Друзья-товарищи

Владимир Юсов
                Друзья – товарищи

    В провинциальном городе N к началу 2000-х годов почти совсем не осталось промышленных предприятий. Население спасалось куплей-продажей – кто что мог. Молодёжь разъезжалась из города N : кто-то подался в  крупные города реализовывать свои амбиции, кто-то искал счастья за рубежом.
   Но не все уезжали. Были и те, кто остался – «идейные», «сдвинутые», не желающие никуда уезжать принципиально. Такими были наши два героя, два друга – Серёга и Пашка.
   - Не поедем мы ни в Москву, ни в Питер. Зачем это? – говорил Серега своему другу, развалившись на стуле в институтском буфете и потягивая колу. – Пашка, да не надо нам с тобой это. Поверь!
  Пашка сидел напротив за столом, уплетая сахарную булку-восьмёрку, запивая компотом.
  - А может рвануть всё-таки в Москву. Там больше возможностей, - проговорил Пашка, допивая компот. – Хотя, кому мы там нужны со своими дипломами.
  - Неа, нужно оставаться здесь. Если есть голова, мозги, - Серёга подмигнул Пашке, - а у нас они есть, мы и в нашем городишке сможем многого добиться. Поверь мне! - торжествующе подытожил он.
   Мимо столика ребят прошла девушка, направляясь к выходу.
  - Послушай, Тань, - окликнул девушку Серёга. – Поможешь с дипломом, а? – испытующе глядя на Таню,  повелительно, спросил Сергей.
  Девушка робко повернулась к ребятам. На её лице читались изумление и испуг, потом она поджала губки, что-то соображая и глядя в пол.
  - Да, да, конечно, я помогу,  - пролепетала Таня, приняв решение. – У тебя, ведь, тема с финансовым анализом связана, да? Позвони мне, я обязательно помогу, - говорила девушка, теребя сумочку.
 – Ну я пошла, пока.
   Когда Таня скрылась за дверями буфета, раздался победоносный возглас Сергея: « Есть! Получилось! Ура!».
 Паша был поражён не меньше отличницы Тани. Он перестал уплетать булку и сидел неподвижно с полным ртом, изумляясь происходящему.
  -  Отомри, - игриво скомандовал Сергей.
  - Это что было? -  медленно пережёвывая, спросил Паша. – С чего это вдруг Таня будет тебе диплом помогать делать? Ну-ка, колись, что ты такое с нашей отличницей сотворил, она стояла, ни жива, ни мертва, чуть сумочку из рук от неожиданности не выронила?
  - Слишком много вопросов, - Сергей вальяжно сложил руки на груди. – А всё очень просто. Я через своего дядю, да ты его знаешь, помог отцу нашей Тани лечь на обследование в кардиоцентр. Я случайно услышал, что её отцу нужно срочно обследоваться (проблемы какие-то с сердцем), но попасть туда практически невозможно, очередь на год вперёд. Таня сначала отказывалась, но потом согласилась. И вот…, - Сергей сделал многозначительную паузу, - теперь она поможет мне сделать диплом.  Долг, как говорится, платежом красен, - закончил он, довольный собой.
   - Слушай, - нахмурившись, проговорил Паша. – Как-то нехорошо, по-моему, получается. Я думал, ты бескорыстно, от души помог.
  -  Ладно, не суди, да не судимы будем, - отмахнулся от друга Сергей. – Да все сейчас так живут:
 ты мне, я – тебе. Что тут такого? Слишком ты, Паша, честный. Честность твоя тебя и погубит. Поверь мне!
  - Ну, не знаю, - поморщившись, сказал Паша. – Это как-то не по мне. Вот если бы Таня сама тебе предложила, тогда…
  - Да ладно, - прервал друга Сергей, - я, может, помог ей сделать шаг, преодолеть скромность. Она, наверняка, сама хотела меня отблагодарить, - весело сказал, глядя на часы Сергей. – Паш, пойдем. Засиделись мы, на лекцию опаздываем.

