О диком кабане

Александр Георгиевич Гладкий
  Начну с того, что в былые времена, до появления африканской чумы свиней, встречи с кабанами в природе были для меня обычным явлением. Несколько раз, особенно в предрассветных сумерках, находясь за рулем, мне приходилось, даже, уворачиваться от несущихся сломя голову через дорогу, молодых подсвинков.

 Семидесятикилограммовый подсвинок является моим самым крупным охотничьим трофеем. Шкура его до сих пор служит прикроватным ковриком у меня на даче. Добыл я его на загонной охоте, вышел на мой номер. После выстрела, не совсем точного, с перебитой передней левой ногой, он прошел около километра, после чего лег. Эта охота, несмотря на мой успех, запомнилась мне, в первую очередь, мучительной болью в колене, ушибленном в самом ее начале. Может быть и выстрел по этой причине не совсем получился. Нашли мы его по следу крови на снегу в густых зарослях и потом тащили через бурелом к дороге пару километров, подвесив на жердь.

  Однажды осенью надумал обловить спиннингом Лисково озеро. В ноябре день короткий, поэтому пошел туда не берегом реки, а напрямую, через луга и лес, чтобы сэкономить время. Вокруг тишина, туман, только начинает светать. Сырая трава скрадывает шаги. Перейдя вброд речку Шильвянку, успел отойти от Малой Чапуни более километра, как вдруг, выходя из перелеска на луг с высокой травой, в двух десятках метров от себя увидел спину кабана. Голова была в траве, он увлеченно рыл землю. Понаблюдав с минуту, решил сделать пару шагов из леса на луг, чтобы посмотреть, что на нем. Увиденное впечатлило. В рассветных сумерках, в тумане на лугу я видел полтора десятка спин. Пару очень крупных, килограммов за 200, остальные поменьше. Меня в камуфляже они не заметили, роясь в траве. Пару минут я наблюдал за ними, потом два раза хлопнул в ладоши и громко крикнул. Все резко подняли головы, раздался звук: «Уффф…». Как они ломанулись  в ближайший лес, только треск стоял и через минуту полная тишина. Я пошел дальше, прошел еще километр и почувствовал, что кто-то за мной наблюдает, а может что-то послышалось. Приглянувшись, увидел крупного кабана, смотрящего на меня из ближайшего лозняка. Я опять хлопнул в ладоши. Кабан показал мне большую попу с маленьким хвостиком и опять затрещали кусты, захлюпала вода под ногами животных и через минуту тишина. Наверное, это было то же стадо, что я недавно спугнул.

  Кабаны – животные, имеющие четкую социальную иерархию и организованность. Однажды на рассвете, наблюдал как двигалась семья кабанов по гряде среди болота. Впереди крупная особь – доминантная самка, затем семь- восемь небольших и сзади опять крупный кабан. Совсем как воспитательница в детском саду ведет детей на прогулку, а замыкает нянечка.

  Как-то летом, ловил на удочку с надувной лодки на пруду, со всех сторон заросшем тростником. Вдруг за спиной у меня послышался шум ломающегося тростника и хлюпанье воды. Подумал, что наверное рыбак в забродниках лезет вслепую через тростник к воде. Каково же было мое удивление, когда из тростника, вместо рыбака, появились две свиные головы, погруженные по уши в воду и направились прямиком ко мне. Видимо, солнце светило кабанам в глаза и они не различали меня в зеленой лодке на фоне зеленого тростникового берега. Я замер, наблюдая за ними и когда расстояние сократилось до угрожающего десятка метров, я применил свой старый прием, хлопнул в ладоши, после чего животные синхронно развернулись и поплыли от меня прочь.

  Несколько лет назад, облавливая спиннингами Западную Березину ниже Малой Чапуни, мы с товарищем пару десятков минут наблюдали кормление семьи кабанов на прибрежной отмели. Самка и почти десяток подсвинков и поросят спокойно копались в илистом грунте, выискивая корешки водных растений и моллюсков. Мы пробовали снимать их на видео на телефон, но до них было метров семьдесят и качество получилось плохое. Не думаю, что самка нас не видела или не почуяла, скорее всего решила проигнорировать. Покормившись вдоволь, стадо бесшумно растворилось в прибрежных зарослях.

  К сожалению, в связи с африканской чумой свиней в республике проводится комплекс мер по «изъятию» дикого кабана. Созданные принудительно бригады охотников, отстреливают всех попадающих в поле зрения животных, не глядя на пол и возраст. Это делается во всех районах страны с различной эффективностью, но поголовье постепенно сокращается. Мера жестокая, но вынужденная.

  Жаль, что встречи с кабанами, подобные мною описанным, останутся в памяти людей нынешнего поколения, потомкам их не увидеть. Моя любимая Чапунь вошла в историю Беларуси, как место, где впервые был выявлен очаг африканской чумы свиней. Зараза, скорее всего, пришла из леса, где развилась эпизоотия среди диких кабанов, численность которых в последние годы зашкаливала. Все сенокосы вдоль реки были, как трактором перекопаны лычами диких свиней. Местные жители жгли в ночное время покрышки на краю своих картофельных соток, примыкающих к лесу, чтобы отвадить непрошенных гостей, но это слабо помогало. Часть урожая картофеля и кукурузы ежегодно доставалась лесным рэкетирам.
 Сложившаяся вокруг Чапуни в последние годы ситуация ярко подтверждает необходимость регулирования численности дикого кабана, в первую очередь охотой, а иначе перенаселенность, эпизоотия и в итоге – депопуляция вида животных.
 Вот и все, а все-таки мне жаль их…