Чудо. а не экзамен

Ирма Челышева
       
Реальная история с элементами фантастики.)) Долгая. Желательно,  не читать всю сразу. Лучше за 3-4 подхода.






Как-то, в  лихие студенческие на биофаке. Моя подружка–сокурсница, девушка жутко опытная  в хитросплетениях зачётно–экзаменационных  сессий и искушённая в различных способах списывания, "подбила" меня на написание шпор по зоологии. Науке о животных.

Да. Это был удобный момент для "подбивки" меня. Как раз тот, когда все мои мысли и чувства были отданы не науке, а человеку.  Парню из серии:

- А кто это? Во-он тот  красавец с гитарой? Там, у  чаши с пуншем?

В общем, он с лёгкостью "туманил" не только мои горизонты, но и все мои  учебные планы своими бесподобными романтическими серенадами под гитару и.. длинными, по трицепс, шелковистыми волосами цвета "сумеречный шатен". Какая учёба? Когда...

"В шумном платье муаровом,
в шумном платье муаровом
По аллее  олуненной.. "

Мы упивались красотой поэзии, иногда даже не понимая смысла слов. Засматривались "запрещённым" и зачитывались "распечатанным" на печатной машинке, но  никак не зоологической латынью, которая на экзамене должна была просто отлетать от наших остреньких студенческих зубов. О чём нам постоянно твердили преподаватели.

Юность и ветреность сделали своё дело: я согласилась.
Согласилась, не глядя.
Имеется ввиду писать шпоры.

Половину шпор должна была написать  моя подруга, половину— я. Мне досталась, в том числе, умопомрачительная гельминтология. Помню как "щас": ТЭниа СагинАта... ТЭниа Солиум. У некоторых представителей очень красивые имена.
Ну, неважно.
В бессонную ночь перед экзаменом, а это была, как ты понимаешь, не первая Такая ночь. Когда  все мои нервы были уже изрядно истрёпаны, а босоножки истоптаны,  но все шпоры всё-таки аккуратно написаны, свёрнуты по инструкции и красиво разложены по заранее  пришитым внутренним потайным кармашкам пиджака, меня вдруг окрылило небывалое вдохновение. Я  решила "Добить Тему" и вызубрить до завтрашнего утра хотя бы шестьдесят восемь – семьдесят восемь каких-нибудь вопросов на выбор.
"А чё? Время ещё есть! "— подумала я.

Сил  хватило на Два билета.
Плюс три с половиной  — в общих чертах.

"Но ведь.. пока я конспектировала, ну, то есть писала шпоры, соль-то какая-то всё равно отложилась..же?"—мысленно успокоила я  себя и тут же забылась сладким полуторачасовым студенческим сном.

Снилось мне, наверняка, что-то из Гумилёва:

"...Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф —
КамэлопардАлис гирАфа"

А потом, естественно, какая-нибудь из сказок, где много всяких собачек, котиков, мошек, мушек, мышек и мишек. На самом деле, я сочиняла и выбирала себе Такие сказки, чтобы мне было легче запоминать латынь. Например, Чуковского

"БлАта  -ТАРАКАНИЩЕ".

Ехали Урсус-медведи
На велосипеде.

А за ними фЭлис-кот
Задом наперёд.

А за ним кУлекс-комарики
На воздушном шарике.

А за ними астАкус-раки
На хромой кАнис фамилЯрис домЭстикус- собаке.

КАнис лЮпус-волки на
Эквус-кобыле.
ФЭлис Лео-львы в автомобиле.

ЛЕпус-зайчики
В трамвайчике.

БУфо-жаба на метле...

И так далее. До утра. Просто Ужас! Какой-то.

 На экзамене мы, по плану моей подруги, стратега и тактика в одном лице, должны были сесть рядом и, если чё, —обменяться  шпорами.

Ну, конечно: нас посадили рядом!

  Фигушки, что называется, вашей ДУнюшке: нас рассадили. Подальше друг от друга. Кто-то, кроме нас, явно знал, что мы перед экзаменом по зоологии задумали "грешное"...Чё бы нас рассаживать? Подружек?
Университет: каждый садится туда, куда хочет.

