Кунгучак-одиночка

Дмитрий Чеботарев
КУНГУЧАК – ОДИНОЧКА
/По мотивам чукотских сказок/

Кунгучак всегда был одиночкой. Иглу его располагалось  далеко от человечьего жилья. Мало кто бывал у него дома, да он и сам не очень-то любил ходить по гостям.
-Лучше я сделаю гарпун и пойду охотится на китов - решил он однажды. -Это будет самое лучшее. Потом он забыл об этом. Наверное, Кунгучак не всегда жил один- когда-то были и у него родители, но он не помнил про них. Помнил только деда – прежде чем помереть, тот сказал ему:
- На луне живет Заяц.
-Если лунный заяц заплачет, значит дождь будет долгим,- сказал ему дед.
У деда были лук, стрелы, была сеть. Если закинуть ее в океан, можно было наловить немного рыбы. В удачные дни можно было подстрелить чайку или гагару. А в другие дни лучше всего было спать в своем иглу.
Но долго спать было нельзя. Так и дед его, заснув однажды, больше не просыпался. Руки и ноги у него отвалились, а голова превратилась в череп.
-Вставай Кунгучак, просыпайся пока не поздно - сказал ему череп.
Кунгучак вскочил, накормил череп плесенью.
-Пойду я рыбачить в море, -решил он. Это будет самое лучшее для меня .
Череп дедушки промолчал.
-Значит мы рассудили верно! - решил Кунгучак и двинулся на своем старом каяке в море.
Неожиданно начался шторм, каяк Кунгучака снесло к острым камням и расшибло о берег. С трудом он выбрался на сушу и к концу дня добрел к своей хижине.
-Возьму я лук, пойду подстрелю гагару! – решил он.  -Несомненно, я рассудил верно- подумал он. Череп дедушки промолчал.
Кунгучак взял лук, стрелы и пошел на охоту. Но неудачной была эта охота – две стрелы ушли мимо цели, а для последнего, третьего выстрела он выбрал совсем неудобнеое место, сорвался со скалы и полетел вниз, поломал лук, растерял стрелы. Окровавленный вернулся он в хижину.
-Что ж, придется пойти в ближайшую деревню – решил Кунгурчак. Я спляшу для них, спою свою песню. Люди накормят меня.
- Никогда не ходи к людям в деревню! - сказал череп.
-Что ж, если я не пойду к людям, я верно, помру с голоду,-  сказал ему Кунгучак. Пойду я туда где меня накормят! Это будет лучше всего.
Череп зашипел, но Кунгучак не слушал его.
Собравшись с силами он вышел из хижины. Надо было обойти гору Агырда, миновать пустошь китовых костей и идти прямо, сквозь тундру.
- Все хорошо Кунгучак, сказал он себе. Скоро я буду уже в деревне. Я спляшу им, спою свою песню и они накормят меня! Я рассудил верно!
Несмотря на голод и все невзгоды, силы еще не совсем оставили его, и он довольно быстро продвигался в том направлении которое выбрал.
Над горой Агырда он увидел огненный шар. Кунгучак пошел дальше и шар двинулся за ним. Над китовой пустошью висели еще шары. Кунгучак шел  вперед не останавливаясь, и шары двигались в том же направлении, далеко опередив его.
Вскоре он дошел  до деревни, но людей там уже не было. Только в самом дальнем доме скукожившись, лежал труп маленькой девочки. Потом он исчез. Вскоре исчез и  сам Кунгучак. Шары еще долго висели над пустой деревней, а потом, соединившись в один большой шар, бесшумно растворились в воздухе.