Дорога длиною в жизнь. Послесловие

Михаил Шаргородский
Если человеку удается сравнительно долго прожить и не потерять свой ум, перед ним непременно возникнет ряд вопросов. А правильно ли жил? Не чувствует ли своей вины перед кем-либо? Каким и как был в своей семье? Не обижал ли невинного? Не чувствует ли моральных долгов перед кем-либо? Все ли, что мог, сделал для благополучия близких, или друзей? И еще много подобных вопросов.

Каждый ответит на них по своему уму и своим понятиям. Совпадут ли они с оценкой общества, или даже близких - это другой вопрос. Но главное, как мне кажется, заключается в том, что пока человек силен и молод, смело идет по жизни, ему следует иметь в виду, что эти вопросы, когда-то непременно возникнут. Такого рода соображения могут удержать нас от некоторых поступков, о которых мы потом сожалеем.

Что касается меня, я на все вопросы попытался ответить в своих записках.
Читая мои записки, надо иметь в виду, что я родился, вырос и работал в основном в другую эпоху, причем всегда был наемным работником. Это порождало иные нормы поведения и образа жизни в целом.
Причем почти всю мою жизнь во мне звучали, прочитанные еще в юности слова Великого поэта Грузии Николоза Бараташвили (Из Мерани):

«Я слаб, но я не раб судьбы своей
Я с ней борюсь . . .»

Если очень честно сказать, то главным читателем этих записок, мне хотелось бы видеть своих внуков. Ведь только благодаря им может не прерваться связь времен.
А поскольку тираж этих записей будет крайне мизерным, то они, вероятно, попадут только к членам семьи, и самым близким людям. А это дает мне право просить у Господа: «Боже благослови всех моих читателей, которые прочтут и сочтут, что хорошее дело сделал М.С., оставив семье свою любовь и память!»

2013-2014 гг.