Классика!
"Ответы" на её билет были, естественно,  у меня.
"Ответы" на вопросы моего билета  —  у неё. Вернее, должны были быть у неё, но она знаками дала мне понять, что Не успела их "зашпорить", поэтому этих ответов, на тот момент, не было ни у кого!  У меня  — тем более.

Я замерла. Вернее, нет! Оцепенела. Закрыла глаза. Прекратила дышать. Похолодела. Побледнела, скорей всего. В общем, сделала всё возможное  в этой  ситуации.

Прошла Вечность.
... Я очнулась от оглушительного биения своего собственного сердца. Оно билось Так сильно, что, все парты в аудитории подрагивали в такт. И это, как мне казалось, несколько мешало моим сокурсникам писАть своими дрожащими шариковыми ручками на своих подрагивающих чистых и белых листах свои правильные ответы.

Я, слегка повернув голову, "постреляла"  глазами по сторонам. Парты стояли спокойно.Тихо. Все вокруг что-то сосредоточено строчили. Умники. Моя подруга "рисовала". Вначале я наткнулась на её виноватый, полный мольбы и скрытых смыслов,  взгляд, а потом  —на очки нашего преподавателя.
Он внимательно смотрел на меня поверх них. Я улыбнулась, чтобы немного снять напряжение. Он тоже улыбнулся мне в ответ.
Но...
Это была хитрая  Улыбка Профессора.

Более того, это была Катастрофа!
Самая Катастрофическая Катастрофа из всех когда-либо случавшихся на Земле!
Самая Крупномасштабная в пределах нашей планеты! Да, чё там — нашей Галактики! Катастрофа,  в миг нарушившая всю плоскую геометрию  нашей Вселенной!

За окном Всё рушилось и горело! Прямо на глазах.
Но никто, кроме меня, даже не подозревал об Этом..



Я. Одна. Стояла в самом центре этого "Апокалипсиса".

Пылала и сотрясалась земля, образуя жуткие чёрные и бездонные трещины. Всё вокруг со скрежетом и воем обрушивалось в эти разверзнутые голодные Пасти.

Сердце в груди бешено колотилось, отбивая секунды, и нужно было быстро что-то предпринять, что-то сделать, придумать что-то, как-то спасаться. А я..

А я стояла и смотрела на свои новенькие красные кожаные туфельки, которые медленно-медленно "испарялись",
исчезали прямо с моих
ног, оголяя беззащитные ступни.

Горячий ветер, обжигая, ранил лицо.
Ветер.
От его иссушающих порывов совершенно спутались волосы и..несло гарью...

"И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.

Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят..."

 Во рту пересохло. Мозг судорожно "искрил". Всё перемешалось. Всё!

А моя Душа, моя бесстрашная взбудораженная Душа, прорываясь через весь этот Хаос, металась по знакомым  и незнакомым Пространствам в поисках Ответов...

ПРОСТРАНСТВО  Гиппиус,  сектор 19-01:

"...Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо Всё, что Сложно;
А тонкая душа — проста как эта нить."

— Да. Но не То! Не то, что мне сейчас нужно, понимаете?



"...Над водами, стихнувшими в безмятежности вечера ясного, —всё бродит туман;

в последней жестокости —есть бездонность нежности

и в Божьей правде — Божий обман."

— Не То! Не согласна. Прости.
И, пожалуйста, прошу Тебя, не предлагай мне сейчас Эту
свою "Чёртову Куклу"!



"О Сад, Сад!"
Я огляделась: вроде, знакомый Сад. Но я  Не могла вспомнить, чей.
Где я?

"..Где грудь сокола напоминает перистые тучи перед грозой..

..Где орлы падают с высоких насестов, как кумиры во время землетрясения с храмов и крыш зданий.

..Где чёрный тюлень скачет по полу, опираясь на длинные ласты, с движениями человека, завязанного в мешок...

..Где лось целует через изгородь плоскорогого буйвола.

..Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем.

..Где волки выражают готовность и преданность..."

Я торопливо  разглядывала животных и искала таблички с их Латинскими названиями и характеристиками.

