Всю ночь лаяли собаки

Татьяна Пороскова
У дороги всегда на полях в марте начинаются тетеревиные турниры.
Каждый раз  в это время я вижу тёмные фигурки тетеревов между кочек. А скромно наряженные красавицы сливаются  с серостью трав и земли. Жаль, что из  машины неслышно их призывных переливчатых песен любви.

Оказывается, и за нашими деревнями ранним утром слышно их лёгкое и настойчиво нежное гульканье, словно что-то перекатывается в их горлышке.

Где-то за километр от деревни, за четырьмя горками,  лежит под толщей льда Святое озеро. И только неширокая протока оттаяла и ожила речка.
У этого озера направо небольшое болотце, спрятанное от глаз людских кустами и мелколесьем.
Вот там,  среди кочек, каждую весну и поют тетерева, расправив свои красивые перья. Переливаются крылья  в солнечных лучах синим бархатным цветом. И до того красивы  они в это время. Глаз не оторвать.

И даже за километр до самого первого дома слышно их многоголосие.

Я побоялась идти так далеко. Всё равно не подпустят. Следы на снегу говорили, что и волки стали чаще выходить.
- Что, Надя, подходят волки?  Я след видела,  к Пашиному дому шёл след.
- Сегодня всю ночь лаяли собаки. А потом увидела у дома лосиный след.
Видно, волки за ним гнались. Помощи искал в деревне.

У магазина встретила знакомого охотника.
- А скажи, Саша! Я слышала,  вы на волка ходили.
- Кой день ходили на волка. А следы за вашей деревней были. Только волк толковый попался. Мы за ним на буране гонимся. А он перепрыгнул через наш след и сзади идёт. Надо народа больше собрать. Трудоёмкое это дело и не на один день.
- Раньше народу много собирали. Шли стеной и гремели,  чем попало, гнали его к засаде, - вмешался в наш разговор другой мужик.

И уже когда пошла я домой, попалась мне на дороге Лидия.
- Ходят ли у вас в деревне волки?
-Волков не видела, а с лисой встречаюсь.
Я ведь птиц подкармливаю. Вышла и бросила через бровку кусочки на дорогу.
Смотрю: сначала лапки на бровке появились, потом ушки, и мордочка красивая. Думаю: у нас нет таких собак.

Лиса. Хвост красивый . А потом пошла я к теплице в огороде. А она там сидит. Хвост к ногам пушистый подвернула, смотрит на меня. А я на неё.
- Непуганая. Наверное, молодая, -  добавляю я.
- Точно, молодая, - соглашается со мной Лидия.
И я вспомнила, что кто-то видел эту лису у памятника.

А днём я выглянула в окно. Качается на ветру моя калина. Давно уже без ягод. И прилетел на неё одинокий красногрудый снегирь. Старательно высматривал он что-то под её ветками.
Может, был он разведчиком и искал ягоды, скатившиеся на снег.


фото автора