Их устами Продолж. 8 Тоня в кругу друзей

Валентина Марцафей
Тоне скоро пять, и уже полгода она ходит в детсадик. Поначалу дети держались от Тони в сторонке. Девочки ходили парами, а мальчики  пробегали мимо, крича « Я с тобой не играю!» Но сейчас ситуация очень изменилась.  Когда забираю Тоню из садика, несколько детишек крутятся возле нас. А один мальчик, Алёша, приходит, грустно смотрит и молчит. Тоня ему очень вежливо: «Алёша, ты иди в группу, иди… Не мешай. Бабушка, это Алёша. Ну, иди же, иди, Алёша!» А он не уходит.  А вчера один мальчик шёл  из сада с мамой  параллельным с нами курсом и целый квартал окликал «Тоня!» и махал рукой.  Тоня ему: «Пока, пока, встретимся завтра!.»

        Спрашиваем Тоню, что они делают на музыкальных занятиях.
       – Сначала становимся поломанным бубликом…(Это так им пояснили полукруг)

       – Мы сегодня с Любой бегали за Андреем, хотели его поймать…
       – А зачем  вы его  хотели поймать? 
        Тоня обескуражено  молчит, даже остановилась. Потом говорит:
        – Так положено,  –  и пожимает плечами.
            (Ну и глупый вопрос задаёт бабушка!)

         Тоня танцует и танцует, и при этом говорит: «Мои ноги никак не хотят отстать от музыки! –
               
         Тоня сочиняет своим куклам ужастик: « Отрубили им голову от волос, одно тело осталось!»   А дальше сказка про автобус: « И поехал он в Москву и в Киев. Приехал он в Москву, а там уже Киев!»  (Тоже почти ужастик!)

 
           Сегодня увидели на потолке первого комара, которого и поймали. Возмутились по поводу столь раннего его визита – ведь весна только начинается! А Тоня неожиданно выдала целый набор ругательств:
 « Комар, паршивец такой, козёл, собака, барбос, болван, чёрт его возьми!»   Я  зову Алиночку и маму:
        – Девочки, скорей к нам! Мы тут не то козла, не то собаку прихлопнули!
         Хорошо посмеялись! Громче всех Тося.
               
         В детсадике прижился рыжий пёсик. О нём заботится  охранник. Вчера мы с пёсиком пообщались. Оказалось, что он  одноглазый.  Пожалели его, пообещали принести ему косточку. А сегодня, встретив его во дворе снова, Тоня с удивлением восклицает:  –  Бабушка, смотри, смотри – он опять с одним  глазом!

       – Я так тебя люблю, мамуля! И больше ничего не умею делать!
   
        – Меня очень беспокоят папа с мамой…
        – Почему, Тонечка?
        – Они бывают злыми. И даже ты, бабушка, бываешь злой. ( Это она после сегодняшнего инцидента выговаривает нам! Не успела я просмотреть полученный днём свежий номер журнала, как Тонечка тихонько взяла ножницы и вырезала пару страниц, потому что на них были машинки. За что и была наказана.)

        Погибла наша замечательная собака Долли. Её сбила машина возле самого нашего дома. Неделю врачи боролись за её жизнь, но увы.… Для всех это было потрясением. Для Тонечки особенно.  И долгое ещё время она вспоминала её.

        Вчера на прогулке увидела самолёт и говорит:  « Он высоко – высоко. Наша Долли тоже там на небе. На своём собачьем небе».  –  «Небо одно, нет собачьего неба»,  –  говорю ей.
        – А мама мне сказала, что есть.   ( Пришлось согласиться.)

        – Ах, какая курочка куриная! – говорит Тоня, смакуя куриную ножку.

          – Хватит мне мозги на голову морочить!  ( Тоня – коту Семёну.)

       
        – Нет, Тонечка, ты не очень старалась. Нарисовала не машинку, а какого-то бегемота…
         – Как умею, так и могу! – парирует Тонька. И она, конечно, права.
 
         – Тося, ты что ж, без разрешения отнесла нашу книжку в садик?
         Тоня молчит. Потом нехотя признаётся:
         – Немножко  да.

         – Я так хочу, чтоб у меня был попугай! Я бы кормила его и поила, чтоб он кормился и поился.

        Тоне предложили подарить кому-то из детей большого надувного кота. Но Тоня кричит:
         – А он не хочет дариться!

        Тема принца и свадьбы  вызывала раньше у Тони положительные эмоции. А сейчас вызывает  резкое неприятие.  По разным мультикам она усекла, что жених непременно увозит невесту с собой неизвестно куда. И теперь, к месту и не к месту, она сурово заявляет:
        – Я из семьи никуда не уйду! Не хочу жениться! Я буду в семье!