— Неужели Ты? — услышала я за спиной знакомый голос, —Я..Так долго ждал тебя, — я обернулась..
— Велемир! — мне было приятно видеть Его, — Твой "Зверинец". Твой благоухающий Сад. Как всегда..
— И твой тоже, моя дорогая,— Он перебил меня, поцеловав мне руку, — А почему ты такая бледная?
— ..понимаешь..Дело в том, что..Их Так Много..этих зверей.
— Да.Ты же знаешь. На свете много зверей.  Их так много,
потому что они.. умеют по-разному видеть Бога, — Велемир всегда Начинал говорить со мной очень серьёзно, как будто мне  100 лет.

— "устав рыкать, они встают и смотрят на небо",— продолжила я наш диалог Его же словами.
Ему нравилось, когда я Его цитировала.

Я немного успокоилась.
Передышка. Секунда.
Нет. Не секунда.
Секунды больше Не шли. Здесь. И Это спасало. В Этом Пространстве совсем Не было Времени.

— Да, милая, именно так. Ты пришла, потому что..—
Он с лукавством заглянул в мои глаза, —
Любишь...меня?

— Нет, ну, то есть..да, но,— я опять забеспокоилась, машинально,
правой рукой проверив свой левый бок, надёжно забаррикадированный кармашечно-шпаргальной конструкцией.

И вовремя убрала руку, потому что в следующее мгновенье несколько тонких бритвенно-острых стрел, ударившись о Мои..
"Титановые Латы"слева, резко отскочили, роняя свои свистяще-дребезжащие  звуки на землю,
к моим босым ногам и к ногам Велемира Хлебникова.

Он ничего не услышал и не увидел.
А я не хотела Его огорчать.
У каждого  — Свои Пространства.

Я подняла глаза: о, Боже! Профессор!

Он пристально смотрел на меня поверх своих очков..

..Этот Носорог, прячущийся за диковинными деревьями.
Он следит за мной, ведь..

Он единственный, кто "носит в своих бело-красных глазах неугасимую ярость низверженного царя". Он "Один из всех зверей не скрывает своего презрения к людям, как к восстанию рабов. И в нём затаён Иоанн Грозный."

 Велемир! Твой Сад.
Твой "Зверинец". Спасибо.
Наш Сад...

"Сад,  где Взгляд зверя больше значит,  чем груды прочтённых книг."

..где-то, на перекрёстке .. Пространств,

я вновь увидела свою подругу. Она сидела и что-то спокойно чертила на листе. Я кинулась к ней, но..
 Она больше не отражалась в Моём зеркале.

"Я — глаз, лишённый век.
 Я брошено на землю,
Чтоб этот мир дробить и отражать.."

С  силой оторвав..Эту.. Спокойную..  от её стула, я зашвырнула её под самый потолок аудитории чтоб, наконец, там, на высоте, которой она так панически боится, "забиться" с ней в этом...
"Славянском танце" номер 8 Дворжака.

— Как же Так? Что же ты наделала? — захлёбываясь, орала я, и мой собственный голос оглушал меня
всю.

"Красотка летит вдоль аллеи
В карете своей золоченной.
Стоят на запятках лакеи
В чулках... "

— На! Получи! Получи!—

...и в ливрее зелёной..."

— Сама же сказала: писать Всё! Подробненько и мЕленько. Тоненьким стерженьком! Всё обязательно писать!! Латынь всю! А сама?!?

Она что-то шуршала в своё оправдание, но я не обращала никакого внимания на её мольбы.

Я, уязвлённая своей же собственной злостью к этой вопиющей "подружьей" несправедливости , что есть мочи трясла свою подругу в воздухе, под самым потолком, который становился всё выше и выше. И мы тоже поднимались вслед за ним.
И я при этом  вытрясала её,
как металлическую коробку с леденцами.

"Славянский танец" с маракасом, оглушающий всю Вселенную!

Нет! Не с леденцами, а со старыми железными...накосЯченными Косорезами.

В какой-то момент я взглянула вниз. И мне самой стало Т-дурно от этой головокружительной высоты. Под нами, где-то далеко внизу, летали пчёлки: аэробусики и боинжики.

Как- то...
сразу затошнило.

Руки  ослабели, и я выпустила подругу. Не удержала.

