Апасиаки печенеги берендей чёрные клобуки карака

Виктор Бабушкин
В этногенезе тюркских народов, украинцев, венгров, болгар важную роль сыграли  половцы, печенеги и берендеи.

Печенеги

По данным Википедии. Печенеги  (ст. - слав.  пєчєн;зи,  др. -греч. ;;;;;;;;;;)  — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках.  Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, русских и западноевропейских источниках.

В европейских и греческих источниках получили название «пацинаки» или «пачинакиты», в арабских — «беджнак» и «баджана». По версии А. Ф. Вельтмана название «печенеги», вероятно, образовалось из беяз-hoгэ – белых или великих ногаев. По мнению С. А. Плетнёвой, название «печенег» могло произойти от тюркского имени Бече — гипотетического предводителя печенежского племенного союза.

По мнению многих учёных (в частности, академика Артамонова и его ученика Л. Н. Гумилёва) печенеги представляли собой часть народа канглы. Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч. ;;;;;;). В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племён кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. ;;;;;;;;;;). Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между  Русью,  Венгрией, Дунайской Болгарией,  Аланией, территорией современной  Мордовии  и населявшими современный Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

В 968г. печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970г. участвовали в  битве под Аркадиополем н а стороне киевского князя  Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972г. печенеги хана  Кури  у  днепровских порогов  убили великого князя  Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу.

В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992г. на Трубеже, но в 996г. сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Католическую веру среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам. Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью около 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр  Константина Мономаха и в  Добруджеприняли христианство византийского образца.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016г. они участвовали в битве под Любечем, в  1019. в  битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь  Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчленённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046;1047 годах печенежская орда (до 80 000 человек) под предводительством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями.
Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов.

В 1048г. западные печенеги осели в Мёзии. В 1071г. печенеги сыграли неясную роль при  разгроме византийского войска под Манцикертом. В 109г. византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.
Арабо-сицилийский географ XII века Абу Хамид аль Гарнати в своём сочинении пишет о большом количестве печенегов к югу от Киева и в самом городе («а в ней тысячи магрибинцев»).

В 1036 году князь Ярослав Мудрый нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой одна часть печенегов составила основу народности гагаузы. Другая часть влилась в объединение юрматы.

Захоронения печенегов представляют собой невысокие курганы. Голова покойника ориентирована на запад. В могилах находят останки головы и ног лошади, а также стремена, сабли (палаш), наконечники стрел, подвески в виде птичек, серебряные бляхи для упряжи, византийские золотые монеты (хутор Гаевка Волоконовский район Белгородская область). Имеются печенежские захоронения в  Молдавии  (на месте Кишинёва)  и на территории Волгоградской области
По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно уникальным описаниям, написанным в виде путевых заметок арабом Ахмеду ибн Фадланом), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза.

Половцы

По;ловцы, половчане  (в арабо-персидских источниках —кыпчаки, азерб. q;p;aq, башк.;ыпса;, каз. ;ыпша;, тат.кыпчак, карач.-балк. къыпчак,узб. qipchoq; в европейских и византийских источниках —куманы) — кочевой народ тюркского происхождения. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов  и  торков. Затем половцы пересекли  Днепр  и дошли до низовий Дуная, таким образом став хозяевами  Великой Степи  от Дуная до  Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, поле Половецкое.

При образовании  Золотой Орды  (середина XIII века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Позже кыпчакский язык лёг в основу татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и некоторых других языков.

По традиционной версии этимологии русское название «половцы» происходит от др.-рус. половъ  — «жёлтый». Это может объясняться светлым цветом волос народа (см. ниже), но основная масса кимако-кипчаков имела  европеоидный тип  (средиземноморская раса) с примесью монголоидности (по данным антропологов) была тёмноволосой и кареглазой. Половцы являлись потомками сары-кипчаков, то есть «жёлтых кипчаков», таким образом, это славянский перевод данного этнонима.

