Фигня какая-то, или Цветочная терапия. Отрезок 5

Юлия Лобес
  Мои первые  цветы из ткани появились, когда я была на дне жесточайшего кризиса -после развода, с грудной дочерью, без копейки.  Одним словом, пепелище. Что делать, как жить- ноль видимости, сплошной туман.   Ирина Хакамада в таких случаях рекомендует -вешайте себе на лоб записочку с вопросом- "что делать дальше?" как магнит  на холодильник, и вся информация будет крутится вокруг него, а подсознание  выберет подходящий ответ. Про метод Хакамады я тогда еще не знала, но  примерно так и получилось. Увидела по телевизору какой-то концерт, а у ведущего на пиджаке - цветок. Не помню концерт, не помню ведущего. Помню до сих пор только цветок на лацкане его пиджака!  Что-то меня  захватило,  взбудоражило, я почувствовала прилив интереса,  энергию впервые за долгое время .  Я схватилась за эту идею как за спасительную   соломинку, за 3 дня придумала семь технологий, вариантов изготовления цветов.  Никаких мастер-классов по инету тогда еще не  было. Может и были, но у меня интернета не было и компьютера  тоже. Вот тогда я и  поняла- просто так из нас ничего не прорастает. 
   Я стала делать цветы из ткани. Просто так,  не для чего. Урывками, как придется, из того, что было под рукой. Спасаться, исцеляться, делать хоть что-нибудь для себя  после  затяжного периода игнорирования своей  радости и самоподдержки.  Я была похожа на человека,  который тонул, но  в  самый последний момент все-таки выбрался на берег  и с шумом начал дышать, бешено выплевывая  воду. 
  Вопросы, которые высверливали  мой мозг- зачем человеку рисовать,  шить, вязать, придумывать и воплощать это?  Почему я этого хочу? Как это помогает? Зачем раньше женщины собирались все вместе и  ткали, вышивали, шили, пели ? Что это дает?  И самый главный- на что я буду  людей приглашать?

  Я стала просто пробовать хоть что-нибудь. Дров наломала, конечно, вагон и тележку. Немаленькую. Я стала вести мастер-классы,  соблазнять и приглашать людей именно на рукоделие, думая, что на красоту людей привлечь легче,  чем на психотерапию. Хорошо, что я заскучала, быстро к этому охладела, совершенно неинтересно  давать рецепт творческой работы  и контролировать чужой процесс поиска"того самого". Уверена, я просто адски боялась назвать вещи своими именами и тупо "анонимничала", скрывала от себя самой свой главный интерес.  Чувства -это  наши духовные указательные знаки. Если стало скучно, пора менять курс, направление, формат. Короче, идти дальше  и смотреть,  а что там, за этим "дальше".  Спасибо, скуке!

  Второй вывод,  который я тогда сделала- рукотворчество и психология -это сообщающиеся сосуды. Между ними очень тесная взаимосвязь. Я стала ее видеть.
 Это две  нивы, вспахивая одну  их них, усиливается и здоровеет другая. Даже  если просто рукодельничать, не подключать психотерапию,  целебный эффект есть. Изменить свою жизненную ситуацию можно только с помощью психотерапии, через изменения самого себя,  через  включение  сознания и видения,   как оно все обстоит на самом деле, без прикрас.  Потому что изменить можно только то,  что стало явным, очевидным, названным, обозначенным.

