3. Я не нищая!

Маргарита Репаловская
1994 г.

     Мы гуляли с бабушкой по городу и я с повышенным вниманием смотрела под ноги, особенно в тех местах, где раньше часто находила мелочь. Новых денег нигде не валялось, только старые Советские копейки. Их я собирала и складывала в железную коробочку.
 – Бабушка, смотри сколько я копеек нашла. – хвалилась я ей. – Когда полную коробочку соберу, закопаю во дворе у прабабы. А потом кто-нибудь найдёт мой клад, лет через сто.

Бабушка посмотрела на коробочку, взяла в руки пять копеек:
 – Хорошие были деньги. Много чего купить можно было на них. Все жили в достатке, никто не бедствовал. – задумчиво сказала она. – Ты знаешь, Рита, зима в этом году такая тяжёлая была! Отопление во всём городе отключили. Холод собачий стоял, я под тремя одеялами спала. – начала она свой рассказ. Пенсию совсем перестали платить, про нас стариков государство словно забыло: "Живите, как хотите! А не хотите - не живите, никто не неволит".

  Среди зимы я зашла в хлебный магазин и села на скамеечку возле окна. Чувствовала себя плохо, думаю пересижу, авось полегчает. Пригрелась немного и расслабилась. Был уже вечер, стемнело. В магазин зашёл какой-то парень, купил булок, покрутился чего-то, вдруг подходит ко мне и протягивает купюру:
 – Бабушка, возьмите лей.
 – А я так отшатнулась от него и говорю возмущённо:
 – Я не нищая! - изобразила она гордое лицо. – Он аж отпрянул, извинился и ушёл.

Ну я осмотрелась, думаю:
 "Неужели так плохо оделась?!" Смотрю, дырок вроде нигде нет, я всё зашила, может, конечно и не шик, но латочки везде стоят. Обдырканой нельзя ходить, это стыдно, а если чисто одета, да аккуратно зашито всё, это хорошо. Бедность – не порок. Правда, платок у меня коричневый довольно скудный, я его не одеваю с тех пор.
Я посмотрела на неё, стараясь определить, как она выглядит со стороны. Но как ни старалась оценить её взглядом чужого человека - не получилось. Бабушка она и есть бабушка. 

 – Рита! Как я потом бедствовала, кое-как на кашах да сухарях зиму пересидела возле родителей. Отец буквально с боем, как ветеран войны, выбил гуманитарную помощь. "Братья американцы" прислали, чтоб они провалились! Там крупы всякие, сахар, конфеты. Буржуи проклятые, навязали всё-таки свою демократию и в виде великого блага, шлют нам подарки. Вот мол, мы о вас заботимся, капиталисты чёртовы! Они конечно сейчас торжествуют: развалили нашу страну, ограбили стариков. Всё что мы годами копили, зарабатывая каторжным трудом, всё у нас отняли. А теперь добрые такие – помощь шлют. - бабушка говорила тревожным и обиженным тоном, я почувствовала, как сильно она переживает.

 – Угу. – печально согласилась я.
 – Ну что это такое?! Совершенно нищенскую пенсию и ту не платят! Да, ой! Ты маленькая ещё совсем, ничего ещё не смыслишь в этом подлом мире.

 – Всё я понимаю, бабушка. - ответила я серьёзно.

 Она внимательно посмотрела на меня и улыбнулась. Потом снова посерьёзнела:

 – И сколько раз я себя потом ругала! Ну что стоило сказать: «Спасибо сынок». И взять лей, это же тогда огромные деньги были – пять буханок хлеба можно было купить. А вот не привыкла подачки брать. Обиделась ещё, что меня за нищенку приняли, ну какая дура! Я же сроду не побиралась, это последнее дело, Рита. Но голод я тебе скажу, не тётка – тут уж не до гордости.

                ( Продолжение: http://www.proza.ru/2016/04/19/1516 )