Мишка

Андрей Белоножкин
Мишка уже четыре года ходил в школу, но всё никак не мог повзрослеть. Учился он плохо, на уроках постоянно вертелся и был невнимательным. Учитель – Светлана Олеговна уже устала с Мишкой бороться. Она исписала весь его дневник красными чернилами. Зато Мишка не уставал с ней пререкаться: «А что я такого сделал?» – так мальчик обычно отвечал на любое замечание учителя.
Зато все в классе Мишку любили. С ним всегда было весело и интересно. А какой Мишка оказался шутник! Однажды он пришёл в школу пораньше и стал ждать своих одноклассников у входных дверей.
– Привет! – сказал он с радостной улыбкой Ване Сидорову, первому отличнику в классе, который торопливо подходил к школе.
– Привет! Ты чего здесь стоишь? – удивился Ваня. – Почему не заходишь?
– У меня объявление: первого урока не будет.
– Так это же математика!
– Вот её и не будет.
– А что вместо неё?
– Ничего. Можно в школьном дворе в беседке посидеть.
– А почему математики не будет?
– Отменили.
– Почему отменили?
– Кто ж тебе скажет почему, – усмехнулся Мишка. – Становись лучше рядом и помогай мне. Сейчас будем всех предупреждать.
То ли Мишка говорил убедительно, то ли Ваня был чересчур доверчивым, но он почему-то сразу же поверил своему однокласснику и стал рядом.
Вскоре к ребятам подошла Таня Букина. Она, как и Ваня, тоже отлично училась.
– Привет! – сказали ей хором Мишка и Ваня.
– Привет!
– Можешь не спешить, – с радостной улыбкой заявил Мишка, а Ваня тут же добавил:
– Первого урока не будет.
– Так это же математика, – удивилась Таня.
– Вот её и не будет, – словами Мишки ответил Ваня.
– Почему не будет?
– Отменили, – ответил Ваня.
– И что теперь делать?
– Во дворе школьном посидим. Сейчас вот всех предупредим и пойдём.
Таня была не такой доверчивой, как Ваня. Но она ему поверила, потому что не могла и подумать о том, что Ваня может врать. Мишка-то ни слова ей не сказал…
Теперь они уже стояли втроём и предупреждали всех своих одноклассников, что первого урока не будет. Предупреждали, правда, Ваня и Таня. Мишка просто стоял рядом и улыбался. Никто не мог и подумать о том, что это была нелепая Мишкина шутка. Тем более что об отмене первого урока говорили лучшие ученики класса – отличники Ваня и Таня.
Наконец, когда весь класс собрался возле входных дверей школы, Мишка громко сказал:
– Ну, всё, идём в беседку! Там пересидим.
– Может, на стадион? – предложил кто-то.
– Там урок будет идти, – ответил Мишка. – Нам лучше не мешать. Пойдёмте в беседку.
Все Мишку послушались и пошли за ним.
– Эх, жалко, что математику отменили, – грустно проговорил Ваня. – Я так хотел пятёрку сегодня получить…
– Тебе что, пятёрок мало? – рассмеялся Мишка. – Получишь ещё.
– Я сегодня хотел.
– Давай, я тебе поставлю, – веселился Мишка. – Открывай дневник!
Все ребята рассмеялись. «Вот шутник!» – думали они про своего весёлого одноклассника.
Уже в беседке Мишка сказал:
– Сидите пока здесь, а я схожу в школу, узнаю, может, у нас и второй урок сегодня отменят.
– Вряд ли… – протянул Ваня. – Вторым же уроком русский язык.
– Математику отменили, значит, и русский могут, – сказал кто-то.
– Вот было бы здорово!
– Ну, ты иди-иди, узнай, – попросила Таня.
Мишка пошёл, а ребята остались сидеть в беседке.
Когда он заходил в школу, прозвенел звонок. «Вот и математика началась, – подумал он. – Интересно, что там Светлана Олеговна делает?»
