Проблемы амшенских армян

Саида Оганян
     Роль армянской женщины - как хранительницы и носителя армянского языка и традиций, воспитания детей и возрождения амшенского самосознания - велика.
     В свете вышеизложенного кратко представим некоторые наши исследования современного состояния амшенских армян в местах своего компактного проживания на Черноморском побережье, на примере Республики Абхазия и Краснодарского края Российской Федерации.
     Так:
     1. Половина населения современной Абхазии составляют амшенские армяне.
     2. Почти всё амшенское население, включая детей, говорит на трех амшенских - орду, дженик и трапезундском диалектах армянского языка.
     3.В отличие от Грузии, России, Турции, стран Европы и США, в Абхазии не наблюдается тенденция смены армянской фамилии, ради карьерного роста.
     4. Две тысячи детей обучаются в армянских школах, находящихся на государственном обеспечении. Это уникальное явление на сегодняшний день в современной мировой армянской диаспоре.
     5. Самоорганизация армян в Абхазии проявилось в создании общинных структур. Армянская община в Абхазии имеет  четыре филиала в республике: Гагринский, Гудаутский, Сухумского района и г. Сухума.
     6. Возрождение культурно-просветительской жизни проявляется как:
     - на базе армянских школ регулярно проводятся тематические мероприятия;
     - есть энтузиасты, которые собирают этно-материал, экспонаты для будущего амшенского музея, пишут книги о культуре, истории своего народа;
     - существуют музыкально-хореографические группы;
     - создана юношеская футбольная команда  «Амшен».
     7. Процессы ассимиляции минимизированы за счет сохранения устойчивых семейных традиций: в своей основе большинство семей в Абхазии – моноэтнические.
     8. Население активное и мобильное.
     9. Как мы выше отметили - амшенская женщина - хранительница очага, носительница амшенского самосознания и традиций.
    
     Но наряду с вышеизложенными положительными тенденциями в Абхазии существуют и проблемы в жизни общины.
     Наблюдается некоторое ущемление армянского населения, которое выражается:
     1. В дискриминации  при поступлении в ВУЗы и на работу, как в государственные учреждения,
так и в коммерческие структуры. В этой связи можно особо отметить проблемы возникающие при
открытии и ведении своего бизнеса.
      2. Из 131 школы, действующих на территории Республики Абхазия до развала Советского Союз, сейчас функционирует только 31 школа.
      Но нужно честно признаться, что в этом виноваты не только власти Абхазии, но и сами местные армяне.
     Отметим, что и сами школы имеют большие проблемы.
     Это:
     - плачевная материальная-техническая база;
     - нехватка и низкий уровень подготовки преподавательских кадров;
     - нехватка современных учебно-методических материалов;
     - отсутствие технической, инновационной оснащенности.
     3. Наблюдается  безработица.
Люди вынуждены жить за счет натурального хозяйства.
     4. Из-за социально-экономической нестабильности, не преодолённых последствий со времён грузино-абхазской войны и блокады, заметен отток городского и сельского армянского населения из Абхазии в Россию и другие страны.
     5. Практическое отсутствие  национальной  амшенской интеллигенции, как базового стержня развития и возрождения духовных ценностей и амшенских интересов.
     6. На всю республику существует всего одна армянская церковь в г. Гагры. Ведь армянская Церковь всегда являлась фактором духовного объединения армян.
     7. В малом количестве представлены амшенские СМИ, особенно на армянском языке – результатом чего является, слабая информированность амшенского населения о своих проблемах и текущих задачах.
     8. Враждебная пропаганда со стороны Грузии, направленная против амшенских армян Абхазии, что порождает необоснованные фобии у абхазцев к амшенцам.
     9. Заметна слабая работа амшенской общины в Абхазии. Активисты армянских общинных структур связывают это с катастрофической нехваткой финансирования, что в свою очередь связано с отсутствием реального амшенского бизнеса в республике.

