Пещера

Виктория Белькова
(Фото из интернета)       


        Ранним августовским утром от автобусной остановки по направлению к селу шла группа молодых ребят и девчат.  За плечами у них виднелись огромного вида рюкзаки.  Выгоревшие на солнце куртки-ветровки,  видавшие виды резиновые сапоги и кеды, какие носила вся страна в семидесятых, выдавали в приезжих людей бывалых.  За плечами одного из парней возвышался гриф гитары.

       Хозяйки, только что проводившие коров в стадо, завидев незнакомцев, не спешили расходиться по домам. Они напряженно всматривались вдаль, разглядывая группу молодежи, бодро шагающую по другую сторону плотины.

– Хтой-то такие? Не пойму, – бабка Маруся приложила руку козырьком ко лбу, пытаясь рассмотреть незнакомцев.

– Да это студенты приехали, геологи, пещеру обследовать будут.  Михалыч на днях говорил про них, – ответила Прасковья Павловна – учительница-пенсионерка.

– Ась? –Бабка Маруся переложила руку к уху, – Вера, чего она сказала?

Моя бабушка Вера, проводив своих коров, тоже стояла среди женщин.  Наклонившись к Марусе она сказала ей в ухо:

– Гелологи какие-то приехали, студенты, в пещёру нашу полезут, чего-то смотреть там будут.

– А-а-а, – бабка Маруся махнула рукой, – вот кому делать нечего!

– Ну зачем вы так, – Прасковья Павловна не могла не вступиться за людей ученых, – геологи очень даже нужные стране люди.  Вы вот печки углем топите. А уголь кто нашел в земле?  Геологи! А если бы не было угля?  Чем бы топили? Лес-то вон в округе весь почти еще в войну вырубили.

           Женщины наблюдали, как студенты, спросив у проезжавшего по своим делам управляющего нужное им направление, уверенно зашагали к сельской околице.

          Мне в то время было лет двенадцать – тринадцать.  Каникулы подходили к концу, скоро домой уезжать, а тут такая новость!  Ничего себе! Студенты в пещеру полезут!  Вот это да!

         Пещерой этой пугала меня бабушка еще в детстве:

– Не ходи далеко, а то пропадешь, как девчонка в пещере пропала.

– А как она пропала?  А почему она пропала? А когда она пропала? А зачем она пошла в пещеру?  Ба-аб! Ну расскажи!

Бабушка отмахивалась от меня, как от назойливой мухи:

– А я почем знаю? Играла с ребятишками и пропала.

В детстве я была еще та заноза.  Сгорая от любопытства, я брала бабушку приступом:

– А давай сходим в пещеру!  Ну интересно же!  Бабулечка, ну пожалуйста!

Бабушка уже начинала сердиться:

– Где ж мы дойдем с тобой?  Ни за что не дойдем. И делать там нечего.  Гиблое место.  Да и не найдем мы ее.

– Как не найдем?  Там же гора!

 Мне представлялось, что пещера, как в сказке, непременно расположена в какой-то огромной горе.  Заходишь туда, а там – ах! – красота: сталактиты, сталагмиты!

– Нет там никакой горы.

– Как нет горы? А что есть? А большая она эта пещера?

Тут в разговор вступает дед.  Затушив папиросу в пепельнице и разогнав дым рукой, дед не спеша отвечает:

– Отец мне говорил до Балаганска тянется.  Ниже дна Ангары проходит.

– Ого!  А Балаганск – это далеко?

– Да километров семьдесят, наверное, напрямую будет.

– А-а… – я еще хотела что-то спросить, но дедово терпение лопнуло:

– Да уймись ты, стрекоза!


                ***

          Целыми днями я ходила и думала о загадочной пещере.  Так хотелось увидеть своими глазами!  Интригу истории придал приезд геологов.  Я, конечно, знала, кто такие геологи.  У меня с ними, можно сказать, были личные счеты.  Дело в том, что в школе я была отличницей.  Не по способностям, а по усердию.  Была у нас в классе отличница и по способностям – Иринка.  Она в классе учителя в пол уха слушала и домашнее задание не всегда выполняла, а отвечала на уроке на «пять». Легко! Ириной я всегда восхищалась. Потому что у меня пятерки были потом политы.

          Директором нашей школы в то время была Нина Ивановна.  У нас она вела химию и очень часто любила повторять:

– За всю мою учительскую жизнь в нашей школе был только один настоящий отличник – это Толя Огородников.  Ни до, ни после него настоящих отличников не было!

