Гамарджоба, ильич!.. комедия

Александр Образцов 3
                Александр Образцов


                ГАМАРДЖОБА, ИЛЬИЧ!..
                комедия





                Действующие лица

                Брежнев с дипломатом
                Брежнев в шляпе
                Брежнев в белом фраке    
                Брежнев пьяный
                Брежнев тихий
                Помощник
                Мэр Тбилиси
                Главный инженер
                Гурам
                Нина
                Валя
                Гига







Протянуты провода, мигают индикаторы. Лаборантка Нина следит за самописцем. Наладчик Гурам возится у мохнатого тыла громадной машины. Что-то дзенькает, посвистывает, потрескивает. Фонит микрофон.

Голос Брежнева (по динамику). Дорогие друзья!
Голос ПомощникА (также по динамику).  Минуту, Леонид Ильич. У них еще не готово.
Голос Брежнева.  Что ж...  Пусть история прервет свой бег на одну минуту.
Голос ПомощникА. Не понял?.. Товарищ, я же вам приказал отключить микрофон!.. Или тебе не нравится, когда тебя товарищем называют?
Голос Брежнева. Это я так пошутил.
Голос ПомощникА. Не понял?..
Голос Брежнева. Про бег истории.
Голос ПомощникА. Это бесподобная шутка, Леонид Ильич! Я аплодирую!.. (Аплодисменты. Перекрывая их, помощник орет.) Отключи микрофон, морда!

Трансляция отключается.

Нина. На самом интересном месте.
Гурам (мрачно). Не скучай.
Нина. Мое дело маленькое.
Гурам. Нет, я, наверное, все-таки сяду. Я, наверно, долго буду пилить дрова из-за этого механизма.
Нина. А что там, Гурамчик?
Гурам. Множительный центр клонирования... Я, наверно, в Коми теперь буду жить... Эта машина меня не слушает! Дай мне кувалду!
Нина. Не преувеличивай свое значение. Ты всегда думаешь на одну тему: ты и человечество, ты и...

Сверкает электрическая дуга.  Гурама отбрасывает от машины.

Гурам. Я говорил!..
Нина. А ты молчи! Это она тебе мстит за то, что ты ее ругаешь!
Гурам. Слушай ты, язычница!..
Нина. Я со своим самописцем говорю только хорошо, и он все время работает! И не обижается!
Гурам (снова подступая к машине). Соединение язычников и кибернетики, Нина, приведет к тому, что я наверно сяду. (Осторожно похлопывает машину по кожуху.) Ну-ну... Я пошутил. Больше не буду.
Нина. Вот так.  Молодец.  Ты ее попроси - она тебе поможет. Что у нее болит?
Гурам. У нее болит орган размножения.
Нина. Ты не грузин! Стыдно!
Гурам. Но я же тебе сказал - множительный центр барахлит! А ты вынуждаешь меня материться!
Нина. Нет, это ты..!

Входит, зевая, Валя. Она навеселе.

Валя. Ой. Какой кошмар. Где я?
Гурам. В Тбилиси.
Валя. Ну, это я еще помню... А что это вообще здесь так напутано?.. Какие-то - провода! (Рукой отбрасывает провода.) Какие-то - лампочки! (Щелкает ногтем по индикатору.) Как я сюда попала?
Гурам (Нине). Это Валя.
Валя. Да! Валя!.. А с кем, собственно, мы тут вступаем в диалог?
Гурам (Вале). Нина это.
Валя. Ах, Нина!.. Знакомое имя... Нина, у вас... все будет хорошо!.. Гурам! Поехали!
Гурам. Меня увезут, Валя, если ты еще не отдохнешь.
Валя. Я уже отдохнула.  (Зевает.) Ой.  Извините...  А я не знала, что в Тбилиси есть завод.
Нина. А как вы проникли сюда?
Валя. Ой! Это целая история! Я потом расскажу. Если не забуду. А правда - как же я сюда проникла?.. Вообще, я везде проникаю, а как - не помню. Можно, я сяду? (Садится.) Вот. Спасибо. Здесь курят?
Нина. Нет. Здесь не курят. Не пьют. Здесь работают.
Валя. Это интересно.  Это очень интересно! Везде говорят, что работают, работают, а что такое - работают, я никогда не видела. Давайте я посмотрю - что такое "работают"? А потом всем расскажу.
Гурам. Ф-фу!.. Наконец я ее остановил.
Валя. А ты с кем там говоришь, Гурам? Там же одни провода.
Гурам. В проводах, Валя, спрятана душа.
Валя. О!.. О-ой ты какой умный!..
Нина. Если сюда придет главный инженер, будет плохо.
Гурам. Пусть главный инженер попробует ее остановить.  Да.  Пусть попробует. (Включает машину.) Кроме меня ее никто не остановит.
Валя. Браво!

Аплодирует. Входит главный инженер.

Главный инженер. Тихо. (Валя прерывает аплодисменты, щедро улыбается ему.) Вы здесь... что?
Валя. Что?
Главный инженер. Как вы..? Почему?..
Валя (плачущим голосом). Ну что-нибудь полегче, честное слово!
Главный инженер (Гураму). Ваша?
Гурам. Это Валя.
Главный инженер. Что она... (Орет.) Как она сюда попала?
Гурам (мрачно). Я уже два месяца без выходных.
Главный инженер. А в Коми ты не хочешь?!
Гурам (Вале). Пошли отсюда. Пусть сам. Очень умный.

Гурам и Валя уходят. Включается трансляция.

Голос Брежнева. Дорогие друзья. Сбывается вековая мечта человечества. Зрелый социализм перерастает в свою следующую стадию. По порядку. Нам говорят: мы отстаем в технологии, в металлоемких производствах и в производстве обуви. Сегодня мы ликвидируем миф конкурентной борьбы. Мы запускаем в этот аппарат прошлое и получаем вдвое больший результат. Таким образом социализм без затрат ума и мускульной силы в итоге имеет все, что пожелает. Есть замечательная народная сказка об Емеле как бы дураке и рыбе из породы щучьих. Так вот в Тбилиси нам создали такую щуку, которая и не снилась господам империалистам. Это называется... сейчас... вот - клонирование. И причем множественное. И моментальное. Как снимок на пляже... Я пошутил. (Аплодисменты, оживление). Я сам проверю эту идею. По порядку я первый. Попрошу, любезный. (Аплодисменты.)
Голос ПомощникА.  Куда он пошел?!.. Стойте!.. Кто нажал? Кто нажал кнопку?..  О!  Это снова ты!..  Достаньте его немедленно!..  Какой еще процесс?..  Ну и что, что начался? Остановить!.. Где тут выход готовой продукции? Где?..  Ах, там!.. Выключай микрофон, ты!.. Граждане, с нас же башку снимут!

Трансляция отключается. Звучит "туш". Грохают бронированные двери. Появляется Брежнев с дипломатом.
Двери закрываются.

Главный инженер (ошеломлен). Гамарджоба, Ильич...
Нина (вполголоса). Ой, и совсем не похож...
Брежнев с дипломатом. Это какая страна?
Нина. Это Грузия.
Брежнев с дипломатом.  А... Ага. А это современность или уже после?
Главный инженер. Это наша современность, батоно Ильич.
Брежнев с дипломатом.  Почему вы меня называете Ильич?.. Впрочем, ладно, согласен... Еще один вопрос: религия, значит, здесь не очень?
Главный инженер. Что?
Брежнев с дипломатом. Я в объеме материализма спрашиваю?
Главный инженер.  Это...  как сказать... Моя мать посещает. Виноват.
Брежнев с дипломатом. Не понял.
Главный инженер. Наша современность здесь такая.
Брежнев с дипломатом. Снова не понял. Так наша современность здесь существует в условиях идеалистических заблуждений или еще в материализме?
Главный инженер. Нина, как нам быть?
Нина. Я здесь с самописцем. Но вообще должен же кто-то прийти, Вато! Надо отвлечь внимание. (Брежневу.) У нас тут есть монастырь, Джвари, вас еще туда не возили, батоно Ильич?
Брежнев с дипломатом. В монастырь царей возят перед кончиной.
Нина. Что вы, я совсем не это имела в виду!
Брежнев с дипломатом. Кто-нибудь здесь может ответить на мой вопрос?
Главный инженер. Немедленно, батоно Ильич! Мгновенно!
Брежнев с дипломатом. Ну так отвечай.
Главный инженер. Я... Отвечаю?
Брежнев с дипломатом. Не слышу.
Главный инженер.  Что вы хотите, то я и отвечу.
Брежнев с дипломатом.  Куда я попал, я спрашиваю? У вас тут Бог, откровенно говоря, или все по-старому?