   Спустя несколько месяцев, Паша и Сергей защитили дипломы. В течении следующих двух лет они сменили несколько мест работы, пытаясь использовать институтские знания. Но это была низкооплачиваемая, бесперспективная работа. К тому времени друзья обзавелись семьями, которые надо было содержать. Так и привела их судьба в только что открывшуюся, никому доселе неизвестную небольшую торговую компанию, которую вдохновенно «раскручивал», именуемый входившими тогда в моду эпитетами ,  харизматичный и амбициозный предприниматель, лет на 7 старше наших героев. Анатолий Владимирович – так звали предпринимателя – делал ставку на молодежь. Он, пожалуй, первым в городе N начал строить компанию, основанную на «западных» подходах к построению бизнеса. Обучение персонала, тренинги, карьерный рост, корпоративный дух, корпоративная этика, маркетинговые акции, дистрибьюция – всё это было так ново и необычно для небольшого провинциального города. Компания быстро росла, бизнес расширялся. Работать в компании Анатолия Владимировича стало престижным, об этом мечтали многие. Она имела репутацию солидной компании, в которой трудится команда высококвалифицированных профессионалов.
  Работая в такой команде, Сергей и Паша спустя 10 лет выросли до руководителей отделов. Это были обособленные, не связанные между собой подразделения компании. Всего их насчитывалось пять. У каждого из наших героев имелась своя команда, свои методы продаж. Это были лучшие отделы компании. Ребята трудились « в поте лица» и достигли почти вершины в карьерном росте. Выше был только генеральный директор – Анатолий Владимирович.    Вот уже более 10 лет он вёл свою компанию по бушующему морю торговли, обходя опасные места, блестяще справляясь с очередными экономическими кризисами, умело управляя своим «кораблём».
   На очередном общем собрании Анатолий Владимирович, поблагодарив своих сотрудников за рост и процветание компании, объявил, что считает необходимыми структурные изменения в управлении компании.
 « Я принял решение, - начал он, поглядывая на сотрудников,  - учредить должность директора по продажам компании. Надеюсь, что  это позволит увеличить  продажи за счёт эффективного управления.  Руководители отделов будут подчинены директору по продажам, и это будет второй после меня человек в компании.
Понятно, что занять такую должность сможет человек, давно работающий в нашей компании, знающий все тонкости, - после небольшой паузы продолжал Анатолий Владимирович.
В нашей компании  5 руководителей отделов. Каждый из них имеет шанс занять новую должность. Я решил запустить соревнование между отделами, в котором будут  замотивированы все без исключения работники отделов. Каждому отделу будет поставлен план, который руководители отделов разобьют на индивидуальные планы сотрудников. За выполнение плана – премия в размере 10%,  - Анатолий Владимирович окинул взглядом собравшихся, понимая, что попал в цель.
 Побеждает тот отдел, где перевыполнение плана будет максимальным. Соответственно, занять должность директора по продажам сможет руководитель победившего отдела. Соревнование стартует с первого числа следующего месяца и будет продолжаться 2 месяца. Ну что ж, - подытожил Анатолий Владимирович, глядя на оживлённо обсуждавших это известие сотрудников, - желаю всем успеха. Руководители отделов подойдите за планами ко мне».
   - Ну, что, Серёга, -  сказал воодушевлённо Паша, разглядывая полученный план продаж. – Пусть, как говорится, победит сильнейший, - и он с улыбкой протянул  руку.
Сергей холодно посмотрел на Пашу, кивнул и, молча, пожал руку.
   
    Это соревнование всё изменило. Сначала Сергей, впервые за много лет, не пригласил Пашу с семьей на день рождения сына, сославшись на ремонт. Потом на приглашение Паши съездить в лес в выходные сослался на усталость и отказался. Ещё недавно ребята дружили семьями, ходили  друг к другу в гости, на семейные праздники. Выезжали на природу, жарили шашлыки, рыбачили. Весело проводили время. А теперь…
  Как-то Паша проходил по коридору в офисе и невольно стал свидетелем разговора Сергея с женой: «… Я сделаю всё, чтобы победить, – услышал он за дверью раздражённый голос Сергея . – Да всё у меня в порядке, Лена.  Я к этому шёл всю жизнь…».
  Паша остановился на мгновение и, приняв решение, направился к кабинету генерального  директора.
   - Анатолий Владимирович, можно? – постучав, спросил Паша, приоткрыв дверь.
   - Паша, привет, заходи, - демократично встретил Пашу ген.директор, набирая что-то на клавиатуре ноутбука.
    - Присядь, подожди пару минут, сейчас письмо отправлю.
    Паша сел на предложенный стул. Прямо перед собой на столе он увидел фотографию в позолоченной рамочке – руководители отделов все вместе пару месяцев назад на пикнике.