А что будет делать учитель, когда после звонка в классе нет ни одного ученика? Конечно же, не ждать, а искать детей! Поэтому Мишка встретил Светлану Олеговну не в классе, а в коридоре школы. Увидев его, она воскликнула:
– Миша, а где все?
– Как где? На школьном дворе.
– А почему не на уроке?!
– Не знаю. Нам сказали, что математики не будет.
– Кто такое мог сказать?
– Я не знаю, но могу всех позвать. Звать?
– Ну конечно! – возмущённо сказала Светлана Олеговна. – Быстрее только!
Мишка пошёл к ребятам. Как ни в чём не бывало, он подошёл и, глядя с улыбкой на Ваню, произнёс:
– Повезло тебе, Сидоров. Получишь ты сегодня пятёрку по математике.
– Как это? – удивился Ваня.
– А вот так. Нам опять математику первым уроком поставили.
– Ка-а-к?! – стали все возмущаться. – Сказали же, что отменили!
– Ну, сначала отменили, потом опять поставили, – ответил Мишка. – Откуда мне знать, что там у учителей в голове. Пойдёмте в класс.
– Вот не везёт сегодня, – раздались голоса раздосадованных Мишкиных одноклассников.
А Ваня, удивлённо глядя на Мишку, спросил:
– А кто тебе сказал?
– Как кто?! Светлана Олеговна!
После этого все побрели в класс. Мишка шёл и посмеивался, думая: «Здорово я всех разыграл!» А вслух он сказал:
– Ребята, а может, это Ваня что-то напутал с отменой урока, а?! – Мишка посмотрел на своего одноклассника и рассмеялся.
Тут же в разговор вступила и Таня:
– Да, Ваня, может, ты чего-то напутал?
Тот хотел было ответить, что об отмене урока он узнал от Мишки, но тут все загалдели и стали над Ваней смеяться:
– Ванёк, ты, похоже, не выучил сегодня математику, вот и захотел сорвать урок!
– Может, ты переучился?!
– Ваня, надо было сразу два урока отменять.
А Таня добавила:
– Как хорошо, что Миша в школу догадался зайти, а не то так и сидели бы на лавочке весь урок.
Вот как всё вышло! Мишка – молодец, а Ваня – врун! И кто теперь будет разбираться, что; было на самом деле?!
Когда все сели за парты, Светлана Олеговна, недовольная, спросила:
– Где вы ходите?! Уже почти пол-урока прошло, а мы ещё ничего не сделали.
– Да это Ваня всех в заблуждение ввёл! – выпалила Таня.
– Это не я! – промямлил Ваня в ответ, собираясь подробно рассказать, что про отмену урока узнал от Мишки. Но Таня даже не дала ему возразить:
– Как это не ты?! Сам же мне возле школы говорил, что математики не будет!
– И нам он тоже говорил! – подтвердили другие ребята.
Светлана Олеговна недоверчиво посмотрела на всех, перевела недоумённый взгляд на своего лучшего ученика и сказала:
– Не ожидала от тебя, Иван, такого.
– Это не я!
– Иди к доске!
А Мишка, как ни в чём не бывало, с улыбкой сказал:
– Ты же хотел сегодня пятёрку получить, вот и иди, решай!
Все засмеялись, кроме Светланы Олеговны:
– Прекрати, Миша!
– А что я такого сделал? – ответил он в своей привычной манере.
– Болтать меньше надо!
Ваня между тем вышел к доске, взял трясущимися руками мел и начал записывать под диктовку учителя условие задачи. На нем не было лица. «Все меня считают вруном, –  думал он. – А в чём я виноват?! Это же мне Мишка всё рассказал!» Его мысли путались, и пятёрки он не получил.
– Садись, четыре, – сказала Светлана Олеговна. – Не пойму, что с тобой сегодня происходит?
– Да похоже, не учил. Да, Ваня? – улыбаясь, спросил Мишка.
– Я учил! – в сердцах воскликнул Ваня.
– Значит, не доучил, – сказала Светлана Олеговна, а потом обратилась к Мишке:
– А ты, вместо того чтобы ёрничать, лучше бы поддержал товарища!
