О Святой Троице и триадности мироустройства

Геннадий Мельников
   

                Ибо три свидетельствуют на небе;
                Отец, Слово и Святый Дух;
                И сии три суть едино.
                (1-е Иоанна 5. 7).

           Превращение в противоположное есть действие дао.
                Дао дэ цзин.

                Все сущее есть Момент Три.
                Книга УФС.

Триадность, понимаемая как принцип, носит всеобщий характер присущий самым глубинным основам нашего мира. Она отражает волновую природу мира, поскольку все колебательные явления имеют начало, середину и конец. При этом самым важным моментом является середина или Момент Три, в котором происходит изменение качества явления на противоположное. Это не нечто мистическое, а среднее положение маятника, которое, в зависимости от характера процесса, может быть мгновенным или очень длительным, но всегда трудно уловимым и почти неощутимым. И именно в нем заключена суть всего наблюдаемого в окружающем, в том числе, и наши, мысли об этом.

По УФС, вся Вселенная возникла при взаимодействии потока рассеивающейся энергии (Э) и противостоящего ей потока концентрации информации (И), в качестве третьего энергоинформационного (ЭИ) явления. Триадность лежит и в основе изменчивости и подвижности мира в виде трех космологических принципов движения вселенной: 1) принципа формы или поверхности, 2) принципа расширения и сжатия, 3) принципа наименьшего действия (min-max). В живых формах он проявляется в виде трех ступеней вселенского цикла жизни: творчество, консервация, ликвидация или рождение, существование и умирание.
 
Триадность является основой устойчивости материи, состоящей из комбинаций трех частиц: протона, нейтрона и электрона образующих все  многообразие атомных ядер. Углубляясь в субатомный мир элементарных частиц, также получаем триплетные комбинации. Современная стандартная модель элементарных частиц построена на шести кварках и антикварках, которые в сочетании с электронами и нейтрино, образуют  все множество частиц микромира.

Триадность находится в основе устойчивости форм живого вещества, основанных на ДНК, имеющей триплетный код, состоящий из сочетаний четырех нуклеотидов, которые, в сочетаниях по три, составляют 64 набора, позволяющие построить огромное многообразие белковых структур. При этом две  однолинейные спирали, объединившись в ДНК,  создали новое  третье качество – сознание или жизнь. Это пример того как объединение молекулярных структур породило внемолекулярное качество. Аналогично этому возник разум человека,  который, по инверсионной теории В. В. Тена, возник как стереоэффект взаимодействия двух полушарий мозга. Здесь два сознания, объединившись в одном комплексе, породили третье качество – самосознание.

Логика УФС построена на включенном третьем, которое является мерой в равновесии противоположностей. Подобная логика является дальнейшим развитием диалектической и более соответствует реальности, освобождая мысль от жесткого разграничения истинного и ложного. Она основывается на идеях В. В Налимова развивавшего, в своей теории смыслов, интуиционистский и вероятностный подходы к логике. Триадная логика не только объединяет противоположности, но и позволяет глубже раскрывать  континуальность смыслов центрального понятия. Подобная логика, мифологичная и творческая в своей основе, существовала еще на заре мышления и порождала верования и сказания о богах и героях. В современном понимании она формулируется: первая мысль от бога, вторая от дьявола, а третья от человека. Именно в третьем понятии и находится грань меры смыслов, неуловимая в альтернативной логике.

Представления о скрытой триадности возникли в глубокой древности на основе косвенных признаков: устойчивость при опоре на две ноги и копье, простейший шалаш на основе трех палок, три сустава пальца руки и т.п. По УФС развитие человека началось со времени приручения и освоения огня в его разных видах: природного огня, тепла Солнца и огня разжигаемого. Для индоевропейских (арийских) предков, в период обитания на бореальной прародине,  первой изначальной Троицей, по Н. П. Кормакову, могли быть: Бог-Отец Ра (Сурья), Бог-Сын Крес (Огнь или Агни) и Бог Дух Святой или Жертвенный Дым и аромат от приготавливаемой пищи. В дальнейшем, в период тотемизма и верований в духов,  в тех же краях возникло верование в трех духов-покровителей: Духа Огня и Солнца, Духа Бора (Леса) и Духа Воды в виде триады Поклонения: Ра-Медведь-Водяной. Отголоски этих древних культов до сих пор сохраняются в трансформированном виде у народов России.

По УФС, основой современных массовых религий были Веды, формировавшиеся с начала неолитической революции. Именно тогда возникли понятия о трех мирах подземном, земном и небесном, о трех сезонном годе, об умирающем и воскресающем солярном божестве и о триаде высших богов. Тогда же на основании древних ритуалов (по Ю. А. Шилову) сформировалась идея о трех путях праведной жизни человека и обретения благодати: путь предков (традиции), путь ритуального выхода за пределы годового цикла при праздновании смены сезонов и путь богов через добровольное самопожертвование в ритуалах имитации божественных подвигов.

