Халтура

Михаил Фатахов
Олег жутко нервничал, сидя на диване в своей съемной квартире.
Армянская музыка и крики по-армянски заполняли комнату. Сурен, грузный мужчина с синим от щетины лицом, кривя губы и периодически вздрагивая, смотрел на экран монитора олегова компа, на котором невеста в белом целовала этого самого Сурена, одетого в черный костюм.
Телефон, стоящий на тумбочке успел звякнуть только один раз. Олег быстро схватил трубку и прижал её к уху.
- Алло? – тихо спросил он, отвернувшись к стене.
В трубке никто не ответил. Или ему так показалось из-за громкой музыки, звучащей из колонок?
- Алло, Вас не слышно, - Олег уже хотел было повесить трубку, но там, в трубке, неожиданно ответили.
- Гуляете?
Олег поменялся в лице и сжался в размере. Меньше всего на свете ему хотелось бы сейчас общаться с Лидией Васильевной, хозяйкой квартиры.
- Лидия Васильевна, здравствуйте, я...
- Что у Вас там так орет?
- Это? – Олег покосился на Сурена, который состроил очередную гримасу. – Телевизор... Просто... Он громко. То есть, я хотел сказать...
- Так выключите же его.
- Выключить?
- Да. Это сложно?
- Нет, но... – Олег встал, быстро схватил телефон и попытался выйти с ним из комнаты, но натянувшийся шнур остановил его в дверях.
Олег высунулся в коридор, удерживая телефон за дверью.
- Понимаете, Лидия Васильевна, телевизор, в общем, он...
- Что, Вы сломали мой телевизор?
Пронзительный голос хозяйки квартиры резанул Олегу уши.
- Пульт куда-то засунул. Не могу найти, - промямлил Олег, но тут же нашелся. – С наступающим Вас Новым годом, Лидия Васильевна, и ... – Олег не успел договорить.
- Олег, Вы же помните наш уговор? Вы же знаете, как я к Вам отношусь? Но прошло уже два месяца...
- Лидия Васильевна, я заплачу. Через месяц, за все три сразу...
- Нет, Олег. Месяц назад Вы говорили то же самое.
По её голосу Олег понял, что снисхождения в этот раз не будет, и с надеждой посмотрел на Сурена, который тупо пялился на экран монитора.
- Даю Вам неделю, - подытожила хозяйка квартиры. – Если денег не будет...
- Деньги будут, - неуверенно начал Олег, заметив, что лицо Сурена снова перекосило, как от зубной боли.
- Если денег не будет через неделю, я Вас выселю. Так и учтите! - в трубке послышались короткие гудки.
Олег вздохнул, положил трубку на аппарат, повернулся и уперся глазами в Сурена, который был больше похож на быка на корриде. С налитыми кровью глазами Сурен медленно двигался на Олега...
- Послушайте, - Олег начал было оправдываться. – Я же говорил Вам, что не знаю армянского языка. А как монтировать материал, если не знаешь, что там говорят?
Сурен подошел к Олегу почти вплотную и протянул руку.
- Кассэты!?
Олег, как мог, взял себя в руки, поставил телефон на тумбочку и стал собирать кассеты в коробку. Еще оставался шанс всё уладить.
- У меня к Вам предложение! – выпалил он, сжимая коробку. Сурен удивленно уставился на него. - Мы назначаем время, Вы приходите, и мы монтируем материал вместе с Вами.
Сурен снова поморщился и протянул руку к коробке.
- Кассэты!?
- Вы не поняли, это всё легко поправить. Надо только, чтобы рядом со мной был человек, понимающий по-армянски.
- Тэбе за что платили дэньги? За то, чтобы ты работал. Да? Нэт?
- Но я же Вам и говорю...
- Ты работаешь, - перебил Сурен Олега и ткнул его в грудь пальцем. - Я плачу, - ткнул пальцем себе в грудь. - Я работаю, - снова показал на себя. - Ты платишь, - снова ткнул Олега пальцем, взял коробку с кассетами и пошел к двери.
Надежда получить с заказчика хоть какие-то деньги таяла на глазах. Олег вдруг озлобился.
- Но я же два дня работал. Заплатите хотя бы за два дня, - заорал он Сурену в спину.
- Я у тэбя что-то взял? – Сурен обернулся уже в дверях.
- Я же работал, - повторил Олег упавшим голосом.
- За съемку, - Сурен ткнул пальцем в коробку. – Я заплатил. А больше я ничего нэ взял.
Сурен помахал пальцем в воздухе, дернул ручку входной двери и вышел.

