Робот-писатель

Лариса Павлович 2
   «Меня зовут Аскольд, и я хочу вам рассказать мою историю. (Примитивное начало, - подумал я, но продолжал читать). Она началась пятнадцать лет назад, когда я был ещё молод и влюблён в одну замечательную девушку, которая позже стала звездой экрана. (Мог бы написать, что был не только молод, но красив, и по-своему гениален, - заметил я, - ну да бог с ним!)
 
   В те годы я учился в аспирантуре и был подающим большие надежды учёным в области электроники. Ну а она была в то время ослепительно красива, и больше ничего. (Она была ещё чертовски умна, эта проклятая Линда, заноза в моей усидчивой учёной заднице, - такова была моя внутренняя реплика, но я продолжал читать). Линда, так звали девушку, сводила с ума всех, но тогда она ещё не была знаменитой киноактрисой. В те дни я думал, что и у меня есть шанс сделать её своей, и однажды мне даже повезло пригласить её на наше первое и единственное свидание.
 
   Перед этим свиданием я жутко волновался и полдня провертелся перед зеркалом, словно прыщавая девчонка. Отражение в зеркале говорило мне, что я совсем неплохо выгляжу для учёного: открытое лицо, красивые карие глаза, каштановые волосы, спадающие вольными кудрями. Но стоило мне снять рубашку, как под этим лицом обнаруживалось хилое тело, лишённое растительности, а ещё уровнем ниже было то, что делало меня на всю жизнь неуверенным с девушками. (Вот гад, - подумал я, - уж это мог бы и опустить… Что поделаешь, вся энергия шла в голову, и я часто чувствовал, как моя голова закипает, но ниже пояса я был слишком холоден). Впрочем, за одну мою порядочность и гениальность меня любили многие девушки, но по воле злой судьбы на целые пятнадцать лет я был прикован цепями страсти только к одной. (Да у него талант, - подумал  я, - и знание психологии девушек).
 
   И вот настал вечер, который я запомнил на всю жизнь. Линда пришла на свидание в своём лучшем тёмно-синем платье, и я повёл её в ресторан. Каким-то мощным усилием воли я поборол свою робость и застенчивость, и попытался предстать перед Линдой в лучшем свете, а именно как воспитанным парнем из хорошей семьи с блестящим образованием, полным сногсшибательных идей и созданного для блестящей карьеры. Я даже сам удивлялся, как мне удаётся быть столь уверенным рядом с такой ослепительной девушкой, настоящей звездой. Линда поначалу держалась на равных и даже флиртовала со мной, но потом эта чертовка начала меня подкалывать, и делала это до тех пор, пока я не потерял свою уверенность и не растёкся по ресторанному столу, словно часы Сальвадора Дали. (Это уж точно, - подумал я, - чёртова кукла навсегда сделала меня неуверенным в себе, и позже эта неуверенность сползла из головы ниже пояса, в чём мне стыдно признаться даже самому себе).
 
   Спор наш в тот вечер был о том, можно ли назвать искусственный интеллект интеллектом, и что его отличает от человеческого. Она говорила, что человеческий интеллект находится в душе, а душу смоделировать невозможно. Душа верит, душа чувствует, душа любит и испытывает вдохновение, а искусственный интеллект только выполняет различные программы. Он не может творить. Он мёртв, внутри него нет мира. У него нет ни желания жизни, ни страха смерти,  - говорила эта дерзкая девчонка. Я возражал, что придёт время, и всё можно будет смоделировать, даже страх смерти. «Нет, ты не прав, - говорила Линда, улыбаясь своими сочными губами и смотря на меня так, словно я был лишь безмозглым тараканом. – Такое нельзя смоделировать. Неужели ты не веришь в то, что душа существует? – спросила она, и я понял, что если сейчас отвечу ей «нет», то потеряю её навсегда. Я мог бы соврать ради неё, но в тот вечер она сильно измотала меня своими спорами, и я чувствовал себя слабым и деморализованным, поэтому прекратил бороться. Даже моя красивая голова не могла помочь мне в деле привлечения Линды, и вскоре она сникла над моим слабым телом, словно побеждённая армия перед лицом неприятеля. Помню, как Линда встала из-за стола и ушла навсегда, а я остался сидеть, чтобы напиться вдребезги и смириться со своим чудовищным поражением. (Так оно и было, - заметил я, глубоко вздохнув).
 