         После купания с удовольствием  растянулась в своей постельке:      
         ;Ну, наконец, я уже тут есть!

        Я сижу на диване, обмётываю петли на юбке, а Тоня обмеривает сантиметром мои ноги и бормочет при этом: «Тридцать сантиметром, а эта ; десять».  Я деланно удивляюсь: « Так что, они у меня разные?? Не может быть!».   Но Тоня уверяет: «Может, может, баб. Одна точно весит  30 см, а вторая только 10».
 
        Тоня делает  вид, что разговаривает по телефону:  «Это говорю я, дочка моей бабушки!».

        – Баб, давай пойдём к себе в гости.

        Проходим  с внучкой тему «Чем покрыто тело у …….?»
        – У птицы?    –   Перьями!
        – У тигра?    –   Шерстью!
        – У лошади?   –  ( не знает. Подсказываю: шёрсткой)
        – А у свинки? – Ветчиной! – радостно  кричит Тонька.

       
      Тоня уронила на пол  конфету и говорит своей  руке с укоризной:
        – Фу, какая рука растяпанная !

        Папа сегодня надеется получить зарплату. «Сегодня  по-человечески  поужинаем. Так хочется хорошей колбаски!»  –  говорит бабушка.  « Да, я тоже люблю человескую колбаску»,  –  заявляет Тоня.

         – Это крымский лук. Папе его дал один крымец.

        Я колдую у плиты, а за моей спиной примостилась у стола Тоня и рисует что-то.
        – Вот, бабуля, я рисую тебя. Ты лежишь на диване. Вот ты  лежишь...
  лежишь... У тебя на голове очки… А волосы  я тебе растрепаю…
         Я заглядываю к ней в альбом.
         – Ой, Тоня, что же ты мне ноги  такие тонкие сделала?
         – Но ты же спишь,  –  резонно замечает  она.
         – Ну, а когда я встану, как я на таких ногах пойду?
         – Ой, бабушка, это же ты в молодости!
         – А-а, тогда другое дело, – смеюсь я. Тоня тоже смеётся.

         – Мне так жалко этого зайчика и мишку,  –  говорит Тонечка, глядя в телевизор, – а тебе, бабуля, они тоже жалкие?

         Уходя, Тоня прощается:  –  До свидания! Желаю вам хорошо оставаться!

         – Можно я возьму эту куклу с собой? Мне она хочется.

         – Тебе нельзя, а мне льзя ,  –  говорит Тоня, забирая ещё одну конфету.
 
         – А где твоя очкальница? Можно взять очканицу?
         –Тосенька, надо сказать просто – футляр для очков.
 
          Проснулись с Тоней из-за  шума дождя и отдалённого грома. Притихшая Тося с испугом  реагирует на вспышки молний. Кот когтит дверь, просясь в коридор, чтоб где -нибудь спрятаться.
         Чтоб отвлечь Тосю от грозы, я начинаю  читать наизусть всё, что вспомнится: «Мы с Тамарой ходим парой…» 
         – Я это знаю, –  мигом   останавливает  меня Тося.
         ; Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха…;продолжаю я.
         – Знаю, знаю, –  кричит Тоня, –  Я сама буду тебе говорить.
         Встаёт  на своей кровати во весь рост и с трагической ноткой начинает:
         –Ухал  гром батарей…(Многозначительная пауза. )
         Рвали город  фугаски… ( Опять сдвинула брови и пауза)
         Пламя  горькое  жгло поднебесную  высь…
         И бойцы, отшвырнув полистойки  и каски,
         В бескозырках за Чёрное море дрались!
         Конечно, эмоционально  провозглашенный стиш здорово совпал с ситуацией за окном. Я понимаю, что его учили в садике ко дню освобождения Одессы.  Но вспоминаю нашего замечательного земляка Михаила Михайловича Жванецкого : «Тщательнее надо, ребята…»  Надо бы подбирать детишкам стихи более понятные!   
         – А что это за полистойки? – спрашиваю Тонечку. 
         ; Не знаю. Мне такой стих дали.  –   
         Я стараюсь, но так и не могу придумать, что бы это могло означать? Ладно, спрошу при встрече нашу воспитательницу Жанну.

         Наша Тоня – начинающий  «скромный» художник.
       – Бабушка, достань мои фломастеры, я буду рисовать шедевр!
         
Учит маленького мальчика катать по скамейке машинку. Тот не справляется, машинка всё время падает со скамейки, а Тонька сердится:
         – Веди  прямо, не туда – сюдайкай!

         Подзывает на прогулке  дворового пса Серого, но тот подходить боится.  – Ну, иди же, не трусь, будь мужчиной!