Мой второй дом

Светлана Красавцева
   На четыре года вторым домом для меня стал мой любимый Харьковский химико-механический техникум. Это, пожалуй, были самые лучшие годы моей жизни!

              ГЛАВА ПЕРВАЯ.
            
       НОВАЯ ЖИЗНЬ, ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

   За несколько дней до начала занятий мы с мамой приехали в Харьков, таща с собой неподъемные чемоданы: одежда, постельное белье, учебные принадлежности и даже непортящиеся продукты-много всего нужно при переезде на новое место!       Мне было одновременно и страшно, и радостно: почему-то хотелось самостоятельности, но и пока непонятно было-как это жить без родителей.
   Места в общежитии мне не дали-я одна у родителей, а давали только малообеспеченным или сиротам, на всех мест в общежитии не хватало. Мы нашли квартиру недалеко от техникума. Это был ветхий одноэтажный домишко на несколько хозяев. У нашей бабульки вход с улицы вел прямо на кухню, куда она пускала квартирантов. Кухня была проходной-из неё через дверной проем с дряхлыми занавесками можно было попасть в хозяйкину "залу" (это была и спальня). Вся мебель была, похоже, возрастом старше нашей бабушки (она так и велела себя называть-"бабушка"). Кроме меня там уже жила девочка со второго курса-Люба. Она училась на другой специальности. И конечно, как старожилу, ей досталось лучшее место-на двуспальной кровати за ширмой. Мне пришлось довольствоваться старым продавленным диваном, из которого во все стороны торчали пружины. И вечером, ложась спать, я долго приспосабливалась, чтобы меньше давило бока.
   Перед отъездом мама заплатила 15 рублей бабуле за квартиру, оставила мне 15 рублей на питание (еще 30 я должна была получить в качестве повышенной стипендии двадцатого сентября). Часть продуктов мы привезли с собой, а часть мама купила в Харькове. С Любой мы решили питаться вместе. Она жила недалеко от Харькова и каждые выходные ездила домой. Она была уже освоившейся в новой жизни и была вполне ею довольна.
   И вот мама уехала, я осталась одна.
В нашей группе оказались одни девчонки! Причем, 29 приезжих и и только одна харьковчанка! То, что мы все впервые оказались без родителей, как-то очень быстро всех нас сплотило и сдружило! Правда, в первое время на уроках нет-нет да кто-то всплакнет! Преподаватель подходит:
   -Леночка, что случилось?
   -Домой хочу!
   А мне моя новая жизнь сразу очень понравилась! Я удивлялась, когда наблюдала такие сцены-как это домой хотят? Здесь столько всего интересного! Некогда скучать и плакать!
   Большинство наших преподавателей любили нас, как своих детей, и техникум очень быстро стал нам родным домом.
   Вот первый урок общей химии. Маленькая, уже пожилая, но подвижная евреечка Ида Яковлевна нас спросила:
   -Вы химию в школе изучали?
   Мы удивились:
   -Конечно!
   -Так вот, забудьте все, чему вас там учили! Здесь мы все будем учить заново!
   И на её уроках было так интересно, что и учить специально почти ничего было не надо-все и так само запоминалось!
   На лабораторных занятиях мы все были в белых халатах, у каждой было свое рабочее место с газовой горелкой, химикатами и посудой. Лаборатория была очень чистой, выложенная белой плиткой. Мы учились взвешивать на аналитических весах, наливать точное количество жидкости, не разливая, мы делали всякие интересные опыты и чувствовали себя почти что великими химиками!

   Наша классная дама Лариса Савельевна преподавала английский язык и решила сделать экспериментальную группу из тех, кто в школе изучал немецкий. Я как раз попала в эту группу. Языки мне очень легко давались, даже наша "немка" в школе уговаривала меня:
   -Тебе надо десять классов заканчивать и поступать на иняз!
   Английский мне очень понравился. Наверное, тут заслуга была Ларисы Савельевны: она оттачивала наше произношение, она учила нас читать английские тексты почти не пользуясь транскрипцией, мы разыгрывали сценки на английском языке, и за два года ...догнали тех, кто начал изучать "инглиш" в школе. А я еще взяла за правило выписывать на картонках английские слова, раскладывать их там, где они попадались мне на глаза, и повторяла их перед сном. Вскоре я стала лучшей ученицей нашей экспериментальной группы.

   Очень полюбили мы преподавателя математики Лидию Михайловну. Как-то умела она доносить непростой материал про интегралы и дифференциалы просто и понятно! А вот преподавателей по русскому и украинскому языкам и литературе мы боялись до заикания и потери речи! Как сумели они так запугать нас, что на их парах стояла мертвая тишина?!! Если на химии и математике было тихо, потому что нам было интересно, то на этих занятиях была МЕРТВАЯ тишина! Мы дышать боялись! И часто, зная урок, кто-нибудь вдруг замолкал и не мог вымолвить ни слова! От страха! И получал "пару"!
   Я в школе изучала не украинский, а молдавский, поэтому тут попала в подгруппу "неизучавших". Нам было задание каждый день переписать полстранички любого текста. А в конце недели нужно было сдать тетрадь. Но, конечно, делать мы это забывали, спохватывались только накануне урока. И переписывали за всю неделю одним махом! Я начала брать в библиотеке украинские книги-приучала себя читать. Это, наверное, дало свои плоды, когда мы сдавали экзамен: писали мы не сочинение, а диктант, и я получила "пятерку"!