Мы с Иринкой сидели и внимали ее мудрым речам. А речи Нины Ивановны действительно оказались мудрыми.  Толя Огородников после школы поступил в Университет на геологический факультет, с отличием его окончил и открыл новое месторождение золота где-то на севере Иркутской области.  За это открытие Толя был награжден государством всякими регалиями, учеными степенями и квартирой в Санкт-Петербурге, о чем писали местные и не только местные газеты.

            За Толю я искренне, без тени зависти, всегда была рада.  Ведь он не просто гордость нашей школы, но, можно сказать, наш Ломоносов.  А к геологам у меня с тех пор очень уважительное и почтительное отношение.  Они в моих глазах – все сплошь вундеркинды, очень талантливые и способные, настоящие самородки!

          Поэтому можно себе представить, как мне хотелось увидеть «живых геологов»! Нисколько не меньше, чем пещеру.  Бабушку с дедом просить нет смысла, это и так ясно.  Остается ждать папу. Папа работал агрономом и объезжал свои восемь отделений совхоза на стареньком, крытом тентом УАЗике.  Дни шли, а папа все не ехал.  Оно и понятно – конец августа, начало уборочной страды. Если гора не идет к Магомету…  Решено: еду домой сама!  Я уже не маленькая!  Бабушка охала и вздыхала, но перечить не решалась.

         Автобус будет поздно вечером, а пока все соседи высыпали на улицу в ожидании деревенского стада.  Я по привычке взобралась на крышу сарая – мой излюбленный наблюдательный пункт, откуда была видна вся округа.  Сначала послышались щелчки бича, настолько мощные, что издалека они казались выстрелами.  Потом вдалеке, в самом начале улицы, показалось стадо, а за ним серое облако пыли.

        Стадо медленно приближалось к середине улицы. Коровы, разморенные жарой, уставшие отбиваться от надоедливых мух, едва несли свои тела-бочки. У некоторых коров из распертого вымени брызгали струи молока и падали на пыльную землю.

         Позади стада шел Иван – однорукий пастух.  Это был маленький щуплый мужичок с прожженной солнцем, обветренной, темной и морщинистой кожей.  Пустой рукав его рубахи был вправлен за тесемку, подвязанную на поясе.  В другой руке он держал черенок кнутовища, которое было искусно сплетено и тянулось за пастухом длиною в несколько метров. Этим кнутом пастух и издавал звуки, похожие на выстрелы. Через его плечо, наискосок, висела холщовая сумка.  Пустой рукав иногда выправлялся из-за тесемки и болтался на ветру, как крыло подраненной птицы. Поравнявшись с бабушкой, пастух крикнул:

– Вера! Твою корову быки угнали к пещёре!

– А ты куда смотрел? – больше для порядка заворчала бабушка.

Бабушка пастуха жалела.  Понимала, как ему трудно пешком, без коня, да с одной рукой управляться с огромным стадом.  Пастух на зиму куда-то исчезал.  А летом появлялся в деревне и нанимался на все лето. Жил Иван по очереди в каждом доме. Предлагали ему коня в помощники, но он отказывался:

– С одной рукой я с конем не справлюсь.

Уже уходящему пастуху бабушка крикнула:

– Гелологи-то там еще?

– Собираются сегодня домой, палатки складывают, – не оборачиваясь крикнул Иван.

Я смотрела вслед Ивану с уважением: даже пастух видел геологов и наверняка бывал в пещере!

Когда дед запрягал лошадь, чтобы ехать за коровой, я спросила его:

– А как ты корову в пещере искать будешь?

Дед засмеялся:

– Да она там не поместится.

Чем привел меня в полное замешательство.  Что это за загадочная пещера такая, что захочешь ее увидеть, и не увидишь?!  Тянется на семьдесят километров, а корова в ней поместиться не может?! Любопытство мое все возрастало.



                ***

            Вечером этого же дня бабушка провожала меня на автобусную остановку.  До школы оставались считанные дни.  Мы шли через плотину уже в сильно сгустившихся сумерках.  Возле остановки стоял парень с гитарой через плечо.  По его внешнему виду без сомнения можно было понять, что он из приезжих студентов.  Поздоровавшись, бабушка с прищуром посмотрела на него:

– Гелолог, что ль будешь?

Студент засмеялся:

– Геолог, тетенька, геолог.

– И чего вы там в пещёре делали?

– Практика у нас.  Изучаем пласты залегающих пород.

– А-а! – бабушка с уважением посмотрела на студента, – а где твои товарищи?

– Да опаздывают немного, а меня вперед выслали, чтобы я автобус задержал.