     Теперь перейдем к ситуации в России.
     Амшенские армяне компактно проживают не только на черноморском побережье, но также живут во многих регионах Российской Федерации, особенно в городах и селах Краснодарского и Ставропольского краев, республиках Северного Кавказа, в Адыгее, в г. Москве, в Ростовской, Московской и других областях.
     Сейчас мы рассмотрим ситуацию с самой многочисленной амшенской диаспорой в России – черноморской.
     В Краснодарском крае Российской Федерации проблемы амшенских армян частично отличаются от проблем амшенцев в Абхазии.
Начнем с позитивных моментов:
     1. Выгодное месторасположение компактного проживания многочисленного амшенского населения. И что немаловажно, непосредственно близкая связь с Абхазией.
     2. Высокий уровень благосостояния  амшенского населения.
     3. Присутствие амшенского элемента во всех государственных, общественно-политических, социально-экономических и культурных институтах региона.
     4. Возрождение культурно-просветительской жизни проявляется как:
     - открытие музеев и памятников;
     - издание литературных произведений на амшенском диалекте;
     - организация научно-практических конференций;
     - проведение фольклорных праздников;
     - деятельность хореографических групп, в репертуаре которых исполнение уникальных амшенских  круговых танцев.

     Наряду с положительными моментами особое беспокойство вызывают проблемы, стоящие сегодня перед амшенцами  Краснодарского края:
     1. Угроза потери армянского языка в перспективе.
     2. Недостаточность армянского компонента в образовательных учреждениях, в районах компактного проживания амшенского населения.
     3. Нежелания самих армян обучать своих детей родному армянскому языку в общеобразовательных школах.
     4. Постыдная, и к сожалению нарастающая  тенденция у некоторых амшенских армян изменения и даже смены армянских фамилий, ради своего карьерного роста.
     5. Негласная дискриминация со стороны властных структур.
     6. Формальная и неудовлетворительная деятельность организации «Союз армян России» в г. Сочи. Абсолютная несостоятельность в продвижении идей в решении актуальных задач, стоящих перед амшенской общиной.
     7. В отличие от Абхазии низкая оценка самоидентификации, как следствие, усиление ассимиляционных процессов.
     Это некоторые выводы, которые являются результатом исследования нашей организации в двух регионах компактного проживания амшенских армян.

     И самое главное…
     На всем побережье Черного моря нет ни одной армянской семьи, которой  не коснулась величайшая трагедия армянского  народа - геноцид, учиненный тремя преступными турецкими правительствами, а именно: османского (султанского), младотурецкого и кемалевского (Ататюрка) 1894-1923 гг. на территории своего исторического обитания - Амшена  в Западной Армении.
     Одной из важнейших и приоритетных направлений в деятельности Международного женского союза амшенских армян является сбор и документальное освидетельствование фактов преступления,  свидетельств прямых потомков жертв геноцида, учиненного османским правительством, в отношении армян Западной  Армении.
     Эти факты будут опубликованы не только в прессе, как, например, свидетельство Зайтар Демерчян об ужасном преступлении содеянное в селе Дженик, когда турки заживо сожгли всех жителей села. Этот рассказ об обычной  амшенской семье, которая жила на своей исконной земле в Западной Армении и которым пришлось покинуть родной очаг, потому что они мешали своим существованием османским ублюдкам строить так называемую «великую» османскую империю. А потом, последующие 100 лет, трубить на весь мир о цивилизованности своей нации и которые из кожи вон готовы лезть, чтобы попасть в Европейский Союз.
      Стирая историческую память у своего народа, и введя его в заблуждение, «отцы» нации отнимают у своего же народа шанс на покаяние.
Фальсификацией истории занимались многие на протяжении истории человечества, но преступная османская верхушка довела её до совершенства.
Но это не значит, что им удалось стереть нашу память - память потомков жертв геноцида.
      Члены нашей организации, волонтёры, начали вести скрупулёзное документирование свидетельств данных фактов на всём протяжении Черноморского побережья в местах компактного проживания амшенских армян.
Слава Богу, ещё живы прямые потомки жертв геноцида, которые готовы нам предоставить и подтвердить этот материал.
     Факты, также будут задокументированы видео свидетельствами и запротоколированы в соответствии с юридическими требованиями для предоставления материалов Национальному Совету Западной Армении и его компетентным структурам для инициирования этих дел в Международных судебных инстанциях.
     Эти факты должны лечь в основу свидетельских показаний для предоставления в международные суды, трибуналы, которые, наконец,  окончательно и бесповоротно осудят это чудовищное преступление против человечности и восстановят все попранные права нашего народа.
     То, что совершили турки - планомерно уничтожая армян, со второй половины 19 века по 1924 годы - это абсолютное зло. Они должны понести заслуженное наказание за содеянное, за то, что отняли у целого народа Родину и на костях наших предков упиваются процветанием кемалевского детища.
     Замалчивание, игнорирование и даже отрицание самого исторического факта геноцида армян со стороны нечистоплотных политиков и ангажированных структур фактически является соучастием последних в этом кровавом преступлении.

г.Ростов-на-Дону
25 ноября 2013 год