   В группе я с первых дней подружилась с худенькой высокой девочкой Таней Зосимовой. Мы вместе сидели на уроках, рядом делали лабораторки, ходили обедать в столовую, а после занятий бегали в кино. Правда, жила она у своей тети, но от этого была менее свободной, чем я: все время торопилась домой: тетя будет волноваться! А я была сама себе хозяйка! Красота!

   Утро у нас на квартире начиналось с того, что хозяйка включала электроплитку, ставила на неё древний чайник, а когда вода становилась более-менее горячей (не кипящей!), провозглашала:
   -Девки! Пейте чай!
   "Девки" наливали в кружки"чай" , чаинки плавали наверху, от размешанного сахара на поверхности появлялась белая пена. Мы вылавливали чаинки, делали себе бутерброды со сливочным маслом и иногда с сыром и завтракали.Умывальник был тут же, в кухне: в него нужно было налить воды, и нажимая руками на специальный "носик", умываться. Понятно, что "удобства" были на улице, поэтому зимой мы старались в туалет ходить в техникуме-все же в тепле! Правда, дома мы жили с таким же умывальником и туалетом, поэтому особых неудобств я не испытывала.
   Люба ездила домой, там и купалась, а я дней через десять поняла, что надо искать баню-дома не искупаешься! Кто-то из наших девчонок узнал, где она находится, и мы стали ездить человек по 5-7. Вначале ходили в общее отделение, а потом открыли для себя, что можно брать билеты в отдельные душевые кабинки-там худо-бедно можно было кое-что и простирнуть!
Обедали мы в столовой-обеды были дешевые, а хлеб просто лежал на столах-бери сколько хочешь!
   Раньше с деньгами я никогда дела не имела, никто меня не учил распределять их, дома мне даже в магазин ходить не надо было-мама работала продавцом, и все приносила сама. А тут я как-то не заметила, а деньги, оставленные мамой, уже закончились! Подходили к концу и купленные ею продукты. Но я не унывала: на выходные Люба поедет домой и привезет что-нибудь вкусненькое, а там и стипендию получу! Писать домой и просить денег мне и в голову не пришло-стыдно было, что не рассчитала и потратила раньше времени!
   В понедельник утром приехала Люба. Стала выкладывать на стол домашний творожок, сметанку, молоко, курочку. У меня прямо слюнки потекли в предвкушении! Сейчас позавтракаем! А Люба почему-то не смотрела мне в глаза, как-то странно молчала, а потом вдруг насмелилась:
   -Света, я вот что подумала: давай мы будем питаться отдельно!
Меня как холодной водой окатили! Конечно, когда съели все мои продукты, теперь можно и отдельно питаться! Я выдавила из себя:
   -Хорошо, будем питаться отдельно!
   До стипендии было больше недели. Утром я пила бабулькин "чай" с хлебом, принесенным украдкой из столовой. На обед брала пол-борща за пять копеек и винегрет за четыре копейки. Вечером снова "чай" с хлебом. Маме письма писала через день, описывала подробно всю нашу техникумовскую жизнь, но ни словом не заикнулась, что сижу впроголодь-гордость не позволила! Наконец дали стипендию, и я первым делом взяла себе с столовой хороший обед! А потом стала рассчитывать, куда и сколько трачу-урок оказался полезным!


             ГЛАВА ВТОРАЯ.

            ВОТ ЭТО СЮРПРИЗ!

   После первого курса нам надо было сдавать физику. Надо сказать, что этот предмет был для меня, пожалуй, самым нелюбимым и непонятным. И не потому, что я не хотела ее учить, а просто с самой школы не везло с преподавателями. В школе у нас физику преподавал директор. Не знаю, каким он был администратором, но этот предмет в классе не понимал никто! Однажды даже устроили "акцию протеста"-всем классом сбежали с урока, спрятались в кустах и, давясь от смеха, наблюдали, как директор обошел вокруг школы, разыскивая беглецов.
   В техникуме физику преподавал Сапог. Это был ОЧЕНЬ пожилой дядечка, абсолютно невозмутимый. За что ему дали такую кличку-никто не знал. Она пришла к нам от нынешнего второго курса, который просветил нас, что экзамена бояться не надо, его сдают все, что можно пользоваться чем угодно-шпорами, учебниками и т.д. Ну мы и расслабились! На уроке и нам, и Сапогу было комфортно! Никто друг другу не мешал! Он, стоя, бубнил что-то одному ему понятное и интересное. Мы занимались кто чем: кто-то доучивал литературу, которая шла за физикой, кто-то писал письмо домой, кто-то читал интересную книжку, некоторые играли в "чепуху". Очень прикольная игра, вызывающая взрывы хохота, нисколько не мешающие Сапогу увлеченно читать лекцию. Ну как тут не захохочешь, когда один пишет вопрос, а другой отвечает на него вслепую. Вот и получалось, что Таня пишет на листочке :" Кто будет принимать у нас экзамен по физике?" Загибает листочек так, чтобы я не видела вопрос, сверху пишет "кто?", а я отвечаю: "Бегемот в красных штанах!" Мы корчимся от смеха, сползаем под парту, девчонки, заинтересовавшись нашим весельем, читают вопросы-ответы и тоже хохочут до слез. Как мы любили физику и нашего душку Сапога!

