Похоронные обряды и обычаи предков

Евгений Рыбаченко
Перевод с мовы Руси.

Гроб ставят на столе или на скамье под образами, в некоторых местностях следят, чтобы умерший был обращён головой на восток, а в руки дают кусок восковой свечи вместо крестика (Ушицьке). В других местностях кладут покойника на скамье под окном и накрывают его полотном, вышитым цветными хлопчатобумажными нитками «заполоччю», которым женщины закрывают свою постель. Около покойника ставят горшок, перевёрнутый вверх дном, а на него лампу, которая горит даже днём (Годовиця, Стрийський пов.).

Умершим попам ещё заливают маслом глаза в память о каком-то святом, впрочем, народ на Руси поясняет, что это для того, чтобы после смерти попы не видели ничего лишнего, потому что они завистливые и похотливые.

Зажиточные нанимают дьяка для чтения псалтыря в течение целой ночи у гроба умершего. Рядом ставят горилку, хлеб, соль, огурцы, а порой и другие закуски. Родственники, знакомые, друзья и соседи посещают покойника. В Годовице (Стрийське) люди, входя в хату, где есть умерший, никогда не говорят привычного «Слава Иисусу Христу»,  а когда кто-то по забывчивости, скажет эти слова, то никто ему не отвечает. В доме, где лежит покойник, не подметают (Смиківці, Тернопільський пов.).

Обкуривают умерших зельем кадильника с можжевельником (Дев’ятники, Рженсна Руська). В хате, где есть покойник, в некоторых сёлах кладут под порогом топор, повёрнутый остриём в поле, и вешают крестики из зубчиков чеснока на всех четырёх стенах. Так же, когда покойник появился в селе, нельзя пить, ни мыться той водой, которая стояла в доме в течение ночи (Годовиця). В доме, где есть умерший, останавливают часы. Нужно также закрыть зеркала, чтобы не высмотреть там другой труп.

Кладя умершего в гроб, дают ему под голову подушку со стружкой или соломой. Шьют эту подушку, но не делают узлы на нитях (Збараж). В некоторых местностях, кроме подушки, подкладывают под голову покойника рубашку, в которой он умер, и зелье, освящённое на Маковея (1 августа). После того дают ему восковую свечу в правую руку, а в левую медный грош для того, чтобы откупился на том свете (Годовиця, Стрий). (PS от переводчика: - Не отсюда ли традиции взяток и коррупции? Даже там мзду принимают! Или, воистину, взятки Божественны?)

Кладут также в гроб полынь (Теребовля). Осыпают тело умершего, когда оно уже в гробу, особенно знахарей, маком, чтобы те после смерти не ходили и не страшили людей. В некоторых местах это делают женщины умерших для того, чтобы их мужья после смерти к ним не приходили. Но это считается большим грехом, ибо тот, кому насыпали мака, не встанет даже на Страшный суд. В некоторых местах посыпание маком происходит после выноса тела покойного. Иногда при вынесении тела из дома осыпают умершего овсом (Нова Ушиця).

Куски досок, которые остались после изготовления гроба, кладут в кровати женщине или мужчине, которые похоронили своих супругов, чтобы те не вступали в новые брачные связи (Новая Ушица).

1) На Руси обычно омывают умершего и обряжают его в чистую сорочку и белые штаны, а на ноги обувают сшитые из полотна тапочки.

2) В окрестностях Ушицы тело умершего обмывают тёплой водой, бреют бороду, смазывают волосы жиром, празднично одевают, только вместо обуви надевают сшитые из грубого полотна мешты (башмаки). Девушек и парней убирают в цветы из барвинка, как на свадьбу.

3) В том же уезде, согласно данным пана Дымницького, остерегаются, чтобы молодые ребята не обмывали покойника, ибо тогда после них ничто расти не будет. Расческа, которой чесали покойника, бросают на распутье. Одежда, в которой человек умирал, согласно обычаю, забирают себе те, кто его убирал,

4) В Годовице (Стрийський пов.) умершего сажают посреди комнаты на низком стульчике, моют его, а потом одевают согласно пола, состояния и возраста. Сосуд с водой, которая служила для мытья тела и щепки, что остались от гроба, бросают далеко в углу, «в закуте» подворья. Каждого умершего одевают в праздничные одежды, которые он носил при жизни, с той лишь разницей, что на ноги не надевают ботинки, вместо этого шьют из полотна нечто похожее на носки, которые доходят до колен. Они называются «каливы».

Умершему ребёнку, парню или девушке закладывают на голову позолоченный венок из барвинка, кроме того, парню привязывают платок до пояса, девушке дают его в руки, а на палец надевают перстень из воска. В Збараже ещё кладут парню в карман платок и копейку. Хозяину надевают на голову большую шапку, а хозяйке или вообще замужней женщине, завязывают голову рантухом (белым тонким платком). Руки складывают накрест на груди (Стрийське).

5) В Новоушицком повете и везде подвязывают голову платком, чтобы нижняя челюсть не свисала вниз и рот не был открытым. Этот платок позже сжигают, а пепел из него служит для посыпания во время произнесения различных обещаний, присяг или клятв.

***
Материалы из книги Юлиана Талько-Гринцевича «Очерки народной медицины Южной Руси». Этнографическое исследование, которое подготавливали к изданию на украинском языке в изд-ве "НК-Богдан":
Лиля Мусихина, Ирина Бондаренко, Ганна Осадко.

Фотография Юлиана Талько-Гринцевича, члена антропологической комиссии Академии знаний в Кракове, российского антропологического общества при царском Петербургском университете, члена-корреспондента: королевского врачебного общества Вильно, Московского императорского общества любителей природы, антропологии и этнографии, Восточно-Сибирского отдела царского географического общества в Иркутске и т. д.