Звучит "туш".  Грохают бронированные двери. Появляется Брежнев в шляпе.
Двери закрываются.

Главный инженер (с облегчением). Гамарджоба, Ильич!
Брежнев в шляпе (достает бумагу, читает). Дорогие друзья. Я жду. (Прячет бумагу.)

Брежнев с дипломатом переводит дух, удовлетворенно кивает и отходит в сторонку, наблюдая свою вторую сущность.

Главный инженер. Батоно Ильич, здесь все по-старому. Я главный инженер проекта. Для нас большая честь.
Брежнев в шляпе (оглядывает зал. Ждет. Вынимает бумагу и очки). Я жду. (Ждет.)
Главный инженер (страдая).  Одну минутку. Всего одну минутку, батоно Ильич!

Убегает.
Нина озадаченно смотрит на Брежневых.  Затем утыкается в самописец.
Большая пауза, во время которой Брежнев с дипломатом, как желающий знакомства юнец, прохаживается в поле
зрения  другого  Брежнева,  бросает на него оживленные
взгляды.
Но все напрасно. Брежнев в шляпе стоит, как столб, ожидая поводыря. Наконец, Брежнев с дипломатом подходит в Нине, смотрит через ее плечо... Нина улыбается, уступает ему место у самописца, Брежнев с дипломатом шутливо поднимает руки, показывая свою некомпетентность и открывает рот для произнесения шутки...
Грохают бронированные двери, звучит "туш" и, едва не сбив Брежнева в шляпе, врывается Брежнев в белом фраке, руки его подняты до уровня лица...

Нина. Гамарджоба, Ильич...
Брежнев в белом фраке. Рояль!.. Рояль! Немедленно рояль!
Нина. Пианино...
Брежнев в белом фраке. Где?
Нина. В комнате отдыха... Нет, там!

Брежнев в белом фраке уносится за сцену. Очень скоро оттуда раздаются громоподобные аккорды, из которых ухо в состоянии выловить мотив украинской песни "Солнце низенько, вечер близенько..."
Брежнев с дипломатом вначале ошеломлен, затем прикрывает глаза и покачивает головой в такт. Брежнев в шляпе по-прежнему стоит столбом.

Брежнев с дипломатом. Це гарно... (Спохватывается.) Могу объявить благодарность за четкую работу аппарата. Мне нравится наш триу... триумвират.

Топот за сценой.

Голос Помощника. Где он?..
Голос главного инженера. Они!
Голос Помощника. Как это - они? Этого не должно быть! Не должно!.. Что за музыка? Что за бардак вы тут устроили в рабочее время?
Голос главного инженера. Я выясню! Я сейчас все выясню и беспощадно!.. Сюда, товарищ помощник Генерального секретаря!

Вбегает помощник, следом - главный инженер, Гига, мэр Тбилиси.
Помощник замирает, как вкопанный. Все какое-то время смотрят на двух Брежневых.

Помощник (прокашлявшись, безадресно). Леонид Ильич...
Брежнев в шляпе. Куда ты пропал?
Брежнев с дипломатом.  Я доволен работой аппарата.  Нас уже трое. Это хорошо. Плановые задания перевыполняются.
Главный инженер. Трое?!
Помощник (побледнев). Как трое?
Мэр Тбилиси. Как я их размещу? У меня в Тбилиси нет возможности для приема трех высоких гостей. Как мэр города...
Помощник. Трое!.. А где третий?

Брежнев с дипломатом поднимает руку.  Все прислушиваются к песне "Усть-Илим".

Помощник (хватаясь за голову).  Боже ты мой милосердный!..  Милосердный Боже!..
Брежнев с дипломатом.  Здесь тихо. Я выяснил. Это хорошее число - три.  Мы сможем обеспечить сразу несколько постов. Останется время для личной жизни.
Помощник. Я приглашу его?.. мм... Леонида Ильича, поющего, так сказать, и так далее... Кстати, голос у вас... раскатистый. Можно?
Брежнев в шляпе. Пригласи.

Все с недоумением оглядываются на него, считая, видимо, Брежнева с дипломатом основным.

Брежнев в шляпе. Он меня чуть не сбил. Надо поставить вопрос.
Брежнев с дипломатом. Это как будто вы поставите вопрос о себе.
Брежнев в шляпе. Он ворвался и чуть меня не сбил.
Брежнев с дипломатом. Это он себя чуть не сбил. Нам надо привыкнуть э-э... жить в добрососедстве, осуществлять мирное сосуществование.
Гига. Можно, я позову?
Помощник (мэру Тбилиси). Вот этот человек всему виной! У меня сейчас нет времени, но как только!.. (Гиге.) Кто нажал кнопку? Кто, я спрашиваю?!
Гига. Я.
Брежнев с дипломатом. Комсомолец?
Гига. Комсомолец.
Брежнев с дипломатом. Молодец.

Помощник, всплеснув руками, убегает.
Грохают бронированные двери, звучит "туш", неровной походкой выходит Брежнев пьяный. Он утыкается в Брежнева в шляпе, тот с отвращением отталкивает его. Он отлетает к Брежневу с дипломатом, и тот посылает свою четвертую сущность искать пятый угол. Гига ловит пьяного Брежнева в объятия.

Брежнев пьяный. Тут я... и буду жить.
Гига (ласково). Гамарджоба, Ильич!
Брежнев пьяный. Что ты говоришь?.. Не понимаю ничего. Повтори.
Гига. Здравствуйте, говорю, Ильич.
Брежнев пьяный. А... Ага. А где п-пионеры?
Гига. Там остались.
Брежнев пьяный.  Так... Начнем сосре... засре... сосре... дото... чиваться... Ты что сказал?
Гига. Пионеры остались в прежней жизни.  Там. (Показывает в нутро машины).
Брежнев пьяный (неожиданно успокаиваясь). Ну и хорошо... Пусть там... приветствуют... А я здесь сосре... засре... доточусь.
Гига. Лучше сидя.
Брежнев пьяный. Н-ни за что! Как солдат на посту, я всю отстою... обедню. (Трезвеет.) Тсс! Я ничего не говорил. Миша... Миша!.. (Пауза.) Михаил Андреич! (Пауза.) Михаил Андреич! (Пауза.) Тогда можно. (Пьянеет.) А кто это п-песни там поет? Я тоже... хочу! "Усть-Илим... на далекой таежной реке..." З-замечательная песня... Такая... м-маленькая... (Плачет.) и сама играет... а Кобзон...
Брежнев с дипломатом. Всем выйти отсюда. Немедленно.

Главный инженер, Гига, мэр Тбилиси и Нина выходят.

