Горы и степь. Часть3

Олег Ярошенко
        Однажды, в районе месторождения Кварцевое, Роман по собственной оплошности чуть не погиб сам и не свел с собой в могилу еще одного человека. Отправившись на бортовом автомобиле в одно из сел за продуктами, Роман, с согласия молодого водителя Юры, сел за руль его автомобиля, который, в соответствии с надписью на тенте, имел имя «Ласточка».

        Грунтовая дорога вела через речку с высокими, более десяти метров, обрывистыми берегами. Причем, непосредственно на крутом выезде из поймы реки дорога делала очень крутой поворот налево и наверху шла уже параллельно кромке обрыва.

        На подъеме Роман вдавил в пол педаль газа и выкрутил руль влево до отказа. «Ласточка», совершая крутой поворот, с ревом вылетела наверх, но вывернуть руль в нейтральное положение неопытный в вождении Роман уже не успел и машина, увеличивая скорость и продолжая поворачивать влево, покатила к обрыву.

        Роман пытался затормозить, но оказалось, что вместо педали тормоза он снова нажал на педаль газа. Уже в последний момент Роман выключил зажигание, а сидевший рядом Юра, дернул к себе и зафиксировал рычаг ручного тормоза. «Ласточка» резко остановилась, но левым колесом она уже зависла над вертикальным обрывом и слегка раскачивалась, потрескивая и понемногу оседая.

        Они осторожно выбрались из кабины, достали из кузова лом, трос, кувалду и подстраховали автомобиль от падения с обрыва, привязав его тросом за фаркопф к вбитому в грунт лому. Потом Роман бегом отправился в лагерь за автомобилем-водовозкой, с помощью которого «Ласточку» удалось оттащить от обрыва.

        Конечно, Роман понимал, что обязан своим спасением Юре – человеку, чью жизнь он сам чуть не загубил по неосторожности. И все последующие годы, воспоминая этот нелепый случай, Роман утешал себя только тем, что он больше никогда не попадал в такие серьезные неприятности по собственной вине.

        Вообще, это опасное происшествие заставило Романа задуматься: насколько хрупка человеческая жизнь и как иногда, даже в самых обычных условиях, всего один шаг может отделять человека от гибели. В результате, в дальнейшем он стал больше заботиться о безопасности своих действий и действий своих подчиненных, стараясь в любом деле проявлять предусмотрительность.
 
        Достаточно сказать, что сам Роман в последующие полсотни лет не получил ни одной серьезной травмы. Да и с его подчиненными в его присутствии, даже в экстремальных ситуациях, во все последующие годы не произошло ни одного несчастного случая. Тогда как, в его отсутствие их, к сожалению, было, наверное, не один десяток, включая случаи со смертельным исходом.
 
        Между тем, время шло и Роман сам не заметил, как постепенно, от сезона к сезону, радость открытия сменялась непрестанной озабоченностью, чередой неприятностей, проблем и опасных происшествий, приводящих к тяжелым психологическим нагрузкам. 

        И, более того, оглядываясь назад, через прошедшие годы, он вынужден был сделать вывод, что открытие месторождения Кварцевое, в конечном итоге, принесло ему больше отрицательных эмоций и разочарований, чем радостей и удовлетворения.

        Геологоразведочные работы в то время финансировались из госбюджета и, конечно, по остаточному принципу. Поэтому используемые геологоразведочной партией оборудование и транспортные средства были и морально и физически устаревшими, давно не обновлялись и из-за этого часто выходили из строя, порождая массу проблем, включая и длительные простои.

        Много было и других неприятностей, обусловленных чаще всего человеческим фактором. Вот, только лишь некоторые из них.

        Выполняя поисковые маршруты в радиусе двух десятков километров от месторождения, Роман обнаружил еще ряд пегматитовых тел и направил туда проходчиков канав. И однажды вечером к нему подошел работавший на этом отдаленном участке проходчик по имени Кабдылда и показал взятый им из его канавы образец богатейшей редкометалльной руды. Роман готов был сразу же поехать туда, чтобы осмотреть новый рудный объект, но к сожалению, уже стемнело и пришлось отложить поездку до утра.

        Но на утреннем сеансе радиосвязи он узнал, что ему следует срочно прибыть в Геологическое управление, размещавшееся в областном центре. Надеясь, что его вызывают в управление для разговора об ускорении разведки месторождения Кварцевое, окрыленный успехом Роман, прихватил с собой и тот самый образец руды с нового участка, чтобы рассказать о намечающемся росте перспектив изучаемой территории.

        Однако, в Геологическом управлении рассказывать и показывать ему ничего не пришлось, поскольку ему было предложено написать объяснительную записку по поводу расхищения руды месторождения Кварцевое. Оказывается, кто-то из геологов соседней партии написал донос, что под руководством Романа, с целью наживы, из этого месторождения вывозится самая богатая руда. Началось расследование, к которому подключилась и прокуратура.

