Целина-1954года

Александр Орловский 2
1954- год -по Комсомольской путёвке ,я уехал поднимать целину.
Получил подъёмные ,в размере трёх зарплат-я тогда уже, работал на автобазе Метростроя, автослесарем.Пришёл  домой, и сказал маме:"Уезжаю -на целину."Она была против,но было уже поздно.В клубе Метростроя он находился у Курского вокзала на Сыромятнической улице,где мы под красными знамёнами давали клятву, что задание партии -выполним с счестью.Затем,стоя,пели: "Едем мы, друзья в дальние края,станем новосёлами и ты, и я!"
Я, сегодня- не смогу обьяснить свои чувства,и тот подъём,который охватил меня. Мне, для полёта, не хватало только крыльев.Я, наверное, был единственным, кто ехал на целину не за деньгами,как пелось в песне, это теперь поют, что за туманом едут только дураки.Но эта мысль пришла позже,когда всё встало на свои места.Потом, были проводы.Мои друзья пошли со мной в пивной бар к Григорию Ивановичу,и там мы провожали меня до слов "Ты меня уважаешь"
И вот- настал день отьезда.Казанский вокзал.Играет духовой оркестр,на перроне сотни провожающих.Кроме родных и друзей, представители общественных организаций.Новые зелёные вагоны были готовы принять целинников.За те дни,что мы ехали от Москвы до Барнаула,я увидел много такого,что не приятно вспоминать и трудно описать.Обычно, в то далёкое время,когда поезд подходил к станции ,местные жители встречали его  едой: горячая картошка,соленья ,пирожки...Люди этим жили.И вот на первой же- станции,где наш поезд сделал остановку,наши "целинники-"стали забирать у них продукты без денег.Они торговались, пробовали,тянули время,и когда поезд уже отходил,забирали всю кастрюлю, с едой, и смеясь над бедными старушками,махали им с подножек убегающего поезда.Молва об этих проделках обогнала поезд.И на следующих остановках, такие номера уже не проходили.Люди были на чеку.Семь дней дорожного кошмара,сопровождались драками,пьянками и картёжными играми.
И вот мы приехали в Барнаул,в столицу Алтайского края.Сам министр сельского хозяйства встречал нас.Мороз 30 градусов,но митинг состоялся прямо на перроне.После митинга мы разбрелись в ожидании транспорта.Многие ,тут же в магазине ,недалеко от вокзала купили охотничьи ружья.Я тоже купил двухстволку.Интерес к оружию, был вызван тем,что в тех местах водились волки,и за каждого убитого волка платили деньги.
Но вот- прибыл транспорт. Нашей группе достался трактор с санями.Бросив вещи в сани,мы пошли за санями по колее. Если бы мы в них сели, мы бы замёрзли.Поздно ночью прибыли в пункт назначения-в село Новая-Тараба,или, как его называли местные жители,Велашки.В полной темноте, единственным освещением были фары от трактора,да звёзды на небе.
Нас разбирали местные жители по квартирам.Руководил всем директор МТС
Иван Иванович Гугучкин.Первое,что он сделал,забрал у нас паспорта.Потом мы узнали для чего это было сделано,-чтоб не разбежались.Без паспорта не купить билет на поезд.У местных жителей паспортов тоже не было.Если бы у них были паспорта,не было бы местных жителей, все бы разбежались.Время было тяжёлое,прошло только девять лет после войны.Почти все мужчины погибли на фронте,а те,кто вернулся,были инвалидами.
Я попал на квартиру к директору школы,Александру Ивановичу Лосеву.В доме,кроме него жили его мать,жена,и четверо детей.Утром они истопили баню.Каждый в деревне имел свою баню.Это было единственное удовольствие в их жизни.В селе не было электричества.Многие жители никогда не видели паровоза.Я всегда любил баню и в Москве очень часто ходил париться,но это была моя первая в жизни настоящая баня.Я был весь красный,как рак, от веников,которыми меня парил Лосев.,но это были ещё цветочки.Впереди, меня ждал сугроб,в котором надо было вываляться.Когда я всё это проделал- на 30-градусном морозе,я мысленно попращался с собой.
