Комментарий к статье. 001

Какабадзе Манана
Asharq Al-Awsat, Великобритания.

             Взгляд русских на свою литературу
30.03.2016

Самир Ата Алла (Ливан).




   Определенно, что сокровищница русской литературы — богатейшая в мире, и это мнение ее почитателей.
   Во время недавнего исследования издание Moscow Times предложило россиянам назвать самого народного, по их мнению, русского писателя. Если честно, я ожидал, что большинство назовет Александра Пушкина и Федора Достоевского. Однако я ошибся. Список из десяти самых популярных литераторов возглавил Лев Толстой — его имя назвали 45% участников опроса. За ним следовал Федор Достоевский — 23%, третье место получил Антон Чехов — 18%. За Александра Пушкина отдали голоса 15%. Далее шли Николай Гоголь — 13%, Михаил Шолохов — 12%, Михаил Булгаков — 11%, Иван Тургенев — 9%, Максим Горький — 7%, Михаил Лермонтов — 6%.
   Неожиданно? Вовсе нет. Русские знают свою литературу, взаимодействуют с ней намного больше, чем другие народы мира. Однако я полагаю, что если бы подобный опрос прошел во Франции, Великобритании или в Германии, то Федор Достоевский возглавил бы список, обойдя по голосам Льва Толстого.
   Газета Moscow Times не стала анализировать причины такого результата. Не упомянула, к примеру, что Михаил Шолохов («Тихий Дон») получил Нобелевскую премию по литературе с согласия советской власти. Более того, в списке не представлены еще два обладателя Нобелевской премии: Борис Пастернак («Доктор Живаго») и Александр Солженицын — известнейший советский диссидент прошлого века.
   Великие русские, чтобы понять человеческую душу и различные ее состояния, сами погружались в страдания, счастье, сумасшествие, бунтарство, в «войну и мир»… Все эти состояния человеческой души представлены в известном романе выдающегося Льва Толстого.
   Надо сказать, что XIX век стал наиболее плодотворным периодом для литературы в целом, и не только в России. Русская литература была широко представлена в американском кинематографе, что придало еще больше популярности русским литераторам. Ошибочно считать, что на великую русскую литературу серьезное влияние оказали французские литераторы. Русские превзошли его, создав литературное наследие, которому нет аналогов.


     Комментарий.

     Клишированность сознания    во всем, в том числе и в этом. Мы нежнейшим образом любим свою литературу, любим и знаем "чужую". Не меряемся изнутри между "своими", не возводим на пьедестал "чужих", не выясняем, кто раньше начал, кто на кого повлиял…Мы никогда не рассматривали литературу как спортивное соревнование, в котором должен быть один-единственный победитель.  Искать в России, к слову, такого автора, как автор "Человеческой комедии" не будем; ибо он именно француз, состоялся как француз и нет ему равных среди наших – наши о том же, в общем, пишут, да все равно по-другому... Автор-фантаст, написавший "Яблоки Солнца" - он такой американский...а поведавший нам о семи самураях - такой японский...народные ли они все у себя дома? Первые ли? И до какой степени народные? Вот то, КАК читаема была Донцова последнее десятилетие - сделало ли ее народной? Шукшина как писателя знают далеко не все, он менее народен? Менее любим, менее уважаем? Странно все это…
     Пушкин не стал победителем опроса ("обиды не страшась, не требуя венца"), какая странность...Он бы точно "не пережил" это. Условность опроса, и задача поставлена некорректно. Вот страшно боюсь того, что нынешнее и последующие поколения будут воспитаны на таком "тестовом" подходе, ибо структура образования нынче такова. "Кто самый народный?" – Толстой. Уточняю, граф Толстой, между прочим; и все его рубахи, все косы, все школы в селе – не сокращали расстояния между ним и народом, что бы об этом не говорили… Кто самый тонкий психолог - Достоевский, конечно же (а "Детство, отрочество, юность" Толстого читать пытались?). А Достоевский и его женщины… тонкий психолог довольно жесток, не так ли?
     Пушкин - вообще вечно без мест и вне них, вне соревнований, мы просто на его стихах учимся говорить по-русски в детстве и юности...
     Все так зыбко в сознании некоторых... Величие русской литературы вовсе не в том, что она занимает какое-то место в мировой табели о рангах. Обойдемся. Слава ее в том, что мы, русские, живем и дышим ею, она наша вторая жизнь, когда не первая для многих...Ее (наши!) герои живут среди нас, и это не только Наташа Ростова или Андрей Болконский...Московский озорной гуляка, походку которого в переулках Москвы знает каждая собака...старуха-процентщица (и она героиня!) и преступный герой, для которого самый важный вопрос в жизни: "тварь я дрожащая или право имею"..."Сучка не захочет - кобель не вскочит" – разве эта фраза  справедлива только в станицах, красиво описанных в романе нобелевского лауреата? (ах, боже мой, какой ужас – советская власть разрешила ему стать нобелевским лауреатом! А вот другим не разрешила, и это тоже ужас! Куда не кинь, все клин...). Кому из нас не приходилось постоять у парадного подъезда или вдыхать после разлуки дым отечества, который и сладок, и приятен? Это строчки когда-то страшно "народного", теперь уж редко упоминаемого поэта...
   Народность сегодня, а завтра время поставит на десятую строчку.  Но если заслуживаешь, время не убьет; оно оставит тебя в душе и сердце хотя бы одного русского, и это - победа! Оставит победителем не в дурацком опросе, а в жизни и в посмертной судьбе.... "Среди миров, в мерцании светил, одной звезды я повторяю имя"...
   «Определенно, что сокровищница русской литературы — богатейшая в мире». Хотел махнуть рукой, казалось бы, какая разница?  Не удержался от парфянской стрелы: отдельное спасибо – американскому кинематографу. Куда бы мы без него?