   - Удачная фотография, живые эмоции…, - прервал воспоминания Паши Анатолий Владимирович. – Ну, я слушаю тебя, ты ведь не просто так зашёл?
  - Да, верно, - Паша крутил в руках карандаш, лежавший на столе. - Анатолий Владимирович, понимаете, я не могу  участвовать в соревновании, я хочу выйти.
  -  Что значит - не могу участвовать? – недоуменно посмотрел на Пашу Анатолий Владимирович. – Ты хочешь сказать, что тебе не интересно работать в нашей компании, тебя не интересует карьерный рост? Да любой бы из твоих соперников ни за что не стал бы отказываться, тем более на заключительном этапе, когда у тебя есть все шансы победить.
Паша молчал.
  - Может быть причина в чём-то другом, - спросил ген.директор, пристально глядя на Пашу.
  - Анатолий Владимирович, я очень благодарен Вам за всё, что Вы мне дали за столько лет, и мне очень нравится работать в Вашей компании. Но есть вещи, которыми я дорожу и не готов разрушить их ради карьеры.
  - Да, Паша, - вздохнул Анатолий Владимирович. –Такого поворота я не просчитывал, когда задумывал эту акцию. Ну, положим, повредить соревновательному духу твоё решение вряд ли сможет, - вслух размышлял он. – А вот придать изюминку, внести интригу определённо сможет. Слушай, это интересный ход. А это не скажется негативно на твоём отделе?
  - Да что Вы, Анатолий Владимирович. Вы же знаете, мои ребята выкладываются по полной, сделают всё, чтобы победить. План уже давно выполнен.
 - Ну что ж. Я не могу тебя заставлять. Но мне жаль, что ты, возможно, упускаешь свой шанс.
В конце дня на доске с итогами соревновательного марафона появилось подписанное ген. директором сообщение о том, что Емельянов Павел принял решение не участвовать в борьбе за должность директора по продажам. Остальные условия соревнования остаются в силе.
  Соревновательному духу это сообщение ничуть не повредило, как и предполагал Анатолий Владимирович. Наоборот, к концу акции борьба между отделами достигла небывалого накала, результаты менялись ежечасно — то один отдел выходил вперёд, то другой его обгонял. До последнего дня не было явного лидера этой гонки. Но всё когда-то заканчивается.
  Победитель определился в последние минуты до завершения гонки — отдел Сергея Фролова с небольшим перевесом обогнал по результатам отдел Павла Емельянова. Вот так. Естественный отбор вывел        на вершину менеджмента компании Фролова Сергея.
  Сергей по праву занял должность директора по продажам. Сотрудники его отдела, понимая, что у них будет новый шеф, с облегчением вздохнули — победа далась не просто. Все в компании знали, что Сергей — жесткий, авторитарный руководитель. Это приносило хорошие результаты в торговле, но в области человеческих отношений был полный провал. Лучшие порывы, которые когда-либо возникали в душе Сергея, были навечно спрятаны в её глубинах. Освободить их оттуда могло только Чудо.
   Сергея боялись и недолюбливали. Павел же пользовался уважением за порядочность и редкую честность, отвергая ложь, обман, хитрость в любых проявлениях. Есть люди, которые ради денег и власти готовы на всё. Ими движет алчность. Не дай Бог, встать у такого человека на пути – перешагнёт через любовь, дружбу не задумываясь. Сергей был болен этим недугом.

  Анатолий Владимирович увлёкся новыми проектами и полностью полагался на Сергея. Конечно, он интересовался результатами , а они были идеальны — компания процветала.
  Вскоре, приказом нового начальства Павел был переведён руководителем нового отдела. Его назначили «развивать новый контракт», как одного из самых опытных работников компании. Но все понимали, что это назначение — профессиональное понижение. Предыдущие два дистрибьютера, занимающиеся этим контрактом, отказались от него как от неперспективного. Но Павлу не впервой было развивать новые контракты. Он энергично взялся за дело. Контракт потихоньку начал «раскручиваться». Но планы, которые утверждал для отдела директор по продажам , были нереально завышенными. Выполнить их было невозможно.
  Павел пытался поговорить с Сергеем, но тот избегал серьёзного разговора, ссылаясь на занятость. Понимая, к чему всё идёт, Павел, улучив удобный момент, вошел в кабинет своего начальника.
  - Сергей, давай поговорим, - с порога начал Павел, но наткнулся на суровый взгляд.