В исторической литературе объяснение слова «половец» от «половый» первым предложил в 1875 г. А. Куник. Е. Ч. Скржинская отвергает эту версию, связывая происхождение названия с географическим местоположением «Половецкого поля». По её мнению, корень слова «половцы» — «полъ» («половина»). Жители правобережья Днепра, где находился Киев, так называли кочевников с левобережья, с «той стороны» — «оного полу». С другой стороны, в старочешском языке этот народ называется plavci, а в старопольском — plauci, что является неполногласным соответствием именно древнерусского «половый» (жёлтый) и не может соответствовать слову «полъ», где эффекта полногласия не было. Древненовгородское обозначение «люди с другой стороны» (Волхова), на которое ссылается Скржинская, имеет видониполовици, где, во-первых, есть указание на другую сторону — онъ полъ — а во-вторых, суффикс имеет вид -иц-, что с учётом цоканья соответствует в киевском диалекте -ич- (как вкривичи и т. п.), а не -ьц-, как в половьци.

Одна из версий заключается в том, что половцами называли просто жителей поля, независимо от их племенной принадлежности, то есть полевцы. Эта версия встречается в русских исторических источниках до начала XIX века.

Также существуют другие версии, производящие этникон «половцы» от слова «лов». О них сообщает Е. Ч. Скржинская: "В XVI в. считали, что слово "половцы" произошло либо от "ловы", "охота" (но разумели половцев-охотников лишь в смысле охоты на людей и их имущество), либо от "поле" (в значении, по-видимому, обитания половцев в степи, они campestres, степняки". В XIX в. эту версию поддерживал А. Щекатов: "Название Половцев дали им Россияне, как некоторые полагают от "полей", по которым они кочевали, или от "полона", чинимого ими у Россиян".

Николай Петрович Лихачёв  считал существующие версии происхождения названия "половцы" неубедительными и писал: "Навсегда ли останется тайной убедительная этимология названия "половцы"? Не безнадежно ли это?"

Согласно традиционной точке зрения, половцы, кипчаки и куманы — названия одного народа.

По другим версиям, кипчаки состояли из двух крупных ветвей: половецко-кипчакской (черкасы) и куно-кипчакской (токсобичи); половцы состояли из западной ветви — половцев-саров и восточной — кунов. По версии Евстигнеева Ю. А., куманы, куны и половцы (сары) были разными народами. По версии Плетнёвой С. А., кипчаки (шары, половцы) и куманы (западнее Днепра) были разными народами.

Куманами половцы называются в западноевропейских и византийских источниках (в частности,  Анна Комнина  в связи с  битвой при Левунионе сообщает, что куманы и печенеги говорили на одном языке). Плетнёва С. А. локализует куманов западнее Днепра по отсутствию там каменных изваяний, встречающихся в низовьях Дона, Донца и вдоль северного побережья Азовского моря — местах кочевий сары-кипчаков (половцев).

Куны, как и сары, участвовали в «цепной миграции» кочевых племён в 30-е годы XI века, постоянно являясь их восточными соседями. Существует версия о принадлежности донских половцев-токсобичей к кунам.
В XI—XIII веках имя куны встречается эпизодически в венгерских и русских источниках наряду с куманы  в значении  кипчаки, половцы и венгерские половцы.

Согласно Ан-Нувайри, у половцев было много различных племён. В XIII веке это токсоба, йета, бурджоглы, бурлы, кангуоглы (кангароглы), андоглы, дурут, карабароглы, джузан, карабирикли, котян. Ибн Хальдун тоже перечисляет одиннадцать племён половцев с небольшими поправками в их написании. Он называет следующие: токсоба, сета, бурджоглы, эльбури, канаарлы, оглы, дурут, калабаалы, джерсан, карабирикли и кунун.

Русские летописи для XI—XII веков выделяют следующие группы половцев: лукоморских западнее Днепра и бурчевичей (соответствуют бурджоглы  либо эльбори, ольберам) восточнее Днепра (1193г.), читеевичей (начало 1180-х и конец 1190-х; соответствие етобе, етебичам 1185 года), а также бурновичей, токсобичей, колобичей, тертробичей (соответствие дурут), тарголовцев и улашевичей (1185г.), ямяковских восточнее Волги  (1184г., соответствие йемекам, подчинённым кипчакам и известным только после исчезновения из источников имени кимаков).

