Мёртвые души

Валерий Пикунов
- Всё то вам, молодым, тайны да убийства подавай. Не о том думаете, потому и наперекосяк всё идёт…
Старик зачерпнул воды из ведра, сделал несколько глотков, и задумался. До электрички было ещё 3 часа, и мы не спешили, просто сидели и ждали, что будет дальше. Минут через пять старик посмотрел на нас, и заговорил.
- В революцию было трудно, семьи голодали. То белые придут, то красные, то урки, и всем жрать давай. Бывало, последнюю корову резали. А как пожрут – девок им  подавай, кто успевал – в лес убегали, прятались... У Антиповны хозяйство хорошее было, и девки как на подбор, к ней бойцы часто наведывались. А потом Антиповна сама девкам своим аборты делала, и рассказывали, что даже рождённых мёртвых младенцев в подвале своего дома тайком хоронила, пока не привиделось ей в подвале чудище, – вроде как петух, а хвост змеиный. Поднялась она из подвала и вскоре скончалась, завещав перед смертью детей никогда в подвал не пускать…
Старик встал со скамейки, медленно, прихрамывая, подошёл к забору, и устремил взгляд куда-то вдаль, в сторону леса. Не поворачиваясь к нам, он продолжил рассказ.
- Вот вы про убийство… А если тело живёт, а душа убита – убийство это? А если человек сам, по своей воле, душу свою убил?
Был у Антиповны внук, больной с самого рождения. Никуда не ходил, со сверстниками не играл, и всё к разным тайнам его тянуло. А взрослым как уследить за пацаном, когда работы хоть отбавляй? Ну и пролез он тайком в тот подвал, и ничего там не увидел, никакой тайны и никаких секретов. Только слёг на три дня, а как оклемался, стал здоров, как бы и не болел никогда. Больше скажу: стал он и со сверстниками играть, и других людей лечить, и будущее предсказывать. Увидел он и своё будущее, да такое, что хоть вешайся…
Старик повернулся к нам, и, в упор глядя нам в глаза, чётко произнёс:
- Так знайте, что если суждено на этом свете душе пройти испытания, то она или пройдёт их или умрёт. А он ведь тогда так решил, что испытания его душу искорёжат, сомнут и скомкают, и чтобы сохранить душу сделал он разные поделки-безделушки, и расставил их по местам, где никто не тронет. Где рисунок нарисовал, где стих, где предмет какой, чтобы потом, как время придёт, снова разрушенную душу воедино собрать. А по договору тело на время предстоящих испытаний он другой душе передал. Повредили испытания тело, искорёжили, скомкали, но душа ведь целая осталась…
Старик подошёл к скамейке и сел, понурив голову.   
- Устал я что-то сегодня. Вы идите, ребята, что вам меня слушать. Вы молодые, сильные… Не телом сильные, духом сильные… Я вижу…
- Дед Матвей, а с душой то там чем кончилось? Удалось её собрать?
- Удалось, а что толку то. Предназначенных испытаний ей уже не пройти, мёртвая это душа…