Скромный обзор на фильм Агора

Вячеслав Штопель
Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

Исторические фильмы снимать крайне сложно в силу многих причин: нужны хорошие декорации, погружающие в атмосферу показываемой эпохи; необходим интересный и как можно более правдоподобный сюжет, который будет интересно смотреть; актёры, подходящие не только по статусу, но и вписывающиеся своей внешностью и игрой в фильм. Таких нюансов очень много и, разумеется, многие их не соблюдают. Исторические картины про войну снимать всегда было легче, чем о мирных периодах истории. В данном фильме хоть и нет войн между государствами, зато есть война не менее разрушительная и жестокая – война религий. Дамы и господа, перед вами обзор на фильм Алехандро Аменабара “Агора”.

Немного о сюжете:

Египет на рубеже пятого века нашей эры. Гипатия – дочь директора Александрийской библиотеки, одной из богатейшей библиотеки того времени. Гипатия обладает многими достоинствами: она красива, умна, популярна. У нее есть страсть к философии, к математике, астрономии. К ее мнению прислушивались многие. Влияние Гипатии на людей было не по нраву христианским фундаменталистам, стремительно набиравшим популярность у народа. Дочь директора же предпочитала религиозным и политическим интригам науку. Но настал период выбора – стать последовательницей религии или остаться преданной своему делу и поставить жизнь под угрозу.

Данный фильм, разумеется, далеко не о мирной эпохе процветания. Мир в тот период трансформировался на фоне религиозных потрясений и разваливающейся Римской Империи в IV - начале V века нашей эры. Споры о религиях, столкновения язычества, христианства и иудаизма не чем не отличались от войны, только вот гибли при этом мирные люди. Вопрос выбора веры не перестал быть актуальным и сегодня, но тогда выбора особо ни у кого не было.

Фильм очень подробно показывает нам то, во что превращается толпа людей, одержимых идеей. На фоне общего безумства очень иронично мелькают мирные разговоре о Боге и сыне его, о помощи бедным, о том, где же находится Солнце и какую форму имеет планета Земля. Из таких вот островов размышлений и действий состоит данная картина. Показано это очень ловко и не скучно, повествование хорошо сбалансировано и распределено по всему хронометражу так, что бы зрители не скучали, но и не уставали от происходящего на экране.

Отдельно хотелось бы отметить декорации. Они просто великолепны, если учитывать то, что бюджет картины составил всего 70 млн $, что для хорошего исторического фильма довольно скромно. Без графики, разумеется, не обошлось, но её заметить трудно и в глаза она не бросается. Всё сделано с умом и очень аккуратно.

Актёрский состав не блещет именами первой величины. В фильме сыграли Рэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек, Ашраф Бархом, Майкл Лонсдейл и другие. Кроме Вайс и Айзека по большей части узнаваемых лиц и нет. Но это не помешало всем сыграть хорошо и как надо. Некоторые пререкания  вызывает игра Вайс – то ли в её задачу входило раздражать буквально всеми своими действиями, то ли сама актриса сыграл так, чтобы сложилось такое впечатление. Все моменты с ней довольно скучные, однообразные и несколько фальшивые. Благо, что фильм держится не только на её игре.

Как и все исторические картины, не нужно воспринимать “Агору” как достоверное документальное кино. В нём много расхождений и неточностей. Многим фактам, имеющим место в фильме, нет официального документального подтверждения. И, если бы данный фильм был документальным, то это было бы непростительно, но это кино является художественным, поэтому все взятки с него гладки.

“Агора” – это хороший, местами чуть надуманный, красивый фильм о важных вещах. Он несёт очень интересную и правильную, но незаметную сразу мысль – нужно всегда оставаться человеком со своей головой на плечах. Разумеется, толпе мы этого не объясним, пусть и горькая, но правда. Кино это получилось с душой, и хотя бы только за это ему стоит простить все огрехи в достоверности. А отличные декорации, операторская работа и саундтрек ещё надолго закрепят данную картину в списке одной из самых лучших в историческом жанре.

С вами был Вячеслав Первый - скромные обзоры от нескромного человека.