        На самом же деле, проходчики канав, выезжая один раз в месяц на отдых в поселок Асу-Булак, вывозили с собою килограммов по двадцать минерала берилла, который они сдавали на Белогорский комбинат по цене пятьдесят копеек за килограмм и имели на этом небольшой приработок.

        Сам Роман этим не занимался, но и не видел в этом ничего плохого: ведь минерал поступал именно туда, куда и предназначалась вся руда разведываемого им месторождения.

        Фактически, государство, пусть в очень небольшом количестве, уже стало получать из месторождения такой необходимый ему металл. Тем более, что в приемном пункте комбината требовали личные документы, записывая все данные лица, сдавшего минерал, и место его добычи.

        Конечно, вскоре выяснилось, что Романа в этом приемном пункте ни разу не видели, в журнале регистрации лиц, сдавших берилл, его фамилия отсутствовала, а сотрудники отряда подтвердили его полную непричастность к этому делу. Да и дела-то фактически не было.

        В тот раз, находясь в областном Геологическом управлении и написав объяснительную, расстроившийся Роман никому не стал показывать образец богатой руды с нового объекта, и, как потом оказалось, поступил очень верно, избежав таким образом еще одной неприятности.

        Тем не менее, его уже поджидали другие проблемы! Когда Роман вышел из управления и подошел к ожидавшему его бортовому автомобилю, он увидел, что его водитель, Николай, спит в кабине, будучи мертвецки пьяным.

        Роману в тот момент, только этого и не доставало! Нужно было срочно ехать в отряд, но сам он никогда еще не водил автомобиль по городу; у него был лишь небольшой опыт вождения по степным дорогам. Да и водительского удостоверения он тогда еще не имел.

        Но, все-таки, нужно было уезжать и Роман решил рискнуть. Сдвинув Николая на пассажирское сиденье, он сел за руль и по улицам, через многочисленные перекрестки, провел автомобиль к выезду из города.

        Затем он по раскачивающемуся понтонному мосту переправился через реку Иртыш и, высоко держа голову (но не без трепета в душе!), миновал пост проводившего его взглядом автоинспектора. Всего, до участка, он проехал километров сто двадцать по шоссе и степной дороге.

        Вернувшись в полевой лагерь, Роман, чтобы поправить испорченное настроение, сразу же отправился на отдаленный участок. Но и там его ждало разочарование, так как никакой руды, а тем более богатой, в канаве Кабдылды он не обнаружил. И тот, вынужден был признаться, что так пошутил, выдав кусок руды с месторождения Кварцевое за образец с этого участка.

        Кабдылда, казах по национальности, был мужчиной лет тридцати, коренастым, но ростом чуть более ста сорока сантиметров. Роман сочувствовал ему и по возможности старался защитить его от насмешек и, вообще, как-то облегчить ему жизнь.

        Но, как позже выяснилось, несмотря на простецкую внешность, Кабдылда имел склонность к мошенничеству и воровству. После окончания сезона и возвращения на базу партии в Асу-Булаке с ним произошла следующая курьезная история.

        Сразу же при увольнении из партии, прямо с утра, Кабдылда получил расчет и купил билет на послеобеденный рейс автобуса, чтобы выехать в областной центр.

        Но перед отъездом он, в благодарность за доброе к нему отношение, решил еще раз надуть Романа: подошел к нему и, пожаловавшись на то, что заработанные деньги ему якобы обещают выдать лишь во второй половине дня, занял небольшую сумму якобы на обед и кое-какие покупки. При этом, он клятвенно заверил Романа, что, получив деньги в кассе, обязательно вернет ему долг.

        Приняв решение потратить денежки своего доброго и доверчивого начальника на пару бутылок спиртного, он зашел в магазин. Этот магазин оказался универсальным и Кабдылда, кроме продуктового и вино-водочного отдела, обнаружил внутри него еще и отдел готовой одежды. Тогда он решил зря деньги не расходовать, а получить все, что ему нужно, даром.

        Зная, что в магазине приближается время обеденного перерыва и пользуясь своим маленьким ростом, Кабдылда забрался во внутрь одного из находившихся в продаже женских пальто большого размера, свисавшего с вешалки почти до пола.  Там он и дождался ухода продавцов.

        Теперь в его распоряжении был целый час. Он взял несколько бутылок спиртного, пару кругов колбасы, сложил все это в сумку и отнес к своему укрытию.

        Затем, чтобы как-то убить время, он решил продегустировать некоторые вина и закуски. Почти час Кабдылда ходил по магазину, пробовал вина, закусывал колбасой, шоколадом и конфетами и, вконец опьянев, свалился прямо в проходе перед прилавком.

        Продавцы, войдя в магазин после перерыва и увидев вальяжно развалившегося коротышку, конечно же, были как громом поражены. Потом они все поняли и вызвали милицию.

        Бесчувственного Кабдылду доставили в отделение милиции. Позже его бесплатно и под охраной отвезли в областной центр, где и осудили на год, так как оказалось, что в поселках области он такие проделки совершал уже не один раз.

        Иллюстрация: Осень на Рудном Алтае