Армейские кирзачи

Александр Кучуро
                Судьба армейских сапог имеет один общий направленный вектор, получили – сносили – списали.

             У моих же кирзовых сапог, полученных в бане города Болграда, история и   судьба получилась чуточку иной.

           Отшкрябал я в этих сапогах весь карантин, бегая по пыльным дорогам и небольшим сопкам Одесской степи, где днём  жарило солнце с безоблачного неба, и было невыносимое пекло, а с заходом солнца донимал приникающий непонятно от чего холод.

            Побывали они и в небе, где я ими болтал в воздухе, вися на парашюте над пшеничными полями.

           Затем судьба их забросила в город Кишинёв, где под тенью деревьев у казармы войсковой части 40390 принимали присягу 20 июня.

          Побывали они в знаменитых черешневых садах Молдавии, лазая на самые макушки разросшихся деревьев.

            Посетили сапоги и винзавод, где вскоре ходили неустойчивой походкой, после кружки выпитого белого вина, а затем и кружки красного.

               Не забываемое время провели они на кондитерской фабрике «Букурия»  города Кишинёва, где в течении трёх дней были свидетелями сладкого обжорства.

             Затем вновь Болград, где в течении недели провели беззаботные дни ожидая отъезд.

             Побывали здесь за пределами части, самоволкой это назвать не совсем правильно будет, потому, что на проходной части ни кто не спрашивал, куда и почему выходим.

               Бродили сапоги по городу, заходили на местный рынок,  пили пиво в столовой, загорали на берегу лимана.

              А затем снова город Одесса и знакомый вокзал, только разместились мы в этот раз на втором этаже, с группой ребят из различных частей, чтобы с самого утра дожидаться поезда на Москву, который отправлялся в полночь. 

           Здесь оказалось намного комфортней, чем по приезду в город Москву, где перебрались с одного вокзала на другой и всеобщей толкотне и суете, томительно ожидали своего поезда в Кострому.

             С вокзала Костромы отправились ранним утром, пешим ходом, до части было  совсем рядом.

             Вошли в часть со стороны автопарка и слегка были удивлены, на головах десантников вместо беретов были обычные солдатские пилотки.

            Да и вообще первое полученное впечатление от Костромской стороны это древность  и низкий уровень жизни.   

            Немного суеты и распределение по взводам во второй роте, а затем то, для чего  конкретно были сюда направлены, это топтать по многу часов местный плац.

            После нескольких перестановок в первой шеренге, сапоги занимают девятое место и теперь при команде «Равняйсь» равнении должны были  держать по торчащим носам четвёртых сапог справа.

            День изо дня под музыку полкового оркестра сапоги стучали по плацу в темпе сто двадцать ударов в минуту.


          Временами у сапог были передышки от тупатни по плацу, когда выезжали или выходили в учебный центр, который находился в Ярославской области. 

           И вот наступил момент, когда пришлось  распрощаться на время с сапогами, их пришлось оставить в части, а самому отбыть с полком на парадную площадку города Москвы.

            Военный парад Седьмого Ноября прошёл с большим успехом и уже  на следующий день прибыли мы обратно в свою часть, где вскоре пришлось надеть свою повседневную форму, а парадную форму сдать на хранение.   

        Вот когда в коридор роты принесли сапоги всех участников парада и свалили общей кучей,   своих сапог я там не обнаружил, а без сапог ходить я не мог, пришлось временно ходить в парадных полусапожках.

              Куда подевались мои кирзовые сапоги 46 размера,  так и осталось временной тайной,  может быть решили надо мной подшутить или имели зуб, и вот таким образом мне досадить.

             Оно и понятно в любом коллективе  всегда найдутся друзья и не доброжелатели.

             На дембель собиралось несколько солдат из нашей роты, но их сапоги были меньшего размера, чем нужно мне.

          Пришлось взять пару дембельских сапог и   со взводным сержантом сходить в первую роту.

              Первая рота тогда считалась у нас спорт – ротой, где также собирались на дембель рослые ребята, носившими подходящего для меня размера сапоги.

