Ведро с углём

Петр Панасейко
         
   


             Новое двухэтажное здание школы в селе Авдеевка было построено в год 50-летия Великого Октября. Если в старых зданиях, разбросанных по селу, топили печки, тот здесь по всем кабинетам установили отопительные чугунные батареи. Котельная находилась рядом. Работала она на угле. С первого сентября, когда начались занятия, его стали подвозить машинами, делая запас на весь отопительный сезон.
      
        А кто его должен заносить с улицы? По логике – истопник. Однако когда директор школы Евсюков  подошёл к принятому на эту штатную должность дяде Никифору, то последний зачитал ему свою должностную инструкцию.
       - Слушай, Павел Степанович, что тут написано, -отвечал с бумагой в руках истопник.- Я  должен знать правила топки отопительных котлов углём и дровами. Я их знаю, когда-то в армии служил истопником. Правда, там топили дровами. Должен знать расположение дымоходов. Знаю, вот они. Должен знать правила пользования огнетушителями. Знаю, могу продемонстрировать, но его придётся заправлять по-новому. А вот на счёт того, что я должен вёдрами таскать с улицы уголь в котельную школы, тут ничего не написано. Напишут, буду таскать за дополнительную плату. Не будет, до свидания.
         
         Директор внимательно слушал  Булышева, а сам думал, что же делать? Он половину села обошёл, но никто за такую зарплату истопником идти в школу не хочет. Работа-то не постоянная, а сезонная: с октября по апрель. Остальное время, что делать? В колхозе проще: там и зимой работу найдут.
         
           Выход  подсказал сам истопник:
         - Что ты голову ломаешь, Павел Степанович. Вчера мы с внуком смотрели по телевизору фильм «Тимур и его команда». Поручи доставку угля ко мне в котельную своим пионерам. У тебя же в школе есть пионерская дружина? Есть в штате и пионервожатая? Но только, если это соседская наша Светка, то боюсь,  ничего у тебя не выйдет. Как ты её вообще к детям допустил?
         - А то ты, Никифор Леонтьевич, не знаешь?
         - Знаю. Ну и что, что она дочь председателя сельсовета. Ей коров бы пасти у меня за огородом, а не с пионерами заниматься.
          
           Сидя в своём кабинете, директор  думал:
         - А ведь истопник прав. Поручу-ка я это дело своей пионервожатой Бартенковой. Другого выхода нет.
          То, как пионервожатая взялась за выполнение  задания, очень удивило последнего. Такого азарта в работе он за ней давно не наблюдал. А зря: надо бы  присмотреться к её методам работы.
         
          Первым делом она зашла после уроков в четвёртый класс, собрала с разрешения учительницы дневники и стала выписывать двоечников. Их в итоге набралось три человека.
         - Значит так, сейчас Лёня, Лёва и Лёша идут со мной "исправлять" оценки.
         
         Учительница, являющаяся классным руководителем, пыталась возражать, но когда услышала, что ей завтра надо будет явиться в сельсовет, успокоилась и «закрыла глаза» на творимое пионервожатой безобразие.
      
        - Светка, ты что с ума сошла? - возмутился Булышев, - ты кого привела? Ты бы ещё в детском садике детишек взяла? Они же все щуплые.
       - Они – двоечники,  только физический труд может поставить их на путь истинный.
       - Ох, Светка, с огнём играешь.  Пусть хоть по полведра набирают, даже - меньше.
        С последним замечанием пионервожатая согласилась и дала указание «штрафникам» набирать по полведра и переносить небольшую кучу угля, которая образовалась, когда самосвал отъезжал. Сама села невдалеке читать книгу.
       
        Ребята несколько раз сходили в котельную с половинами вёдер, а потом, увидев, что их «начальница» зачиталась, стали набирать полные. Через час кучка угля «перебралась» на новое место. Все ушли кроме истопника. Тот сидел, взявшись за голову: ему жаль стало мальчиков, такой труд  ещё не для них. Но жаловаться на дочь председателя сельсовета побоялся.
      
        На следующий день  классный руководитель "четвёртого"  утром не обнаружила на первом уроке Лёню. После занятий она пошла к нему домой, но и там его не оказалось, как  и родителей. Со слов соседей, они все находятся в районной больнице. Пришлось ехать туда. Выяснилось, что Лёне сделали срочную операцию по удалению грыжи. Что явилось причиной - догадывалась. Но промолчала. Лёня же родителям так и не сказал, как он вчера таскал полные вёдра с углём. Когда сказал, мама направилась в школу. Пионервожатой  объявили  выговор, а её папа оплатил все расходы по лечению пострадавшего ученика. Вопрос, казалось, исчерпан.
      