Газовые потоки подхватили её.  И понесли по какой-то своей, неведомой мне, траектории.
Закружили. Завертели. То поднимая, то опуская.

Это было неподражаемо.

Это был Её сольный Номер.

Это была Музыка.

Невиданный Танец с Ветрами.

Прекрасный "Танец Анитры"  Грига.

И это было красиво. Сс-страшно
Красиво. Со  стороны.

..Внезапно...
Она вдруг камнем полетела вниз.
Я ничего не поняла, но успела перехватить её взгляд: её Глаза и Страх.
Я  услышала её  Крик, в мгновение ока придушивший Небеса, прервавший танец и заглушивший всю"мою" музыку.

Это была уже не милая "Анитра", а панически-тревожная "Кармина Бурана" Орфа
Fortune plango vulnera
Хор..Ор.

Моя подруга падала вниз с такой невероятной скоростью, так стремительно, что я просто не могла её догнать.

Падение и Полёт в пропасть - это не Одно и то же.

Не верь!

Падение значительно быстрее!

Значительно быстрее, чем кажется.

Боже! Что я наделала? Что? я НАДЕЛАЛА?

Я летела вниз со страшной скоростью, выбиваясь из последних сил, не дыша, пытаясь догнать и поймать её.

Ужас заменил мне дыхание.

Она отдалялась. Я отставала.

Я решила тоже падать. И стала падать.

Но она падала быстрее.
Я ощутила страх и беспомощность.

Я задыхалась в рыданиях. Но ни они, ни мои слёзы не могли вырваться наружу: Вселенский Ветер подхватывал и  с лёгкостью "забивал" их обратно в меня, как ржавые ядовитые гвозди, которые, отравляли Душу и ослабляли плоть.

ЧТО?
Что придумать?
Мозг опять судорожно "искрил".

Ковёр-самолёт?!!  — Нет.
Она пролетела мимо него.

Скафандр какой-нибудь, замедляющий падение..?!!  —Нет: я не смогла..Сложно надеть на падающего человека.

Сложно думать. Практически невозможно, когда
по-настоящему страшно.

И тут я поняла, что Не дышу. Мозг орал,  как младенец. Он требовал воздуха! Кислорода! Я сделала два глубоких вдоха.

 Браслет!
Простой браслет на магните с Одной огромной яркой Кнопкой  "ДОМОЙ".

Я попыталась сосредоточиться на   её  запястьях.  Это было сложно. Она стремительно отдалялась от меня, нелепо размахивая своими руками, раскидывая их в разные стороны, словно пыталась зацепиться за воздух.

Блин, точно! 
Надо как-то "сгустить" воздух.
Превратить его в бесконечный.. бесконечно мягкий диван! Это будет понятно ей.
Но сначала, может быть,  в желе? В густой гель? Это замедлит её падение и...Не испугает её.

Стоп!
А как она тогда будет дышать? И чем?

Так.
Я попыталась вспомнить что-то про дыхание из учебника физиологии. И Мозг начал суетиться и выдавать информацию:

— Основной источник  энергии для человека  – это химическое восстановление кислорода О2  с образованием воды. Без этой реакции Жизнь не может продолжаться дольше нескольких  секунд!

— Блин! Давай быстрей!

— Восстановлению кислорода О2 сопутствует образование углекислого газа СО2, в основном, в результате окислительного фосфорилирования глюкозы.

—  Ну!?

— Эти две реакции происходят, главным образом, в Митохондриях...
Ну, знаешь, это такие.. "маленькие энергетическо-химические станции–лаборатории" в наших живых клетках.

— Знаю! Чё дальше?

—  Обмен О2 и СО2 между организмом и окружающей средой называется дыханием.
Кислород О2 и углекислый газ СО2 – это ГАЗЫ!
Мы дышим газом.

— Окей! И Что?

— А ты хочешь, чтоб твоя..
любимая подруга  дышала Диваном?
 Я правильно тебя понял?—поинтересовался Мозг. И продолжил:

— Кстати, учитывая её вес, ровно через 28 секунд она столкнётся с землёй!
По  закону Физики, где..