Олег толком не понял, сколько прошло времени с того момента, как ушел Сурен.
В чувство его привел очередной телефонный звонок.
Уже не ожидая от телефона ничего хорошего, Олег снял трубку.
- Слушаю Вас.
- Здравствуйте. Я по объявлению. Меня зовут Сергей Михайлович.
- Слушаю Вас, Сергей Михайлович, - Олег присел на диван.
Что-то в голосе человека на том конце провода его обнадежило.
- У меня небольшая проблема, - начал звонивший. - Мне надо, как бы это сказать, провести математический симпозиум... В Доме Архитектора, в актовом зале. И мне хотелось бы, чтобы мероприятие, м-м, было снято на видео. Как Вы к этому относитесь?
Олег сглотнул выступившую вдруг слюну.
- Я отношусь к этому хорошо! – начал он, пытаясь сдержать волнение. – Со скольких камер предполагается съемка?
- Я думаю, три камеры должны работать в зале и две в фойе. О какой сумме может идти речь?
О таком счастье можно было только мечтать.
Обычно Олег снимал свадьбы или дни рождения. А это всегда означало - бегать со штативом с самого утра и до ухода последнего гостя, иногда до трех ночи. После таких съемок Олега можно было выжимать, как тряпку. Платили на свадьбах сносно, но монтировать материал всегда было сложно. Заказчики непременно ругались, недовольные, что Олег не успел снять, как какой-то важный гость произнес свой тост или как любимая бабушка вручала молодоженам фамильное серебро. Но в данном случае запахло корпоративным видео, а значит, совсем другими деньгами.
На самом деле все эти мысли пролетели в голове Олега за доли секунды. Потом голова сама переключилась на калькулятор. Еще пару секунд она делила, складывала и умножала. И, наконец, в ней нарисовалась цифра.
- Две тысячи долларов. С монтажом! – выпалил Олег в трубку.
- Я согласен, - ответил Сергей Михайлович так быстро, что Олег тут же пожалел, что сразу не запросил три тысячи.
- Когда намечается съемка? – осведомился Олег, старательно стараясь придать голосу деловую окраску.
- Сегодня в семь вечера.
- Сегодня? – мозг Олега снова заработал с лихорадочной быстротой.
- Вас что-то смущает?
- Ну, мне нужно успеть собрать людей, - Олег и вправду занервничал.
- Я готов доплатить за срочность. Скажем, еще пятьсот долларов.
- Идет! – у Олега вдруг засосало под ложечкой от предчувствия больших денег, но он сдержал себя. – Мне бы хотелось посмотреть объект.
- Когда Вам будет угодно?
- Немедленно, - Олег уже справился с волнением. Мысль работала на полную катушку. – Говорите адрес.

Через полчаса он уже входил в Дом Архитектора на Брестской.
По дороге Олег успел сделать несколько звонков друзьям по Высшим курсам сценаристов и режиссеров, на которых в данный момент учился. Договорился о камерах, и кто будет снимать. Пять человек нашлось за десять минут. Олегу не хотелось снимать самому. Он уже чувствовал себя почти продюсером. И не продюсерское это дело - носиться с камерой по фойе. Но монтаж Олег оставил за собой. Каждому из друзей он пообещал по сто долларов за пару часов работы. Мысль о том, что ему достанутся оставшиеся две тысячи долларов, грела его.