«Как же он изменился, где же тот Серёга, которого я знал» - опешил Павел.
  - Ну, садись, - пригласил присесть товарища Сергей. - Давай поговорим.
  - Ты же понимаешь, - немного волнуясь, говорил Павел, - планы, которые вы ставите — нереальные, необоснованные. Мы же с тобой не первый год работаем. Контракт можно развить, я это вижу. Но надо всё делать постепенно, аккуратно. И тогда всё получится, - порывисто объяснял Павел, глядя в непроницательное лицо своего начальника.
  - Ты опытный руководитель, Паша,  - откинувшись в кресле, спокойно говорил Сергей. - Придумай что-нибудь. А планы изменить не в моей компетенции — их выставляют представители компании.
 - Да, но ты же можешь всё объяснить, обосновать, чтобы планы были реальными...
- Слушай Паша, - жестко и отрывисто произнёс Сергей, начиная терять терпение. - Планы меняться не будут. А за невыполнение плана 3 месяца подряд отдел будет сокращён как неперспективный. Поскольку, свободных вакансий в нашей компании для тебя сейчас нет — ты тоже будешь уволен. Поверь мне, это реальность. А у тебя, - Сергей деловито заглянул в таблицу результатов, - невыполнение плана в 2-х предыдущих месяцах. Сейчас на исходе третий месяц. И у тебя опять невыполнение на сегодняшнюю дату, - всё больше распыляясь, на повышенных тонах говорил он. - Я работаю хорошо. И от тебя жду того же. По правде сказать, создаётся впечатление, что  ты  не хочешь работать. Конец года, Паша. Новый Год «на носу». Зачем тебе такие сюрпризы. Я верю в тебя, Паша.- Сергей глубоко вздохнул. - Иди, делай план, - мягко проговорил он, - или...

  Ошеломлённый Павел ехал, сам не зная куда. Такого он никак не мог ожидать. «Да, прав был Серёга: моя честность меня погубила». Купив пару коробок конфет, Павел припарковал автомобиль на стоянке около супермаркета. Это был его давний и один из лучших покупателей.
 - Здравствуйте, Лена, - приветствовал Павел симпатичную девушку в кабинете с табличкой «товаровед». - Это Вам, с наступающим Новым Годом, - улыбнувшись , Павел положил конфеты на стол.
 - Ой , спасибо, Павел. И Вас с наступающим.
 - А Ольга Сергеевна в магазине? - осведомился Павел.
 - Нет, она уехала на праздники к сыну.
Улыбка «сползла» с лица Паши. Ольга Сергеевна была последней надеждой. Только с помощью её магазинов можно было попытаться сделать этот план. Лена, увидев изменившееся лицо Павла, испуганно проговорила:
 - Что-то случилось, Павел? Вы как-то помрачнели.
 - Вы, понимаете, Лена. Мне нужно сделать у вас заказ. Но без Ольги Сергеевны это невозможно, ведь так? Она всегда их лично утверждает.
- Я должна Вас огорчить, Павел. Перед отъездом Ольга Сергеевна распорядилась у Вас пока ничего не заказывать. Объяснила, что нет денег, а продукция Ваша кое-какая есть.
Паша понял, что это конец. Конец его работе, может быть карьере. Конец дружбе. Хотя, дружба закончилась гораздо раньше.
 - Понимаете, Лен, - медленно начал Павел, подбирая слова. - Мы очень давно работаем с Ольгой Сергеевной. Я никогда раньше ни о чём не просил. Но..., но сейчас такая у меня сложная ситуация. Если я не выполню план в этом месяце, то потеряю работу. Помочь можете только вы, я имею в виду сеть магазинов Ольги Сергеевны. В ваших магазинах хорошо продаётся «моя» продукция, а заказ давно не делали.
 - Давайте позвоним Ольге Сергеевне, - участливо проговорила Лена, доставая телефон. - Ой, номер недоступен. Может уехали куда-то, где нет связи? Слушайте, Павел, я попробую ещё позвонить Ольге Сергеевне, но ничего не обещаю.
 -Спасибо Вам большое, Лена, - тяжело вздохнул Паша, выходя из кабинета.

  А в это время в новеньком уютном кафе вот-вот должен был начаться новогодний корпоратив. Все уже собрались и ждали приезда Анатолия Владимировича с минуты на минуту. Павел, подавленный, ехал  в  кафе на корпоратив, поглядывая на часы.