– Мы все его на перемене поддержим, – со смехом сказал Мишка.
– Надеюсь. А теперь ты иди к доске. Посмотрим, как учил ты.
Все засмеялись. Мишка, сделав вид, что он сильно озадачен, вышел к доске. Ему было очень приятно, что получилось всех развеселить. А что; он там решит и какую оценку получит, было для него совершенно неважно.
Мишке поставили тройку. Он, садясь на место, сказал:
– Ну, если даже Ваня сегодня четвёрку получил, мне из-за тройки расстраиваться ни к чему.
– А я бы на твоём месте задумалась! – назидательно ответила Светлана Олеговна. –  Через месяц летние каникулы. Времени мало осталось. А у тебя одни тройки!
Но Мишка не обратил внимания на эти слова. Ему хотелось придумать ещё какую-нибудь шутку. «Чтобы всем весело было», – размышлял он, совершенно не думая о страданиях своего одноклассника.
На перемене Ваня подошёл к Мишке и спросил:
– Как тебе про отмену урока могла сказать Светлана Олеговна, если она об этом не знает?
– Светлана Олеговна мне сказала, что урок будет! – не растерялся Мишка. – О чём ты?
– А про отмену урока кто тебе сказал?
– Да чего ты ко мне привязался?!
– Потому что меня крайним сделали!
– А что ж ты молчал?
– Меня не слушали!
– А я при чём?
– Так ты же соврал мне?!
– Ничего я тебе не врал! Что знал, то тебе и сказал.
– Что-то ты меня запутал.
– Ваня, не будь занудой! – Мишка весело и беззаботно рассмеялся. – Думай о чём-нибудь другом. Математика уже прошла. Пойдём, лучше я тебе игру новую покажу!
Мишка достал смартфон и стал показывать своему товарищу игру, которую недавно «скачал» из Интернета. Ваня, конечно, сразу этим заинтересовался и забыл про своё беспокойство. Через десять минут, глядя на ребят, можно было подумать, что они – «друзья – не разлей вода». А к началу следующего урока Ваня сказал «про себя»: «Какой Мишка веселый и хороший. И чего это я про него стал плохо думать?!»
Вот так Мишке всегда всё сходило с рук. Может быть, поэтому он и оставался веселым, беззаботным и даже безалаберным, главным шутником в классе.
Но однажды с Мишкой приключилась забавная история. Ему тогда стало не до смеха. В классе появилась новенькая. Её звали Аня Мишина. Мишина – была её фамилия, которая к Мишке никакого отношения не имела. Он поначалу попытался над Аней подшучивать, но девочка полностью его игнорировала. Это Мишку стало злить. Потом он незаметно для себя стал обращать на Аню больше внимания. Со временем Мишка понял, что эта девочка ему сильно нравится. Он не знал, что; с этим делать. И почему-то из весельчака и шутника превратился в самого обычного мальчика. Только ещё и очень грустного и унылого.
Аня заметила, что понравилась Мишке, и стала над ним подтрунивать. Над её шутками все смеялись, отчего он страдал ещё сильнее. Последний месяц перед летними каникулами показался ему невыносимым. А всё самое интересное ещё ждало Мишку впереди…
В последний учебный день всем объявили годовые оценки и поздравили с успешным окончанием четвёртого класса.
– Никто у нас на второй год не остался, – подвела итог Светлана Олеговна.
– Даже я? – попытался пошутить Мишка.
– А тебе, Миша, я желаю не только хорошо отдохнуть летом, но и настроиться на более серьёзный лад. С твоей светлой головой можно учиться гораздо лучше! – Светлана Олеговна улыбнулась, подошла к Мишке и нежно погладила его по голове.
– Ой, прямо как маленького нашего Мишеньку гладят, – с хитрой улыбкой тихо сказала Аня, но так, чтобы это все услышали.
Мишка тут же насупился и отстранился от Светланы Олеговны. Она, как ни в чём не бывало, отошла и еле заметно улыбнулась, подумав про себя: «Совсем уже ребята взрослые стали».
