Принцип компенсации

Нэндиль
Экзистенциальным качеством человека является стремление выйти за свои пределы. Символизм процесса рождения, запечатленный в глубинных слоях нашей психики, овладение навыками ходьбы, исследования, преодоление кризисов взросления и завоевание своего места в обществе,- на всех этапах наша жизнь это цепь скачкообразных качественных перемен, идущих через преодоление наших ограничений. Отказ от борьбы, желание остаться в освоенной, знакомой, а потому безопасной, области жизни всегда ведет к застою, скуке, деградации. Под лежачий камень вода, как известно, не течет. Если жизнь, как процесс, можно сравнить с рекой, то замедление ее течения ведет к загрязнению, заилению ее вод, жизненная энергия иссякает. В процессе социализации человек усваивает множество запретов, сдерживающих развитие формул (например: из тебя ничего путного не выйдет; ты – жертва обстоятельств, системы; смирись с несправедливостью и т.д.) оправданных и ложных, полезных и не очень, и если у нас есть желание испытать свежесть жизни, бьющей мощным потоком к заветной цели, то приходится подвергнуть сомнению все ограничения, которые мы некритично впитали с раннего детства. Стены между нами и жизнью различны: принятые на веру ограничивающие мысли, на эмоциональном уровне – страхи, автоматические реакции, память об испытанной боли, на физическом уровне – ограничения, связанные с нашим здоровьем и актуальными возможностями. Не все стены, конечно, полезно и нужно ломать, не может быть реки без русла и направления, но грань между добром и злом необходимо осознать самостоятельно. Это один из главных жизненных уроков.

Чтобы компенсировать физические ограничения человек создал технические средства, как будто расширившие нашу свободу до невиданных в истории масштабов. И действительно, при всей цене, которую мы платим за эти новые возможности, никто всерьез не думает о возврате в Cредневековье. Главное достижение технической цивилизации - это освободившееся время жизни, которое у большинства населения в прежние века уходило на поиск средств к существованию. И вызов современному человеку - полноценно распорядиться свободным временем. Решение зависит от ответов, чего же мы от жизни на самом деле хотим, каковы наши истинные стремления. И то, что мы обнаружим в глубине своей личности, то, что нас вдохновляет, может сильно отличаться от ценностей, навязываемых СМИ, рекламой, давлением социума.

Как бы мы не отвечали на вопрос о смысле жизни, для многих он связан с раскрытием нашего потенциала. Желая испытать свои способности в выбранной сфере деятельности, мы обнаруживаем общую закономерность: бурный рост вначале, испытания при дальнейших шагах и медленное, неровное развитие в дальнейшем. Если на первичном этапе деятельности даже небольшие регулярные затраты времени и усилий дают заметный, ощутимый прогресс, который мотивирует новичков, то, в дальнейшем, каждый шаг вперед требует все больших усилий и времени, и, в итоге, достигается неустойчивое  равновесие, когда требуются ежедневные усилия, чтобы просто поддерживать достигнутый уровень. Такая закономерность наблюдается как в спорте, так и в овладении искусствами и науками. В спорте достигаемый потолок объясняется генетическими данными организма (особенностями сердечно-сосудистой системы, объемом легких и т.д.), в искусстве и науке – масштабом врожденного таланта (и сущность таланта все еще представляет загадку для исследователей).

Но нет ли другого пути, не требующего жертвовать личной и общественной жизнью, если мы хотим достичь максимума в выбранной сфере деятельности? Возможно ли пробить потолок наших физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей, чтобы достичь новых вершин в выбранном пути?

Если сравнить наше развитие в выбранном направлении с ростом дерева, чему мы можем научиться на этом примере?

Высочайшим деревом на земле является калифорнийская секвойя, имеющая могучую разветвленную корневую систему, дающую устойчивость под ударами ветра. У самых высоких деревьев – самые мощные корни, это логично. Рост вверх, к солнечным лучам, компенсируется невидимым ростом корней в недрах земли в разных направлениях для придания устойчивости и вглубь – к подземным водам.

