Время смыслов. Глава 67 НВ

Леонид Бликштейн
1. Я закончил предшествующую 66 ю главу вопросом о том, как южный кодекс чести соотносится с рабством. Мы начнем обсуждение этого вопроса с анализа второго текста южного генерала Форреста, а именно его речи (1875)на собрании одной из первых южных организаций, созданных афроамериканцами для борьбы за свои гражданские права.

2. Поскольку Форрест за несколько лет до этого был одной из ведущих фигур недавно созданного для борьбы с радикальными республиканскими противниками рабства и их местными сторонниками среди черного населения Ку Клукс Клана, до гражданской войны являлся одним из крупных южных работорговцев, а во время гражданской войны командовал южными частями, которые после взятия крепости Форт Пиллоу (1864) устроили  резню сотен черных и белых солдат, его появление на собрании афро-американского населения было большой неожиданностью для расистской части южного общественного мнения, которое резко осудило этот его поступок.

3. Однако для тех, кто внимательно следил за изменением политических взглядов Форреста такое поведение генерала не было неожиданностью. В начале 1870х годов Форрест содействует роспуску ККК ( по некоторым данным в это время он начинает считать свое участие в клане большой ошибкой). В 1874г. он выражал возмущение подлыми убийствами афроамериканцев и даже предлагал властям свои услуги с тем чтобы найти и уничтожить убийц.

4. Во время гражданской войны Форрест обещал свободу собственным рабам, которые были готовы принять участие в защите Юга, из 45 этих рабов, которые выразили желание сражаться в его отряде, 43 остались с ним до конца войны, а некоторые из них входили в число его отборного отряда личной охраны. Как мы увидим из нижеследующего текста Форрест уже до войны считал себя покровителем и защитником обратившихся к нему рабов. Известно,что он избегал разбивать семьи при продаже и имел список особенно жестоких рабовладельцев, которым он своих рабов продавать отказывался. Что касается резни в Форте Пиллоу, то, как он сам упоминает в тексте речи,его личное появление во время этого события остановило происходившие убийства, так как он заслонил собой оставшихся в живых белых и черных солдат федеральной армии. Во всяком случае расследование, производившееся Северянами под руководством самого генерала Шермана не подтвердило непосредственной ответственности Форреста за это преступление (тем не менее нужно признать, что как командир штурмовавших крепость южных частей он несет ответственность за поведение своих войск и за то, что не сумел предупредить убийства).

5. Судя по речи 1875 г и другим его поздним высказываниям Форрест в это время считал частичную социальную (если не расовую) интеграцию бывших рабов необходимым условием дальнейшего развития южного общества. В этом отношении он был готов пойти дальше, чем расистски настроенное белое большинство. Не случайно что это его последнее выступление на прорасистских американских блогах обычно публикуется в сокращенном виде (расистски настроенные публикаторы удаляют несколько ключевых фраз, присутствующих в опубликованном в 1875 г. в одной из газет г. Мемфис подлиннике).

6. Ниже мы приводим этот важный текст в переводе без сокращений. Перед выступлением Форрест принял букет цветов от афроамериканки и поцеловал ее в щеку (как и сейчас обычное поведение в 19 веке среди домашних, но в отличие от нашего времени не принятое в 19 веке по отношению к незнакомой женщине в такой ситуации, этот жест перед дружественной речью был нормально воспринят слушателями, но впоследствии вызвал порицание среди расистских критиков Форреста.О смысле этого жеста и его связи с содержанием речи Форреста см. ниже в комментарии к самой речи).

Дамы и господа! Я принимаю эти цветы, как знак примирения между белой и цветной расами южных штатов (выражение "цветная раса" было для той эпохи принятым вежливым обозначением). Я особенно рад принять их, поскольку они преподнесены цветной дамой, ибо если есть кто нибудь на Божьей земле,кто так любит дам,то это я (шумные аплодисменты, смех). Я горжусь этим днем, после того, какую должность я занимал в течение двенадцати лет и после того, как был предметом непонимания со стороны людей вашей расы. Это первая возможность в течение этого времени сказать что я ваш друг. Я выступаю здесь как представитель народа Юга, я тот человек, на которого взводили больше клеветы и оговоров,чем на кого нибудь еще в этой стране.