А в самом конце последнего учебного дня Аня, неожиданно для всех, торжественно произнесла:
– Ребята, у меня послезавтра день рождения! Я приглашаю всех к себе домой! Очень вам буду рада!
– Конечно, придём! – сказал Ваня Сидоров.
Его тут же поддержали другие ребята:
– Обязательно придём!
Один только Мишка молчал. Ему очень хотелось пойти на день рождения. Только он не знал, хочет ли этого Аня. Но, к его радости, девочка сама подошла и тихо, на ухо, сказала:
– Ты на меня не обижайся. Я просто шутить люблю. А тебя я тоже приглашаю и жду послезавтра у себя дома.
– Правда?
– Ну конечно! – Аня звонко расхохоталась, а Мишка подумал: «Как ей идёт так задорно смеяться!»
Аня же подумала иначе: «И чего ты такой жалкий стоишь? Я же тебя ещё ничем не обидела». И эти мысли посетили Аню неспроста. На следующий же день она позвонила Мишке и загадочно сказала:
– Подарок уже купил?
– Ага, – соврал Мишка.
Подарок он собирался купить только вечером. Но почему надо было врать, он и сам не понял.
– Молодец, Миша, – так же загадочно произнесла Аня. – А хочешь знать, зачем я позвонила?
– Ну? – нарочно сердито ответил Мишка.
– Завтра день рождения будет не обычный. Все гости приходят в каком-нибудь наряде. Есть у тебя костюм?
– Есть. Я в нём на Новый год был.
– И что это за костюм?
– Медведя.
– Миша – медведь? Прикольно! – рассмеялась Аня.
– Только он теплый. Сейчас в нём можно и запариться.
– Ну, ничего, потом снимешь.
После этого разговора Мишка стал готовиться к дню рождения Ани. Он попросил своего папу помочь выбрать для нее подарок. Тот сразу сказал:
– Самое главное – цветы! Остальное – на твоё усмотрение. Подумай, что любит твоя одноклассница.
– Она много чего любит...
В магазине Мишка вместе с папой долго думали, что же купить. В итоге они решили остановился на одной настольной игре. Ну, а цветы было решено купить завтра, непосредственно в день рождения.
На следующий день Мишка купил букет цветов, достал свой медвежий наряд и стал его надевать. «А как же я по городу пойду в костюме?» – подумал он и спросил у папы:
– Мне что, так и идти?
Папа рассмеялся, увидев Мишку в новогоднем наряде:
– Ого! У вас прямо не день рождения, а тематическая вечеринка!
– Обычное дело, – отмахнулся Мишка. – Там все так будут одеты.
– Понятно. Давай, я тебя на машине подвезу.
– Хорошо.
И вот в нужное время Мишка, доставленный папой на автомобиле, одетый в костюм медведя, подошёл к дому именинницы, держа в руках подарок и цветы.
Аня жила с родителями в большом собственном доме. Он был таких размеров, что можно было разместить в нём очень большую компанию. «Поэтому, наверное, Аня и пригласила весь класс», – подумал Мишка.
Мальчик нажал на звонок и стал ждать. Через минуту у ворот появилась радостная именинница. Увидев Мишку в медвежьем наряде, она задорно рассмеялась:
– А я уж думала, что не дождусь тебя! Проходи, все ребята уже пришли.
– С днём рождения, – тихо промямлил Мишка, протянув Ане букет и подарок.
– Спасибо! – девочка опять весело рассмеялась.
Через минуту Аня и Мишка оказались в доме. В большой гостиной все сидели за столом и поглядывали на угощения, которые приготовила Анина мама. Вдруг ребята стали смеяться и показывать на Мишку пальцем. Он, не понимая, что; с ним не так, попятился назад.
– Ты куда? – одернула его Аня.
– Я тут, – ответил он, остановившись как вкопанный.
Через мгновение Мишка понял, что же не так. Оказалось, его костюм был единственным подобным нарядом на этом дне рождения. Все остальные ребята были в обычной одежде. Стало понятно, что Аня над ним подшутила.