 Творчество само по себе не меняет принцип  жизни и человека,  а  дает обезболивающий отвлекающий эффект, помогает сохраниться, выжить, а иногда- не сойти с ума. Человек остается в тех же выборах, стратегиях и, соответственно, условиях и отношениях, но ему  повеселее- полегче-поприятнее в них быть. Именно поэтому огромное количество декоративно-прикладных мастер-классов появилось и есть в настоящее время. Я тоже посетила с целью разведки боем несколько штук или раз. 
 И вот чем, на мой взгляд , арт-терапевтическая группа отличается от декоративно-прикладного мастер-класса. На мастер-классе фокус внимания ведущего сосредоточен на физической, материальной стороне вопроса- сделать покрасивее саму работу. Это и есть главная задача! Человек уходит с готовым изделием и знанием технологии изготовления. Часто бывает что,  профессиональные художники как раз очень "зажатые" инструкциями, стандартами  и концепциями  люди, отягощенные знаниями  в этой сфере, поэтому  бояться сделать не так как  их учили,    не дотянуть до общепринятого образца. Именно поэтому, они  следят за выполнением правил, и препятствуют эксперименту, который не вписывается в эти рамки.   Я уверена, что полезный  эффект от таких занятий есть, особенно, если учитель поддерживает, а не диктует и опекает. В противном случае, если каждое свое движение  человек будет согласовывать с учителем, не беря на себя всю полноту власти творца, то это только поддержит его в  инфантильной детской позиции,  отказавшись от  своего личностного роста в очередной раз.
   Психолог,  фокусирует свое внимание не на работе, а на процессе  ее создания. Для него  важнее как,  а не что,  его интерес сосредоточен на духовной стороне- что с ней происходит. Именно процесс  "делания" чего-то своими руками , а затем отношения к тому,  что сделано -диагностирует и показывает ту самую пресловутую неосознанную стратегию женщины отношения к себе  и к людям. Видны тонкие уязвимые места и прогнозы. Все просто, что женщина делает со своей  работой,  то же самое она делает со своей свободной творческой частью, которая отвечает за радость, реализацию, ресурсы, уверенность,  короче,  со своим потенциалом. А те чувства,  которые она испытывает во время этого процесса  и отношение к своим  шедеврам очень показательные и говорящие. Главная задача арт- терапевтической группы в том, чтобы женщина научилась по-новому, а именно  с большей любовью, уважением и ответственностью обойтись со своими талантами и желаниями.
   Делая что-то своими руками в  масштабе группы  участница через это  укрепляет веру в свои силы, потому что здесь  совершенно безопасно- нет оценок с точки зрения художественной ценности, важно только    духовное движение в свою сторону, через преодоление страха, диалог с ним. Самая главная ценность- благополучие души и ее выражение. Именно поэтому происходит гармонизация состояния,  тот самый терапевтический целебный эффект.
 Как правило, участницы  группы продолжают рукоделие дома,  ведь от этого невозможно отказаться. Я в шутку называю это инфицированием творчеством. Но это такая инфекция, которая спасает жизнь, а не разрушает ее. Рукотворчество становиться частью жизнью, на это выделяется уголок , комната, место, время и деньги. Оно   по праву становиться важным и необходимым условием жизни. Творческие занятия  быстро  и естественно восстанавливают  силы,   поддерживают порядок в духовном «чердаке» и   разворачивают женщину  лицом к своей  силе .
 
 В общем, через какое-то время я  определилась с приоритетами, психотерапия для меня "первее", интереснее и значимее.  Да и вообще, мне кажется,  психолог  может провести декоративный мастер-класс, а декоратор  психотерапевтическую группу- нет! Внутри психотерапевтической группы может быть все,  что угодно, рукоделие в том числе. Ели у ведущего мозг психолога,  то он все пришьет и приладит  в тему, динамику и  процесс, потому что это и есть  жизнь.
    Свой первый авторский тренинг, я так и назвала  "Цветы моей жизни".
Прихожу на  группу с бабушкиным чемоданом, "отдекупаженным" мной по полной программе , открываю и эффектно высыпаю  всякие разные ткани для цветов. Вы бы видели загоревшиеся  от одного вида этого богатства  глаза  женщин! И удивление и смущение- вроде психолог,   а тут какие-то тряпочки, фигульки! Ну,  чистый детский сад, и вообще, фигня какая-то!
 Чемодан этот намоленный,  видавший виды и прошедший со мной не одну инициацию,  был и остается  для меня верным союзником в деле распространения творческой заразы.
 Первые  психотерапевтические  группы это,  конечно,  отдельная история. Помню, как-то я провела группу  с одним накрашенным  глазом, а второй глаз  был в первозданном  виде.  Но ведь провела!
   Расскажу  о методике" Цветы",  которую нечаянно изобрела и  много раз ею делилась с коллегами  и с обычными людьми. Заодно и  похвалюсь. Вот отзыв от коллеги Софьи, врача, психотерапевта. Познакомились на выездном психологическом  интенсиве, она была участницей моего мастер-класса. Написала сама вконтакте, тем приятнее и дороже ее слова:" Привет, Юля) Пишу тебе выразить свои спасиббы за цветочную терапию) Проводила в г. N очередной семинар по психосоматике. Цветочки отлично идут в диагностике психосоматических симптомов). И еще вспоминаю тебя каждый раз в связи с толерантностью к неопределенности) Спасибо, что ты есть. "
 
 По сути, это исследование, рентген  только под наркозом. Типа цветочки делаем, занимаемся детским занятием, совсем не страшно,  никакого  обнажения  души и самораскрытия. Разговор здесь опосредованный через цветок, а значит, и тревоги меньше. Инструкция такая же как в психотерапевтической работе со сновидениями или с симптомом, то есть применимая  к любой работе.   Участницы делают цветы или несколько, а потом озвучивают от первого лица в настоящем времени, исключая слово который.  Таким образом, становиться очевидным  актуальная для клиента проблематика на сегодня. 

