Крымское наследие

Сергей Кривошеев
НАСЛЕ;ДИЕ, -я, Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. Идейное н. Н. прошлого. (Из словаря С.И. Ожегова)


Уже три года мы вновь вместе -  моя малая родина Крым и Россия.  Уверен, что только жители Крыма осознают в полной мере значение этого исторического события. А так же люди, родившиеся и выросшие в Крыму, но волею судьбы покинувшие родную землю. Это я о себе. Родился, вырос, сформировался во многом как личность я в Крыму. После окончания средней школы в селе Зыбины Белогорского района, уехал в город Нальчик для поступления в Кабардино-Балкарский государственный университет. Там жили мои дедушка и бабушка. Родители моего отца. Донские казаки.

Первая история любви: отец и мама.

Родился мой отец в 1919 году на хуторе Россошинском Урюпинского района Волгоградской области, что на реке Хопре (дедушка называл место рождения иначе — хутор Россошинский, станица Урюпинская  войска Донского). Он хорошо знал историю Дона. Гордился своей принадлежностью к казакам. Часто напоминал мне и моему старшему брату о нашей принадлежности к этому славному народу.
  Расскажу коротко о бабушке и дедушке. На момент моего приезда в Нальчик бабушке было около 90 лет, но она была в здравом уме и хорошей памяти. Дедушка год назад умер. Единственная дочь станичного атамана, с детства привыкшая к кухаркам и прислуге, она всю жизнь прожила, имея в помощниках кухарок и домработниц. Должности, которые занимал дедушка, позволяли это. Она изменила подобный уклад жизни на несколько лет, когда деда репрессировали как врага народа и отправили в лагеря. Ему повезло, поскольку почти всех его сослуживцев поставили к стенке. Затем его отправили в ссылку в Сталинобад (ныне Душанбе), куда он перевез семью.
      Будучи крупным советским чиновником, дедушка дал хорошее образование своим детям: сыну (моему отцу) и дочери Верочке. Кроме занятий в школе, к ним домой приходили репетиторы по иностранным языкам, музыке, литературе и другим предметам. Тетя учила английский и французский, а отец – немецкий. Для тети Веры этот выбор стал профессией. Она поступила в институт  в Днепропетровске, написав в анкете (по совету дедушки), что ее отец умер. Благо никто проверять не стал. А вот отцу, который был старше сестры на четыре года, написавшему в анкете подлинную ситуацию с дедушкой, во всех институтах вернули документы. Он вынужден был поступить в Запорожский техникум по специальности «электрическое дело».
В двадцать лет отец окончил техникум, женился и через несколько месяцев был призван в армию.  Свою первую дочь Галину он увидит только в 1946 году. Сначала у него будет война с Финляндией, потом освобождение Прибалтики,  а там и война с фашистской Германией.
      Знание немецкого языка не один раз спасало ему жизнь на фронте, особенно когда он попал к немцам в плен и бежал из лагеря на территории Германии. Ему удалось дойти до своих, пройти проверку «Смерша» и вернуться на фронт. Войну он закончил на Эльбе встречей с американцами.
Пройдя три войны, фашистские концлагеря, отец возвращается на Родину.
Он приехал в Казахстан, в город Кзыл-Орда, где жили его родители и сестра. А главное жена  с дочкой. Его ожидало горькое разочарование: жена за время его пятилетнего отсутствия нашла другого мужчину. Не получая долгих пять лет вестей, она посчитала его погибшим. Отец не мог винить ее за это.
С 1951 года он в Крыму, где в селе Зыбины познакомился с моей мамой. В 1953 году у них родился первенец — Юра, следующим появился я, затем две дочери Вера и Лена. Мою маму привезла в Крым в 1932 году ее старшая сестра Галина из Кировоградской области, когда от голода умерли их  родители и пятеро братьев и сестер.
Мы, дети, любили слушать рассказы отца о его детстве и юности, родном хуторе на Хопре, войне, плене. Бывало всей семьей пели песни. Отец играл на гитаре, а мама на мандолине. Получался душевный. Дружный ансамбль.
      Он великолепно знал русскую литературу. Практически всего Пушкина мог цитировать по памяти. Сам писал неплохие, на мой взгляд, стихи.
Приведу одно из них.

Пой 

Пой, золотая, хорошая, пой. 
Пой, веселись, шути. 
Думы тяжелые мне успокой, 
С песней им нет пути. 

Сладко мне слышать любимые вновь 
Песни родной страны,
Будто мираж смерть, стоны и кровь,
 Будто бы нет войны. 

Будто живу я в родном краю. 
Вижу родной закат, 
И теребят будто душу мою 
Песни донских девчат. 

Нет, ты не слышала песен таких 
В ночь, когда вишни цветут. 
В ночь, когда воздух прозрачен и тих, 
Песни у нас поют. 

Сядешь, откроешь окошко в сад – 
Тебя обоймет весна, 
А за речкой в лугах голоса звенят, 
И кажется жизнь ясна.

И слушал бы, слушал вот так без конца 
Про счастье, измену, любовь, 
Про то, как в могилу свела удальца 
Казачки крутая бровь… 

Пой, золотая, хорошая, пой,
Пой, веселись, шути,
Думы тяжелые мне успокой –
С песней им нет пути!

 Именно отец приучил меня к чтению классики русской и зарубежной.
Эти семейные беседы о литературе много дали лично мне. Он говорил: «В произведениях классиков заложены непреходящие человеческие ценности, есть ответы на многие жизненные вопросы, хорошо показано добро и зло».
Помогал осмыслить прочитанное, учил отстаивать свое мнение, спорить. Учил немецкому языку. Настоял, чтобы я занимался с репетитором испанским, считая его перспективным.
Он мечтал издать свои стихи отдельной книгой. Не успел. Умер. К 50-летию  Победы я собрал его стихи и издал книгу под названием «Правда сердца».