Донской монастырь в Москве на Шаболовке

Алексей Малышев Сказитель
ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ

Знаменитая улица Шаболовка дала название и станции метро, на которой находится древний Донской монастырь. История основания монастыря восходит ко временам жизни преподобного Сергия Радонежского. В дни страшного испытания нашествием Мамая Русской земли совершилась молитвами преподобного Сергия историческая победа православного войска великого княчзя Дмитрия над полчищами Мамая на Куликовом поле. Русская земля обрела независимость.

Но цена победы была очень велика. Пали среди множества русских воинов и посланники преподобного Сергия инок Пересвет и Ослябя, сдерживая страшный натиск орды погибли десятки тысяч русских ратников.


По церковному обычаю того времени тела павших были вывезены на многочисленных подводах с поля битвы и были доставлены за княжеским знаменем к Москве. Здесь князь Дмитрий встал на привал и получил откровение от Донской иконы Богородицы устроить здесь монастырь для вечного поминовения павших за свободу России. Здесь были устроены места вечного упокоения для павших и церковь над могилами Пересвета и Осляби и особо почиталась Донская икона Богоматери, от которой великий князь Дмитрийполучил свое звание Донского, какв свое время князь Андрей стал называться Боголюбский от иконы Богоматери.


В настоящее время достичь ворот обители можно выйдя налево из станции метро шаболовская и отправившись  вдоль монастырской стены до башен и ворот.
Здесь внимание паломника привлекает обширное старое кладбище, которое настолько увлекает своей неземной атмосферой и задумчивым настроением, что прогулка по нему остается незабываемым впечатлением от всей поездки. И это не эмоции, а уникальная особенность донского кладбища.


Здесь у дальней монастырской стены сохранились исторические барельефы со стен храма Христа Спасителя и самым важным из них для нас стала сцена благословения преподобным Сергием великого князя Дмитрия на Куликовскую битву, где рещалась судьба не только русской независимости, но и духовного выбора страны, поскольку хан Мамай насаждал магометанство в подластных ему провинциях.


В девяносто третьем году здесь еще не было нынешнего строгого распорядка и вечерняя служба кончалась к семи часам вечера. Особенно благодатным был малый собор обители, где находилось место упокоения патриарха Тихона, первого патриарха после двухсотлетнего синодального периода, ставшего исповедником православия перед безбожными властями смутного времени гражданской войны.  Весь храм был полон небольших икон удивительного письма, которое обычно признают большой художественной ценностью. И поэтому особенно грустно было узнать, что в храме был пожар, после которого священноначалием было принято решение об открытии мощей патриарха Тихона.


Но будем надеяться, что промысел Божий сохранил те удивительно живые образы, которые заставляли остановиться и обратиться к себе с молитвой за свои грехи.
В девяносто втором году мы с матерью приехали в Донской, долго шли вдоль ограды и когда у храма встретили молодого тогда Агафодора, наместника, который ерничал над своим именем, был весел и на мой строгий вопрос можно ли нам переночевать, потому что у нас нет денег на гостиницу у язычников (именно так) Он удивился и возразил, все люди у нас давно христиане и язычников в России нет ( тогда еще не было) и просто дал нам денег на гостиницу. Мы прожили в Москве на станции Владыкино две недели, счастливые дни. ..
Миновало двадцать лет. Давно нет мамы.
Спустя много лет когда я посетил обитель в 2007 году то не нашел в его (Агафодора) облике ничего от прежнего человека. Агафодор был строг как мертвый и оборвал мое обращение - монастырь рано закрывается...Я был искусен в слове- не дерзаю у вас ничего просить...и намек и ирония...Он мне не возразил...я вышел из ворот...


Сила покаяния преобразила его, и словно обнажила ту молитвенную сущность, которая не видна бывает в монастырских насельниках обычно. Взгляд его стал печально строгим, лицо утратило елейность и благодушие, но приобрело чисто монашеские глубокие черты, трезвение и нелицеприятную правду, ценность которых в нашем мире безмерна и заставляет недостойных отойти с благоговением и размышлением о своем покаянии и спасении.

Удивительное чувство охватывает при прогулке по некрополю, разнообразие памятников за три столетия, тишина и мудрость, молитвенный покой совершенно меняют настроение и это уносишь с собой на всю жизнь. Прекрасны здесь и вечерние службы, если конечно на них разрешат остаться. Здесь важно просто побыть, вдохнуть этот воздух истории, словно ушедшие приглашают тебя посетить их и помолиться самой простой молитвой. Поистине здесь встречаются суета и вечность, ты словно выходишь на границу миров.

Встретив однажды там жену наркозависимого, я выслушав ее скорби сказал : Представьте себе что сейчас вы начнете новую жизнь, что перед вами золотые врата и сверкающий путь до самого рая. Путь добрых дел,добрых мыслей, молитвы, богослужений, паломничества и чтения святых книг. Забудьте прошлое и идите по нему. Всегда представляйте этот путь когда снова заблудитесь.