Физиолог И.М. Сеченов обнаружил, что правая рука после нагрузки быстрее восстанавливается во время работы левой, а не когда обе руки бездействуют. Это наблюдение в дальнейшем привело к идее об активном отдыхе как чередовании видов деятельности, например, умственной и физической. Следующим шагом является допущение, что противоположный вид деятельности является не просто отдыхом от основной активности, а необходимой компенсацией, позволяющей в основной деятельности выйти на новые рубежи подобно корням дерева, обеспечивающим устойчивый, гармоничный рост кроны вверх.

Техногенная цивилизация легко приводит к мысли, что человек – такая же машина; прагматизм, нацеленность на большую функциональность, достижения и результаты – вот что отличает западный подход к человеку. Такому методу свойственно упрощение проблематики ради простоты решений. Подобный подход мы находим во всех областях касающихся человека – медицина лечит функциональные нарушения конкретного органа, часто пренебрегая индивидуальностью, психологией и целостным здоровьем пациента; образовательная система предлагает школьникам суррогат, задуманный для мифического среднего ученика, так что дети, способные быстро соображать, скучают на уроках, а отстающие – не поспевают за объяснениями учителя. Низкая эффективность образования оправдывается экономичностью обучения большого класса по стандартной методике.

Но не был бы экономический выигрыш, не говоря о всех других преимуществах, от более дорогой, но учитывающей индивидуальность каждого ученика, системы гораздо выше для общества благодаря отдаче выпускников в их дальнейшем жизненном пути? Простые решения не всегда наилучшие, а человек –  не биологическая  машина. Целостный подход, совершенствование процессов, могут принести достойные плоды в долгосрочной перспективе.

Почему же противоположная деятельность необходима для преодоления «потолка» способностей в основной сфере? Попробуем взглянуть на человека в целом, в его социальных взаимосвязях, в его взаимодействии с окружающим миром, в процессе его активного самопознания, постоянном поиске ответа на вопрос «кто я?».

Очевидно, есть существенные потребности нашего тела и духа, пренебрежение которыми может вызывать дисбаланс в нашем существе, привести к кризису и болезням. Есть физические потребности в питании, воздухе, движении и отдыхе; эмоциональные – в любви, общении, эстетических впечатлениях, переживании счастья; интеллектуальные – в радости познания нового, в решении проблем; духовные – в общении с Богом, в раскрытии своей истинной индивидуальности и т.д., игнорирование любой из них делает жизнь или невозможной, или неполноценной. Любой вид деятельности задействует какие то части нашего существа, стимулируя их развитие, но если не уделять времени другим жизненно необходимым сторонам, то возникает дисбаланс между развитыми и неразвитыми «секторами», что неизбежно отражается в соответствующих личных и социальных проблемах и возникает подсознательное сопротивление дальнейшей работе в выбранной области, потому что дальнейшее движение угрожает потерей равновесия.

Если же проявить «силу воли» и пренебречь мудростью целостности, заложенной в нас от природы, то итогом будут болезни и жизненный кризис, желанные результаты не будут достигнуты, либо плата за них будет слишком высока. Есть явление трудоголизма, когда человек использует свою деятельность как бегство от тех сторон жизни, проблемы в которых его пугают – например трудности в личной жизни. Жизнь сложна, многогранна и порой возникает желание ее упростить, только итогом рано или поздно будет кризис – когда те части нашего существа, которыми мы пренебрегли, громко заявят о себе, разрушая видимость комфорта. Человек не машина и жизнь в всей ее полноте нельзя свести к рабочей эффективности. Человек диалектичен, многогранен – если тело автоматично, реактивно, то духу свойственна свобода.