Одним из подобных обычаев является тризна ариев, возникшая на основе древних ведических погребальных ритуалов для прославленного вождя или героя. Она включала три составные части или три уровня восхваления героя: для тела – пища и вино, для души – песня и сказание, для духа – подвиг или смертельный поединок. Впоследствии из этого возникли бои гладиаторов у этрусков, а потом остались обычные поминки.

В дальнейшем уже в Древней Индии возникло обобщенное понятие Тримурти: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель символизирующие всеобщий закон троичности или вселенский цикл жизни. В философии индуизма это выразилось в понятии брахмана, как триединого природного начала мира состоящего из трех гун (гонов или движений). Это гуны раджас – активность, саттва – сознательность, тамас – пассивность обобщившие понятия Солнца, Света и Тьмы. С ними связаны 3 цвета и стихии природы: 1) красный и земля цвет Ра и понятие Ра-ча – рачительность забота Ра о земле, 2) белый и вода отобразившие снег и водный поток и понятие воды, как основы жизни и Разума, 3) черный и огонь символизирующие огонь костра и след от него – уголь. Трем гунам соответствуют три понятия сатьи – трансцендентной персонифицированной истины: Брахман, Параматма и Бхагаван. С позиции физики (по В. Бойко) это 3 составляющие скрытой Суперсилы: Раджогуна, электронная сила или сила связи вещества, Сатогуна, протонная сила или сила мысли, Тамогуна, сила инерции или сила концентрации вещества (массы). По современному –  это энергия, информация и гравитация, формирующие Вселенную, как целое (суперсистему).
 
На арийской прародине это представление сохранялось в различных образах Триглава или Трояна: Рамха – творец, Вышень – хранитель, Родха (Род) – породитель или в иных вариантах Велес, Даждьбог, Святовит или Сварог, Перун, Свентовит и было широко распространено от полабских (западных) славян до троянцев Малой Азии и существует до сих пор в понятии христианской Троицы.
 
Другое представление о божественной троичности сформировалось в те же времена в Древнем Египте. Она состояла из триады: Осириса, Исиды и их сына Гора, которая являлась новой ступенью осмысления Троицы, отразившей появление моногамной семьи. Смысл ее заключался в соединении Отца-мужа, Матери-жены и Духа Святого-любви, сотворивших Сына-дитя. Именно с этого времени Троица стала священным понятием, и возникли ее изначальные составляющие Бог-Отец, Богоматерь, Бог-Сын и Бог Дух. Скрытая символика Троицы означала соединение озарения с сутью, возрождающее и поднимающее Дух человека к Богу.

Тогда же оформилось представление о триадности человека, состоящего из тела, души и духа. Тело – «хат» (хата), душа – состояла из «ка» или души во сне и трансе и «ба» или бодрствующей души, а дух состоял из «ху» («хум»), означавший рассудок или логику и «сах», означавший просветленность или духовность. Эти представления были высшими достижениями духовной мысли того времени и не утратили значимости до сих пор.
 
Можно сказать, что идея священного текста в виде «Книги мертвых» породила идею «Торы», как откровения свыше, которая вкупе с многочисленными заимствованиями древнеегипетских ритуалов, стало основой иудейской веры. Дальнейшее развитие этих идей иудейскими мудрецами, астрологами-гностиками и ранними христианскими философами, собранное в единый текст, создало феномен Библии – уникальный сплав легенд, откровений,  правдоподобных историй, тайноведения и житейской философии.

Христианский догмат о Святой Троице, вне Библии, впервые упоминается в текстах второго века и становится признанным главной составляющей христианской веры после Никейского и Константинопольского соборов. Формула Символа Веры. «Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не происходит. Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. Бог един в трех лицах, бестелесен и невидим».По мнению В. Тена «Рождение представления о Троице было одним из величайших событий в истории человечества, проникновением в главную тайну бытия. Это настолько важно, что стало осевым временем истории, началом новой эры человечества» (Тен В. Археология человека. Происхождение тела, разума, языка.).

Его суть отражает кольцевую самодостаточность духовной мысли происходящей от самой себя и саму себя порождающей. Это цикл вечно живой мысли выраженной в «Дух дышит, где хочет…» (Иоан.3.8) и отражающий Чудо разума человека среди неосознавающей себя природы. Понимание Троицы приводит к представлению о трех сторонах души человека, которая, по УФС, имеет две явных составляющих добро и зло и скрытую третью, заключающуюся в равновесии между ними. Об этом прямо сообщается в Библии: « В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». (Иоан. 14. 20). Это божественная составляющая потенциально присутствующая в каждой душе и доступная всем, но достижимая и воплощаемая в реальности немногими. Она требует непрерывного труда души и заключается в осознавании ответственности за свое поведение и его последствия для себя и мира.

