Миллионером стать не суждено

Виктор Андрусов
         В  90-е годы  прошлого  века, на  заре  возрождения  в нашей стране  капитализма, хитро названного рынком, повсеместно  пустило корни  мошенничество.  Человека  могли  ввергнуть   в  различные заманчивые   авантюры,  одурачить  и   облапошить   буквально  на   каждом   шагу.
         
          Однажды в районе центрального  главпочтамта  Ярославля,  на   выходе  к  площади,   одна  назойливая  тётенька  вручила  мне  приглашение  на  презентацию  продаж  «целебных»  препаратов  «Гербалайф».  Не буду скрывать,  поддался  этому  многообещающему  предложению,  тем  более,  что место  проведения  –  гарнизонный  Дом  офицеров. Как мне, военному пенсионеру,  было  не довериться  организаторам,   усомниться  в  их   добропорядочности?
         
         Актовый зал Дома офицеров был переполнен  людьми, страстно желавшими  приобрести  «уникальные, универсальные  средства для похудения и восстановления здоровья»,  «действующие на клеточном уровне».  Подобные фразы  агенты «Гербалайфа» много раз повторяли в своих сладких речах, вдалбливали  в головы  доверчивых  граждан,  которые  зачастую «клевали»  на   сию приманку.  Клюнул  и я.  Сделал очень дорогую покупку, так называемых «продуктов  Гербалайф». Скажу  честно, их вкус и мне, и жене понравился, особенно приятен  был ароматный  соевый коктейль. Таблетки и пилюли,  входящие в комплект,  волей-неволей тоже употребляли (денежки-то заплачены – значит надо глотать). Пользы для здоровья от препаратов  не замечали,  но продолжали  в  них  верить.  Вот  простофили!
         
         Прошло немного времени, и к нам домой стали наведываться  консультанты «Гербалайфа», которые внушали мне и жене идею стать не только постоянными клиентами компании, но также и работать в ней.  Навязывалась мысль, что таким образом  «вы сможете разбогатеть и даже стать миллионерами».   И снова  поддались на провокацию.  Жена, правда, не стала активно сотрудничать с  вежливыми,  культурными  с виду  ловкачами «Гербалайфа».   Мне, словоохотливому,  довелось одному в семье заниматься  этим,  как выяснилось погодя,  плутовским  делом.   
          
         Прозрение и убеждение в ошибочности выбора  «непыльного» места  подработки  наступило через  три месяца, когда  у меня началось обострение хронической язвы  желудка  от  употребления   препарата «Алое» со вкусом лимонной кислоты,  изготовленного  на  производственной линии «Гербалайф» в США  (так было написано на упаковке).  Наконец-то, пришло ко мне понимание,  что  эти  «препараты,  работающие  на клеточном  уровне», на самом  деле  не  имеют   ничего  общего  с  лекарственными  средствами.  Они – явная обманка.
         
         Разумеется,  я  решительно  порвал всяческие отношения с компанией «Гербалайф». Однако,   её   менеджеры  ещё долго названивали домой,  надеясь  на   моё  возвращение.  Не хотели  отпускать   ценного  кадра с журналистским образованием.
         
         Вторая   моя  попытка   -   подстроиться  к захудалой  рыночной  экономике  в  ельцинской   России   и   начать  хорошо  зарабатывать  -   состояла   в   следующем. 
         
         В официальной печати, по радио и телевидению в 90-е годы  широко рекламировали компанию «Хопёр-инвест». Меня привлекло объявление о наборе офицеров  запаса  в  начальствующий состав службы безопасности данной компании. Сулили многотысячные заработки,  обещали  предоставить  пакет всех социальных услуг, вплоть  до выделения  квартир.  Я   обратился  по указанному адресу в  Ярославле.   Изучив документы и приняв заявление, меня направили  в Москву,  в центральный  офис  компании "Хопёр-инвест" (в здании Политехнического музея).  Там  меня подвергли  очень строгим, до седьмого пота,  экзаменам  на   профессиональную пригодность. Успешно выдержать эти  экзамены и пройти конкурсный отбор  мне способствовали характеристики с мест работы, а также "Свидетельство" об окончании мной вечерних курсов менеджеров. Сыграла свою роль, разумеется, и моя добросовестная  армейская  служба   в течение  27  лет.   
         
         К  невероятной радости  меня приняли  в  компанию, выдали   предписание и  сказали:  «Ждите,   мы   скоро  вас  вызовем. . .».      
         
