...Поплевав на ладони, взял кайло, проломил дыру в полу и полез сквозь неё в "сеть", что глубоко и широко раскинулась под ногами. Зачем полез? - узнать: что за зверь такой завёлся под названием "антураж".
Через час ползания понял: антураж бывает нелепый, восточный, исторический, эффектный, пейзажный, может содержать в себе костюм и внешность... Типичный антураж вестерна - изолированные форты, ранчо и фермы, или маленькие приграничные посёлки-городки, где есть салун, небольшой магазин, конюшни и тюрьма.
Облившись п`отом, пот`ом подумал: слово - явно иностранное и похоже на французское, как ажиотаж, экипаж...
Вытащил франко-русский словарь из "паутины" и прочитал:
Антураж (франц. entourage, от entourer - oкpyжать) окружение, окружающая среда, обстановка.
Ища в каморке антураж,
Как я, вы не впадайте в раж:
Детишки, дамы, господа
И прочие, кто опоздал.
В зал кукол вас пропустит страж
И защитит от мелких краж
Каких-то золотых ключей.
Чей антураж здесь? Ах! Ничей!
Надеюсь, что хоть чуть-чуть приблизил читателя и себя к пониманию антуража.
. * . * . * .
Теперь, если мы доползли, добрались, докатились до понимания, то сможем себе представить и антураж русского севера, характерный для середины двадцатого века и соответствующий миниатюре "Весенние яблоки".
http://proza.ru/2011/09/10/716
Большая река, несущая воды к Ледовитому океану. Огороды на берегу. В них выращивается картофель и капуста - другие овощные культуры выжить не могут. За огородами - посёлок с одним магазинчиком. Чуть ниже по течению - рабочая зона, окружённая колючей проволокой, с полем, длинным коровником и небольшой конюшней. Ещё дальше - жилые зоны с бараками и нужниками: женская и мужская, окружённые двумя рядами колючей проволоки. Только между зонами - один ряд проволоки. По углам зон - вышки с часовыми. Картину дополняет деревянный дом на берегу, напротив женской жилой зоны. В нём обитают маленькие дети "врагов народа" и уголовниц. Всё это называется "совхоз". Дальний план антуража - тёмно-зелёная тайга.
Только после завершения описания антуража можно приступить к действию.
Конец мая. Низкорослая молодая женщина Тома в фуфайке-ватнике выводит из конюшни коня по кличке Артист, запрягает его в плуг, а он обнюхивает новую работницу. Судя по запахам, она - не вольнонаёмная из посёлка, а заключённая; судя по отсутствию табачного запаха и другим приметам - не уголовница. Мягкие уверенные движения женщины, поглаживание коня и ласковый голос вызывают доверие.
Начинается пахота глинистой почвы поля. Спустя два часа Тома расстёгивает ватник, а конь уже покачивается и устало фыркает. Вдруг он оседает на бок - изо рта пузырится пена. Женщина подходит к Артисту и видит, что он внимательно следит за ней прищуренным глазом.
- Ах, ты, волчья сыть! - грозно кричит Тома, со свистом размахивая кнутом, - настоящий артист! Не зря меня предупреждали о твоих проделках!
Конь вскакивает и, как ни в чём не бывало, уверенно шагает вперёд.
"Почему в этот раз не удалась уловка? - думает Артист. - Может, надо было совсем закрыть глаз?"...
P.S.
На фото - бывший детский домик для малюток, детей заключённых. Снимок сделан Томой спустя более четверти века, в 1974 году.
(2011, 2016)