         Однако Лёня после выписки из больницы стал замечать, что на него одноклассники и остальные школьные пионеры стали смотреть «косо». Всему виной - пионервожатая. Она стала рассказывать всем, что у них появился пионер - «Плохиш». Называла при этом фамилию Лёни. Последний терпел, выполняя просьбу своих родителей, простых колхозников, никуда не жаловался. Но в знак протеста из пионеров ушёл. В такой ситуации он ничего не терял. Наоборот, приобрёл свободу: в то время как его одноклассники таскали вёдра с углём, он со своей соседкой  по парте и по дому Никой сидел в сельской библиотеке,  читая книжки про античные Грецию и Рим. Заставить его теперь нести ведро угля могла только мама в свой дом с сарая, но она этого никогда не делала. Тем более после операции у сына.
       
        Работа пионервожатой у Бартенковой считалась временной. После школы её папа  устроил на это место и «способствовал» поступлению на заочное отделение в университет на исторический факультет. К тому времени она  уже заканчивала последний курс. И ... закончила.
       
        Пролетели  школьные летние каникулы.Первого сентября одним из первых уроков у пятиклассников стояла  история Древнего мира. Как же они все удивились, когда в класс в качестве учителя зашла Светлана Игоревна, она же бывшая пионервожатая. Все в буквальном смысле слова полезли под парты. Все они, пионеры (кроме одного), свою бывшую пионервожатую знали слишком  хорошо. Зашедший следом в  директор школы, представляющий нового учителя, еле уговорил учащихся вылезти из под парт.
        - А ту ли ты профессию избрала, Светлана Игоревна? - поинтересовался директор
        - Не Вам меня учить. Не я решала кем мне быть, за меня решил мой папа.
        - Я понимаю, он учитель истории по профессии. Поменяйся с ним местами. Он у нас работал до избрания в сельсовет. Не плохой, скажу,  учитель. Неужели ты не видишь сама, что педагог из тебя не получается? Зачем мучить себя и детей? Уйди со школы.
       
         Через неделю "ушёл", по понятной причине, директор. Он перешёл в школу соседнего села завучем. А "шоу" под названием «История Древнего мира» у пятиклассников продолжалось. Путая уроки литературы с уроками истории Бартенкова заставляла учеников и учениц учить наизусть легенды Древнего Вавилона, Древнего Египта, Древней Греции. Но особенно её интересовали исторические лица. Кто не мог правильно назвать имя египетского фараона или какого-нибудь другого древнего царя получал сразу же "двойку". Исключением считался только  Лёня. С детства, со слов мамы, «помешанный» на истории Древнего мира, он не только знал всех этих фараонов и царей, но на удивление учительницы – и их жён.
          
         Отвечал же  на уроках  истории не с особым желанием: всё время перед его глазами стояло то лишнее ведро угля, из-за которого он оказался в больнице. Показывать свои отличные знания теперь перед этой учительницей, бывшей  "мучительницей", ему не хотелось. Последняя «в долгу не оставалась» и ставила ему «тройки». Продолжалось это до тех пор, пока Лёня «за спиной» учительницы истории с помощью газеты «Пионерская правда» не попал на республиканскую Олимпиаду школьников по истории, вернувшись  её победителем. В интервью журналистам пятиклассник рассказал правду о том, откуда у него знания по истории Древнего мира и о том, что его учительница к этому никакого отношения не имеет. Скорее, наоборот.
         
         После того, как в сельской школе побывал корреспондент газеты, а позже  на её страницах появилась статья «Ведро с углём», в этой школе на одного учителя стало меньше. Пока на место уволившейся Бартенковой  не приняли молодого специалист, выпускника исторического факультета Зубова.
         
         После очередных выборов   пост председателя сельсовета занял другой депутат, поскольку прежний в сельсовет вообще не попал. Что для тех советских времён весьма редкое явление.
         
         В итоге семья Бартенковых из села уехала. Зато в него вернулся на свою должность бывший директор школы. Через десять лет он принимал в свои ряды нового учителя истории. Им оказался Леонид Иванович Попов. На вопрос учеников: «Как он стал учителем истории?»,  отвечал: "Всё началось с ведра с углём".

01.04.2016 г.

Фото из Интернета