         Однако, не прошло и месяца,  как  в  средствах массовой информации  объявили   о  ликвидации  «Хопёр-инвеста».  Как  же  мне  не  повезло!  Компания    не вернула    мне   даже деньги,  затраченные  на поездку в Москву.  Хочется забыть об этом  постыдном   инциденте  и  никогда  больше  не  вспоминать.
         
         Самое крупное фиаско, в связи с намерением  хоть как-то выжить,  потерпел, приобретя ценные бумаги в двух,  казалось бы,  надёжных  «конторах»:  Ярославском  страховом  агентстве  и   акционерном обществе открытого  типа   «Российский  финансовый дом».  Одни только эти мудрёные названия   заинтригуют   и   увлекут  любого   почтительного   гражданина.   
         
         Прогуливаюсь  солнечным  январским  днём  1994 года по  центру  города.  Вижу,   как  много людей  снует  туда-сюда  около   простенькой,  дощатой  пристройки к  высотному  зданию.  Зашёл  в пристройку,  а  там  людская  очередь.  Улыбчивые лица. Галдёж.   Ажиотаж.  Поинтересовался.  Объясняют, мол,  внесёшь 20 тысяч   -   через четыре года получишь  миллион рублей.  «Ну, - думаю,  -   что  я  лыком шитый?  Хуже других?  Сделаю-ка  миллионершей сначала  свою любимую жену».   Денег у меня хватало лишь на один  полис  –  получил как раз  пенсию.   Выстоял  длинную  очередь,  раскошелился,   получил  цветистый   «Полис»  с  датой выдачи 26 января 1994 года,   с  печатью   –  всё  солидно. 
         
         Вернулся  домой.  Жена  обрадовалась  этому  досрочному  подарку  ей  к  8 марта.  Спустя  два месяца, сэкономив деньги на  желудке,  приобрёл  подобный полис  и  на  своё имя.   Какое   было  ликование!
         
         В  марте  того же,  1994  года,   поддавшись  советам товарищей  по работе  на  132-м  военном  заводе,  я  купил  с  получки  сертификат акций  акционерного  общества  открытого типа  «Российский финансовый дом» общей стоимостью  в  20  тысяч рублей. Наперёд скажу, это была моя очередная ошибка. Прогорел. Не получил, хотя  и  было обещано в ценной бумаге,  никаких дивидендов.  Не  компенсировали,  хоть  я  и  пытался добиться,    даже  стоимость  сертификата.
         
         А как  сложилась ситуация  с полисами Ярославского страхового агентства, сулившего мне и жене выдать в 1998 году по миллиону?   
         
         В  1996 году  (прошла пара лет  после покупки  полисов)   смотрю  новости по местному телеканалу, и с горечью   узнаю,  что  страховое агентство «накрылось медным тазом». Ведётся следствие. Арестован генеральный директор агентства  Павел  Борисович  Пушков.  «Как же так?  - думаю. - Кто же вернёт нам  наши кровные  денежки?».  Никто!  Виновных  в  этом  судебном  деле  не оказалось.  Пушкова вскоре выпустили  из  тюремной  камеры  за  не  достаточностью   улик.  А наши  финансы  спели  романсы.   По  словам  Пушкова,  они  уплыли  в  столицу. . .   в   карманы  таких же, как он сам,   аферистов.
         
         Стать миллионерами нам  не суждено.   Вообще говоря,   зачем иметь тот  миллион?   Одна   морока!

                *   *   *   *   *
         
         Всё, о чём написал выше, происходило после моего увольнения с офицерской  службы   (1-го марта 1992 года),  в процессе  работы  на «гражданке»   в   последующие   20 лет.   Сначала  трудился  на  132-м военном заводе,  потом   -  на  предприятии  «Холодмаш»  и   Ярославском  объединении «Автодизель»  (ЯМЗ).   Одной только   военной   пенсии  для  жития-бытия   в  те  лихие   годы  не  хватало.  К тому  же надо было возвращать ссуду за купленную  для семьи квартиру в Ярославле.  Вот и приходилось изыскивать  места  и возможности  для  подработки.   Разбогатеть,  поверьте,  я   и  не  помышлял  -   не  до  жиру,   быть  бы  живу.

         НА СНИМКЕ  ВВЕРХУ: памятник первому президенту РФ  Е. Б. Н. в одном из переулков Екатеринбурга.    Фото из интернета.