичну?

И выходит Забава свет Потятична,
Руки белые в бока уперевши:
«Шёл бы ты, Добрынюшка, возвращался
Во земелюшку родную, ко матушке своей,
А нам не мешал бы счастье строить семейное
Медовый месяц с милым проводить!»
На меня накатила волна безудержного смеха. Перед глазами так и встала боевая девица, ради личного счастья не убоявшаяся даже богатыря. Чем-то они со Светланкой похожи!
- Ладно, что дальше? Ага, любовь у них со змеем случилась, причём давно, да всё боялась девка гнева родительского. А когда родной батюшка решил выдать её за старика плешивого, не выдержало сердце девичье и позвало змея родимого.
Да, интересный вариант развития сюжета! А что там Добрыня?
Выслушал он историю слезливую да пожалел девку непутёвую и отправился обратно в Киев-град с непростой дипломатической миссией. С тех пор и пошла дружба между крылатыми и человеками… Интересно, сколько сказочке лет?
Я сидела на пыльном полу и улыбалась, как объевшийся сметаны кот.

***

Станислав.
- То есть ты понятия не имеешь, кто мог желать смерти магистру Буториной? – устало закруглил я допрос последнего ученика.
- Нет, - дрогнувший голос намекал, что желали-то почти все не сдавшие зачёт, но реальную возможность воплотить мечту не имели. Ни одной ниточки к месту преступления, ни одного мало-мальски весомого мотива…
- Свободен, - осчастливленный свидетель оперативно сделал ноги. Сообразительный.
Наконец-то! А то последние три недели проходили настолько одинаково, что я порой сомневался в собственном рассудке. Практически идентичные показания о покойной: среди учеников неприязнь и страх, у коллег недоумение и раздражение высокомерным поведением. Зачем её вообще здесь держали? Полынь, как педагог, на порядок её выше, давно пора было позвать!
Да, не очень хорошо мы тогда с ней поговорили… Я, как обычно, задал стандартные вопросы «когда, куда, зачем», а она слишком нервно начала реагировать, особенно на интерес к племяннице. Посторонний, может, и купился бы на её вежливость, но я-то знаю, что, когда она говорит короткими односложными фразами и качает ногой, значит, очень хочет послать собеседника куда подальше. Странно, я просто полюбопытствовал о подробностях происхождения своей будущей ученицы (если, конечно, она не сглупит и не выскочит замуж за своего деревенского недотёпу). Нет, такое сочетание качеств, как у неё глупо тратить на сельскую жизнь: огонь в активе, песенная магия плюс ментальные способности!
Женщины, они вообще непонятные существа! Одни без оглядки рискуют жизнью по довольно глупым поводам, например, Светлана. Другие готовы использовать любого неравнодушного к ним мужчину для достижения своих «высоких» целей: получить деньги, занять более веское положение, убить соперников… Или просто пройти мимо того, кто был тебе якобы дорог, но так несвоевременно влип. Но при этом изображать из себя этакую трепетную газель, несчастную жертву обстоятельств. Всякие встречаются. Нет, чтобы как мы, мужики: спокойно, рационально проанализировать, расставить приоритеты и жить спокойно, не вводя никого в заблуждение относительно своего характера и преследуемых намерений!
Да, жизнь многому меня научила, пусть и довольно жестокими методами, но от этого я стал только сильнее! Вот и Пелагея вернулась, наконец, к нормальной жизни, уехала, из той глуши, куда сбежала семнадцать лет назад. Что же не радуется старому знакомому? Ладно, пойду-ка я спать, завтра у нас с Радиславом полевые работы.
Самым продуктивным оказался разговор с преподавателем артефакторики Радиславом Буруновичем. Во-первых, он имел тесный контакт с Татьяной незадолго до её убийства и поведал о повышенном интересе к происхождению кольца. Единственного, кстати, уцелевшего предмета в этой непонятной истории. Во-вторых, вызвался помочь в исследовании места преступления, ведь по поводу силы, сотворившей с телами и домом Брых знает что, мои эксперты пока ничего вразумительного сказать не смогли. Штатный огневик, долженствовавший пояснить природу пожара, лишь развёл руками, а некромант не нашёл никаких следов тёмных чар, не считая остаточных эманаций из подвала. Так что пусть этот неожиданный доброволец в большей степени теоретик, но свежий взгляд не повредит!
С этими приятными мыслями я и наткнулся на свою давнюю знакомую, порхающую в середине ночи по пустынным коридорам Школы. Глаза радостно сияли в отблесках магических светильников, задорная улыбка необычайно её молодила.
- Так, и что мы здесь делаем в комендантский час?