            Вот и сменяли у одного из них сапоги, которые тот вручил мне торжественно, чтобы я  их носил с гордостью.

           Сапоги конечно довольно ношенные, но других у меня не было.

            Как и положено, через восемь месяцев нам  полагались новые сапоги, но на войсковом складе самый большой размер был 45, тесноватая для меня обувь, тем более, что на дворе началась зима, а в тесной обуви легко отморозить себе ноги.

          От сапог сорок пятого размера пришлось отказаться и донашивать дембельские, разношенные, которые легко надевались на две портянки.

             В мае сменил я совсем добитые сапоги, на другие также дембельские, только в нашей роте, хоть у Витьки из нашего взвода и были сапоги 45 размера, но они были разношены на столько, что мне были в пору.

             Лето началось со съёмок фильма, где участвовал наш полк, времени свободного было предостаточно, а у меня имелись ключи от нижней каптёрки, куда я заглядывал не однократно, чтобы провести своё свободное время от всеобщей суеты.

            Вот однажды ковыряясь среди вещей, нахожу пару сапог, засунутых в угол, вытаскиваю и к своему удивлению понимаю, что они оказались моими, кто и зачем их сюда заныкал, не понятно.

           Мои сапоги ещё в приглядном виде, протёр их щёткой, и они заблестели, ведь за время ношения были отполированы  словно лаковые.

             Переобуваюсь, и вот   мои сапоги, полученные в начале карантина, продолжают  нести службу.

           Ходят на съёмки фильма, где большую часть времени прячутся в кустах, кто бывал на съёмках, понимает всю сложность самих съёмок, тем более что костромское небо это плывущие облака по небосводу, закрывающие часто солнце.

             Только и слышалось много раз на дню:
                - Всем приготовиться!

                - Пошли или побежали!

                - Мотор!

                И тут же:
                - Стоп!

                - Ждём солнца!


          Такая бесполезная тупотня надоедала, народу на площадке много, а контроля мало, вот и отсиживались в кустах.

           В сентябре месяце положено было получить новые сапоги, но тут затянули с  начавшейся подготовкой к параду.

             И только к зиме получили обновку, и снова мне не везёт, ну нет сапог моего размера, я продолжаю носить свои сапоги.

           За день до приказа министра Обороны, срывают нас из части  и по тревоге увозят в костромские леса, где гуляет мороз за двадцать градусов.

            Вот тут на  разведённом  мной костре, просушивал портянки и сапоги, я так по усердствовал в просушке сапог, что не заметил, как правый сапог усох до  того, что в него не влезала нога, даже на тонкую портянку.

              В отличие от всех мой усушенный сапог, вместе со мной укатил на машине в часть, и был доставлен к дверям батальона, остальным пришлось идти на лыжах в часть.

             На этом судьба моих сапог не закончилась, благодаря товарищу нашего отделения, Игорю, сапог был разношен до прежних размеров.

            От усердного ношения впереди на кирзе правого сапога протёрлась дыра, зашивать я её не собирался, а собирался я на тогда дембель.

              Сапог был отмечен приехавшей комиссией из Москвы, для проверки личного состава на плацу части, вызвали сапог и меня при нём к важному чину к трибуне, где было задано несколько вопросов, на счёт сапог и дыры на одном из них.

            Отчего долгожительство сапог было отмечено начальством с уважением к качеству изготовителей.

          Неожиданный выезд в учебный центр, где пришлось жить в мокрых палатках.

           Приехавшие сапоги 12 мая из сырых костромских лесов, прибыли в казарму, чтобы окончательно закончить свою службу, а меня с почётом отправить на родину.

            Когда я окончательно покидал казарму, надев гражданскую одежду, сапоги, склонившись на правую сторону, торжественно стояли у стены на входе в спальное помещение по нашему ряду, второго взвода.

        Им было чем гордиться, они сберегли для Родины, две пары кирзовых сапог.

31 март 2015 г.