Вопрос в том, какие потребности и стороны жизни являются существенными. Здесь не может быть одинаково значимого для всех ответа, но, примем как предпосылку, что целостность человеческого существа складывается из физической, эмоциональной, умственной и духовной сторон, тесно взаимодействующих между собой. По опыту известно, например, что оживление эмоциональной сферы возможно через физическую, внешнюю сторону – прогулки на свежем воздухе, физический труд, смену окружения, интерьера, созерцание картин, просмотр захватывающих фильмов, чтение содержательных книг, переживание новых встреч и впечатлений. Приобщение к духовному, в свою очередь, часто идет через сердце – эмоциональную область, когда из области эмоций мы переходим в область чувств, соприкасаясь с явлениями прекрасного и глубокого, переживая сострадание и любовь. Поскольку современная западная цивилизация делает акцент на развитии интеллекта, эмоциональной сфере и проблемам в этой области не придается должного значения. И если сфера чувств поражена равнодушием, черствостью, то и духовная область будет закрыта. Умственная сфера активизируется активностью во всех других 3 сферах, но ум может пытаться перетягивать на себя центр жизненной активности, и если этот перекос произошел, то человек становится подобен мыслящей машине, да и мысли его лишаются живости и новизны, в этой связи вспоминаются строчки Гете из Фауста: «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».

Компенсировать деятельность можно в целом ряде аспектов, жизнь дает нам большой простор для творчества – аналитическое мышление можно дополнять образным, сидячую работу – ездой на велосипеде и пробежками, работу правой руки – выполнением тех же операций левой, творчество писателя – путешествиями, работу с людьми – практикой созерцания, медитации, заботой о саде, городскую жизнь – походами в лес, напряженные переговоры – юмором, офисные будни – вскапыванием огорода и т.д. Признаками правильного выбора компенсирующей деятельности являются радость, удовлетворение, чувство наполненности – так природа награждает нас за внимание к мудрости целостности. Основную деятельность лучше всего компенсировать несколькими, дополняющими ее в разных аспектах, которые она не охватывает. Здесь снова уместна аналогия с корнями, ветвящимися в разные стороны от ствола дерева.

Наблюдая за современной городской цивилизацией, приходишь к выводу, что из физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной сторон жизни человек чаще всего испытывает дефицит в эмоциональной и духовной сторонах. Например, чтобы «достучаться» до сердец современных кинозрителей продюсеры фильмов вынуждены прибегать ко все более грубым изобразительным средствам, пробуждая страх, влечение; воздействуя на самые грубые инстинкты. На пути взросления наш современник сталкивается с частыми проявлениями насилия (необязательно физического, агрессия может быть в форме элементарного хамства), попытками подавления его личности, унижением и т.д. и так или иначе, но почти каждый из нас вырабатывает механизмы психологической защиты, одним из которых может быть цинизм, эмоциональная черствость. Да, бездушный человек уже не страдает от эмоциональной боли, но и радость жизни ему незнакома. Огрубление чувств, переживание лишь грубых эмоций – страха, влечения, желания обладать, обедняет человека, низводя его до животного уровня. Дойдя до такого состояния, человек и других людей воспринимает как животных, подобных себе, а проявления духовности старается очернить везде, где встретит.

Оживить сферу чувств можно, выбросив гниль из своего сердца, снова научившись состраданию, восприятию другого человека как самого себя, доброжелательности, любви, научившись находить и ценить прекрасное во всем, что нас окружает, открыться проявлениям красоты в природе, пережить прикосновение Божественного.



В полночном безмолвье, в свете зари или полдня
Я слышал вечности флейты,
солнцекрылых видел серафимов.
В бескрайней пустынности гор,
В безбрежном волненье моря
Есть отблеск необъятности Бога,
легкие касания совершенства.
На миг, но безмерный улыбнулись чувства,
от своих избавясь пределов.
Краткий взгляд, намек, но душа с тех пор глубже, шире.
Бог отметил свое созданье.

В порханье, паренье, полете бабочки или птицы,
В страстном крылатом крике в высоких кронах,
В золотом оперенье орла, в львиной гривастой и желтой славе,
В тайнописной расцветке безгласных иерофантов природы:
Орхидеи, тюльпана, нарцисса, розы, лилии, лотоса –
Отблеск вечной красы трогает душу, сердечные струны.
(Шри Ауробиндо)