               Вскоре подъехал автобус.  Едва я расположилась на своем сиденье, как ввалилась ватага геологов с невероятного размера рюкзаками, тяжелеными ящиками, которые они разложили не только в проходе, но и во всем свободном пространстве автобуса.  Наступила настоящая ночь, только по западному горизонту тянулась еще светлая полоса.  В салоне горел свет, а я, пока автобус не тронулся, махала бабушке рукой и украдкой смотрела в оконное отражение на смеющихся парней и девчат.  Бабушка мелко крестила меня, автобус, потом себя, чертя в воздухе маленькие крестики.

             Всю дорогу студенты пели очень красивые, неизвестные мне песни: веселые и грустные, хором и по одиночке.  Одежда геологов пропахла костром и романтикой.  А я про себя решила, что непременно стану студенткой.  Потому что быть студентом – это здорово!


                ***

                Только в начале октября смогла я уговорить папу свозить меня к пещере.  Уборочная подходила к концу, и папа поддался моим уговорам.  День стоял солнечный и теплый.  Пора золотой осени почти миновала.  Первый же ветерок сорвет готовые опасть желто-багряные листья, лес оголится в своей прозрачности.  Но пока еще можно любоваться этой сказочной чарующей красотой сибирской осени.

– Папа, а правда в той пещере девочка пропала?

– Да, это в войну было.

– Расскажи!  А сколько ей было лет?  А как это случилось?

– Рассказывать-то особо нечего.  В войну отцы на фронте воевали, а матери в совхозе с утра до ночи работали.  Ребятишки сами по себе.  В пещере играли, некому было за ними приглядывать. Вечером все по домам разошлись, а девочки одной не досчитались.  Лет пять-семь ей было.

– Почему ее не нашли?  Не искали?

– Как же не искали, искали, конечно.  Да не все так просто.  Пещера эта – лабиринт. Это сейчас у спелеологов оборудование разное, современное.  А раньше?  Даже фонариков не было.

– Спелеологи – это кто?

– Спелеологи – это ученые, которые изучают пещеры.

– А девочка, она что, не звала, не плакала?

– Звала, наверное и плакала.  Да что толку.  Там, в лабиринте, с человеком разговариваешь, а зайдет он за поворот, его уже и не слышно.  Да и пройти там не везде можно, местами и вовсе ползком приходится передвигаться.  Опасности на каждом шагу.  Обвалы случаются, завалить может.  А еще мне Виктор Георгиевич, он директором нашей школы был, рассказывал, что там под ногами трещины встречаются, провалиться можно.  Бросишь камешек в эту трещину, так он, прежде чем упасть, несколько секунд летит.

               Какое-то время ехали молча.  А мне все чудился плач маленькой девочки. Я представляла, как было страшно ей, маленькой, в кромешной тьме одной погибать от холода и голода.  Пещера мне казалась уже совсем неромантичной и неласковой.  Она представлялась мне злым живым монстром, поглощающим маленьких потерявшихся детей.

            Внезапно машина остановилась.  Кругом были убранные поля.  Рядом с дорогой небольшой лесок с низкорослым кустарником.
 
– Пап, мы уже приехали?

– Нет еще. Но ты выйди, посмотри, что покажу.
 
Мне не хотелось выходить. Уже не хотелось смотреть пещеру, а хотелось домой, прижаться к маме.  Я все думала о той бедной девочке и мне казалось, что я слышу ее плач.

Папа шагал осторожно по жухлой траве и махал мне рукой, приглашая следовать за собой.  Я вышла из машины.

– Иди за мной след в след.  А то раздавим.
 
– Кого?

Папа, как будто не слышал моего вопроса.  Он всматривался в траву, тихо продвигался к середине поляны, окруженной кустами.

– Ну, где же вы? Где?  Вот тут, кажется, были…  Да вот они, глянь!

Я стояла рядом с папой, напряженно смотрела на место в траве, куда показывал он прямо перед собой, и ничего не видела.

– Да как же ты не видишь!  Вот же они!

Тут в траве произошло какое-то движение и я увидела трех маленьких пушистиков-совят!

– Ой! Какое чудо! Какие хорошенькие! Прямо посреди поляны!

Папа улыбался:

– Представляешь, какая у них маскировка!  Им даже прятаться не надо – полностью сливаются с травой! Гнездо совершенно на открытом месте!

        Так хотелось взять пушистиков в руки и поднести их к щеке, чтобы почувствовать эту беззащитную нежность.  Но нельзя – иначе сова может бросить гнездо.  Я смотрела на совят и думала, что эти глупыши и не знают, что живут рядом с загадочной пещерой.  Визуальное общение с совятами прогнало мое уныние и мне снова захотелось все-таки увидеть эту неласковую пещеру.  Не зря же ехали!