   Приведу пример сессии " Я горю, сгораю". Лида, 20 лет (имя и возраст изменены). Хрупкая стройная блондинка сделала  цветной яркий цветок, из самых разных тканей, соединила лоскутки треугольной формы. Цветок получился «взлохмаченный», просто  взрыв  из ткани. Когда  она его делала, то сильно сжигала края ткани.  И слова были такие:«О, я горю, я сгораю, я обугливаюсь».

- Как это относиться к твоей жизни? В отношениях с кем ты  горишь?
Моментально ответила с изумлением на собственном лице:
-С отцом.
-А что происходит?
-Мать его выгнала из дому ко мне.
-Поподробнее.
-После очередного запоя мать сказала, чтобы он уходил. И он теперь живет у меня.
-Как получилось, что он живет с тобой?
-Ну , а куда его на улицу что ли выгонять?
-Выбери на роль отца кого-нибудь (подключаю психодраму).
Выясняется, что Лида со своим парнем снимает квартиру и материально содержит пьющего отца, 47 лет.
 Описываю самую суть, концентрируясь на главном.
-Отец, я злюсь на тебя,  когда ты на меня перекладываешь  ответственность за свою жизнь, для меня это означает, что ты делаешь из меня свою мать. А я бы хотела, чтобы ты повзрослел.
-Как чувствуешь, что он отвечает тебе?
-Я возмущаюсь, что ты не хочешь стать мне матерью. Я нуждаюсь в этом. Для меня это означает, что ты меня не любишь. Я хочу тебя контролировать.
Твой ответ?
-Я злюсь и возмущаюсь. Осуждаю, обвиняю, ты же взрослый дядька, живи один. Уйди от нас. Я злюсь, что мне достался такой отец! Я хочу другого.
-Как думаешь, получиться переделать другого человека против его воли?
-Нет. А разве я не обязана помогать ему?
-А ты хочешь?
-Нет.

   Выбирает  миниатюрную  участницу  группы на роль  себя- неопытной  девочки, поступившей по отношению к себе несправедливо,  жалеет,  признает, оплакивает горький опыт, становится сильнее, и возвращается к диалогу с отцом.
-Я сожалению, что  попала в эту ловушку по собственной неопытности и глупости. Я не буду содержать тебя. Ты взрослый мужик. Я тебе не мать. И там сам решаешь, как жить свою жизнь. Спасибо, за то, что ты мне дал, но я не обязана оплачивать свою жизнь. Я благодарна и свободна.
-  Ох,  я как будто скинула  с  плеч тяжелое коромысло с ведрами, полными воды.  Вот это ощущения-до и после!

  Комментарий к сессии " Я горю, сгораю".  Ключевая тема - отделение от родителей. В данном случае, сепарация от отца. Фигура  матери интересна тем, что она  тоже манипулирует с целью сохранения контроля над отцом, через дочь.  Это классика жанра, обесценить то, что дали родители, и "чморить" за то,  что не смогли дать. Исходя из этой неосознанной позиции  наша героиня заключила  неосознанный  несправедливый договор, по которому  взвалила  на себя не свою ответственность, считая,  что в ответе и  в долгу. Так бывает, что родители неосознанно  из своих взрослых детей пытаются сделать себе новых родителей, манипулируя  несуществующими обязательствами за то, что дали им жизнь,  как будто есть такой тариф.

  Цель дальнейшей психотерапии ясная-построение  своей автономной жизни с учетом того, что родители смогли  дать,  а дальше  строить  свою жизнь по-своему. Ну,  какая ж это жизнь с коромыслом на плечах? Вы понимаете.
   
  Кстати, через  какое-то время от начала появления цветов в моей жизни, на выездном психологическом  интенсиве их раскупили и заказали новые! Для меня это  было очень мощным подтверждением- делай то,  что идет изнутри.  В общем, цветы стали плодоносить, чему я очень рада.

Заканчиваю эту главу  словами  Д. Холисса:
"Трансформация  непосредственно связана с развитием, а развитие обычно происходит через страдания...Мы становимся  значительно богаче, чем раньше, даже в результате утраты или конфликта".