Тяжелая жизнь

Хелью Ребане
Сулев не видел своего друга Калью, уехавшего в Америку, уже года три. Как же он обрадовался, когда «Американец» как он его прозвал, позвонил, что на днях прилетает в Таллинн!
Калью сообщил другу свой новый адрес и даже принес из магазина банку супа. Солянка фирмы «Салвест» конечно. уступала той, которую готовила его подруга, недавно бросившая его, но была вполне съедобна.
Калью прибыл из аэропорта вовремя, как раз, когда Сулев, отключив портавтивную электроплитку, на которой стояла кастрюля с разогретым супом, ставил на небольшой столик, покрытый потертой клеёнкой, тарелки.
С улицы было слышно, как перед домом притормозило такси, затем в низком пыльном окне полуподвального помещения появились ноги в дорогих рыжих кожаных ботинках и нижняя часть черного чемодана на колесиках. Приятель, помешкав с минуту, начал спускаться по ступенькам вниз.
Сулев поспешил ему навстречу.
Он распахнул дверь и воскликнул: – Сколько лет, сколько зим!  Калью, ты пожалуйста нагнись, дверь низкая, а то чего доброго, ударишься о дверной косяк. Проходи!
– Привет!  – бодро откликнулся Калью, сияя американской Кеер smiling улыбкой, осторожно спуская перед собой по ступенькам вниз большой чемодан фирмы «Samsonites» и, наклонив голову, протискиваясь с чемоданом в узкую дверь полуподвала.
«Американец» и виду не подал, как его изумило новое место обитания друга. В его лице не дрогнула ни одна мыщца.
Войдя, он окинул быстрым взглядом комнату, отметил, что в дальнем тускло освещённом углу стоит узкая односпальная тахта, из тех, что принято называть колченогими, следовательно переночевать у друга не получится.
– У меня есть для тебя раскладушка! – воскликнул Сулев, от внимания которого не ускользнул взгляд друга. – Раздевайся, мой руки и иди обедать, суп остывает!
Друзья уселись за стол.
Суп, как и сказано, был съедобный, но гость вдруг замер, не донеся ложку до рта – сверху в его тарелку что-то капнуло.
– Не обращай внимания – сказал Сулев, продолжая с аппетитом есть, – Это вода. Помещение сырое, на потолке скапливается конденсат, вот и капает.  – Давай, рассказывай американские новости.
– Ты давно здесь живешь? – осторожно осведомился «Американец».
– Полгода уже, – бодро улыбаясь ответил Сулев и внезапно закашлялся. – Ты не бойся, это не корона, – прохрипел он, когда приступ закончился. – Тут во время ливня на полу вода по щиколотку скапливается, вот я ноги и застудил.
– Может, виски? – спросил Калью. У него был с собой подарок для друга, но чуть не стукнувшись при входе о дверной косяк и улицезрев обстановку, он сначала усомнился, доставать ли здесь из чемодана такой дорогой напиток.
Но идея была с радостью одобрена и через пару минут друзья уже откупорили и разлили по бокалам золотистый напиток.
– О! Шива Регаль! – воскликнул Сулев. – Обожаю!
Ещё бы, подумал «Американец». Бутылка пятьсот евро стоила.
Друзья чокнулись, опрокинули бокалы, по жилам распространилось приятное тепло и Калью решился, наконец, задать мучивший его вопрос.
– Ты меня извини, конечно, но… как ты тут оказался?
– Понимаешь, мне повезло, – начал было Сулев, но тут внимание «Американца» привлек шорох в темном углу комнаты.
–Тихо! – воскликнул он. – По-моему, там кто-то есть!
– Конечно есть, – преспокойно произнес Сулев, снова наполняя бокалы. – Мыши. Я с ними дружу. Представляешь, один мышонок, стоит мне лечь в постель, сразу появляется из норки и смотрит снизу на меня. Я специально сыр покупаю, ему кусочки отщипываю.
– Ааа…мыши…– произнес Калью тоном «это в корне меняет дело» и потянулся за следующей порцией виски. – Кстати, я бы тоже от сыра не отказался.
Он как-то не привык закусывать виски супом.
Сулев достал из маленького холодильника сыр даже несколько видов, аккуратно нарезал и поставил на стол сырную тарелку.
После пятого бокала Американец решился задать прямой вопрос.
– Извини…но скажи мне, что случилось с твоим особняком? Продал?
– Да нет. Я ж говорю, повезло. У приятеля была свободна вот эта комната. Дом летом идет под снос и он меня сюда пожить пустил. Бесплатно. А особняк … Ну что мне там одному бродить по трём этажам! Вот и сдал. Страшно сказать, почем сняли! Два года аренды – и на эти деньги можно будет купить двушку в Мустамяэ! Возможно, даже трёшку… – Он мечтательно вздохнул.
– Подожди…У тебя же была отличная трёшка в центре Таллинна… Она куда подевалась? – «Американец» начал нервно барабанить по столу пальцами.
– Трёшка? Да она уже давным-давно сдана! Долгосрочная аренда. На пять лет.
– Вот как… помнится, в Пирита у тебя тоже что-то было….
– Однушка! Кто бы мог подумать – она в сезон так отлично сдается! Я сообразил её на IRNB выставить! Посуточно! – Сулев хлопнул еще бокал виски, закусил сыром и добавил: – Даже зимой отбоя от желающих нет. Ну, ты ж понимаешь, сосновый бор, целебный воздух…– Он снова закашлядся.
«Американец» заметно помрачнел. – А подруга твоя не могла тебя на это время приютить? – спросил он. -  Она вроде одна в трехкомнатной квартире жила? После развода с мужем ты мне рассказывал…
– Видишь ли… – Калью тяжело вздохнул. – Я допустил ошибку. Хвалился, как хорошо быть рантье… Так она возьми да и сдай свою квартиру! Переселилась к матери. В однокомнатной теперь вместе живут. Я предлагал ей для нас сюда широкую софу купить, а она, видите ли, боится мышей! Нашла, кого бояться… Теперь по три раза в году на курорты с матерью ездят. Ко мне ни ногой! Эх… Ты мне лучше скажи, как твои дела. Ты надолго в Эстонию?
– Как тебе сказать…– видно было, что вопрос застал «Американца» врасплох.
- Где ты остановился?
- В гостиницу пойду. Еще не выбрал, какую.
- А В Штаты когда обратно?
- Ну, с неделю, наверное, побуду…
- Слушай, Калью, а как смотришь….Может, и я с тобой? Пригласишь у тебя пожить? У тебя же в Майами дом…закачаешься.
- Понимаешь….Я же дом на два года сдал. Думал, с тобой договоримся и я это время у тебя поживу.
- Так в чем дело! Живи! – Сулев широким жестом гостеприимного хозяина провёл по комнате.
- Ну, не знаю…Надо подумать…
- А что тут думать? Ты же мышей не боишься! Поехали, купим вторую софу и…живи!