    Проснувшись на следующее утро, я понял, что никогда не смирюсь с тем, что Линда потеряна для меня навсегда. «Проиграть одну битву не значит проиграть войну», - подумал я, и я поклялся себе, что рано или поздно она будет моей. Я стану известным и богатым, обо мне будут писать в газетах, она также увидит меня с экранов телевизоров, и тогда она вернётся. Я буду сражаться за неё и не отступлюсь, чего бы мне это ни стоило. (Какой же дурак я был тогда, - заметил я, и продолжил чтение).

    Вскоре Линду заметили режиссёры Голливуда, и она стала сниматься в кино. Поклонников у неё сразу же прибавилось, а вот моя задача сильно затруднилась и казалась мне теперь почти невыполнимой. Я был сплошь гениален, и полностью сосредоточился на открытиях, словно хищник, высматривающий свою добычу, и все мои разработки были тайно связаны с моим горячим чувством к Линде. Бросив меня, она влюбилась в какого-то известного композитора, и я приложил все силы, чтобы научить искусственный интеллект сочинять музыку. Я пытался ей доказать, что не такая уж это великая гениальность – писать симфонии, и у меня это получилось. Машина стала сочинять музыку не хуже её возлюбленного, и я гордился собой. Потом она полюбила шахматиста, и я тоже заткнул его за пояс, обучив машину играть на уровне Господа Бога.
 
   Линда была непостоянна в своих увлечениях, и вскоре бросила шахматиста, влюбившись в красавчика-поэта. Но я не сдавался и научил машину писать стихи. Получалось у неё неплохо, и эксперты пророчили взлёт во всех видах искусства благодаря искусственному интеллекту. Ну а что касается поэта, то он быстро надоел Линде, и она влюбилась в известного актёра, смельчака и красавца, который все трюки делал сам. Я тоже не стоял на месте и стал разрабатывать виртуальных актёров, которые, в отличие от реальных, не старели, не болели и могли делать практически всё, даже дышать под водой и летать в космосе без скафандра. К тому же, электронные актёры не требовали гонорара и могли работать 24 часа в сутки. Правда, у них не было поклонниц и поклонников, поэтому широкого распространения они не получили. Но всё же я считал свою миссию выполненной и ждал, кого Линда полюбит следующим. 
 
   На этот раз Линда полюбила какого-то олигарха, прожжённого в денежных делах. Я к тому времени тоже был не беден, но так как деньги меня меньше всего интересовали, они просто лежали в банке. В этот раз я решил их достойно потратить и купил себе яхту и виллу. Плавая на белоснежной яхте по океану, я задался целью поиграть с самим собой в угадайку и предугадать, кто будет следующим у Линды. Почему-то мне в голову пришло то, что этот человек будет писателем, и я решил научить своего любимого робота писать. Раз уж с музыкой и поэзией он справился, то почему бы ему не стать известным писателем? На сей раз я стал обучать робота тайно, вне стен своего института, и если дело пошло бы на лад, то я мог бы издавать его рассказы под своим именем. Так я внёс интригу в свою монотонную и одинокую жизнь, посвящённую погоне за Линдой. Я думал, вдруг она прельстится моей гениальностью и вернётся ко мне… (Ах, сладкие мечты, - подумал я, - даже если она и вернётся, то лишь на короткий миг. Дочитав до этого момента, я заволновался, потому что развязку сюжета своему роботу я не задавал, и он должен был придумать её сам. Очень любопытно было узнать, что он придумал и какой из него вышел предсказатель).
 
   Сначала мы с роботом писали небольшие рассказы, потом замахнулись на повести, а затем из под нашего пера вышел целый роман. Критики встретили его довольно благосклонно, не подозревая, что он написан роботом. Я лишь исправлял мелкие логические и стилистические ошибки. И вот я стою на сцене и получаю известную литературную премию. Вокруг меня мужчины во фраках и очаровательные женщины в вечерних платьях. Все они мечтают пофлиртовать со мной, но я ищу глазами только ту единственную, ради которой всю жизнь что-то творил и изобретал. И вот, о чудо! – она появляется из толпы и с горящими глазами бросается ко мне на шею. Это самый счастливый миг в моей жизни, и я чувствую себя альпинистом, взобравшимся на Эверест!»
 