                ***

          Мы миновали село, где живут бабушка с дедом. По словам папы мы должны прибыть на место совсем скоро.  Значит, пещера не так далеко от села и бабушка немного лукавила, говоря о том, что мы с ней не дойдем.  Не хотела показывать мне дорогу, переживая, чего бы не случилось. Папа посматривал на меня:

– Устала, доча?

Мне не хотелось выдавать свое настроение:

– Нисколько! А правда, что пещера до Балаганска тянется? Дед говорил, что это семьдесят километров!

– Ну, не знаю. Слышал, что именно в этом направлении идет разлом земной коры.  А какая протяженность у пещеры, неизвестно.  Никто до ее конца не доходил.

– А почему ее пещерой называют, если в ней ползком ползти приходится?

– Это в начале вход узкий, а потом он все расширяется.  Виктор Георгиевич с учениками на несколько сотен метров ходили.  Там потом большие залы начинаются с этими, как их…

– Сталактитами и сталагмитами?

– Ну, да.

– Ух, ты! Вот бы посмотреть!
 
– И не думай! Там специально обученные люди ходить должны.

– Спелеологи? А со студентами-геологами они были?

– Думаю, что были.  Вот и приехали.


                ***

             Машина остановилась. Вокруг была ровная с небольшими холмами местность. Никакой сказочной горы с гротом. По небольшому распадку в сторону ангарского залива уходил золотой березняк. Я разочаровано огляделась:

– А пещера где?

– Да вот она – папа указал на воронку в земле с узким (едва один человек пройдет) лазом.

Я удивилась еще больше:

– Это пещера?!

– Это вход в нее. Поначалу был другой вход, вертикальный.  Но после гибели девочки люди стали по ночам слышать детский плач со стороны пещеры. Так продолжалось несколько лет. Тогда тот, вертикальный вход, и засыпали землей.  Плач прекратился. Да вон, видишь жерди воткнуты? Там и был старый вход.

       Метрах в тридцати действительно виднелись небольшие холмики и торчащие из земли жерди.  Папа продолжал:

– А через несколько лет, весной, когда вода пошла, пещера в другом месте открылась, образовался провал, который потом расширили.  Ну что, спустимся, посмотрим?

И папа, не дожидаясь моего согласия спустился на дно воронки и влез в лаз.

– Лезь за мной. Не бойся, – донесся его приглушенный голос.

             С замирающим сердцем протиснулась в узкий лаз и оказалась в небольшой земляной комнатке, из которой открывались две черных, не более метра в диаметре, круглых дыры.  Было душно, воздуха не хватало, хотя мы стояли в самом начале тоннеля, а как же там, дальше?
– Левый ход тупиковый, – папа достал спички, а правый – это и есть начало пещеры, – спичка чиркнула о коробок и вспыхнула слабым огоньком, – но оба хода – вход в лабиринт.

               Свет от спички не смог высветить даже нескольких сантиметров черного всепоглощающего пространства.  Казалось, что это не просто круглые ходы, а норы какого-то огромного подземного червя, который, возможно, сейчас наблюдает за нами из этой вязкой черноты.  Мне опять почудился плачь ребенка.  Стало невыносимо жутко и страшно.  Уже не манили меня сказочные сталактиты, хотелось быстрее на свежий воздух.  Мы еще немного побыли в земляной «комнатке» и я первая стрелой вылетела наверх.


                ***

          Наверху стало немного стыдно перед папой за свой страх.  Но все-равно, так здорово видеть это солнце, голубое небо и желтые, искрящиеся в солнечном свете березы после созерцания могильной черноты пещерного входа!
Мысленно пыталась представить, как далеко, возможно, на десятки километров, уходит эта непознанная загадочная пещера. Ну и пусть она остается со своими загадками!
          Домой ехали молча. Только, проезжая мимо деревни, в которой жила погибшая девочка, папа неожиданно сказал:

– А ты знаешь, что студенты нашли в пещере косточки?  По виду останки принадлежат ребенку шести-семи лет.  Кстати, не очень далеко от входа.
 
– Это косточки той девочки?  А куда их дели?

– Скорее всего её.  Куда дели?  Говорят, в сумочку сложили и отдали дальним родственникам.  А те похоронили их на кладбище, в могиле кого-то из родных.

           Стало как-то легче от папиных слов. После этого разговора мне перестал слышаться детский плач.  А для себя я нашла ответы на некоторые пещерные загадки: почему желая найти пещеру, можно не увидеть ее, и почему в пещере длиной в несколько десятков километров не может потеряться корова.