Преступление века. Ялта 1960

Александр Владимирович Клименко
Преступление века. Ялта 1960.

-Дедушка, дедушка, дедушка, - Антон мчался по приставной лесенке вниз. С последней ступеньки он соскользнул и шлёпнулся на пол, но это его ничуть не остановило, - Дедушка, смотри, что это?
Внук держал у в руках денежные купюры. В руке они плохо умещались, поэтому некоторые распластались дорожкой по пути следования Антошки. Дедушка улыбался.
-Надо же добрались сорванцы, вот я вам по лбу дам, чтобы не лазали, где не надо, - говорил дед добродушно.
-Деда, там их полно, - следом за внуком пришла внучка и тоже держала в руках денежные знаки, - Мы теперь богатые, да?
Деду было 74 года, но он ещё бодр и весел. Вместе с сорванцами забрался на чердак. Там в самом дальнем и тёмном углу стоял старый покрытый пылью сундук. Сам он был завален всяким хламом, поэтому дети туда добрались только сегодня. На дне сундука раскрытый саквояж, как когда-то носили врачи в своей практике. Саквояж полон денег, настоящих, не поддельных рублей.
А вечером того же дня, 31 декабря, 2015 года, вся семья собралась за праздничным столом. Дети вели себя очень сдержанно, но спать отправить их было невозможно.
Дружная семья, в которой есть все поколения, создаёт особую атмосферу и преемственность. Но сегодня выпиты тосты за ушедший и пришедший год. Все расслаблены и счастливы, все ждут рассказ дедушки.

Эта история произошла в Ялте в 1960 году, весной. Тогда набережная имела другой вид, но с ней, как и сейчас, граничил морпорт. Зато сама набережная была раза в два уже и не припадала к морю большой площадью. В центре города, как и сейчас, был банк. В то время он назывался УкрСоцБанк и обслуживал только предприятия. Напротив, через улицу набережная Ленина, - летнее кафе-пельменная-чебуречная. Готовили там отменно, а стоимость доступна любому. Порция пельменей с уксусом – 31 копейка, 1 чебурек – 12 копеек, кружка пива - 22 копейки. Не стоит и говорить, что летом все кафе, столовые, рестораны были переполнены, часто стояли очереди на десятки метров. Но и весной, когда потеплело, людей хватало, ведь Ялта был круглогодичный курорт. Сейчас с общепитом проще по всем параметрам: очередь, цена, качество. Может быть, если бы цены сейчас соответствовали кошельку и качеству, то тоже стояли бы такие очереди.

Андрей, Антон и Марина дружили с детства. Всюду вместе. Сейчас им по 18 лет и отношения из мальчишеских перешли в юношеские, образовав классический треугольник. Но для марины оба парня были, на самом деле, только друзьями. Их сплотили общие забавы и препровождение времени. Эта троица не была образцом для подражания,  наоборот, часто в их адрес следовали определения от взрослых: хулиганы, бандиты, оторвы. Но ничего криминального за ними не числилось и в детской комнате милиции на учёте никто из троих не состоял.
Толи ради шутки, толи из вредности, но претендентам на своё сердце Марина поставила условие: пойди туда – не зная куда, принеси то – не знаю что. Но такое, чтобы только у неё было.

Не многие знают, что когда наши пращуры строили Ялту, то провели и канализацию. Труба проходила под зданием банка и выходила в море. Но давно не использовалась, заросла водорослями и хорошо скрыта от людей, бродящих по набережной. Но так уж получилось, что друзья про эту трубу знали, так как часто лазали в том месте в поисках крабов и мидий.

-Но, если труба перекрыта или завалена? – говорил Антон, - Что тогда?
-Тогда вернёмся пустыми и будем думать дальше, - отвечал Андрей. Он уговорил друга, но марину в известность не поставили.
Пришёл праздник Первомай. Выходной день. В городе царит всеобщий подъём и радость, которая объединяет всех людей. Люди собирались в колоны и потом торжественно шествовали по набережной мимо трибуны перед памятником Ленину. После демонстрации по всему городу гуляния. Везде столы с выпивкой и закуской. Разноцветные шарики. Люди, действительно, ощущали праздник и радовались весне, выходному дню, солнцу. Некоторые пели и танцевали прямо тут на набережной  Таких праздников не стало после того, как рассыпался Советский Союз.
Гуляния продолжались долго, но к вечеру все разбредались домой и с гостями или в гостях продолжали праздновать. Собирались вместе по несколько семей. Женщины старались удивить кулинарным мастерством, пока мужчины помогали или пропускали по стопочке под интересную беседу.
 Словом к ночи почти все были пьяные и счастливые. Даже милиционеры на посту могли себе позволить нечто подобное.

Друзья вечером пришли на набережную За оградой кафе над морем их не было видно. Разделись. С собой были обычные фонарики упакованные, извините, в презервативы. И таким образом ставшие подводными.
Первым залез в трубу Андрей. К нему на всякий случай была привязана верёвка. Но вскоре он подал через неё условный знак. И Антон отправился за другом. Он нырнул в воду, раздвигая водоросли пролез0пропыл метра или четыре и оказался в пространстве трубы, где есть воздух. Ребята шли наобум, но часто именно такой способ приводит к успеху. Внутренний диаметр трубы порядка одного метра, а сама труба из керамики. Дальше отправились ползком.
Через некоторое время над собой в свете фонаря они увидели отверстие люка закрытое крышкой. Но всегда везти не может, должны быть и препоны. Крышку открыть не получалось – силы неравны.
Ребята вернулись в город. На следующий день гуляния и общая радость ещё продолжались.
Поздно вечером друзья снова пробрались в трубу и нашли люк. Но на этот раз у них с собой был автомобильный домкрат – это Антон придумал. Ещё с собой они сумели притащить кусок арматурины. С помощью домкрата они выломали люк.
Помещение большое, что чувствовалось по эху при тихом разговоре. Они попали в хранилище. Крышка люка была зацементирована и сверху заложена плиткой, поэтому изнутри её было никак не найти.
С собой у друзей саквояж, который они постарались тоже сделать герметичным. Не столько боясь намочить деньги, сколько не хотелось увеличивать их вес. Набрали денег столько, сколько влезло. Впрочем, количество денег ребят не беспокоило. Не ради наживы они рисковали.
Счастливые Антон и Андрей на следующий день привели Марину в тайный сарай, который давно забыт другими людьми. Посередине стоял тот самый саквояж.
-Открывай, - сказал Андрей Марине.
-Открывай, - сказал Антон показывая на саквояж.
-Ой, - вскрикнула марина, открыв саквояж и едва не плюхнувшись в обморок.
Много усилий ребята приложили, чтобы привести подругу в чувства. Но, когда они рассказали свою историю, то старания пришлось прилагать снова.

Бессменный с 1938 года глава Наркомфина а потом и министр финансов Арсений Григорьевич Зверев, не согласившись с планом реформы, ушел 16 мая 1960 года с поста главы Минфина. Ушел он сразу после того, как 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Но с Антоном и Андреем Зверев не был знаком.
 
Нигде в СМИ не было даже сообщения об этом случае, хотя украдена была сумма денег рекордная не только для города, но для всего СССР, а милиции не удалось раскрыть это дерзкое преступление века.
Осенью того же года оба друга отправились служить в армии.

Когда рассказ был окончен, и наступила пауза, то Внучка спросила, обращаясь сразу ко всем:
-А правда, что меня назвали в честь бабушки, а этого балбеса, - Маринка показала на младшего брата, - в честь дедушки?