Пока Мишка соображал, что делать дальше, все его одноклассники, включая Аню, практически лежали от смеха. Когда хохот стих, именинница подошла к Мишке и весело сказала:
– Не обижайся!
– Угу, – ответил Мишка, еле сдерживая слёзы.
– Зато всем весело было! – пыталась оправдаться Аня. – Давай, снимай свой костюм и садись за стол.
– Угу.
– Не «угу», а давай быстрее!
Мишка попытался снять костюм, но у него ничего не получилось. Оказалось, что заклинило замок. Аня даже маму свою позвала. Та, посмотрев с улыбкой на Мишку, попробовала ему помочь. Но у неё тоже ничего не получилось.
– Тут, похоже, не расстегнёшь. Надо рвать, – сказала Анина мама.
– Не надо! Меня мама поругает, – спохватился Мишка. – Она уж как-нибудь сможет расстегнуть.
– Тогда сиди в костюме. Не зря же ты его надел.
Аня, расхохотавшись, добавила:
– Сегодня Мишка будет мишкой!
– Угу.
Всем, конечно, было весело. Только не Мишке. Он сидел и обливался потом. Его костюм оказался очень тёплым. Особенно после выпитого чая…
Сам день рождения проходил очень интересно. Выяснилось, что и Аня, и её мама были творческими людьми. Они не только приготовили вкусное угощение, но и придумали много разных игр и конкурсов. Все ребята чувствовали себя беззаботно и счастливо. А Аня была настоящей принцессой: и красивая, и нарядная, и умная, и остроумная. Мишка смотрел на неё и горевал. Он не понимал, почему с ним обошлись так жестоко. Мишка даже улыбался через силу.
А уже в самом конце праздника ребята добрались до игры, подаренной имениннице Мишкой. По всеобщему мнению, это был очень хороший подарок. Ребята наигрались от души. Даже Мишка смог забыть свои обиды.
Когда день рождения подошёл к концу, Аня провожала каждого гостя, благодарила за подарки и за прекрасно проведённое время. Мишка собрался уходить одним из первых, но, к его удивлению, Аня попросила:
– Миш, подожди, не уходи. Я тебя хотела попросить помочь мне.
– Ладно, – ответил Мишка, покрываясь очередным слоем пота под своим медвежьим костюмом. – А чем я могу помочь?
– Сейчас все уйдут, мы со стола соберем тарелки. Хорошо?
– Ага.
Когда гости ушли, Аня и Мишка убрали со стола посуду и разложили все вещи по местам. При этом Аня всё время улыбалась.
– Ты чего улыбаешься?
– Смотрю на твой костюм, вот и весело!
– Мне только не весело… и жарко!
– Миш, ну не обижайся! Если бы не ты, мой день рождения был бы обычным. Если честно, я очень рада, что ты сегодня в таком наряде.
– Угу.
– Правда-правда! Если хочешь знать, то ты в нашем классе – самый лучший!
Мишка не ожидал услышать таких слов в свой адрес и спросил:
– А что же ты надо мной всегда смеёшься?!
– Не знаю…
– Как это не знаешь?!
– Ну, ты мне просто нравишься. Вот я и веселюсь, – откровенно призналась Аня.
Как же Мишке было приятно слышать такие слова в свой адрес! Он аж расплылся в улыбке и тихо-тихо произнёс:
– Я даже потеть перестал от таких слов… Мне приятно…
– Ха-ха-ха, – расхохоталась Аня. – Какой же ты забавный!
Мишка и Аня ещё долго болтали друг с другом. И поверьте, им было о чём поговорить…
Ну, а когда Мишка оказался дома, освободился с помощью своей мамы от медвежьего наряда и лёг в кровать, то подумал: «Как же хорошо, что Аня перевелась в наш класс. Теперь я точно знаю, что такое настоящая дружба».
А ещё Мишка поклялся, что никогда не будет шутить так, чтобы кому-то было от этого обидно…
Скажи, мой милый друг, а твои шутки никого не обижают?