По данным археологии, являющиеся признаком сары-кипчаков каменные изваяния локализуются по среднему и нижнему течению Северского Донца и в северном Приазовье, тем самым, охватывая прежде всего центры кочевий лукоморских половцев (р. Молочная) и бурчевичей (р. Волчья) (не затрагивая, в частности, кочевья токсобичей между Донцом и Доном). Это согласуется по отдельности как с версиями, выделяющими куманов западнее этого региона, так и с версиями, выделяющими кунов восточнее его.

По предложенному Кляшторным С. Г. делению на 5 территориальных групп, регион с каменными изваяниями соответствует днепровской группе (с крымской подгруппой); на запад от него — дунайская (с балканской подгруппой), на восток — донская (с предкавказской подгруппой), затем казахстанско-приуральская (включая саксинскую) и алтайско-сибирская.

Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в 201 г. до н. э., воспринимается как первое упоминание кипчаков той частью исследователей, которая считает их потомками покорённых племенами хунну в конце I века до н.э. динлинов, однако, по мнению Кляшторного С. Г., данная версия не оправдана фонетически.

В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина сохранились генеалогические легенды о происхождении кыпчаков. По легенде об Огуз-хане, мифический мальчик, которому дали имя «кыпчак» (по Абулгази, в переводе означает «дуплистое дерево»), родился во время неудачного похода огузов против племени ит-бараков. У Рашид ад-Дина говорится также, что кыпчаки были одним из 24 племён огузов.

Предки кипчаков — си;ры (са;ры, ша;ры, сюеяньто китайских источников) кочевали в IV–VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Называются в числе 15 уйгурских племён. В 630 году ими было образовано государство. Конкретно с именем «Кипчак», и, вероятно с самым ранним случаем фиксации этого этнонима, мы встречаемся в надписи, выбитой на каменной стеле, обнаруженной Рамстедом в Центральной Монголии южнее р. Селенги в 1909 г. В литературе эта эпитафия получила название «Селенгинский камень». Текст, выбитый на нём, является частью погребального комплекса Бильге-кагана, одного их основателей Восточно-тюркского каганата в монгольских степях. В четвёртой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кыпчаки властвовали над нами 50 лет…». Каганат был затем уничтожен другими племенами и китайцами в середине VII века. Значительная часть знати сиров была уничтожена уйгурами, а остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи Восточного Казахстана, сиры поменяли самоназвание на «кипчак» («злосчастные»).

После разгрома уйгурами Восточно-тюркского каганата (744г.) находились в составе Кимакского каганата, на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами.

К середине IX века достигли гегемонии над кимаками, к середине X века поглотили их.

В начале XI века кипчаки вплотную придвинулись к северо-восточным границам Хорезма, вытеснив огузов из низовьев Сырдарьи и заставив их переселиться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI века кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречья. Восточная граница их осталась на Иртыше, западные пределы достигли Волги, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири.

Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество,  Поросье, Северская, Киевская,
Рязанская области. Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных.

К 1051г. относится их первое появление у русских границ. В 1061г. году Всеволод Ярославич потерпел поражение от хана  Искала, Переяславская земля подверглась разорению. В сентябре 1068 года половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разорили приграничные земли. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из князей) приобрели регулярный характер. В битве с половцами на Нежатиной Ниве  в  1078 году погиб  Изяслав Ярославич Киевский.

В 1093 году половцы одержали победу в битве на реке Стугне над соединёнными войсками Святополка Изяславича  Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха  и  Ростислава Всеволодовича Переяславского. После этого половцы поддерживали Олега Святославича в его борьбе за черниговское наследство, в том числе заставив в 1094 году Владимира Мономаха оставить Чернигов, но в  1096 году потерпели первое сокрушительное поражение от русских, хан Тугоркан погиб.

В 1099г. Давыд Игоревич на реке Вигор, недалеко от Перемышля, с помощью половецких ханов Боняка  и Алтунопы  нанес поражение венгерскому войску во главе с королевичем Коломаном.

Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именем чёрных клобуков. Центром черноклобуцких поселений было Поросье на южной границе Киевского княжества. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей, участвовали практически во всех их вооружённых предприятиях.

Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли. Когда такие походы становились общерусскими мероприятиями (впервые при Святополке и Мономахе, затем при Изяславе Мстиславиче, Мстиславе Изяславиче, Святославе Всеволодовиче, Романе Мстиславиче), они неизменно оканчивались успешно. Примером неудачных сепаратных наступательных действий является поход героя «Слова о Полку Игореве», Игоря Святославича в 1185 г.

В начале XII века, после Долобского съезда (1103г.), половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе половцы поступили на службу к грузинскому царю  Давиду Строителю. Они помогли очистить Грузию от турок-сельджуков, составляя ядро грузинской армии.

После смерти Владимира Мономаха (1125г.) половцы вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей, как правило на стороне  суздальских  и  северских  противволынских, участвовали в разгромах Киева в 1169 и в 1203 годах. Затем наступил недолгий период в общем мирного сосуществования и частичной христианизации половецкой знати. Историк и этнолог Л. Н. Гумилёв полагал, что половцы принимали участие в этногенезе украинцев.

В  1091г.  половцы вместе с русским князем  Василько Ростиславичем оказали помощь Византии в войне с печенегами, которые были уничтожены, включая пленных, в битве при Лебурне. Однако в 1092г. половцы поддержали византийского самозванца Лжедиогена и вторглись на территорию Византии. В 1095г. половецкое войско потерпело сокрушительное поражение, сам самозванец был захвачен в плен византийскими войсками и половцы были вынуждены вернуться в свои кочевья.

Половцы оказали значимое влияние на Второе Болгарское царство и были надежным союзником  болгар  в период становления второго царства. Половцы были участниками самых знаменитых сражений болгарских царей из династии Асень, являлись союзниками в лучшие годы второго царства болгар и были одним из народов, ассимилированных болгарами в Средневековье..

Первое упоминание половцев в Болгарии встречается в 1186 году, когда царь  Иван Асень I внезапно перешёл  Дунай  с большой вспомогательной армией из половцев, чем сорвал подавление восстания болгар императором Исааком II Ангелом.  В 1190 году Исаак II Ангел отправил специальный флот, целью которого было препятствовать половцам прийти на помощь осаждённым болгарам. Однако слух о том, что блокада Дуная прорвана и половцы перешли Дунай, посеял панику среди византийцев и способствовал дальнейшему поражению императорских войск. Во время правления младшего брата царей Асеня и Петра — Калояна, половцы кроме союзников превратились в подданных, занимали высочайшие должности в государстве, участвовали в управлении. Жена Калояна была дочерью половецкого хана, а её брат половец Манастр являлся болгарским полководцем, одним из самых приближенных соратников Калояна. Но внезапная смерть Калояна во времени осады Солуна часто приписывается Манастру.

В 1204 году венгерский король Имре пожаловался папе Иннокентию III, что царь Калоян использовал против него «языческую армию», имея в виду половцев.

Половцы принимали также решающее участие в знаменитой Битве под Адрианополем, в которой были разгромлены войска IV Крестового похода и пленён император Латинской империи.
...Иоаннис, король Блакии, шёл на помощь тем, кто был в Андринополе, с огромным войском: он привел с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куменов, которые были нехристями...

В этой битве половецкая конница сыграла решающую роль: сделав два заманивающих манёвра два дня подряд, половцам удалось вызвать на преследование тяжёлую кавалерию графа Луи дё Блуа, а за ним и всю рыцарскую конницу. Половцам удалось заманить их в места, в которых их ожидали в засаде болгары. Так погибло всё рыцарское войско.

Половцы успели в последний момент подоспеть к небольшой армии Ивана Асеня II в знаменитой для болгар Битве при Клокотнице в 1230 году. Тем самым они в очередной раз вписали свое имя в зал славы, так как  Ивану Асеню II удалось победить многократно превышавшую количеством воинов эпирскую армию и взять в плен очередного императора — деспота Эпира, Феодора Комнина со всей его семьей.