   Так прошел год. Подходило время экзамена. Два толстых тома физики оставались для нас тайной за семью печатями. Но нам сказали, что переживать не о чем, мы и не переживали! И вдруг, как гром среди ясного неба, известие, что Сапог ушел (уже ушел! Не подумал о нас!) на пенсию!!! Сказать, что мы были в шоке-это ничего не сказать! До экзамена оставалась всего неделя, и было понятно, что ни выучить оба тома, ни написать шпоры на весь материал-просто невозможно!
   Экзамен должен был принимать Рафаил Хафизович-подвижный лысоватый татарин. Он пришел на консультацию и все удивлялся, что мы не задаем вопросы.
   -Стра-анные вы девочки!-говорил он, бегая по классу. -Неужели вам все понятно?!!
   А у нас вопросов не было,потому, что все было НЕПОНЯТНО! И вообще мы были в предобморочном состоянии от страха!
Вторая коронная фраза нашего нового физика, которая часто звучала, была: "Спокойно,пожалуйста!"

   Чтобы лучше подготовиться к экзамену, мы решили объединиться с Лидой, Ниной и Валей. Девчонки тоже жили на частной квартире, но у них был большой двор, куда мы вынесли раскладушку и вначале пытались добросовестно учить билеты. Одна читала тему, вторая пересказывала, остальные дополняли. Потом менялись ролями. Во время перерыва мы фантазировали на тему сдачи экзамена. Решили, что выучим азбуку Морзе, будем привязывать веревочку к ноге отвечающего и подсказывать ему, дергая за неё. Представляли, как Рафаил Хафизович запнется за веревочку и упадет. И, лежа на полу, скажет:
   -Спокойно,пожалуйста!
   А когда мы засмеемся, проговорит:
   -Стра-анные вы девочки!
   Мы представляли эту картинку так ярко, что хохотали до уписивания!
Наши перерывы становились все чаще, все длиннее. Мы уже и в "чепуху" играли, чтобы успокоить нервы. И анекдоты рассказывали!Никогда ни до этого, ни после я так весело не готовилась к экзамену!

   И вот настал "час Х". Ночью я не стала себя мучить и что-либо учить, но спала все равно плохо. Бил мандраж! Утром решила идти в числе первых. А чего "тянуть кота за хвост"? Оттягивай-не оттягивай, все равно придется идти сдавать!
   Бледные, дрожащие стояли мы под дверью аудитории. Рафаил Хафизович прилетел, как всегда, бодрый и энергичный:
   -Ну, девочки, заходите десять человек!
   Мы зашли в аудиторию, как на плаху! Преподаватель дал нам выбрать билеты. Я глянула:"темный лес"! Ничего не помню! У всех на лицах было написано такое же отчаяние, как и у меня! А Рафаил Хафизович сказав:" Готовьтесь!", ушел и закрыл нас в аудитории на ключ! Поняв, что спасены, мы быстро вышли из охватившего нас анабиоза, и взялись за дело! В ход пошли учебники, справочники, под дверь посылались записки, если не могли решить задачу или найти ответ на вопрос. Мандраж прошел.
   Через час мы были готовы отвечать! И как раз вернулся наш любимый физик! Я довольно уверенно ответила на билет, задача была решена правильно, и только споткнулась на дополнительном вопросе и получила "четверку" (она была одной из трех четверок в моем "красном"дипломе). Я была счастлива!
   Точно так же сдали еще десять человек, а затем и последняя десятка. Рафаил Хафизович неизменно уходил, закрыв девчонок на ключ. А мы все стояли под дверью и активно помогали готовиться "пленницам". "Двоек" не получил никто! В преподавателя мы были почти влюблены!

            ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

         АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ.