—Да к чёрту все Эти чёртовы законы этой чёртовой Физики!—
Р-р-рванулась я из последних сил,— НЕ-Е-Е-е-ет!

..И  увидела Её  Глаза.

Такие...
Открытые.
Светлые.
Такие. Голубые-голубые глаза моей подруги.

"В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей.
Облачка, как...
барашки, волнисты."

У меня всё получилось!

Моя любимая подруга больше никуда не падала. Она просто висела в ярком воздухе среди этих кипельно-белых "волнистых барашков", вопреки всем Законам  Физики, и махала мне  рукой.

Её  глаза: "Голубой миндаль", мастерски подчёркнутый цветом индиго и оттенённый розовато-золотистым с капелькой корицы, светился надеждой.

"Да, всё  плохое уже позади. ПРОСТИ.
Прости меня, пожалуйста, за всё.
Кстати, неплохие  тени. Тебе очень идёт." — оценила я её макияж.

Она неотрывно смотрела на меня. В движениях её губ я "читала" своё имя. А от её жестикуляций веяло чем-то непонятно–понятным.

О! Боже!!!

Я чиркнула глазами. Знакомое пространство аудитории. Экзамен. Зоология.
Профессора нигде  нет. Значит, – "Зелёный коридор"!

—Давай! Давай! Быстрей!—громко "шипела" мне моя подруга.

Я судорожно схватилась за внутренние "кармашки".
Секунда: Два Удара сердца!
Так!
Самый нижний правый. 
Ещё Два Удара!
Нет времени "отсчитывать" нужный "спасительный"листок. Полторы секунды.
Я резко смяла всю "заранее продуманную аккуратность" сразу  Десяти шпор. Космический корабль готов к Запуску!
Ещё Полторы Секунды! Привстала и замахнулась левой рукой для броска — ещё Секунда.
Два Удара Сердца!..

Два! Один! Пу..  !!

..  дверь открылась, и Профессор шагнул в аудиторию..

..СК  =•

Бросок был резкий и быстрый, но.. Не настолько.

"Корабль" был бумажный.
Он мог бы легко сгореть в воздухе.

Но он не сгорел.

Он распался на десять частей. Одна из которых стукнулась о голову Вани Лювушкина, моего одногруппника. Надежды всего Университета. Столпа знаний нашей группы.

Стукнулась и отскочила в сторону. На глазах у нашего изумлённого Профессора, который внимательно отследил траекторию падения.

— Иван?! — очки Профессора от неожиданности даже слегка запотели.
—А чё сразу: "Иван"?—последовал простой и вечно модный у нас ответ.

Профессор медленно перевёл свой взгляд на меня. Все умники и умницы — тоже.

А я, как назло, никуда не провалилась.

То, чего  мы желаем, почти всегда отличается от того, что мы реально имеем.

Я осталась стоять на месте.
Одна. Опять.
 И уже не только босая, но и..практически..голая.

Хорошо, что без шапки.

Левой рукой я, как могла, прикрыла область бюстье, а шариковой ручкой, которая оказалась в моей правой руке, я попыталась закрыть клубнично-земляничный принт свои трусов. Образно говоря.

Профессор не отвернулся.

— Надеюсь, Вы уже готовы, Ирма...

Я опустила глаза.

По двум причинам.
Первая — жуткий стыд.
Вторая — чтобы взглянуть на свой Лист.
Он весь был исписан моим аккуратненьким  почерком. На все вопросы билета были даны правильные, исчерпывающие ответы.
О, ЧУДО!

ШУТКА!

—..покинуть аудиторию?—закончил свой длиннющий вопрос Профессор.

Мой лист бумаги лежал передо мной во всей своей первозданной Чистоте, ослепляя меня своей Белизной.
Знаешь, он стал даже белее, чем был.

И я, глядя на него, вдруг совершенно потеряла все силы. Ослабела окончательно.

И заплакала. Бесшумно и горько.

Впервые. За прошедшие три тысячи лет, то есть за эти последние три минуты нескончаемого позора.

Мне стало так больно. Так стыдно и обидно. И я не смогла сдержаться. Как ни старалась. Не смогла.
Я же  — человек.

Слёзы крупными каплями падали на Лист и разбивались, бедные, добавляя к его кипельной белизне немного серого..