Брежнев пьяный. О. (Смотрит на Брежневых.) Где-то я вас видел, дорогие друзья.
Брежнев с дипломатом. Как вам не стыдно! Такой ответственный день! Что, нельзя было удержаться?
Брежнев в шляпе. Поставить вопрос - и все тут. И вычистить обоих.
Брежнев с дипломатом. У меня такое впечатление, что мозгов хватило только на одного. (Брежневу в шляпе.) Кого собираешься вычистить? Кого?
Брежнев в шляпе. Обоих.
Брежнев с дипломатом. Мы же все - одно лицо! Это понятно?
Брежнев в шляпе.  Да.  Одно лицо можно оставить, остальных вычистить.
Брежнев с дипломатом. Ты самый тупой из нас. Вот тебя мы и вычистим.
Брежнев пьяный. Это... н-неправильно.
Брежнев с дипломатом. Ах, неправильно? Хорошо. Согласен. Всех вычищу!
Брежнев пьяный. Пусть... все живут! Всем... места хватит!.. "Усть-Илим!.."
Брежнев с дипломатом. Сколько ты выпил?
Брежнев пьяный. Н-немного... Гейдар Алиев меня угостил... Потом, значит, полетели мы в Киев... Там нас встретили с киевским тортом... А в торте - виноград... А? Виноград! А в виноградинах - коньяк, французский. Да-а...Перед Ленинградом меня тошнило. Лечу над своей Родиной - а меня тошнит.  Думаю - сейчас как обблюю все Нечерноземье!.. Но ничего...  пронесло... А там, в Пулково, меня этот... с неприятной фамилией...  и пива бутылку завода "Красная Бавария"...  Меня от этого пива... В жизни я в этот город не поеду!.. И н-не уговаривай...
Брежнев с дипломатом.  Никуда ты больше не поедешь. Будешь сидеть на даче и жрать водку.  А ездить буду я.  А ты (Брежневу в шляпе.) будешь принимать гостей...
Брежнев в шляпе. Я люблю на этом... на мраморном!
Брежнев с дипломатом. Будешь стоять, руку подымать. Будешь награды вручать. Доклады читать.
Брежнев в шляпе. У меня челюсть плохо двигается. Заедает.
Брежнев с дипломатом.  Тогда будем через раз.  На съезде ты, а на пленуме - я...
Брежнев пьяный. Я тоже хочу!..
Брежнев с дипломатом. А ты будешь в сортире газеты читать.
Брежнев пьяный. Вы мне... всю Россию... испортите!
Брежнев в шляпе. А этот что, который поет?
Брежнев с дипломатом. Жаль, что мы не познакомились. Жаль. Экстравагантный мужчина. Думаю, будет обслуживать искусство. А то в нем появился пессимизм. И женщины без лифчиков.
Брежнев пьяный. Где женщины?.. Ах, как я люблю женщин!.. Все женщины Земли - мои... сестры... дорогие!.. (Плачет.)
Брежнев с дипломатом. Все-таки я удовлетворен тем, что все низкое во мне сосре...  засре...  доточено в одном лице. Это нас избавляет от стремления к совершенству.  Мы просто будем сваливать туда все плохое. А его посадим на дачу, поставим караул. Пусть пьет.
Брежнев в шляпе. Неприятный какой... алкоголик.
Брежнев с дипломатом.  А так как он сосре...  засре... доточивает пагубную страсть, то, я думаю, нам не мешает отдельно от него принять.

Раскрывает дипломат. Достает бутылку, складной стакан. Наливает.

Брежнев с дипломатом. Прошу, Леонид Ильич.
Брежнев в шляпе. Благодарю, дорогой Леонид Ильич. (Выпивает.) А закусон?
Брежнев с дипломатом. Качество такое, что закусон не нужен.
Брежнев в шляпе.  Действительно.  Даже странно. Так привык, что и слева закусон, и справа. И по центру.
Брежнев с дипломатом (наливает себе). Будьте здоровы, товарищ Брежнев!.. Отец любил шутить. (Пьет. Крякает.) А дедушка не любил.

Прячет бутылку и стакан в дипломат.

Брежнев пьяный. А мне?
Брежнев в шляпе. Бог подаст.
Брежнев пьяный (Брежневу с дипломатом). Слышь?.. А мне? Я тоже буду!
Брежнев в шляпе. Я же сказал - бог подаст.
Брежнев пьяный. Ты, шляпа!.. Ты умный, что ли? Умный?
Брежнев в шляпе. Умный.
Брежнев пьяный. А я дурак?
Брежнев в шляпе. Дурак.
Брежнев пьяный (на Брежнева с дипломатом). А он?
Брежнев в шляпе. А он умный.
Брежнев пьяный. А я один - дурак? Да?
Брежнев в шляпе. Да. Дурак.
Брежнев пьяный. А я вот сейчас как дам в лоб, и сразу нас будет два дурака!
Брежнев в шляпе. Сдадим вас сейчас, гражданин Брежнев, и утром будет стыдно! Фамилию позорите!
Брежнев пьяный. А ты знаешь, почему я пью? А?.. Не знаешь! Я объясню!.. Сейчас... Ага. Вот. Сейчас объясню... Так... Так... Мда... Забыл!!.. Забыл! Даже почему пью - забыл!

Звучит "туш".  С грохотом распахиваются двери. Пауза. Снова захлопываются.

Брежнев с дипломатом. Что там... случилось?
Брежнев пьяный. Там... человек был. Я видел!
Брежнев с дипломатом. Надо что-то сделать! Помочь!
Брежнев в шляпе. Может, он там голодный?
Брежнев с дипломатом.  Это один из нас! Вы понимаете? Это больше, чем брат, чем отец и чем мать!.. Это я там, за дверью!
Брежнев пьяный. Ты здесь - и ты там?.. Это достижение науки.
Брежнев с дипломатом. Может быть там единственный близкий мне человек! Моя вторая сущность!
Брежнев в шляпе. А мы, выходит, низшего сорта? Что ж. Запомним...
Брежнев с дипломатом. С этим человеком мы сможем, наконец, привести страну!
Брежнев пьяный. Какие... решительные... А! Вспомнил! Это я от нерешительности пить начал! Никак не мог ничего... решить. А тут выпьешь -
и все решишь. И куда ехать, решишь. И кого снимать. А-ах! (Зевает.) Что-то меня... на боковую клонит. Я тут у вас на диванчике, дорогие друзья... покемарю... в счет будущего года.
-
Ложится на диван калачиком. Засыпает.

Брежнев с дипломатом.  Надо спасать! Провести мероприятие по спасению нашего брата!
Брежнев в шляпе. А мне кажется, нас и так много.
Брежнев с дипломатом. Хорошего никогда не бывает много. Надо учить философию. И тогда можно что-то говорить без бумажки.
Брежнев в шляпе (задет). Бумажки утверждены коллегиально.
Брежнев с дипломатом. Знаю я эту коллегию. Сам собирал людей. Преданные бойцы. И дисциплинированные.
Брежнев в шляпе. Люди надежные.
Брежнев с дипломатом.  Но с вами мне работалось бы лучше. Еще надежней.
Брежнев в шляпе. Кому работалось?
Брежнев с дипломатом.  "Бы" я сказал. Мне БЫ работалось БЫ с вами БЫ. Со своим контингентом.
Брежнев в шляпе. А мы бы вас, очевидно, не избрали.
Брежнев с дипломатом. А кого? Вас, что ли?
Брежнев в шляпе. Хотя бы. Мне это привычно. Я люблю руководить.
Брежнев с дипломатом. В таком случае я делаю следующее. Я сам, лично, войду в эту машину и изготовлю одиннадцать нормальных экземпляров.
Брежнев в шляпе. Я тоже могу это сделать. И сделаю.
Брежнев с дипломатом. О! Без бумажки?
Брежнев в шляпе. У меня есть помощник Генерального секретаря.
Брежнев с дипломатом.  Может быть, вы и помощников сделаете одиннадцать человек?
Брежнев в шляпе. Сделаю. Мне этот помощник не противоречит.
Брежнев с дипломатом. И жен вы ему сделаете?
Брежнев в шляпе. И жен сделаю.
Брежнев с дипломатом. И родителей для жен?
Брежнев в шляпе. Родителей не обязательно. Страна стареет.
Брежнев с дипломатом. А кто же их кормить будет, ваших помощников с их женами?
Брежнев в шляпе. Я сделаю еще и массу хороших рабочих.
Брежнев с дипломатом.  Ну а если каждый из вас захочет иметь свою страну и свой контингент? Что вы тогда сделаете?
Брежнев в шляпе. Если есть такая возможность, то что ж... Каждому сделаю по стране.
Брежнев с дипломатом. А я?
Брежнев в шляпе. Что - вы?
Брежнев с дипломатом. Мне страна полагается?
Брежнев в шляпе. Вам? А вы кто? Вы - посторонний человек. Если каждому встречному делать добро, знаете, это никакого добра не хватит. У вас какая специальность?
Брежнев с дипломатом. Я - вождь.
Брежнев в шляпе. Могу предложить вам Горно-Алтайскую автономную область.
Брежнев с дипломатом. Такой не существует.
Брежнев в шляпе. Существует. Расположена на восточном побережье.
Брежнев с дипломатом. Так. А вы в Москве остаетесь?
Брежнев в шляпе. В Москве.
Брежнев с дипломатом. Все одиннадцать человек?
Брежнев в шляпе. Но я сказал, что каждому сделаю по стране!
Брежнев с дипломатом. И что? И одиннадцать этих... Москв получится?
Брежнев в шляпе. Сколько надо, столько и получится.
Брежнев с дипломатом. Не удастся вам разрезать нашу великую страну. Дмитрий Донской ее не для того собирал.
Брежнев в шляпе. Я ее и не собираюсь разрезать. Я ее хочу размножить.
Брежнев с дипломатом. На всей территории суши поместится только шесть наших стран. Куда вы воткнете еще пять?
Брежнев в шляпе. Найду, куда воткнуть. Главное, чтобы они были.
Брежнев с дипломатом. Нет, вы мне скажите - куда вы воткнете пять наших эсэсэров?
Брежнев в шляпе. В Китай.
Брежнев с дипломатом. Но Китай уже занят!
Брежнев в шляпе. Кем?
Брежнев с дипломатом. Шестью предыдущими эсэсэрами!
Брежнев в шляпе. Когда? Я пока не давал согласия.