   В школе по физкультуре у меня была тройка. Я не могла быстро бегать, далеко прыгать, отжиматься и метать гранату. Это я уже потом, учась в пединституте на факультете физвоспитания, узнала, что, оказывается, у некоторых людей больше "быстрых" мышечных волокон, и из такого человека может получиться хороший спортсмен в беге на короткие дистанции, прыжкам и метаниям. Но из них никогда не воспитать марафонца! А есть люди с преобладанием "медленных" мышечных волокон, и из них никогда не получится спринтер! Так вот, школьные нормативы рассчитаны как раз на первую категорию, а я, отличница по всем предметам и троечница по физкультуре, относилась ко второй! Но тогда я об этом, конечно, не знала! И только после того, как мама сходила к директору, мне "натянули" по нелюбимому предмету четверку! И из-за нее я сдавала в техникум экзамены (отличники поступали вне конкурса!).
   А вот в техникуме мне (да и всем нам!) несказанно повезло! У нас был прекраснейший преподаватель по физкультуре, в которого были влюблены почти все наши девчонки! Звали его Алексей Андреевич. Это был пожилой, но поджарый и статный мужчина с белоснежными седыми волосами, красиво контрастирующими со смуглым лицом. Какой это был специалист! Ему не нужно было нас заставлять-мы сами бежали на физкультуру, как на праздник!
   На первом же занятии Алексей Андреевич объяснил нам, что у каждой женщины бывают дни, когда она может быть освобождена от нагрузок. Нам достаточно при перекличке сказать: "НЗ" (не занимаюсь), и сиди себе спокойно на лавочке. Но если кто-нибудь пытался схитрить, то от ехидного замечания: "У тебя что-НЗ по пять раз в месяц?!!"-хитрунья готова была залезть под лавочку под наш дружный хохот. А мне почему-то стыдно было признаться, что у меня "НЗ", и я занималась всегда. Да и неинтересно мне было сидеть на лавочке, когда другие выполняют упражнения на брусьях или бревне, играют в баскетбол или бегают кросс.
   Кстати, к спортивной форме были очень строгие требования. Гимнастикой в зале зимой мы занимались обязательно в трикотажных гимнастических купальниках. Никакие спортивные брюки не признавались. Пришел не в соответствующей форме-получаешь "н.б.", то есть прогул и сидишь скучаешь. А потом еще отрабатываешь пропущенное занятие! Легкой атлетикой весной и осенью в теплую погоду занимались в спортивных трусах, а в прохладную-в костюмах. Обувь тоже требовалась особая: для гимнастики-чешки, для бега или баскетбола-кеды. Это уже позже начали появляться кроссовки.
   Первый же норматив в беге на 800 метров озадачил меня несказанно! Бегали мы вокруг техникума, и я вдруг финишировала второй за Ниной Амелиной и получила пятёрку! И если некоторые девчонки еле добегали эту дистанцию, а то и переходили на ходьбу, то мне бежать было легко, и я даже получила от бега удовольствие! С тех пор по ранее так нелюбимому мной предмету у меня были сплошные пятерки! А с Ниной у нас возникло соревнование, которое со временем я начала все чаще и чаще выигрывать!
   Гимнастика-это совершенно особая тема! Я раньше и понятия не имела, что это такое! А тут у нас были настоящие тренировки на брусьях, на бревне, опорные прыжки через коня, лазанье по канату, вольные упражнения. Помню свой восторг, когда я поняла, КАК лезть по канату, чтобы из него получалось что-то типа лестницы. Впервые я залезла на самый верх, под потолок и смотрела сверху на зал и ликовала: у меня получилось! Да на каждом занятии Алексей Андреевич помогал там пережить вот это состояние пусть маленькой, но ПОБЕДЫ! Вот я делаю ласточку на бревне, а он рядом подстраховывает и обязательно хвалит. Вот на брусьях получился сложный элемент, и я чувствую себя особенно упругой, ловкой, стройной! И как я была благодарна Алексею Андреевичу за эти умения и навыки, когда мне пришлось, будучи матерью двух детей, сдавать вступительные экзамены в пединститут на факультет физвоспитания (одним из экзаменов там была гимнастика). Я получила тогда за экзамен "отлично", хотя прошло 5 лет после уроков физкультуры в техникуме.
   Однажды Алексей Андреевич предложил нам поехать на природу с ночевкой. Ехали по желанию (почему-то желание оказалось не у всех! Я очень этому удивлялась! Я-то любила всякие подобные выезды на природу, тем более, что с родителями мы и на рыбалку ездили, и на море неделю в палатке жили. Но поехать БЕЗ родителей-это же просто мечта!).
   В техникуме оказались палатки, спальные мешки и даже котелок для кулеша!
Поехали мы недалеко на электричке на реку Лопань. Было нас человек пятнадцать. Группа наша была чисто "девчачья", но, как оказалось, что некоторые девчонки уже обзавелись кавалерами, и они поехали вместе с нами. Я же была тогда еще так далека от всякой "любови-моркови", у меня было столько ненужных комплексов, что на ребят я смотрела почти как на инопланетян.
   Палатки мы поставили в прекрасном, живописном месте на берегу реки. И снова Алексей Андреевич преподавал нам уроки, как установить палатку, как правильно разжечь костер, как убирать за собой мусор и не портить красоту природы валяющимися консервными банками. Во мне было столько восторга от нашей поездки!
   Мы играли в волейбол, варили кулеш, собирали хворост. А вечером долго-долго пели под гитару, глядя на необычно яркие звезды и огонь костра, который завораживает и пробуждает какие-то забытые чувства единения с природой. Искры поднимались высоко вверх, к звездам, и какая-то особая энергия пронизывала всех нас, заставляя углубиться в себя, в свою ДУШУ, о которой мы еще тогда не знали, что она есть, потому что нас учили атеизму. Но я почему-то с детства чувствовала внутри себя что-то ОСОБОЕ, чему не было названия, была какая-то вера в НЕЧТО Вселенское, хотя нас учили, что "Бога нет". Да нет, даже слово "Бог" тогда писали с маленькой буквы...Бога не было, а ВЕРА внутри нас была!
Спали мы в палатках в спальных мешках. От какого-то внутреннего перевозбуждения я долго не могла заснуть. Мне было так хорошо, что жалко было спать в такую прекрасную, необычную ночь!
   Проснулась я от холода-ночи в сентябре уже прохладные. Было начало шестого. А сна как не бывало! Наверное, общение с природой, этот лесной воздух, река дали столько энергии, что я выспалась за четыре часа так, как порой не высыпаешься за восемь!
   Я вылезла из палатки и обомлела! Солнце еще только-только собиралось просыпаться-порозовел краешек неба. Над рекой стоял густой туман, как будто облако ночью прилегло отдохнуть, да так и занежилось до рассвета. Птицы начинали сначала негромко, а потом все активнее перекликаться. Наш лагерь еще спал, и мне казалось, что я здесь одна, наедине с природой, со Вселенной. И это чувство было таким сильным, таким ярким, что я помню его до сих пор!
   Я зачарованно наблюдала за таинством восхода Солнца, и, видимо, в это время проснулись древние языческие корни, когда мои предки поклонялись Солнцу, Духу Реки, Духу Огня, Земле-Матушке. Мне хотелось обнять весь Мир, любовь в сердце была ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ!
   Не знаю, сколько длилось такое состояние транса. Но вскоре стали просыпаться наши девчонки и мальчишки. Они сонные и замерзшие вылезали из палаток, кто-то ахал, любуясь красотой природы, кто-то просто этого не замечал. Началась обычная утренняя кутерьма, собирание хвороста, приготовление завтрака. Я вернулась на землю.