...ещё немного...

Много серого.

Очень много серого.

— Сядьте и успокойтесь, пожалуйста. Не надо! —сказал Профессор.

Я, конечно, села, но была уже безутешна. Весь мир вокруг меня постепенно стал серым.  Страшно серым. Глобально серым.  Беспросветно - графитно-серым.
Грустным. И плачущим.

"Октябрь" Чайковского из "Времён года".
В конце весны. В начале лета.

И я плакала  и плакала, уронив голову на руки.

И уже не только за Этот свой  конфуз на экзамене, а  — за ВСЁ.

За Всё Ужасное, что произошло и происходит в Этом Мире.

За всех несчастных, несвободных, больных, бездомных, потерянных, обманутых и нелюбимых людей.

За оставленных и погибших во время войн и катастроф детей.

За бедных поэтов, художников и музыкантов, которые не смогли справиться...

За брошенных и забытых стариков.

За бездомных животных.

За истребление дикой Природы..

За зверей в клетках.

За срубленные деревья..

За вытоптанные цветы..

За отравленную воду..

За все царапины и раны..у всего Живого..

За Эту Землю, которую так безжалостно эксплуатируют и..
уничтожают Люди.


 ЛЮДИ!  ОСТАНОВИТЕСЬ!

Я вспомнила  Одного Человека.

В последние дни своей жизни Он написал Письмо к Планете.

#LetterToThePlanet

Оно начиналось так:

 "Дорогая Планета.
Я хочу начать с  извинения. Прости меня за то, что МЫ, ЛЮДИ, сделали..."

И я зарыдала ещё сильнее.

Горько и безутешно.

А преподавательские нервы, знаешь, тоже не такие уж и крепкие. И через некоторое время:

— Вы  готовы ответить без подготовки.. на Новый билет? В противном случае..

и вдруг..
Я сейчас о Цвете!
На фоне этого тотального глубокого и  сложного  графита появился такой лёгкий-лёгкий разбелённый дымчатый.
Цвет-Намёк.

 И графит постепенно затуманился весь. Истончился и перешёл в прозрачный  и сияющий жемчужно–серый. Такой красивый! Жизнеутверждающий цвет. Переливающийся всеми остальными цветами и их оттенками.

Цвет Начала.  Который даёт силы.

Ну, то есть...

Я уже не слушала про противный случай, хотя..

Противные случаи  — это обычное дело в жизни каждого человека.

Всё Противное  случается с нами, в основном, в силу нашего собственного поведения и наших собственных поступков. В этом противном нет ничего страшного, если все живы.

Я всхлипнула и кивнула головой. В знак согласия:
конечно,  готова Отвечать.

Это был невероятно рискованный и смелый Шаг с моей стороны.

Кисейным платочком я помахала своему красному носику.
 И в этом Море слёз бесстрашно развернула свой маленький кораблик навстречу Судьбе.

То есть через несколько минут я успокоилась, привела себя в порядок, встала и пошла отвечать.
Одетая.
И обутая.

И отвечать не только, как ты понимаешь,  на вопросы по зоологии...

Отвечать  за свои мелкие  и крупные уродливые поступки
и слова, чаще всего не совсем просто.
Вернее, совсем не просто.
А избежать их в жизни мало у кого получается. Можно сказать,
не получается ни у кого.

..Передо мной лежали билеты по зоологии.

Перевёрнутые "вверх дном",

как простые деревянные рыбацкие лодки на  берегу.
       
— Тяните любые, — профессор на миг задумался, — два!

И я вытянула ЭТИ  Два  билета!

Ну, помнишь ту ночь перед экзаменом? Когда моих
сил хватило
только  на  Два билета?

На два..ЭТИХ билета!


Ну, вот, в общем–то и ВСЁ.

А моя любимая подруга не сдала  с первого раза.

Я подарила ей тогда, чтобы немного её утешить, те самые свои новые красные туфельки, которые она очень хотела.

В знак моей благодарности ей за  УРОК  со  шпорами.

И за это ЧУДО, а не ЭКЗАМЕН.



31052015



Посвящаю всем, кто когда-то был, есть или  только планирует быть студентом. )