Зимние кочевья емеков находились в низовьях Сырдарьи и Приаралье, на границах Хорезма, где у них был город Сыгнак. Восточнее емеков, гранича на Иртыше с найманами (самым западным из монгольских племён), кочевали канглы. Во второй половине XII века хорезмшах Ала ад-Дин Текеш женился на половецкой княжне из племени канглы Теркен-хатун, после чего часть канглы переселилась в Хорезм, половецкая знать заняла видное место в администрации Хорезма: в частности, брат Теркен-хатун Каир-хан был наместником в Отраре в начале XIII века. Примерно в то же время часть емеков была поселена хорезмшахами на своих землях. Монгольское завоевание Средней Азии формально стартовало с расправы Каир-хана над монгольским посольством (1218г.).


В 1222—1223 годах половцы оказали помощь аланам против монголов, но после обращения монголов и дачи ими откупа покинули своих союзников. Затем половцы были разгромлены монгольским войском сначала на Дону, затем вместе с русскими князьями, к которым обратились за помощью — на Калке. В 1229 году половцы были разбиты на Урале монголами, начавшими новый поход в Европу.

По версии некоторых исследователей, опирающейся на сведения первоисточников, монголам удалось установить союзные отношения с одним из мощнейших половецких племён, кочевавшим на Дону — токсобичами, которые в отличие от, например, тертробичей (дурут) были не тюркского, а монгольского происхождения (от татар).

После  европейского похода  Батыя  1236—1242 годов  половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как  татары,  киргизы,  гагаузы, узбеки,  казахи,  крымские татары,  сибирские татары,  ногайцы,  башкиры,  карачаевцы,  балкарцы, кумыки. Часть их выселилась в Закавказье, часть на  Русь, часть на Балканский полуостров (во Фракию,  Македонию) и в Малую Азию, часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял половцев, пришедших под предводительством хана Котяна  (тестя  Мстислава Мстиславича Галицкого); наследник венгерского престола Иштван женился на дочери Котяна. Половцы заняли в Венгрии видное положение, в частности, они охраняли границы королевства, но перед монгольским вторжением в Венгрию (1241г.) венгерская знать убила хана Котяна вместе с сыновьями, а половцы ушли в Болгарию. Наконец, часть половцев перебралась в Египет, поступив на службу в египетское войско; некоторые египетские султаны были половецкого происхождения (На пример султан Бейбарыс). Кыпчаков издавна и очень часто использовали как наёмные военные части. Происходило это оттого, что половцы были отличными наездниками, превосходными стрелками, храбрыми и дисциплинированными воинами. Примером использования их в качестве личных гвардейцев могут быть мамлюки. Эта практика сложилась с древних времён, когда  Ахемениды,  Аршакиды,  Сасаниды  набирали своих тяжёлых кавалеристов из сарматов, скифов, согдийцев и других кочевых племён.

У половцев был типичный военно-демократический строй. Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Процесс консолидации разрозненных кочевых орд в отдельные племенные объединения завершился в конце XI века. Каждая орда, как и входившие в неё более мелкие подразделения - курени, имели собственные участки земли с входившими туда зимниками, летниками и маршрутами кочёвок между ними. Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей. Курени по этническому составу могли принадлежать не только половцам, но и соседним народам (например, болгарам). Главами орд были ханы, по традиции одновременно являвшиеся и главами определённых куреней. По мнению С. Плетнёвой, размер обычной орды не превышал 40 000 человек (тогда как, в средних по населению княжествах Руси, например Рязанском, проживало около 100 000 человек). В первой половине XII века существовало около 12—15 половецких орд. Размер кочевья каждой половецкой орды не превышал 70—100 тыс. кв. км. Необходимость вести эффективные военные действия против Руси, Византии и Болгарии привела к появлению у половцев союзов орд, которые были крупными политическими объединениями. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каханом/каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы.