   Не знаю, что там техникуме произошло после нашего окончания. Но когда мы приезжали на встречу выпускников, кто-то рассказал, что у Алексея Андреевича с руководством произошел конфликт, и он ушел на пенсию. Если это так, то очень жаль! Я же всю жизнь благодарна этому человеку, этому замечательному специалисту, этому Учителю за то, что он встретился в моей жизни. И когда я работала преподавателем физвоспитания в университете, я во многом опиралась на пример Алексея Андреевича. И возможно, поэтому, у меня никогда не было конфликтов со студентами, я как и он, относилась к ним, как к СВОИМ детям.

                ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ.

                ВАЛЕРИАНОВСКАЯ, 60.

   Моя жизнь полностью сосредоточилась на Харькове и нашем техникуме. И когда я приезжала домой на каникулы или праздники, мама даже ревновала меня к новой жизни:
   -Ну вот, не успела приехать, а торопишься опять в Харьков вернуться! Влюбилась ты, что ли?!!
   А я и влюбилась! Влюбилась в новую жизнь, в свободу от родительской опеки (хотя меня, в общем-то, ни в чем не ущемляли родители, не было давления). Да правильнее всего, наверное, то, что мне понравилось САМОЙ отвечать за все, что происходит с моей жизни, самой управлять ею и ни на кого не надеяться. Не зря говорят, что Водолеи-самые свободолюбивые знаки! Даже с деньгами я училась обращаться так, чтобы мне хватало моей повышенной стипендии и тех 30 рублей, которые высылали родители. Домой я писала часто, чуть не каждый день, подробные длинные письма, но не оттого, что скучала, а от желания поделиться событиями той замечательной жизни, которой я живу.