Если раньше я простуживался у открытой форточки,то после такой процедуры мне не выжить.Мы шли после бани к дому,а я думал только об одном,когда и как начнётся моё прощание с белым светом.
Мы зашли в дом. И в сенях я почувствовал запах жареной картошки и свежего хлеба.Я не ошибся,но,если бы я обладал отличным чутьём,я должен был назвать ещё сало и обязательно самогон.Размером сковородка,стоявшая на столе, не уступала банному тазику.Никаких тарелок,все ели из одной сковородки,не спешили, пили за знакомство,ну, и конечно за целину.Потом Лосев  указал мне на русскую печь и сказал:"Иди ложись и отдыхай".Одно скажу,все следующие бани- были такие же,и я ни разу не заболел и даже не чихнул.Мне повезло,я попал в дом к замечательным людям.Он был директором начальной школы,а его жена-учительницей.Село описывать не буду,люди жили здесь как в ссылке.Без света,без клуба,без ничего.Был один магазин,похожий на избу из сказки про Бабу-ягу.В магазине можно было купить керосин,конфеты,а ещё на полках лежало несколько рулонов ситца и какого-то серого материала.Я помню, как моя мама в знак благодарности прислала Лосевым в подарок гобелен,на котором были изображены олени в лесу.Они ходили с ним от стены к стене,чтобы найти ему подобающее место,но потом повесили над своей кроватью.
Забегая вперёд,скажу,что когда я закончил курсы трактористов и,отпахав поле,посеял пшеницу, и собрал урожай,я получил на трудодни  свой заработанный хлеб.И я его в мешках(каждый по центнеру) на двух подводах,
привёз к дому.Лосев стоял на крыльце и курил махорку.Я ему крикнул: Александр Иванович,принимайте подарок! И когда он осознал,что происходит, обнял меня,снял с руки часы "Победа"и подарил мне.Обьясняю:кто не работал в колхозе ,тем приходилось хлеб покупать у государства.Так я отблагодарил ставшими мне близкими людей.В нашем селе хлеб пекли сами.Уже 60 лет пробежало,а запах этот помню до сих пор.
Теперь я могу сказать и мы пахали.Между прочим на прицепном  комбайне,
"Сталинец",который я таскал на своём ДТ-54,комбайнёром был Герой Социалистического труда Федорченко.Он сам меня выбрал из всех трактористов.Я был молодой,и ка говорят шустрый.Мне было приятно,и я этим гордился.Мы своё обещание выполнили, собрали богатый урожай.У всех машин проверяли кузова,что бы зерно не высыпалось при перевозках.Мы делали всё,чтобы сохранить каждое зёрнышко.Почему я пишу об этом так подробно? Да потому,что большое количество зерна сгнило на токах,поскольку элеваторы ,не могли вместить весь собранный урожай.Зерно плеснело,Мы его спасали,переворачивая горы зерна деревяными лопатами.Но оно сгорело.Я вспоминаю, как судили одного водителя за то,что у него в кузове наскребли несколько килограммов зерна.
А за такое количество,что сгнило на токах,не жалко было расстрелять.Мне в жизни пришлось столкнуться с таким безобразием ещё раз,но уже на другой целине-в Казахстане в 1956 году,когда я служил в армии.Но- об этом-позже.

Я с закрытыми глазами вспоминаю времена,
Как с Казанского вокзала провожали поезда.
Комсомольцы, пели песни, духовой играл оркестр,
Слёзы,смех, и наставленья. от любимых и невест.

Помню курсы трактористов,новый трактор свой ДТ.
Как врезался плуг мой в землю, на Алтайской целине.
Спал в вагончике я в поле,сменщик полку нагревал,
И на тёплое местечко,я усталый приползал.

Ждал неделю, встречи с баней,встречи с веником в парной
Кто хоть раз в Сибири мылся,я скажу,что он герой.
Одеваться, после бани,тут же,прямо на снегу,
Столько лет уж пробежало,а забыть я не могу.

Всем скажу, кто не был с нами;в деревне не было мужчин,
Они на фронте все погибли,а кто вернулся инвалид.
И после тяжкой той работы, приняв для храбрости вина,
Мы шли на танцы под гармошку,и там влюблялись до утра.