Брежнев пьяный поднимает голову.

Брежнев пьяный. Там человек!

    Снова засыпает.

Брежнев с дипломатом.  А вы представляете, если и он тоже захочет иметь свой контингент? И свои страны?
Брежнев в шляпе. Он сзади меня.
Брежнев с дипломатом. А вы сзади меня.
Брежнев в шляпе. Нет. Я задержался по важному делу.
Брежнев с дипломатом. По какому еще делу? Внутри машины?
Брежнев в шляпе. Да. Внутри.
Брежнев с дипломатом. Чепуха! Никаких там дел не было!
Брежнев в шляпе. У вас не было. У меня - были.
Брежнев с дипломатом. Как врет! Глазом не моргнет! И без бумажки!.. Так какое дело? А? Не слышу!
Брежнев в шляпе. Я... я подписывал бумаги!
Брежнев с дипломатом. Ну и врет! Разве я так когда-нибудь врал?.. Какие бумаги?
Брежнев в шляпе. Разрешения на въезд.
Брежнев с дипломатом (пауза).Кому?
Брежнев в шляпе. Вам. Всем.
Брежнев с дипломатом (чешет затылок). да-а... И мне?
Брежнев в шляпе. Конечно.
Брежнев с дипломатом. И ему? ( Показывает на пьяного.)
Брежнев в шляпе. Пришлось и ему.
Брежнев с дипломатом. И тому, баритону?
Брежнев в шляпе. И баритону.
Брежнев с дипломатом. А там кто? (Кивает внутрь машины.)
Брежнев в шляпе. Там?
Брежнев с дипломатом. Да, там!
Брежнев в шляпе. Там... Леонид Ильич.
Брежнев с дипломатом. Это ясно, что Леонид Ильич! А вот вы мне скажите -
к а к о й Леонид Ильич?
Брежнев в шляпе. Хороший Леонид Ильич.
Брежнев с дипломатом. Лучше меня?
Брежнев в шляпе. Лучше.
Брежнев с дипломатом. И лучше вас?
Брежнев в шляпе (пауза). Наравне.
Брежнев с дипломатом.  Но если он такой хороший, как вы говорите, почему же он выходить не хочет, а?
Брежнев в шляпе. Он там...
Брежнев с дипломатом. Ну-ну? Что он там?
Брежнев в шляпе. Он там... думает.
Брежнев с дипломатом. Думает?!
Брежнев в шляпе. Да. По философии.
Брежнев с дипломатом (пауза). А конкретно?
Брежнев в шляпе. Про Антидюринга.
Брежнев с дипломатом. А... Тогда - пусть. Нам надо иметь в своей среде человека, который может задуматься. А то умные все стали! Приедет - и к диссидентам в гости! Или на спор вызывает.
Брежнев в шляпе. Отцы давно все решили.
Брежнев с дипломатом. Вот с сельским хозяйством только...
Брежнев в шляпе. А что сельское хозяйство? Сельское хозяйство - не философская величина.
Брежнев с дипломатом.  Это-то все правильно. Только кушать, говорят, мало выбора.
Брежнев в шляпе. А люди толстые.
Брежнев с дипломатом. Это так.

Пауза.

Брежнев в шляпе. Особенно женщины.
Брежнев с дипломатом. Женщины пусть.
Брежнев в шляпе. Да. Им идет.
Брежнев с дипломатом. Но иногда - уж слишком.
Брежнев в шляпе. На картошку нажимают.
Брежнев с дипломатом. Может, цены поднять?
Брежнев в шляпе. Нет. Пусть лучше немного потолще.
Брежнев с дипломатом. Материи много пойдет.
Брежнев в шляпе. Ничего. Рашидов сделает.
Брежнев с дипломатом. Горючего много пойдет. Автобусный билет мне сообщили, пять копеек, а вес вдвое.
Брежнев в шляпе. Да, горючее... это горючее. На танки может не хватить.
Брежнев с дипломатом. Если танки встанут, мы можем погореть.
Брежнев в шляпе. Это верно. Надо картошки меньше продавать.
Брежнев с дипломатом.  Да.  К ноябрьским выбросить, а потом пусть на рынок ездят.
Брежнев в шляпе. С рынка много не съешь.
Брежнев с дипломатом.  Верно, Леонид Ильич. Только ведь они хлеба начнут много есть.
Брежнев в шляпе. Хлеб - завоевание социализма. Пусть едят.
Брежнев с дипломатом. От хлеба еще хуже толстеют!
Брежнев в шляпе. Что ж делать?
Брежнев с дипломатом. Цены поднять.
Брежнев в шляпе. Это невозможно. Пропаганда построена на хлебе.
Брежнев с дипломатом. Тогда встанут танки.
Брежнев в шляпе. Объясните мысль, Леонид Ильич.
Брежнев с дипломатом,. Может не хватить горючего из-за полных женщи.
Брежнев в шляпе. Да... Мгм... Ну и Бог с ним, с горючим.
Брежнев с дипломатом. Надо выбирать. Или женщины, или горючее.
Брежнев в шляпе. Женщины.
Брежнев с дипломатом. Или круглая часть тела или броня.
Брежнев в шляпе (пауза). Тяжелый выбор.
Брежнев с дипломатом. Надо решаться. Родина ждет.
Брежнев в шляпе. Броня.
Брежнев с дипломатом. Я так и знал! Я так и знал, что дело для нас - главное! Дай я тебя поцелую!

Целуются.

Брежнев с дипломатом.  Я рад, что мы достигли взаимопоми... понимания. Думаю, что мы сработаемся.
Брежнев в шляпе.  Можно вычистить всю номенклатуру.  Семья значительно надежней.
Брежнев с дипломатом. А еще лучше, когда сам везде.
Брежнев в шляпе. А народ?
Брежнев с дипломатом.  Народ это больше этнографическая величина. Мы откроем массу музеев. Пусть там живет.
Брежнев в шляпе. Народ нас уважает.
Брежнев с дипломатом.  Я и сам народ уважаю.  Посмотришь на какого-то удмурта - а он такой же человек, как все.
Брежнев в шляпе. Или взять ту же грузинскую нацию - живет в горах.
Брежнев с дипломатом. В жизни много таинственного.

Пауза.

Брежнев в шляпе. Может быть, посмотрим на них в натуральном виде?
Брежнев с дипломатом. Давай. Зови.
Брежнев в шляпе (достает очки, бумагу). Можно войти.

Входят помощник, мэр Тбилиси, Гига, главный инженер и Нина.