Орды возглавлялись ханами. К их именам традиционно прибавлялось слово «"кан" или "хан"» (Тугоркан,  Шарукан). Курени, состоявшие из рядовых воинов, возглавлялись главами, имена которых оканчивались прибавлением слов «опа», «оба», «епа». Другими социальными категориями, зафиксированными в русских летописях, были так называемые «колодники» и «челядь». Имелись также и «чаги» — женщины-служанки. Колодники были военнопленными, исполнявшие у половцев функции домашних рабов и находились на низшей ступени социальной лестницы. Главы больших семейств-«кошей», принадлежавших к куреням, назывались «кошевыми». Курени состояли из семей-аулов, или, по-русски, «кошей» (от тюркс. «кош», «кошу» — кочевье, кочевать), которые, в свою очередь состояли, из представителей 2—3 поколений и прислуги (военнопленные, разорившиеся родственники и соплеменники). Богатые аулы по количественным параметрам могли не уступать куреням. В XII веке аул стал основной ячейкой половецкого общества. Аулы могли находиться на разных ступенях иерархической лестницы по разным причинам (богатство или принадлежность к родовой аристократии). Аулы объединялись в орды на съездах кошевых путём вручения главе («кошевому») наиболее сильной и влиятельной семьи (а заодно и куреня) власти над всеми остальными семьями.

Богатства, добытые половцами в результате набегов и походов, распределялись между знатью, руководившей походом. Рядовые воины получали лишь малую часть добычи. При неудачном стечении обстоятельств (неудачный поход, падёж скота) рядовые общинники разорялись и попадали в зависимость к аристократам. Таким образом, вследствие сильного экономического разделения у половцев из среды родовой  аристократии  формировалась собственная феодальная  знать. Простые пастухи, не обладавшие большими стадами и пастбищами, как правило, попадали в экономическую зависимость от аристократов, дававших им скот «на выпас» при условии выплаты половины приплода. Дальнейшее разорение пастуха приводило к его окончательному закабалению и попаданию в «челядь» в семье-коше.

По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было  скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Есть версия, что городов половцы не строили, хотя в их землях упоминаются города  Шарукань,  Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Есть версия, что продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии. В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям  Плано Карпини  и  Рубрука, обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

Половцы (кипчаки) исповедовали тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (Вечного Синего Неба). Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай, которая олицетворяла земное начало. Так же они поклонялись животным, в особенности  волку (сходное верование существовало и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом.

Кроме Ханов-жрецов была у половцев и специальная жреческая прослойка — шаманы. Шамана половцы называли «Кам», отсюда произошло и слово «камлание». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира. Один из них — знаменитый «Кодекс Куманикус», кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 году, уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному крымскотатарскому. Второй круг — богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий — по Рубруку, над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.
О половецких воинах известно не столь много, однако их военную организацию современники считали довольно высокой для своего времени. В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие. Военная организация половцев развивалась поэтапно. Византийские историки отмечают, что половецкие воины сражались  луками,  дротиками  и кривыми  саблями.  Колчаны  носились  на боку. По сообщениям  крестоносца  Роберта де Клари, кипчакские воины носили одежду из овечьих шкур и имели каждый по 10—12 лошадей. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды лёгкой кавалерии, вооружённой луками. Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, ламеллярные панцири и шлемы с антропоморфными железными или бронзовыми личинами и бармицами. Тем не менее, основой войска продолжали оставаться отряды легковооружённымх конных лучников. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжёлых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая ещё со времен жизни их в районе Алтая, либо в более поздние времена у византийцев (греческий огонь). Используя эту технику, половцы умели брать и хорошо укреплённые города.

Половецкие войска отличались маневренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом, состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. Они действовали, в основном, против слабо защищенных деревень, но редко атаковали укрепленные крепости. В полевом бою половецкие ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды в авангарде для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил. В качестве великолепной военной школы, где половцы оттачивали мастерство маневрирования, половцам служила облавная охота. Однако недостаточное количество профессиональных воинов нередко приводило к поражениям половецких армий.