  «Ну и что же я буду праздновать на этой вечеринке», - размышлял он, припарковывая машину около кафе рядом с машиной Анатолия Владимировича, как вдруг услышал звонок своего мобильника.
 - Алло, - ответил он.
 - Павел, ещё раз здравствуйте. Это Лена, - услышал он в телефоне знакомый голос товароведа. - Знаете, вскоре после Вашего ухода позвонила Ольга Сергеевна. Я ей всё о Вас рассказала. Она велела передать следующее: « Пусть Павел делает заказ такой, какой ему нужно. Только пусть завтра в 10-00 обязательно позвонит мне и согласует ассортимент». А потом добавила: « Лена, передай Павлу, что мы помним, как он помог нам, когда мы только начинали. Видимо, пришло время отдать долг».
 Комок встал в горле у Павла. «Спасибо, Лена,- неровным голосом тихо произнёс он.- Вы мне очень помогли, правда. С Новым Годом!». Павел радостно стукнул ладонями по рулю.
  - Ну и кто сказал, что моя честность меня погубит?  - с улыбкой сказал он, открывая дверцу машины.
  Пока Павел добирался до кафе, внутри его Анатолий Владимирович , коротко поздравив своих сотрудников с Новым Годом и поблагодарив их за работу, интригующе посмотрел в зал и сказал:
 «Наверно, все вы помните о том опросе, который совсем недавно проходил в нашей компании. Ну, я напомню. Вопрос был один: кого бы Вы хотели видеть на посту ген. директора из числа сотрудников, за исключением исполняющего эти обязанности в настоящее время, т. е. меня? Хочу рассказать историю возникновения идеи провести этот опрос. Около полугода назад моя дочь спросила меня : «Слушай, пап. А кому бы ты мог доверить свою компанию, ну, кто бы ей мог управлять? Не две недели или месяц, когда ты в отпуске, а долго. Есть у тебя такие работники, надёжные, которые не убегут к конкурентам, почуяв запах денег?» И вы знаете, я подумал и ответил: «Даша, у меня в компании много достойных, очень хороших работников. Да, но ты права, выбрать из них одного, доверить компанию — это, пожалуй, сложно». Так и родилась идея узнать, кого же мои сотрудники считают самым достойным.
  Чтобы избежать сговора, достичь объективных результатов, мы придумали ту схему, через которую вы все прошли: неделю назад я лично в своём кабинете выдавал премию — все сотрудники по одному входили в мой кабинет, получали премию, отвечали на вопрос, а выходили через запасной выход.
  Ну что ж, интересно вам узнать результат? , - в кафе послышались дружное «хотим».
  Сергей Фролов находился рядом с Анатолием Владимировичем. Его вид выражал полную уверенность и спокойствие: «Да, всё идёт так, как и должно быть. Эта должность будет логичным продолжением моей карьеры». Хоть Анатолий Владимирович и предпринял все меры , чтобы результаты не были известны, Сергей, используя свои полномочия, смог узнать, что многие сотрудники, по их словам, проголосовали за него. Это грело его самолюбие.
  «Ну что ж, друзья, - продолжал Анатолий Владимирович. - Сейчас мы узнаем имя победителя. Слушайте, прямо как на награждении «Оскара», - улыбнулся он.  - Победителем стал... - в зале была тишина, - Емельянов Павел.
  - Ура!!! У-у-у!!!, - зал взорвался радостными возгласами.
Лицо Сергея вытягивалось, взгляд застыл.
 «Но это ещё не всё, - пытался угомонить ликующих Анатолий Владимирович, подняв руку. - Но это ещё не всё, - повторил он, когда зал замолчал. - С Емельяновым Павлом будет подписан контракт сроком на один год, согласно которого он будет занимать должность ген.директора компании. А где же он сам? Нет в зале? Что, ещё работает в магазине? Ну, тогда это будет ему Новогодний сюрприз.
 Как раз в этот момент Павел входил в кафе.
  «Поздравляем, очень рады за тебя, наконец-то, - со всех сторон сыпались на ,ничего не понимающего, Павла поздравления.

  Сергей стоял около окна всеми покинутый и смотрел вдаль немигающим взглядом. Время от времени он тяжело вздыхал и закрывал глаза. В его душе мощно стали высвобождаться чувства, которые он намеренно вытравливал, считая слабостью. И… это было Чудо.