Молочная река, кисельные берега

Зоя Кудрявцева
Встарь деды и бабки наши  не жили без сказки, много их сказывалось, а нам ныне решать, что было  в годы давние, славные, чего не  было.
В цветень - апреле тёплым днём весеннего равноденствия, открывало Солнце - Ярило небо, одаривало теплом и любовью Мать-Землю. Чтобы набиралась она теплом и благодатной небесной силой.

 С этого дня до летнего солнцестояния, когда самый длинный день и  короткая ночь, наступали дни ярилины. Наказал Ярило своим небесным сестрицам Варёне и Жарене:- Пеките пироги, жарьте блины к празднику. Маловато у людей припасов,  долго ещё  до нового урожая, а какой праздник без пирогов и пива? Я тоже на землю спущусь, много у меня там работы, хочу у людей погостить, с молодёжью хороводы поводить, на девок красных полюбоваться.

 Расстаралась Жарёна, нажарила блинов, напекла пирогов, сложила на тучу, понесёт она утром угощение в деревню. А Варёна настряпала киселя овсяного, целая речка получилась, с рассветом потечёт  вместо Тверцы река молочная средь берегов кисельных. То-то радость деревенским!

В канун праздника выбиралась Ярилиха, самая красивая девушка-травница.  Почётно и радостно девице быть невестой Ярилы. Заметили в народе, что девица- Ярилиха вскоре замуж удачно выйдет, в достатке жить с мужем и детьми будет. Так уж исстари в этот день заведено: утром  выводили  на поле яровое белого коня, украшенного полевыми цветами, сидела на коне с распущенной косой в одеждах белых Ярилиха, ждала жениха.

 С первыми солнечными лучами появлялся на рыжем коне Ярило, невесте кланялся. Хорош светлоглазый молодец с кудрями рыжими: одет в мантию белую, на голове венок из цветов полевых, в руке - луч солнечный и колосья ржаные. Много у него дел, торопился, коня погонял. Проскакал Ярило по деревне, бросил в колодец шишки Яр- хмеля, вода колодезная стала к вечеру пивом хмельным, пей, веселись, люд честной! Ежели кому стукнул Ярило в оконце – ждите хозяева на другой год дитёнка.

 Где Ярило деревней  проходил, там людям детей плодил, полем проезжал Ярило-поле жито щедро родило. Куда конь ногою, там жито стеною, травы волною. Скачи, конь, скачи  по лугам и полям. Люд деревенский празднику рад, собрался с утра пораньше на берегу Тверцы.

  Текла в этот день молочная река, кисельные берега. Сытная еда! Хозяюшки  накладывали кисель до краёв в блюдо деревянное расписное, заливали молоком, едали, стар и млад, деревянной ложкой. Вкуснота, объеденье! Как наедались, богам славу возносили. Пропадало блюдо, не было и реки молочной с кисельными берегами.
 Сытыми- то весело в играх и хороводе, да за день притомился народ, отдыхал в теньке до вечера. Только туча, черным - черна низко шла из-за леса, всех напугала,  не было бы града или другой беды.

 Совсем близко деревня, да встренулась туча на берегу с дубом могучим, зацепилась за ветку, порвалась, молния мелькнула,  гром громыхнул.Ой, что случилось-то! Посыпались на луга и поля блины, да пироги. Угощайтесь, люди добрые. После блинов и пирогов пить хотелось.

 Дух хмельной шёл из колодца, как не напиться такой водицы? Всем весело, играли, пели,  как умели: гуси в гусли, утки в дудки, вороны в короба, тараканы в барабаны. В небесах тоже чудное творилось, старики сказывали: утки летели, гуси летели, коровы летели, козы летели, на народ глядели.

Отпраздновал народ дни ярилины, работы на лугу и в поле полно, стали травы сеном в стогах. Скоро жатва, уж и день на убыль пошёл, тише рыжий конь скакал, шерсть потемнела, притомился всадник. Поседели, поредели кудри Ярилины, надо на небо возвращаться. Это небожители долго живут, а на земле и боги стареют. С последней грозой вернулся Ярило на небо, а сказка о чудесах праздничных осталась.

Жаль, что теперь чудес не бывает, не спускается Ярило на землю, видно, на небе дел полно. Не течёт молочная река, кисельные берега, не падают из туч пироги с блинами. Может, заленились, или разучились хозяйки небесные стряпать. Сами теперь пироги к празднику печём, пиво варим. Неча на чудо надеяться!  Так-то!
 
В сказке использованы пословицы и потешки  В.Даля