Помощник (с налетом истерии, бесшабашности). Не идет, Леонид Ильич!
Брежнев с дипломатом. Кто?
Помощник. Ваш... ээ... брат.
Брежнев с дипломатом. Не брат, запомни. Это я сам.
Помощник. Значит, это вы сами к себе не идете.
Брежнев с дипломатом. Чем объясняю?
Помощник. Ничем. Только поете.
Брежнев с дипломатом. Хорошие песни. Я слышу.
Помощник. Песни-то хорошие... Да вот репертуар...
Брежнев с дипломатом. А что такое?
Помощник. "Желтую подлодку" пытаетесь исполнить.
Брежнев с дипломатом. Это чье произведение? Композитора Мокроусова?
Помощник. Нет, это группа "Битлз".
Брежнев в шляпе. Тихо! При мне этого названия не произносить!
Помощник. Так вы сами, Леонид Ильич...
Брежнев в шляпе. Изолировать, если сам! Одного изолировать, еще трое останется. Не страшно.
Брежнев с дипломатом.  Кгм... Такие вопросы, Леонид Ильич, мы будем решать коллегиально.
Брежнев в шляпе. Сразу и решим. Буди этого... как его.
Брежнев с дипломатом (трогая за плечо Брежнева пьяного). Эй... вставайте... на голосование.
Брежнев пьяный (не поднимая головы). Налей.
Брежнев с дипломатом (тихо). Имейте же совесть! Здесь люди!
Брежнев пьяный. Тогда отвали. Я отдыхаю.
Брежнев с дипломатом (Брежневу в шляпе).  Может, мы вдвоем проголосуем? Нас большинство.
Брежнев в шляпе (считает Брежневых). Раз. Два. Три. Четыре. Паритет.
Брежнев с дипломатом. Это что такое? Не понимаю.
Брежнев в шляпе.  Сам не понимаю. Но что-то напоминает. По ситуации.
Брежнев с дипломатом. Надо будить. Собираем малое Политбюро.
Брежнев в шляпе (Брежневу пьяному). Вставай. На заседание.
Брежнев пьяный. Условия прежние.
Брежнев с дипломатом (открывает дипломат, наливает). Подавись.

Брежнев пьяный пьет.

Брежнев пьяный (осторожно)."Ой, рябина кудрявая..."

Двое Брежневых подхватывают его и волокут в сторону пения.





 
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Те же персонажи, что и в конце первого действия.

         Помощник (Гиге). Это ты нам четвертого подарил? Твоя работа?
Гига. Клянусь, честное слово! Мы же вместе с вами стояли под дверью.
Помощник. Так что же она (смотрит на машину) до сих пор работает?! Вы представляете, если она их штук сто выдаст? Да еще вот таких, пьяных?
Мэр Тбилиси. Придется гостиницу "Иверия" расселять. Трудная задача. Влиятельные люди живут.
Помощник. Кто изготовил этот ящик?.. Я спрашиваю: кто изготовил данный крольчатник?
Главный инженер. Я... главный инженер проекта... извиняюсь.
Помощник. Останавливай.
Главный инженер. Чего?
Помощник. Оглох? Вырубай питание!
Главный инженер. Не понял?
Помощник. У тебя какое образование?
Главный инженер. Высшее. Институт субтропических культур.
Помощник. А кто это построил? Кто?
Главный инженер. Народ построил.
Помощник. Зови народ!
Главный инженер (по-грузински). Нина, ищи немедленно Гурама!.. Обожди! Может, ты знаешь, как ее остановить?
Нина. Откуда мне знать, Вато? У меня с самописцем отличные отношения.
Помощник. По-русски говорить! По-русски!
Главный инженер. Извиняюсь. Я спросил ее, где Гурам...
Помощник. Всем искать Гурама! Быстро!

Нина, Гига и главный инженер убегают искать Гурама.

Помощник. Влипли... Вот влипли, а?
Мэр Тбилиси. Ничего, разместим. Если надо - лично поеду в Алабар. Там и черные машины найдем, и сервировку. Даже мотоциклы для оцепления.
Помощник. А!  Разве в этом дело?..  Сейчас такое начнется...  такое...  Смутное время! Претендентов-то уже четверо!.. Вы как считаете, кто из них ближе к... оригиналу?
Мэр Тбилиси. В шляпе.
Помощник. Да?.. А мне показалось - я дипломатом.
Мэр Тбилиси. Мельчит.
Помощник. Есть немного... Но как же их стране представлять?
Мэр Тбилиси. Вот меня послушайте. Стране представлять никого не надо. Пусть один раз появится тот, другой раз - этот. Третий раз - еще кто-нибудь. Народ скажет: а двойники! И когда народ начнет говорить громко: а, двойники! надо напечатать сообщение ТАСС, что - да, в результате замечательных достижений советской науки совершено бесподобное изобретение и у нас теперь четыре Леонида Ильича! И напечатать их портреты, как космонавтов. Народ затаит дыхание и будет ждать - кто следующий?.. Кто следующий?
Помощник. Следующий?.. Хм... по идеологии?
Мэр Тбилиси.  Следующий - товарищ Суслов. Пожалуйста. Краткая биография и четыре портрета.  Таким способом мы можем заинтересовать лидеров других держав. Авторитет страны пойдет круто вверх...
Помощник. А простой человек?
Мэр Тбилиси. А простой человек может добиться ударным трудом. Можно даже делать это группами. Скажем, нужны стране наладчики ЭВМ? Нужны. Мы считаем - ага, обучить наладчика стоит двадцать тысяч. А размножить? Вдвое меньше! Мы загружаем определенное количество наладчиков ЭВМ и получаем...
Помощник. Да, это замечательно!..
Мэр Тбилиси. Но это не все. Допустим, у нас есть красивая артистка...

Вбегает Гига.

Гига. Нигде нет!

Убегает.

Помощник. Так! Красивая артистка?..
Мэр Тбилиси. Есть красивая артистка. Которую любит народ...

Вбегает главный инженер.

Главный инженер. Куда-то скрылся! В рабочее время! Просто нет слов!
Мэр Тбилиси. Иди! Иди!

Главный инженер уходит.

Мэр Тбилиси.  И эта красивая артистка всем своим существом желает приносить народу радость. Понимаете?..
Помощник. Ну... как сказать...
Мэр Тбилиси. Нет, вы не то думаете. Слушайте: в одно и то же время мы видим в Тбилиси, в Москве, в Хабаровске и других городах...

Входит, потягиваясь, Валя, одетая очень вольно.

Мэр Тбилиси. О! Вот и она!
Помощник. В этом я уже ничего не понимаю... Здравствуйте!
Валя. Привет. Все бегают... Сумасшедший дом.
Помощник. Извините - вы откуда?
Валя. Я? Из Москвы.
Помощник. Да?.. Странно... Так... сразу?
Валя. Ну.
Мэр Тбилиси. Самолетом?
Валя. Как же! Самолетом!.. Если б я знала... Бац - и я в Тбилиси! Как вам это нравится?
Мэр Тбилиси. Мне - нравится.
Валя. Ой, вам тут все нравится!
Помощник. А вы знаете, где вы находитесь?
Валя. Вот это самое смешное! Вы представляете - мы здесь на заводе! А как, откуда - не врублюсь! Не пойму, как я сюда попала?
Помощник. Слушайте. И внимательно. Вы участвуете в невиданном эксперименте. Здесь произошло событие громадной важности...
Валя. Ой, только этого - не надо! Не надо!
Помощник. Почему? Вы не хотите прославиться еще больше?
Валя. Моя слава пусть останется со мной. Мне ее вполне хватает.
Помощник. По-моему, вы с Таганки.
Валя. Вы еще скажете, что с Казанского!.. С Таганки!
Помощник. А! Ну да! Конечно!.. С Чистых Прудов?
Валя. Да что вы в конце концов! Век там не бывала! Я дальше Маяковки...
Помощник. Все! Все! (Мэру Тбилиси.) Район МХАТа...
Валя. Ну, здесь я с вами согласна.
Помощник. Собственно, вам нечего бояться...
Валя. А кого мне бояться?
Помощник. Я сказал - чего. То есть - не-че-го бояться. А не кого.
Валя. А чего я никогда не боюсь. Я боюсь только кого. С двумя лычками. Со звездами мне уже не страшны.
Помощник. Ну, конечно, конечно... Им наплевать, кто за рулем - будь ты трижды народный...
Валя. Как-то ехали мы с народным. Ну да. По Сретенке. Он, естественно, вместо дороги мне на ноги внимание обращает.
Мэр Тбилиси. Вах, вах!
Валя. Да, кстати! (Открывает ноги). Он был не так уж неправ!.. Ну вот. А навстречу нам сворачивает этот желтенький домик с синей мигалкой. Я ему говорю: туда смотри! Сейчас загремим! А он говорит: с тобой, Джейн...
Помощник. Джейн?
Валя. Ну уж, конечно, не Валентина КузьминИчна! Еще вопросы?
Мэр Тбилиси. Нет вопросов!
Валя. Значит, он говорит: с тобой, Джейн... и так поворачивает голову, как шериф из штата Колорадо-Спрингз... и тут же мы, естественно, врезаемся в ПМГ!
Помощник. ПМГ?
Валя. Ну да. А он набит алкашами. ПМГ, естественно, переворачивается. Алкаши орут. Народный выскакивает из машины и уже не как шериф, а как мелкий фраер, бежит по направлению к... ну, куда-то там, по деревне. Люди из ПМГ, естественно, совершенно озверевшие, выбираются из кабины наверх и бегут за ним. А он петляет, думает, сейчас по нему пистолетно-винтовочный огонь поведут. В общем, скрывается эта троица за поворотом, я платочком промокаю свой лоб от крови... Вот, смотри...