Я скажу вам и цветной расе, что люди, которые взяли оружие под флагом Конфедерации, являются,за очень немногими исключениями,вашими друзьями. Я имею возможность сказать то, что я всегда чувствовал,что я ваш друг,ибо мои интересы это ваши интересы и ваши интересы мои интересы. Мы рождены на той же самой земле,мы дышим одним воздухом и живем в той же стране. Почему же в таком случае мы не можем жить как братья? (последние два предложения в прорасистских интернетовских публикациях обычно отсутствуют ЛБ)Я скажу,что когда началась война,я чувствовал, что мой долг это поддерживать свой народ. Когда это время пришло я сделал максимум того, что мог и я не думаю,что я поколебался.Я пришел сюда под крики осуждения со стороны некоторых белых,которые думают, что то,что я сейчас делаю, неправильно. Я полагаю, что у меня есть некоторое влияние и что я могу много сделать, чтобы помочь людям укрепить братские отношения между собой и я сделаю все что в моих силах чтобы достичь мира. Моим лозунгом всегда было поднимать всякого человека и никого не подавлять (аплодисменты).Я хочу поднять вас, чтобы вы могли занимать места в юридических конторах, в магазинах, на фермах и везде, где вы способны это делать.

Я сегодня ничего не сказал о политике.Я не собираюсь ничего говорить о политике. Вы имеете право выбирать кого вы хотите,голосовать за человека, которого вы считаете наилучшим,и я думаю, что когда это делается и вы и я являемся свободными людьми. Делайте то, что вы считаете честным и справедливым выбирая людей на те или иные должности. Я не пришел сюда, чтобы произнести длинную речь, хотя вы пригласили меня сделать это. Я не большой мастер говорить и мои деловые занятия помешали мне подготовиться.Я пришел, чтобы встретить вас как друзей и пригласить вас к белому населению.Я хочу чтобы вы были ближе к нам. Когда я смогу оказать вам какую нибудь услугу я это сделаю. У нас один флаг, одна страна, давайте держаться вместе (let us stand together). Мы можем различаться цветом кожи, но не чувствами.
Судите как можно лучше когда выбираете людей на те или иные должности и голосуйте так как считаете правильным.

Много ложного было сказано обо мне и те черные и белые люди, которые присутствуют здесь и которые были со мной во время войны, могут это опровергнуть. Я был в разгаре битвы, когда цветные люди попросили меня о защите (имеется в виду Форт Пиллоу, когда появление Форреста спасло прижатых к реке последних черных и белых защитников форта от того чтобы быть убитыми солдатами Форреста, которые к тому времени успели уничтожить многих из их товарищей ЛБ).Я встал между ними и пулями моих людей и приказал им не причинять им вреда.Работайте, будьте трудолюбивыми, живите честно и поступайте справедливо, и когда вас будут угнетать,я приду вам на помощь. Благодарю вас, дамы и господа, за предоставленную мне возможность быть с вами и заверяю вас,что я вместе с вами сердцем и рукой (I am with you in heart and in hand).

(Forrest 1875 фотографическое воспроизведение того номера газеты, в котором была впервые напечатана эта речь имеется в сети).

7.Мы не можем судить насколько искренней была эта впечатляющая речь, которая находилась в разительном противоречии с характерной для Конфедерации и ККК идеологией господства белой расы. Она пришлась не по нутру многим из его прежних друзей и подчиненных и очевидно потребовала от Форреста немало мужества в накаленной атмосфере послевоенных расовых и политических конфликтов. Но по-видимому хотя бы часть афро-американского населения его родного Мемфиса всерьез принимала те изменения, которые произошли в позиции Форреста в эти последние годы
его жизни. На его похороны через два года пришли не только 10 тысяч белых, но и 3000 черных жителей Мемфиса.

8. Что интересного в этой речи с точки зрения истории идентичности? Прежде всего надо отметить, что Форрест ничего не говорит о равноправии, как абстрактном принципе и не осуждает рабство. Если использовать терминологию матрицы идентичности, то можно сказать, что он почти совсем не тематизирует номотетическую ось общих принципов и правил (помимо прописных истин и призывов быть честными, поступать справедливо и т.п.). Он действительно стремится найти общий язык с афроамериканцами, но в отличие от северных аболиционистов использует для этого такие вещи как общее местожительство, общие чувства, символы (флаг).

9.Иными словами он сосредотачивается на тематизации контекстных полей В и G, находящихся на идиографической оси матрицы и связанных с конкретными жизненными формами. Его идеал это домашняя и общинная близость ("я хочу чтобы вы были ближе к нам")вместе с присущими такой близости элементами покровительственного патернализма. В этом контексте реконструированной домашности становится понятным и поцелуй в щеку перед началом речи. В терминах матрицы этому соответствует проксимономная (проксимус по латыни значит ближайший) парадигма идентичности ВНС, образованная дифференциальной ВН и идеографической ВС линиями вместе с частью репрезентационной линии.

10. Форрест, как бы хочет, конечно на новых лучших основаниях и в новых условиях продолжить,хотя и в улучшенной и реформированной форме старую идеологическую установку на выражавшую позиционную малоподвижную модальность патриархально авторитарную неформальную иерархическую расовую гармонию, которую когда то главный идеолог южного сепаратизма Джон Калхун использовал для защиты и оправдания рабовладения. Об этой и других идеологических установках, связанных с южным традиционным рабовладельческим обществом речь пойдет в следующей 68й главе.