Принцип триадности возник из мировосприятия реальности двухполушарным мозгом человека, представлявшим Мир в его крайних противоположениях. По В. Тену любое двойственное мышление есть бинарный элементный код, который «в своем функционировании неизменно порождает третью сущность, имеющую трансцендентный характер и представляющий собой смысл в его чистом бытии» (указ. соч.). Поэтому смысловая триада является минимально необходимым знаковым кодом сознания позволяющим расшифровать образы реальности при ее восприятии и осмыслении . Именно эта неуловимая сущность, скрытая между образами и знаками, и является информацией, управляющей эволюцией Мира (подробнее см. главу Информация Книги УФС ч. 3).

В УФС с целью осмысления феноменов сознания и разума, вводится понятие вселенского информационного поля (ВИП), которое является скрытым суперпланом Вселенной, не имеющим электромагнитной природы,хотя проявляющимся на ее основе как самоорганизация. Оно обладает способностью направлять эволюцию и взаимодействовать с сознанием человека на принципе прямой и обратной связи, а его составляющей является поле смыслов В. В. Налимова. С позиции УФС, Святая Троица для человека означает триаду Действия (Жизни) в которой: Бог-Отец – Слово, Бог-Сын – Дело и Бог Дух Святой – Мысль и которые должны быть едины.

Триада Слово-Дело-Мысль есть форма-содержание-суть любого действия человека, которое неосознаваемо и случайно ставит его на сторону добра или зла и только осознавание позволяет сделать истинный выбор равновесия. Мера зла формирует душу, а чрезмерность разрушает. Мера добра спасает душу, а чрезмерность открывает путь злу. Только познавший Меру достигает цели.
Это особенно важно в нашем коммерциализованном мире, утратившем духовность, где все привыкли говорить одно, делать другое, а мыслить третье, где человек распался на части став всего лишь бизнес-проектом, а не подобием Бога.

Фундаментальная триадность мира до сих пор в полной мере не осознается людьми, потому что она выражена в нем в неявном виде, хотя ее значимость утверждается уже в Библии (Мат. 18. 20). В самом человеке ярко выражены: один, два, четыре и пять. Поэтому люди, создав бинарную логику, остановились на уровне два или плоском мышлении, основанном на понятии плоской Земли. При этом они уже восприняли трехмерность пространства и множественность осей в сфере, но не смогли осознать триадность мысли, как мгновенность перехода противоположностей.

Триадность является фундаментальным свойством мироустройства и имеет геометрическое обоснование как система устойчивости. Оно заключается в том, что через три точки не находящиеся на одной прямой можно провести только одну окружность, а также в треугольник можно вписать только одну окружность. Отсюда видно, что треугольник поддерживает устойчивость круглой формы в виде системы вписанных и описанных треугольников. В свою очередь круг есть проекция сферы на плоскость или мировой лист, и является упрощенной моделью Вселенной, которая, в таком понимании, представляется некоей поверхностью взаимодействий непроявленного и проявленного. Поэтому триадность в круге, возможно, моделирует начальную ступень структурирования вселенских форм. Тот же подход применим и при переходе к трехмерным формам.

Триадность фундаментальна, но не очевидна, и часто используется неосознаваемо, особенно в научной литературе. Сама мысль появилась из диалога двух полушарий мозга и стала той сверхспособностью, выделившей человека из животного мира. Невосприятие триадности это очевидный показатель ограниченности мышления современного человека, ставшей тормозом мозгов. Бинарность – это мир, состоящий из 0 и 1, а триадная реальность  состоит из +1, 0, -1, что означает потерю одной трети реальности наших представлений. Поэтому переход к триадной логике может стать новым прорывом мышления в осознании мира и настоятельным требованием времени, которое есть всегда Момент Три.
 
Тема триадности мира столь обширна, что ее не охватить в кратком эссе, можно лишь сказать, что во всем скрыта триадность. Поэтому очень верен фразеологизм о мире стоящем на трех китах, означающий наличие трех главных основ любого явления. Можно упомянуть лишь самые важные, на мой взгляд, для человека комплексы триад: 3 кита времени – прошлое, настоящее, будущее; 3 кита структуры человека – тело, душа, дух; 3 высших ценности человека – разум, жизнь, любовь;  3 кита жизни человека – познание, любовь, творчество; 3 кита свободы человека – достаток, знание, устремленность; 3 вечных проблемы человека – смерть, зло, смысл и 3 вершины души человека Вера, Надежда, Любовь.