Подставляет лоб помощнику.

Помощник. Да... шрам...
Валя. Ну вот. Подхожу к ПМГ. А оттуда мат раздается, вопли, стоны!.. Я берусь за дверцу, и она вдруг падает к моим ногам - замок сорвало. А следом люди начинают выкатываться, один за другим. Человек восемь. Нет. Одиннадцать. Да, одиннадцать. Хорошее число. Выкатываются, выкатываются, выкатываются!.. А я говорю: граждане, вы свободны!.. И мы идем. Кто как. Поддерживая друг друга - идем, идем! Идем... Вот такая история. Спасла одиннадцать человек. Я - двенадцатая.
Помощник. А народный?.. народный? - ушел?
Мэр Тбилиси. Ну, слушай - что народный? что?

Входит главный инженер.

Главный инженер.  Нигде... (Увидев Валю.) Извините! Извините! Виноват! Это я... Нет, это Гурам!
Мэр Тбилиси. Иди! Иди!

Главный инженер, пятясь, идет к выходу.

Мэр Тбилиси. Стой! (По-грузински.) Здесь должны быть хинкали через пять минут и французский коньяк (оглянувшись на Валю) "Наполеон". Иди.

Главный инженер, повеселев, убегает.

Помощник. Да, история... Эх! расскажу, ладно. Мой шеф однажды здорово клюкнул. Ну - клюкнул и клюкнул. Бывает. В таких случаях я его под белы рученьки - и в постель. А на этот раз куда-то он от меня скрылся. Знаете, есть такие способности у пьяных - падать без переломов и незаметно пропадать. Короче говоря - я туда, я сюда - нет! Никто не видел, никто не знает. Тут уж череп у меня раскалился добела от работы мысли! И, знаете, вспомнил!.. В нашей знаменитой больнице ему не то что нравилось, а так - тянуло посмотреть на одну санитарку. Этакая бабища под центнер весом, краснощекая, глупая, но чрезвычайно, я вам скажу, сексопильная. Не знаю даже, в чем там дело. Я не большой любитель русских красавиц, но здесь, в общем-то, я был солидарен. Придет он, бывало, в больницу, а она пол моет. Встанет он, скрестит руки на животе и вздыхает. Вздыхает и смотрит. Как Лев Толстой. И вот чем русский человек отличается, допустим, от француза? Француз давно бы эту бабищу за нитку бус купил со всей ее деревней в придачу. А этот - не может. Ждет, что она его так полюбит. Как героя войны и труда. И она тоже соответственно себя ведет: шмяк ему тряпку под ноги и пошла ворочать шваброй, катая перед ним свои чудовищные ядра - прошу прощения, Валентина КузьминИчна.
Валя. А что мы стоим? Садитесь.

Садятся.

Помощник. Благодарю... Так вот, бегу я по внутренней территории и замечаю свет в процедурном кабинете. Тут уж я, конечно, туфли в руки и на цыпочках... Только вот чем ближе к кабинету, тем мне страннее и странней. Звуки раздаются неожиданные. Гогот какой-то, рев, вопли! Почти как у вас, Валентина Кузьминична, в случае с ПМГ...
Мэр Тбилиси. Потом я вам историю расскажу.
Помощник. Приоткрываю я осторожно дверь - и что же я вижу?.. Мой шеф, абсолютно босой, с ног до головы, валяется на резиновом коврике, на него низвергается целый водопад различных душей Шарко, циркулярных, восходящих, нисходящих, просто из шланга, а бабища стоит над ним со шваброй в руках и драит его этой шваброй до огненного состояния!
Мэр Тбилиси. И ты ушел?
Помощник. И я ушел. На цыпочках.
Мэр Тбилиси. Молодец.
Валя. Какое извращение! Надо же - шваброй!
Помощник. Вы считаете?.. Хм... Нет. Вряд ли.
Валя. Что - вряд ли? Вряд ли... Одна моя знакомая отличается полной фригидностью. Может уснуть в любой момент без предупреждения. Но как только она оказывается в аэропорту - беспрерывно кончает. Самолет бежит по дорожке, и в тот момент, когда он отрывается от земли - она кончает!

Пауза.

Мэр Тбилиси (кричит). Вах-танг!.. Вах-танг, я жду!

Вбегает главный инженер с подносом. На подносе бутылка "Наполеона", рюмки, бокалы, минеральная вода, тарелки с хинкали. Расставив все это на столе, уходит.
Мэр Тбилиси разливает коньяк.

Мэр Тбилиси (вставая).  Моя история. Дело происходит глубокой зимой...

Вбегает Гига.

Гига. Нашли!
Мэр Тбилиси. Кого нашли?
Гига. Гурама! Он уже идет!
Мэр Тбилиси. Иди встречай. (Гига уходит.) Дело происходит зимой...

Вбегает главный инженер.

Главный инженер. Мы ее остановим! Сейчас! Нашли Гурама!
Мэр Тбилиси. Вахтанг, когда говорят тост...
Главный инженер. Понял!

Убегает.

Мэр Тбилиси. Дело происходит...

Входит Нина.

Нина. Гурам идет.

Уходит.

Мэр Тбилиси.  Валентина КузьминИчна! Я начинаю понимать русских, которые пьют без тостов. Алаверды!
Помощник. Алаверды!

Пьют. Входит Нина.

Нина. Идет.

Выходит.

Мэр Тбилиси. Что за Гурам?
Валя. Это он меня похитил из Москвы.
Помощник. Ага! Вот я и хочу узнать точнее ваши впечатления!
Валя. Ну что впечатления?.. Впечатления... хорошие.
Помощник. А конкретней? Что вы чувствовали?
Валя. Вы такие вопросы задаете... странные.
Помощник. Что ж тут странного? Вы скоро, может быть, по центральному телевидению будете отвечать на этот вопрос.
Валя. Про Гурама?!
Помощник. Да. Про Гурама. Про его действия.
Валя. Ну...  я не знаю!..  Что, так все переменилось? Там уже такое говорят?
Помощник. Где?
Валя. В Москве?
Помощник. В Москве?..  Пока нет.  Но вот вы расскажете народу про свои впечатления - и все переменится.
Валя. Серьезно?..  Нет, вы шутите. (Мэру Тбилиси.) Вы знаете, как меня трудно разыграть? А он разыграл.
Мэр Тбилиси. Он серьезно спрашивает, Валентина КузьминИчна.
Валя. Нет, вы она... да вы с ума сошли! (Хохочет.) Ну, хорошо. Гурам - это такой мохнатый медведь!..
Помощник (мэру Тбилиси). Мохнатый медведь! Интересно!.. Вы представляете, как это будет выглядеть в программе "Время"? Превосходный сюжет об интернациональном воспитании! (Вале.) Мы слушаем!
Валя. Нет, вы меня разыгрываете!.. У меня есть несколько знакомых поэтов, есть один член Академии педагогических паук, есть два заслуженных мастера спорта по спидвею, но ни один из них даже близко к вам не приближался!..