   Когда я приехала на второй курс, решила искать новую квартиру. Надоело спать на диване с впивающимися в ребра пружинами в проходной комнате и пить некипяченый чай. Да и моя подружка Таня решила уйти от своей тети тоже снять квартиру. Оставив вещи у девчонок в общежитии, мы просто пошли по частному сектору в районе техникума и спрашивали у всех подряд, не сдается ли комната для студентов. Из одного дома вышла баба с проваленным носом, предложила жить у нее, но мы быстренько "сделали ноги"-мы подумали, что это у нее последствия сифилиса. Мы долго хохотали, отойдя подальше от ее дома. Почему-то нам показалась эта ситуация очень забавной!
   Долго не могли мы найти ничего подходящего. Наконец нашли хозяев, которые сдавали полдома. Там были три комнаты, кухня и веранда. Пять человек уже поселились, взяли и нас с Татьяной.
   Коллектив у нас оказался очень разнообразный! Три девочки учились в ПТУ на токарей, Люба-смешливая, узкоглазенькая, похожая на узбечку девушка, работала киномехаником в кинотеатре "Пионер". Самая старшая-"мама Таня" (как мы ее прозвали за то, что ей было 20 лет, а нам-по 16-17) училась в юридическом институте. Ну и мы с Таней-студентки химического техникума. И кто бы подумал, что два года в этом доме без удобств, с печным отоплением и туалетом во дворе, рядом с такими разными девчонками, окажутся, пожалуй, самыми счастливыми за всю мою жизнь?!!
   Питались мы все вместе, вскладчину. Сбрасывались по пять рублей на неделю, покупали продукты для завтраков и ужинов (обедали каждый у себя по месту работы или учебы). Если получали из дома посылки или привозили продукты-все шло в общий "котел". Каждый дежурил один раз в неделю. В обязанности дежурного входило приготовление еды, принос воды из колонки за два квартала от дома и зимой надо было топить печку. Вот это было самым трудным! На угле хозяева , видимо, решили сэкономить: он был плохого качества. И печку порой приходилось растапливать по 2-3 раза! Только засыплешь-огонь гаснет! Ждешь, пока остынет немного, все выгребаешь совком, и растапливаешь заново. Я выбрала дежурство в воскресенье, потому что девчонки из ПТУ разъезжались по домам (жили недалеко в области), моя подружка уходила в гости к тете, и мы оставались втроем с Любой и "мамой Таней".
   Однажды утром я обнаружила у себя на теле дорожку от укусов, а на простыне кровавый след. Укусы ужасно чесались. Я недоумевала, но кто-то из девчонок определил, что это клопы. Самое интересное, что кусали они не всех, а только троих из семи человек! Я попала в число "счастливчиков"! Средств от клопов тогда, кроме дуста, не было. Мы были уже грамотными химиками, знали, что дуст очень вреден и из организма не выводится, поэтому "боролись" с клопами безопасным для здоровья способом: ножки наших железных кроватей поставили в консервные банки с водой, чтобы клопы не могли залезть. Каково же было наше удивление, когда утром у некоторых опять были следы укусов! Стали следить, как такое происходит. И что же? Зря говорят, что насекомые не думают! Смотрю-ползет по стене клоп. Не убиваю, а наблюдаю за ним. Он целенаправленно ползет вверх, по потолку заползает над кроватью и...пикирует прямо на меня!!!
Теперь уже забыла, как мы в дальнейшем уживались с этими "квартирантами", но то, что настроения не портили ни клопы, ни печка, это точно!
   Мы обожали совместные ужины. Рассказывали, у кого что произошло за день. А мама Таня любила еду приправить анекдотами на тему расчлененки (они в институте практиковались в морге):
   -Вскрывают голодные студенты-медики труп. Один радостно: "О-о, лапша в желудке! И совсем свежая!" Раз-и съел.
   Таня делает всасывающее движение, показывая КАК он заглотил лапшу:
   -Второй ему говорит:" Да там волосина!" Первый тут же вырвал. А второй раз-и проглотил: "Люблю подогретую пищу!"
   После подобных анекдотов за столом оставались мы с мамой Таней вдвоем и, посмеиваясь, доедали ужин.
   Но никто не сердился, только хохотали.
   Мама Таня курила. Интересно, что никто из нас так и не закурил! Мы выпроваживали ее курить на веранду даже в самые сильные морозы, пытались вести беседы о вреде курения, но безрезультатно.
   Наша Любаша-киномеханик-особый разговор. Она настолько была (и осталась такой и сейчас, спустя сорок с лишним лет!) светлым, веселым и жизнерадостным человеком, что не любить ее было невозможно!
   Она проводила нас к себе бесплатно в кино по 2-3 человека. Иногда можно было смотреть фильм в зале (когда народу было немного), а иногда и из аппаратной через узкое окошечко.
Но самое смешное было когда она приходила из первой смены с работы, а мы вдруг вечером все собирались идти в кино.
   -Девчонки, вы куда?-спрашивала Люба. -В кино? Я с вами!
   И шла за компанию.
   Еще она очень смешно "ругалась": "Ни себе, ни матери!" И сама смеялась при этом. Матерных слов у нас никто не произносил. Язык ни у кого не поворачивался.
   Вообще мы почти каждый вечер куда-то выбирались: то в кино, то в театр (пересмотрели практически все спектакли во всех харьковских театрах), то в цирк. Однажды был смешной случай. Заканчивались гастроли узбекского цирка. Мы пришли, а билетов нет...Кассы атакуют толпы людей, и-безрезультатно. Люба огляделась по сторонам, бросила нам:
   -Подождите, я сейчас.
   И скрылась за дверью с надписью "администратор". Вышла вместе с какой-то женщиной, которая провела нас в зал. Для нас вынесли приставные стулья.
   -Что ты ей сказала?!!-спрашиваем.
   -А-а, сказала, что мы здесь проездом из Ташкента, хотели в цирк попасть, а билетов нет! Она нас и провела!
   Мы потом долго подшучивали друг над другом, называя командировочными из Ташкента.

                ГЛАВА ПЯТАЯ.
      
                ЛЮБИН ПОРТФЕЛЬ.

