Письма правнукам 11

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Детки мои, наверное, вы уже взрослые, но для меня, голоса из прошлого, будете всегда маленькими. Давайте сегодня на повестку дня поставим вопрос памяти. Выбрала я его не случайно, ведь память - это нечто, что сопровождает нас всю жизнь. Всплывают яркие образы, цветные картинки. Бывает так, что некоторые вещи хочется забыть, но наша головушка все откладывает на свои полочки, только о чем-нибудь подумаешь - и вот оно...
     Безусловно, в нашей жизни встречаются люди знаковые, так сказать, которые сознательно или бессознательно, но повлияли на наш выбор, нашу судьбу. Мы служим обществу, своей профессии, каким-то идеям, и это хорошо. Но задавали ли вы себе вопрос: кому мы, по большому счету, нужны на склоне лет? Как ни горько осознавать, но, кроме своих близких, никому. Вот пара примеров.
     Давным-давно снимала я квартиру в Воронеже у милой пожилой женщины, дочки священника. Она мне тогда, на заре моей комсомольской юности, рассказала маленькую историю, которая почему-то запомнилась. Была у них в селе активистка Зина. Все свое сердце отдавала новому строю и делу революции. Как кого раскулачивать - она первая тут как тут. Все в пользу нового государства, все для устройства счастливой жизни на селе. Ох, и настрадались же от нее люди! В борьбе с видимыми и невидимыми врагами был весь смысл ее жизни. Семью она так и не создала, жила одиноко, а потом пришла немощь. Вот когда Зинаида осознала, что никому не нужна. Жители села потихоньку подкармливали ее, стараясь не вспоминать прошлое, перед ними была заброшенная старуха, а на Руси заведено жалеть.
    А еще не так давно в социальных сетях я познакомилась с прекрасным человеком. И фотография, и манера письма - все говорило о его порядочности. Он был очень болен, измучен многолетним недугом, болезнью Паркинсона. Похоже, этот человек умер,  вот уже с год я его не могу найти. Он рассказал, что был очень уважаемым человеком, заместителем руководителя большого завода. Когда  заболел, сначала многие люди навещали его, поддерживали. Но жизнь шла своим чередом, у всех проблемы, встречи, расставания. "Знаете, кто все эти годы навещал меня?"- спрашивал он. И отвечал: "Одна старенькая уборщица." Кто знает, что бывший начальник сделал тогда для этой уборщицы, или сердце у нее было доброе, однако факт: позабыт-позаброшен. Только дочка ухаживала за ним.
     Помню, как мама моя плакала от умиления, когда сломала бедро, из-за того что ее несут на носилках два собственных внука, уже выросших и даже немного возмужавших. Именно в такие моменты понимаешь, что такое продолжение рода, родная кровь. 
     Все это я поведала вам, чтобы напомнить о ценностях семьи. Только моя семья поддерживала меня в трудные моменты, только моей семье я нужна такая, какая есть. У меня много хороших знакомых, не так уж много настоящих друзей ,  а какие коллеги чудесные, но я рада, что мне не приходится говорить: "Иногда чужой лучше своего", хотя и кажется, что многого недодала своим близким. Стыдно сказать, но после меня из ценного останутся, наверное, вот эти несколько писем, этот монолог с вами, правнуки. Накопить к старости ничего не смогла. Может, хотя бы добрая память останется.
     Я старалась работать на совесть. Можно сказать, горела на работе. В школе "не гореть" нельзя. Бывало, сижу дома, тетради проверяю, вся погружена в них. Дочке что-то надо, зовет:"Мааам, мааам!" Я  - ноль эмоций. Тогда она: "Татьяна Николаевна!!!" - Я сразу голову вскидываю:"А? Что?" И тут исходит просьба. А как мои дети дружно хихикали, когда я клевала носом за столом над тетрадками! Конечно, семнадцать лет работы в одной школе не прошли даром. Я так и осталась учителем, и если мне рады мои бывшие ученики, здороваются их родители, то все было уже не напрасно. А обладай я огромной или хотя бы небольшой властью в рамках родного городка, то не смогла бы понять, искренни ли люди со мной. А теперь мне дочка говорит: "Мама, помнят тебя, подходят ко мне, тепло отзываются, даже помогают, если узнают, что я твоя дочь". И мне становится радостно от того, что я не вынудила ни одного человека гнуть передо мной шею, что мое добро идет дальше по свету. Не топчите никого вокруг, может, не затопчут и вас.
    Заводы  и фабрики будут выдавать продукцию, в школах и больницах будут другие учить-лечить, а годы бегут, летят, мчатся. В старости  остается надеяться  мне только на детей, внуков, сестру, племянников. На тех, кто делил со мной повседневные заботы, на тех, кто делился ими со мной. Именно наши близкие будут с интересом слушать о том, как вы разбили коленку или расстались с возлюбленным, о "хвостах" в вузе или о злыдне-начальнике. А потом помолятся за вас да еще дадут из скудных сбережений  деньжат на дорожку.  Детки мои, как бы вы ни светили,  как бы ни "звездили", помните о семье, о своих близких. Они нуждаются в вас, а вы, поверьте, в них.
2016