Входит Нина.

Нина. Гурам.
Валя. О, Гурам!

За сценой раздается душераздирающий крик. Вбегает Брежнев пьяный.

Брежнев пьяный. Убили!.. Они его убили!

Падает на диван. Общий переполох, заканчивающийся тем, что все, кроме Брежнева пьяного, убегают в комнату, где заседало малое Политбюро.
Грохают бронированные двери, звучит "туш". Брежнев пьяный бросается в нутро машины, вытаскивает оттуда упирающегося Брежнего тихого.

Брежнев пьяный. Друг!.. Проходи... Проходи, друг! Садись!

Садятся.

Брежнев пьяный. Друг, я ничего не пойму!.. Мы куда-то попали... у меня в глазах рябит!.. Ты есть или нет? Или ты в зеркале?.. (Отстраняется.) Что-нибудь скажи!.. Ну?.. Молчит... Значит, в зеркале... Но эти-то!.. Они ж его задавили... (Смотрит на свои руки.) Вот так, смотри, друг! (Берет Брежнего тихого за горло.) Видишь?.. Ты в зеркале, тебе не больно... А он орал! Знаешь, как орал?.. (Отпускает Брежнева тихого, тот отскакивает, забивается куда-то в угол, смотрит оттуда сумасшедшими глазами.) А, видишь... Даже в зеркале испугался... А мне каково?.. Нет. Это надо переспать... (Ложится.) Сейчас пересплю и проснусь в Кремле... И чтобы я еще хоть раз... чтобы когда-нибудь мешал нашу... пшеничную... с этими ихними ликерами... Чтоб я сдох!

Засыпает.
Через некоторое время Брежнев тихий встает, затем, держась на расстоянии от спящего, подкрадывается к машине, пытаясь раскрыть бронированные двери... Безуспешно. Тогда он снова забивается в угол, накинув на голову кофточку лаборантки.
Вбегает Гига.

Гига (что-то ищет).  Ну и дела...  ну и дела... ну и дела... Ну и Гига... Вот так Гига! (Останавливается, гордо.) Гига! Ты попал в историю!.. (Снова ищет.) Ну, ты и попал в историю... Нет, ты действительно в историю попал!..  Теперь бы только в тюрьму не попасть...  Да где же эта аптечка чертова?..  Гига! Ищи!.. Г-гав! Г-гав-гав!.. (Дурачась, на четвереньках бегает, обнюхивает помещение. И действительно находит аптечку. Вскакивает гордо.) Гига! Сокол ты ясноглазый!

Выбегает.
Брежнев тихий сдергивает кофточку, оглядывает мир уже совершенно безумными глазами. Снова набрасывает ее на голову.
Входит мэр Тбилиси и главный инженер.

Мэр Тбилиси (оглянувшись на спящего, тихо). Вахтанг, это скандал. Еще немного, и они бы его удавили.
Главный инженер. Что такое - поет человек, а его давят?
Мэр Тбилиси. Это не твое дело.
Главный инженер. Извиняюсь.
Мэр Тбилиси. И не мое.
Главный инженер. Исключительно их дело.
Мэр Тбилиси.  Вахтанг, если и за песни начнут давить... Но это их дело.
Главный инженер. Пусть давят.
Мэр Тбилиси. Это не твое дело, Вахтанг!
Главный инженер. Посинел - а все равно поет.
Мэр Тбилиси.  Иногда мне тоже хочется запеть, но я молчу. Я лучше приду домой и там спою.
Главный инженер. Поехал за город - и пой.
Мэр Тбилиси. Кому за городом петь?
Главный инженер. Но если хочется?
Мэр Тбилиси. Если хочется - пой про себя.
Главный инженер. Тогда зачем ехать за город?

Пауза.

Мэр Тбилиси. Вахтанг, не уходи от ответа.
Главный инженер. Ну не могу я ее остановить!
Мэр Тбилиси. Ты сколько за должность заплатил?
Главный инженер. Меня выдвинули.
Мэр Тбилиси. И сколько ты им дал?
Главный инженер. Меня просили.
Мэр Тбилиси. Сколько просили?
Главный инженер. Два месяца.
Мэр Тбилиси (орет). Я тебя спрашиваю!

Брежнев пьяный ворочается.

Мэр Тбилиси (тихо). Сколько?

Главный инженер шепчет ему на ухо. Мэр Тбилиси изумлен.

Мэр Тбилиси. Сколько?.. За такую работу? Такую ответственную?.. Ты самоубийца, Вахтанг! Немедленно останови ее!.. Но прежде сделаешь мне один экземпляр Валентины КузьминИчны. Быстро.

Уходит.
Главный инженер чешет затылок...  Уходит. Возвращается с Валей.

Главный инженер. ...и это совсем не больно. А даже приятно.
Валя. Слушайте, у вас в Тбилиси каждый день так?
Главный инженер. Тсс... (Показывает глазами на спящего.) Ну, что вам стоит? Мы вам сделаем подарки, посадим на самолет... Квартира у вас есть?
Валя. Допустим, нет.
Главный инженер.  Купим. А другая Валентина КузьминИчна останется здесь. И вы про нее знать не будете... Как? Согласны?
Валя. Так. Значит, здесь со мной черт знает что станут делать, причем совершенно бесплатно, а я там, в Москве, спокойно буду смотреть людям в глаза?
Главный инженер.  Да вам здесь будет тоже очень хорошо! И квартира! И фрукты!
Валя. А Гурам?
Главный инженер. Что Гурам?
Валя. Гурам встретит меня на проспекте. И что подумает?
Главный инженер. Что подумает?
Валя. Ну что он подумает?
Главный инженер.  Ну и пусть подумает! Пусть подумает!.. Ведь его мысль вам не помешает?
Валя. Как это не помешает? Вам лично чужие мысли не мешают?
Главный инженер. Что?
Валя. Когда о вас думают плохо, вам это не мешает?
Главный инженер. В каком смысле? В смысле перспективы?
Валя. Нет, но что вы? Не понимаете?
Главный инженер. Что я должен понимать? Что?.. Тот говорит - не понимаешь! Здесь тоже - не понимаешь!.. Да как могут чужие мысли мешать, если дело хорошо идет? Мешать могут свои мысли, когда они не попадают, черт их возьми!.. Ну, хорошо, можете и с Гурамом встречаться! Только тайно!
Валя. Но я же его не узнаю! Вот чудак. Я же его буду знать та, которая в Москве! А не в Тбилиси!
Главный инженер (теряя терпение). Хорошо. Я вас познакомлю. Хотите, напишу расписку?
Валя. Ну... Пиши.

Главный инженер пишет расписку.

Валя. Число поставь.
Главный инженер. Так. Готово. Идемте, Валентина КузьминИчна?
Валя (вздыхает). Эх, Валька, Валька!.. И что меня все время так тянет рисковать? Давно бы расписалась с каким-нибудь миланцем, уехала в Италию! Развелась бы там! Фабрику отсудила! Так нет! Вместо этого сама себя превращаю в гарем! А почему?
Главный инженер. Почему?.. Только быстро!
Валя. Потому что я скучаю. Скучаю, понимаешь? Для меня жизнь - это очень скучное место. Мне надо жить под микроскопом - знаешь, как там микробы суетятся?.. Пошли!

Идут к выходу.

Валя. Нет, я, наверно, сплю!

Уходят.
Брежнев тихий откидывает кофточку, озирается. Снова накидывает.

Брежнев пьяный (вставая).  Ни в одном глазу... Или я здесь всегда буду жить?.. Кто-нибудь!

Идет к выходу.
Двери распахиваются.
Помощник, мэр и Гига вносят Брежнева в белом фраке. Кладут его на диван. Во рту у него - кляп из марли. Следом входит Брежнев с дипломатом и Брежнев в шляпе.