Половцы были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов:  Сыгнак,  Джент,  Барчынлыкент — на Сырдарье, Канглыкент — на  Иргизе,  Саксин  — в низовьях реки Волги, Таматархан (Тмутаракань  русских летописей)  — на Таманском полуострове и Шарукань — недалеко от современного Харькова.

Берендеи

У этого термина существуют и другие значения, Берендей. Беренде;и,  берендичи,  берендии  (др. русск.  береньд;и,  береньдичи, точная этимология не установлена) —   кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов.

В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовльским князем Василько Ростиславичем.

Были  вассалами  русских князей, участвовали в  борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси

Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 г.: «В л;то 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печен;зи сами б;жаша».

В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём. С. А. Плетнёва предполагает, что это была та самая орда, которую Владимир Мономах изгнал из Руси в 1121 году. Ярополк предоставил орде для пастбищ земли в Поросье, и с тех пор берендеи стали союзниками Руси.

Около 1146 года образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков (в него вошли берендеи, торки, печенеги и другие), ставшее «вассалом» Руси.

В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого (1155 до 1157 года) во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наёмникам вернуть пленных, но те отказались: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.). А. С. Плетнёва считает, что эти берендеи вероятнее всего были переселены из Поросья Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским в период их обладания киевским столом Целый ряд топонимов на Западной Украине позволяет также предположить переселение туда отдельных групп чёрных клобуков. О наличии берендеев в войске волынского князя сообщает Ипатьевская летопись под 1158 год. Можно предположить, что «волынские» берендеи из войска Мстислава Изяславича были переведены на Волынь из Поросья его отцом Изяславом Мстиславовичем в период, когда он занимал киевский стол, также фактически контролируя Волынь. Ипатьевская летопись неоднократно отмечает, что Изяслав Мстиславович пользовался большой любовью у чёрных клобуков. Вероятно, что находясь в постоянной борьбе за Киев с Юрием Долгоруким и, дважды, будучи изгнанным, из Киева, Изяслав позаботился о переселении части чёрных клобуков на Волынь, по аналогии с упомянутым переселением берендеев во Владимиро-Суздальские земли. Таким образом, в случае утраты киевского стола Изяслав автоматически терял контроль над чёрными клобуками Поросья, однако в его распоряжении оставались «волынские» берендеи.

Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие.

Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ (Торцкь, Торцьскъ).

Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи, а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем.
Название в летописях исчезает к XIII веку. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию.

Известная пьеса Александра Островского «Снегурочка» переносит зрителя в «царство добрых берендеев», мало имеющих отношение к реальным берендеям. Фильм «Снегурочка» частично снимался в Костроме, и место съёмок позже стало парком культуры и отдыха «Берендеевка».

По мнению Д.А. Расовского. «Каждый киевский великий князь, если только он прочно обосно¬вывался на „золотом столе киевском”, получал в свое распоряжение и большую воинскую силу — лёгкую кавалерию Чёрных Клобуков, расквартированную в южной части княжества. Это было постоянное, собственными средствами вооруженное войско, и напрасно Грушев¬ский считает, что только княжеская дружина составляла такое посто-янное войско».

Стоит напомнить, что эти тюркские племена играли огромную роль в политической жизни Киевской Руси.

О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение  «вся земля Руськая и чорные клобуки».

По всей видимости, данные тюркские племена приняли участие в этногенезе (происхождении) украинцев.

Интересно, что по данным Д.А. Расовского, половцы были светловолосыми и светлоглазыми.
Все источники, описывающие внешний вид Половцев, единогласно сходятся в характеристике их как народа рослого, стройного, красивого и светловолосого.

«Самым для нас существенным в описании внешнего вида Половцев является их белокурость или рыжеватость. Интересно прежде всего отметить удивительную тождественность в наименовании этого народа — Русскими, Армянами и Немцами: Половцы, Хардеш, Фальбы, что выражает один и тот же признак белокурости».

Существует упоминание китайского источника, что у Кипчаков — голубые глаза и „красные” (по другому переводу — рыжеватые) волосы.

От сюда можно сделать вывод, что предками этих кочевых народов были не только монголоиды, но и европеоиды.