    Дочитав рассказ, написанный роботом, до конца, я мрачно усмехнулся, мол, слишком хороший конец придумал робот. На самом деле она никогда не придёт, - подумал я, - ну и пусть. Лучше лететь в облака за несбыточной мечтой, чем держать синицу в руке! Я и так слишком много сделал в жизни ради любви к ней. Если бы я не был влюблён в Линду, то не сделал бы и половины.
 
   «Может быть, и правда душа существует? – подумал я, наливая себе в бокал дорогого красного вина. – Ведь всё это я создал не умом, а душой»… Впрочем, теперь я был уже слишком зрел, чтобы мечтать о несбыточном. Но пока я мечтал, я летал...

   Подойдя к роботу, я дал ему задание написать другой конец для этой истории, не такой тривиальный. Робот полчаса думал, а потом выдал следующее:

   «За пятнадцать лет Линда сильно изменилась. Она сыграла много ролей и сменила много мужчин, каждый из которых был по-своему гениален. Но ей хотелось большего, а может быть, она просто была пресыщена деньгами, славой и всеобщей любовью. Однажды она вдруг решила, что нужно в корне изменить свою жизнь, и ушла на покой, в монастырь. Там, вдали от суетного мира, она проводила время в молитвах и в размышлениях о душе, и её тайным спутником отныне был Бог.

   Я понял, что с Богом мой робот не сможет тягаться: создавать, поддерживать и разрушать Вселенные было не в его компетенции. Впрочем, в своей жизни я успел достаточно много сделать, поэтому можно было, наконец, отойти от дел и подумать о душе. Ведь душа – это то, мимо чего я проскочил в молодости, и с тех пор проигрывал одну битву за другой. Я должен был посмотреть правде в глаза и понять, что поэт писал стихи лучше, чем машина, актёр играл лучше, чем его виртуальный двойник, а написанный роботом роман по сути дела написал я сам, отдав произведению часть своей бессмертной души. Поэтому я решил поставить точку на своей пятнадцатилетней работе учёного и отправиться путешествовать, чувствовать и познавать».

   Такая концовка меня больше устраивала: взять и бросить всё, проиграть сражения, но всё же выиграть войну… Выпив стаканчик-другой вина, я решил изменить свою жизнь, и по совету робота отправиться в дальнее путешествие…

   ********************************************

- Я как раз недавно вспоминала о тебе, - сказала Линда, сидя за столиком одного из приморских ресторанов. – Слышала, ты стал известным писателем, это правда?

   Аскольд не знал, что ответить. Рассказывать про мудрого робота не хотелось, а приписывать все заслуги себе было стыдно.

- Да так, балуюсь понемногу литературой, - ответил он Линде. Они встретились на морском берегу вроде бы случайно, и вот теперь сидели за столиком ресторана,  вспоминая бурную молодость. Аскольд снова оробел в её присутствии, но вдруг на него нашло что-то дерзкое и брутальное, чего он сам от себя не ожидал. Сейчас или никогда, - пронеслось у него в голове.

- А не хочешь ли ты, милочка, полюбить известного писателя? – выпалил Аскольд, чуть не подавившись красным, как кровь, вином.
- Почему бы и нет? – ответила она, - писателя у меня ещё не было!
- Ну и отлично, дорогая! Я всю жизнь мечтал о тебе, поэтому не будем терять времени!

   На этот раз Линда чуть не подавилась лобстером, то ли в шутку, то ли в серьёз принимая предложение Аскольда. Вечер и ночь они провели вместе, а потом долго не разлучались. Обнимая её в ночной темноте под романтическим шелестом тропических пальм, Аскольд думал о том, что душа душой, а гениальные роботы существуют!..      

   Наконец-то они были счастливы вместе, и Аскольд понял, что выиграл свою войну, проиграв, быть может, все промежуточные сражения...