Брежнев в шляпе. Вместо замечательной работы в коллективе происходит открытая антисоветчина! Что он поет! Это же репертуар человеконенавистничества! Давайте еще попробуем. (Вынимает кляп.)
Брежнев в белом фраке (хрипло). "Сколь веревочка не вейся - все равно совьешься в плеть!"
Брежнев в шляпе (затыкает кляп). Диверсия какая-то.
Брежнев с дипломатом. Я, откровенно говоря, надеюсь на того. (Кивает на машину.) На философа.
Брежнев в шляпе.  Давайте его вытащим оттуда.  Встали у дверей. И как только раздастся "туш" - хватайте и тащите.

Все полукругом располагаются у бронированных дверей.
Пауза.

Брежнев в шляпе. А где Гурам?
Брежнев с дипломатом. Да, где Гурам?
Мэр Тбилиси. Гурам... (Гиге.) Где Гурам?
Помощник (Гиге). Если ты не найдешь Гурама, я сделаю все, чтобы изменить законодательство под тебя лично! Живо!

Гига и Нина Убегают.
Все ждут.
Брежнев пьяный незаметно крадет дипломат. Раскрывает, наливает...

Брежнев в шляпе (оглянувшись). Стой!.. (Брежневу с дипломатом.) И этого вяжем.

Брежнев пьяный успевает выпить. Поэтому дает связать себя довольно спокойно. Его кладут рядом с Брежневым в белом фраке. Снова выстраиваются у дверей.
Томительная пауза.

Помощник. Господи, яви милость Твою!..
Брежнев в шляпе. Член ленинской партии! Позор!
Брежнев с дипломатом.  Пусть помолится, если верует. Может что-то изменится. Мне как-то не по себе.
Брежнев в шляпе. И его вязать!.. Я приказываю.

Мэр Тбилиси и помощник вяжут Брежнева с дипломатом. Укладывают рядом с двумя другими на диван.

Брежнев в шляпе. Ренегат... Ну вот теперь я в единственном числе.

Грохают бронированные двери, звучит"туш". Появляется улыбающаяся Валя.
Общее изумление.

Брежнев в шляпе. Что же это - моя женская сущность? Какой позор... Всем выйти! Немедленно!

Последним выходит мэр Тбилиси. Он потрясен.

Брежнев в шляпе.  Вы что, Леонид Ильич, совсем с ума сошли? В каком вы виде?
Валя. В каком?
Брежнев в шляпе. И голос!.. Где наш голос? Что за... опера?
Валя. Ну вот... Я в Тбилиси или где-нибудь еще?
Брежнев в шляпе. В Тбилиси. Но в каком виде?! Что это у вас? (Показывает на грудь.) И это? (Показывает на прическу.) А это что?.. Почему вы в платье?!
Валя. Без платья мы не договаривались.  И что у меня не то? Все у меня то.
Брежнев в шляпе. Но что за голос... Что за голос! Чазова сюда! Немедленно! Пусть что-то делает со связками... Но это! (Показывает на грудь.) Чтобы этого не было! Прикройтесь. Стыд какой.

Подходит и сдергивает кофточку, прикрывающую Брежнева тихого...
Тот закрывает голову руками.

Брежнев в шляпе (растерянно). Здравствуйте, Леонид Ильич...
Валя. Ой! Еще один.
Брежнев в шляпе.  Вы откуда?..  Вы что, растете здесь, что ли, на каждом углу?!.. Кто вы такой? Отвечайте!
Валя. Что вы на него кричите? Видите, он весь дрожит?.. Ну?.. Идите ко мне. Идите. Не бойтесь. Он вас не тронет.

Усаживает Брежнева тихого, обнимает.

Валя. Вот так... И совсем здесь не страшно... Ничего тут страшного нет...  Дурачок... До того перепугался... Ну? Почему вы спрятались? А?

Брежнев тихий что-то шепчет ей на ухо.

Брежнев в шляпе. Что он говорит?
Валя. Он говорит - ему стыдно.
Брежнев в шляпе. Стыдно? Что за чушь. Будет в саду ковыряться. Исполнять должность пенсионера... Стыдно... Чего ему стыдно?

Брежнев тихий шепчет.

Валя. Ему стыдно за все.
Брежнев в шляпе.  Ладно. И его вязать. А вас мы отдадим хирургам, станете похожи на оригинал.

Грохают бронированные двери, звучит"туш".
Входит улыбающаяся Валя.

Брежнев в шляпе.  Еще один в платье! Да сколько вас там?! Остановите немедленно! Слышите? Я требую остановить!

Грохают двери. Звучит "туш".
Входит главный инженер.

Брежнев в шляпе. Это что - новая серия? Вы кто?

Двери грохают уже безостановочно. Сцена наполняется персонажами, их двойниками, совсем неизвестными людьми.
Входит Нина.

Нина. Пришел Гурам!

Входит Гурам. Все замолкают.

Брежнев в шляпе. Это кто?
Главный инженер. Это Гурам, Леонид Ильич! Сам Гурам!
Брежнев в шляпе.  Ага.  Это и есть Гурам.  А в Коми ты не хочешь, Гурам?
Гурам. Я уже думал об этом. Я не хочу.
Брежнев в шляпе. Твоя машина гонит брак.
Гурам. Это природа делает, а не машина. Но я придумал, наконец...
Помощник. Минутку, Леонид Ильич! (Гураму.) Останови ее! Немедленно!

Гурам нажимает красную кнопку.

Брежнев в шляпе.  Что, больше не будет таких (показывает на Валю) Леонидов Ильичей?
Гурам. Больше ничего такого не будет. Сейчас она стала очень добрая. Я ей поставил фильтр тонкой очистки.
Брежнев тихий. Простите, пожалуйста. А можно мне туда? (Показывает внутрь машины.) Здесь очень плохо.
Гурам. Конечно.

Нажимает кнопку, двери расходятся.

Брежнев тихий. Спасибо.

Входит в машину.

Гурам. Если  кто-то  хочет  еще - прошу.  Сейчас она делает людей счастливых, без морщин, без болезней. Сам бы пошел, да работа держит.
Валя. Гурам. Отойдем.

Они отходят, тихо говорят о чем-то. Затем Валя и вторая Валя быстро входят вглубь машины.

Гурам. Нет. Видимо, места всем не хватит.
Мэр Тбилиси. Как - не хватит?
Брежнев в шляпе. Куда пошла моя женская сущность? Это может на меня повлиять в плохую сторону!
Помощник (Гураму). Что вы с ними сделаете? Отвечайте!
Гурам. Я сказал: удаляю болезни, морщины, делаю юными, красивыми. Заходи, друзья! Попробую всех впустить!

Начинается столпотворение у дверей. Помощник пробивает дорогу для Брежнева в шляпе. Трое связанных Брежневых мычат. Гурам освобождает их.
Наконец, всем хватило места.

Гурам. Ну как? Поехали?
ГОЛОСА. Давайте скорее! Здесь тесно! Что вы тут колено выставили? А мне плевать, я сам мэр!
Гурам. С Божьей помощью.

Двери закрываются. Машина гудит, как самолет в форсаже.
Гурам в волнении ходит,заложив руки за спину. Смотрит на часы - пора.
Грохают бронированные двери, звучит "туш".
Высыпает целая толпа детей.

Дети. Дядя Гурам! Дядя Гурам! А мы в зоопарк пойдем? Дядя Гурам! Дядя Гурам! А Леня меня толкнул! Дядя Гурам! А зачем Валя обзывается? Дядя Гурам! У Вахтанга из ушей дым идет! Он сам говорит! Дядя Гурам! Дядя Гурам! А люди бывают умные?
Гурам. Эй! Не трогайте ничего, а то там прячется крокодил. Все сюда подошли, ко мне. Кто хочет кушать!
Дети. Мы! Мы! Я! Я! Мы!
Гурам. Сейчас пойдем кушать. Кто-нибудь что-нибудь помнит или нет?
Дети. Нет! Нет! Никто не помнит! Кушать хочу! Хочу есть!
Гурам. Хорошо. Нина, сбегай в столовую, предупреди... Ах, да. Ну-ка, все взялись за руки. По парам. Так. Леня и ты, Леня, ну-ка, запевайте песню!

Под песню дети вместе с Гурамом уходят.