Сергей Михайлович оказался приятным мужиком лет сорока пяти. Бородка клинышком и очки производили впечатление, что их хозяин сам был математиком, что отчасти было правдой. Он закончил когда-то мехмат МГУ, но уже давно занимался бизнесом. А спонсорство симпозиума – дань увлечению молодости, о чем Сергей Михайлович и поведал Олегу сразу после того, как они пожали друг другу руки.
Актовый зал и фойе Олегу очень понравились. Ничего особо сложного грядущая съемка не предвещала. Олег остался доволен и собрался уже, было, попрощаться до вечера, но Сергей Михайлович вежливо остановил его. И тут же как-то замялся.
- Вы знаете, Олег, у меня тут произошла одна накладка, - глаза у Сергея Михайловича забегали по сторонам.
У Олега сразу похолодело внутри. Заказ, такой своевременный, такой нужный, казалось, уплывал теперь из рук. Буквально таял на глазах. Не уже ли конкуренты перехватили? Олег огляделся по сторонам, будто конкуренты была где-то рядом.
Но Сергей Михайлович не заметил случившихся в Олеге перемен и продолжил, глядя куда-то в пол.
- Художник, который должен был нарисовать плакаты, неожиданно заболел. Я узнал об этом только что. Не могли бы Вы организовать мне художника?
Олег перестал шарить по сторонам глазами и уставился на Сергея Михайловича.
Ситуация менялась. Но менялась с лучшую сторону. Олег снова «включил» калькулятор. Две с половиной тысячи долларов в его голове начали медленно превращаться в две тысячи шестьсот, потом в две тысячи семьсот, потом...
- Это же большая работа, - Олег постарался, чтобы фраза прозвучала как можно безнадежнее. – И потом, времени в обрез.
- Какая бы сумма Вас устроила?
- Я должен позвонить, - Олегу изо всех сил хотелось выглядеть деловым.
Сергей Михайлович вежливо отвернулся и сделал вид, что считает кресла.
Найти по телефону Володьку Дерябина, сокурсника и архитектора по образованию, было делом одной минуты. Олег за пару минут осветил другу проблему. Еще минуту они торговались по поводу суммы. Сошлись на двух сотнях баксов, плюс материал: ватман, краски, кисточки, фломастеры.
- Просит шестьсот, плюс расходные материалы, - зажав трубку рукой, Олег повернулся к Сергею Михайловичу.
Сергей Михайлович молча кивнул. Олег снова прижал трубку к уху.
- Принято. Дуй, давай, в Дом Архитектора. Когда? Прямо сейчас. Съемки в семь.

Володька Дерябин был настоящим профессионалом.
Через два часа плакаты, сделанные им по эскизам Сергея Михайловича, уже сушились в фойе Дома Архитектора прямо на полу. А карман Олега уже грели первые четыреста баксов комиссионных.
Олег, довольный, сидел в фойе, посасывал колу из банки, и наблюдал, как парни в фирменных куртках таскают из припаркованной у входа машины продукты для фуршета.
Сергей Михайлович, руководивший разгрузкой, светился счастьем, когда к нему подошел какой-то человек и что-то шепнул на ухо. Сергей Михайлович переспросил еще раз. Подошедший человек повторил, кивнул на вопросительный взгляд Сергея Михайловича и ушел.
Сергей Михайлович как-то странно повернулся к Олегу. Лицо его было серокаменным.
Олег сразу понял, что снова произошло какое-то ЧП. И тут же каким-то чутьем понял, что это сулит ему дополнительный быстрый и безболезненный заработок.
Поставив банку от колы на подлокотник кресла, он встал и направился к Сергею Михайловичу.
- Олег, - замялся Сергей Михайлович, - скажите, а у Вас на курсах, ну, где Вы учитесь, есть математики?
Математики были. Один. Фима Фейгин. Но насколько он был математиком, Олег не знал. Наверное, все эти мысли, пролетевшие в его глазах, были замечены Сергеем Михайловичем, и привели к неожиданному результату.
- Предлагаю Вашему другу пятьсот долларов, чтобы он прочел доклад. У меня докладчик..., - Сергей Михайлович замялся. - В запой ушел.
«А откуда он узнал про Фиму-то?» подумал вдруг Олег, но вслух сказал совсем другое.
- Надо позвонить.

Фиму долго уговаривать не пришлось. Он только уточнил, есть ли текст. Текст был.
- Тогда это дело техники. Сто баксов, - подвел Фима черту под разговором.
Олег отключил телефон и повернулся к Сергею Михайловичу.
- Будет Вам докладчик. Математик с дипломом.

Стол для фуршета показался Олегу неправдоподобно огромным и также неправдоподобно роскошным. Кроме обычных закусок, напитков и фруктов посередине стола красовался двухметровый осетр, вдоль которого стояло несколько плошек с черной икрой, «Запрещенной к продаже!», заметил Олег про себя, но промолчал.

Время «Ч» неумолимо приближалось.
В пять вечера появились операторы с камерами и штативами.
Расставить камеры - было делом десяти минут, поэтому операторы скучали. Чтобы им было веселее, Сергей Михайлович распорядился налить всем кофе или чая по желанию. Закусывали пирожными.
«А пирожных-то в буфете я не видел», подумал Олег почему-то, «Откуда взялись эти пирожные?».
Часы в фойе показывали уже шесть, но гостей пока еще не было.
Стол с фуршетом приятно манил яствами и напитками.
Сергей Михайлович расхаживал по актовому залу, любуясь шикарными плакатами, развешанными тут и там. Фима Фейгин с деловым видом просматривал доклад, отпивая из чашки ароматный кофе. Операторы курили, развалившись в креслах.
«Где гости-то?», подумал Олег, посмотрев на часы.
Было уже полседьмого. Зал был пуст.
Думая о том, что пора бы уже быть гостям, Олег поискал глазами Сергея Михайловича, но тот куда-то вдруг исчез.
Олег нашел спонсора в буфете. Сергей Михайлович сидел в одиночестве и глушил коньяк из огромного бокала.
- Ничего не понимаю, - буркнул он пьяным голосом. - Никто не пришел. Я же разослал всем приглашения, а никто не пришел. Не понимаю.
Мысль в уже привыкшей ко всему голове Олега снова заработала.
- А сколько должно быть человек? – спросил он как бы просто так.
- Около сотни. По приглашениям если... Ну, если бы было человек шестьдесят, то…
- Будет Вам шестьдесят человек. Едой обеспечите?
- Едой? Да пусть, хоть всё съедят! – оживился Сергей Михайловичи.
- Окей, будет шестьдесят. Нет, даже семьдесят, - последние слова Олег прокричал, уже выбегая из буфета.
Пробегая мимо огромного стола с фуршетом, Олег уже набирал номер на мобильном телефоне.
Собрать всех слушателей Высших курсов сценаристов и режиссеров на халявный фуршет было делом десяти минут.
Без десяти семь в фойе стали появляться первые «приглашенные». К началу симпозиума Дом Архитектора уже гудел как муравейник. Операторы шастали туда-сюда, снимая «участников» на видео. «Участники» косились на закуски на столе, предвкушая обещанное халявное пиршество.
Оставалась одна проблема, как воспримет аудитория доклад по «Некоторым аспектам теории обычных групп n-мерного порядка в свете матричного квази-пространства»?
Сергей Михайлович, нервничая и потея, пригласил всех в зал через громкоговорящую связь.
Шумная пестрая толпа будущих режиссеров и сценаристов стала заполнять ряды кресел актового зала, весело перебрасываясь шутками и подколками.
Докладчик, Фима Фейгин, появившийся из-за левой кулисы был встречен залом смехом и бурными продолжительными аплодисментами.
Вежливо покашляв, Фима пощупал микрофон и поднял руку. Зал постепенно стих.
Фима покашлял еще раз и начал читать.
Сорок минут, пока Фима читал доклад, в зале стояла гробовая тишина.
Изрядно поддатый Сергей Михайлович тихо потел в углу на кресле.
Слушатели напряженно всматривались в плакаты, а Сергей Михайлович в слушателей. Ему хотелось, чтобы было живое обсуждение. Иначе, что это за симпозиум? Напряжение в зале и в голове Сергея Михайловича почти уже достигло апогея, когда в третьем ряду вдруг поднялась робкая рука. Обладатель руки, Боря Мнухин, сконфузившись, посмотрел на Сергея Михайловича.
- Я могу задать вопрос? – вежливо поинтересовался Боря
- Разумеется, задавайте, - оживился Сергей Михайлович.
Боря встал и повернулся лицом к трибуне.
- Извините, господин лектор.
Фима оторвался от текста и посмотрел на Борю. Боря помялся и продолжил.
- На втором плакате справа, мне кажется, у Вас ошибка. Или опечатка, я не знаю.
Фима посмотрел за спину на плакат и пробежал глазами по формулам.
- Где?
- Шестая строка, - Боря показал пальцем. Там лямбда в третьей степени.
- Ну, - Фима близоруко прищурился.
- А должна быть во второй.
Фима положил доклад на трибуну, подошел поближе к плакату и приблизил к нему лицо.
- Точно. Должна быть во второй.
Зал отреагировал как-то сразу. Вопросы вдруг посыпались со всех сторон. Фима не успевал отвечать. Слушатели принялись обсуждать доклад, спорить друг с другом. Операторы только успевали перекидывать камеры с одного оппонента на другого. Цифры и формулы заполнили пространство зала.
- Вы не понимаете, - кричал кто-то.
- Нет, это Вы не понимаете. Логарифм отрицательного числа быть не может.
Олег случайно посмотрел на Сергея Михайловича. Лицо спонсора светилось счастьем.
Неожиданно для себя самого Олег вдруг начал анализировать происходящее: пять операторов снимают докладчика с Высших курсов режиссеров, стоящего на фоне сделанных их же сокурсником плакатов, читающего лекцию по математике таким же, как он, будущим режиссерам и сценаристам. И всё это оплачивает какой-то спонсор, лицо которого сияет, как медный пятак. А потом еще для всех будет бесплатная жрачка.
Всё происходящее вокруг вдруг поплыло перед глазами Олега. Он машинально сунул руку в карман брюк и вытащил оттуда приличную пачку долларов.
«Это же бред какой-то», подумал Олег, сжимая доллары, и... Проснулся.
Пачка долларов, только что еще такая ощутимая на ощупь, медленно растворилась в его сжатых пальцах. Олег хлопал глазами и смотрел по сторонам, еще до конца не веря, что это был всего лишь сон.
Никаких Сергей Михайловичей, докладчиков и слушателей вокруг не было. Они медленно растворились в воздухе, когда Олег, приняв на диване вертикальное положение, усиленно тер глаза руками.
Олег еще долго бы сидел на диване, приходя в себя, если бы не звонок мобильного телефона. Предложение снять корпоративное видео для компании по производству вертолетов прозвучало для него как во сне.
Олег всё же на всякий случай ущипнул себя пару раз за ухо и принялся записывать адрес, куда надо подъехать, чтобы договориться о съемке.

P.S. Этот сон приснился автору на самом деле, о чем он и поведал на следующее утро преподавателю ВКСР Владимиру Алексеевичу Фенченко, который и надоумил автора написать этот рассказ.

© Михаил Фатахов, 2008