   Однажды Люба прибежала с работы вся в слезах, в истерике, долго не могла ничего толком выговорить. Наконец, выпив воды, она, заикаясь, нам рассказала, что когда шла домой мимо рынка, к ней подошли трое молодых ребят, лет по шестнадцать-семнадцать.
   -А что, девочка что надо!-заявил один, прижимая ее к забору.-Не развлечься ли нам, крошка?!!
   Второй в это время выхватил у Любы из рук портфель, с которым она ходила на работу.
   Люба вначале попыталась договориться с ними по-хорошему:
   -Ребята, отпустите меня, зачем вам неприятности!
   Но они явно были настроены агрессивно, куражились друг перед другом, попытались затащить перепуганную девушку в пустой рынок.
   -Не знаю, как мне в голову пришло закричать:"Пожар! Горим!"-рассказывала Люба.
   Но нападавшие от ее воплей оторопели, ослабили хватку, и она вырвалась из их рук и бросилась бежать. В это время на пустой до сих пор улице показались какие-то прохожие.
   -Тьфу, дура!-выругался один из насильников, и добавив кое-то покрепче, скомандовал:
   -Делаем ноги, ребя!
   Люба, рассказывая, заливалась слезами, а мы с облегчением успокаивали ее:
   -Да чего же ты плачешь?!! Все уже хорошо! Ты дома, все в порядке!
Но она почему-то зарыдала еще сильнее:
   -А портфель!
   Нам стало смешно:
   -Да Бог с ним, с портфелем! Главное-ты жива и здорова!
   Но вот тут-то выяснилось, что в портфеле, оказывается, лежал новый вязаный костюм, который Любе дали домой померять. Такие костюмы были тогда в моде и стоили баснословных денег-целых 90 рублей при Любиной зарплате 80!
Теперь стали понятны и ее слезы, и истерика.
   -Так, надо срочно звонить в милицию,-скомандовала мама Таня-будущий юрист.
Легко сказать-звонить! Это сейчас можно звонить по мобильному откуда угодно и куда угодно! А тогда даже у наших хозяев не было дома телефона. Пришлось нам всей компанией, кроме Любы и оставшейся с ней Лиды, идти на улицу искать работающий телефон-автомат. А это было тоже не так просто! Несколько автоматов стояли с обрезанными трубками, еще один не работал, а просто "заглотил" двухкопеечную монетку. Наконец, где-то далеко от дома удалось дозвониться до милиции.
   Когда мы подходили к дому, на улице уже стояла милицейская машина, а дома Люба под протокол рассказывала о своих злоключениях. Нападавших она в темноте и с перепугу разглядела плохо, поэтому описать не могла, но сказала, что если бы увидела, то узнала бы.
   Её посадили в милицейский "бобик" и повезли катать по улицам в надежде где-нибудь застать ребят, так неудачно решивших "развлечься".
Домой Люба вернулась часа в два ночи. Мы тоже не спали, ожидая ее.
   -Ну что?
   Она покачала головой:
   -Ничего...Придется теперь за костюм деньги отдавать...
   И снова залилась слезами: это было так горько, так обидно! И костюма нет, в котором она уже себя представляла такой красивой и элегантной. И деньги надо платить ни за что!

   На следующий вечер милиционеры снова к нам приехали. Они были в штатском. И предложили не распугивать всех милицейской машиной, а походить по "злачным" местам пешком, разбившись на группы по 2-3 человека. Не все наши девчонки пришли в восторг от подобных "походов", а меня влекли приключения, и я с радостью подключилась помогать. Так мы бродили по частному сектору несколько дней. Я не воспринимала стражей порядка как мужчин, для меня они были ТОЛЬКО милиционеры при исполнении. И вдруг шок: когда мы, уже обойдя все окрестности, вернулись к нашему дому, сорокалетний лейтенант милиции, с которым мы так мило болтали всю дорогу обо всем на свете, вдруг прижимает меня к воротам и лезет целоваться, что-то жарко шепча. Если бы передо мной вдруг разверзлась земля, я бы, наверное, удивилась меньше! А еще я не понимала, как это человек, который так забавно рассказывал о своем трехлетнем сыне всего несколько минут назад, который женат, и, по его словам, любит жену, может вот ТАК!
   Я ловко увернулась от разгоряченных объятий и побежала в дом. Мой лицо полыхало от стыда, а на душе было гадко: чем отличаются те, кого мы ищем, от тех, кто нас должен защищать?!!
   Больше по вечерам мы не прогуливались...
   Думали, что о костюме можно забыть, но, к нашему великому изумлению, Любу через месяц вызвали в милицию на опознание! Оказывается, мальчишек нашли! КАК это удалось сделать, для меня до сих пор удивительно! А в милиции только наводили туман, мол, служебная тайна! Мальчишки во всем признались. Портфель, оказывается, выбросили в тот же вечер в реку...Вместе со злополучным костюмом.
   К Любе на работу явилась делегация матерей с коробкой конфет и шикарным букетом цветов. Они слезно умоляли забрать из милиции заявление и расписывали, какие замечательные и безобидные их мальчики.
   -Вы же не хотите испортить им всю жизнь?!!-восклицали они, забыв о том , что эти белые и пушистые "детки" могли искалечить, случайно попавшуюся им на пути, девушку.
   -Ну и что ты?!! Неужели забрала заявление?!!-спрашивали мы, когда Люба, придя домой с букетом и конфетами, позвала нас пить чай.
   -Забрала.-Вздохнула она. -Да и правда жалко пацанов!
   -А за костюм-то они тебе хоть деньги отдали?
   -Отдали, слава Богу!
   -А за портфель?
   -Да мне стыдно было про портфель сказать...

               ГЛАВА ШЕСТАЯ.

            ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ.

   Когда мы жили в Красном Холму, и я спала на одной кровати с бабушкой в проходной комнате за занавеской, почему-то почти у нас над головой на стене висело радио. Оно не выключалось никогда, и я просыпалась под гимн Советского Союза: "Союз нерушимый республик свободных..." Потом я снова засыпала и сквозь сладкую дрему слышала, как диктор хорошо поставленным голосом проводит утреннюю гимнастику:
   -А теперь ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища в сторону. Влево начали! И-и раз, и-и два..."
   И где бы мы ни жили в дальнейшем, у нас всегда было включено радио. Наверное, у людей переживших войну, как моя бабушка и родители, это в крови, ведь тогда именно по радио передавали сводки с фронта, обращение Главнокомандующего...
   Однажды я услышала передачу про голубые дорожки. Она так отложилась в моей памяти, так меня зацепила, что я помню ее до сих пор. В передаче рассказывалось о девочке, которую родители однажды привели в бассейн. И она сразу влюбилась в голубые дорожки. Она научилась плавать, начала тренироваться, а потом стала чемпионкой.
   У меня с детства было хорошее воображение, я никогда не видела бассейна, да и плавать еще не умела, но почему-то эти голубые дорожки видела так отчетливо, как будто это я там вместе с этой девочкой плаваю. И где-то глубоко внутри меня зрела МЕЧТА. Она действительно спряталась так глубоко, что до поры до времени меня и не тревожила. Тем более, что в тех городах, где мы жили, и бассейна-то не было. А если бы и был, то моей маме, боящейся воды, наверное, никогда бы и в голову не пришло отдать меня на плавание.

   Как я уже писала ранее, раз в неделю мы ходили в баню. А тут вдруг меня осенило, что если записаться в бассейн, то в баню ходить будет не надо, ведь там есть душ! Да-да,именно такие меркантильные соображения лежали у истоков дальнейших событий!
   Я поделилась своими мыслями с моей подружкой Таней, и она меня поддержала.
Однажды после занятий мы пошли на кафедру физвоспитания в Алексею Андреевичу и с порога заявили:
   -Мы хотим заниматься плаванием!
   Алексей Андреевич удивленно поднял бровь, как он это умел, отчего его лицо принимало ироничное выражение:
   -Плаванием?!! А вы умеете плавать? Каким стилем?
   -Да!-уверенно заявили мы.-Умеем!
   А я добавила:
-Вразмашку! Вот так!-и показала руками, какие движения я делаю при плавании.
   -А я по-лягушачьи!-тихонько и несмело добавила Таня.

   Надо сказать, что плавать меня учил папа на Днестре. Пляж в Бендерах был на противоположном от города берегу, и чтобы туда попасть, нужно было плыть на катере. Мы не так часто выбирались туда всей семьей, но зато эти редкие моменты бывали для меня настоящим праздником! Папа, выросший на речке, чувствовал себя в воде, как рыба. Иногда он уплывал к буйкам, а течение мутного Днестра было таким мощным, что уносило его далеко вниз по течению, а мама тогда нервно бегала по берегу и ругала папу за его безрассудность.
Плавать учить меня папа тоже взялся экстремально. Сначала поддерживал под грудь и живот, чтобы я была на плаву, а потом вдруг толкнул на глубину! Я вдруг почувствовала, что надежной опоры у меня нет, в нос, глаза, уши попала мутная днестровская вода, а меня несет куда-то неведомая сила! И я забарахталась изо всех сил, пытаясь совладать с этой силой, не поддаться ей! Тут папины руки подхватили меня, и я услышала его голос:
   -Молодец, Светуля! Ты быстро научишься плавать!
   Наверное, мое "плавание" длилось мгновение, но для меня это было, как переход в другое измерение. И чувство противоборства с водной стихией, и победа, и заключение мирного договора РАВНЫХ партнеров! Вот ЧЕМ был для меня тот первый опыт! В душе осталось ликование!
   Мама, конечно, долго ругала папу за опасный эксперимент:
   -А если бы Света утонула?!!
  Но папа только посмеивался:
   -Да кто бы ей дал утонуть?!!
   После этого я стала уже сама учиться плавать. Заходила поглубже, туда, где уже почти невозможно стоять из-за сносившего с ног течения и барахталась к берегу. Все лучше и лучше меня держала вода, все дольше я могла продержаться на плаву. А когда мы съездили на море, то в соленой морской водичке держаться было намного легче, и за неделю я вполне уверенно начала плавать, как папа, "вразмашку". А море, это огромное ЖИВОЕ существо, стало моей любовью на всю жизнь!

   Алексей Андреевич познакомил нас с Лидией Андреевной-тоже преподавателем кафедры физвоспитания:
   -По вторникам и четвергам вы сможете с Лидией Андреевной ездить в бассейн. Но ездить надо будет к шести часам утра! Вы точно не передумали?!!
   Я заверила, что точно! Во мне уже горел зуд нетерпения! И вот когда всплыли из памяти голубые дорожки!

   Два раза в неделю нам с Таней теперь приходилось просыпаться в пять часов. Будильник у нас сломался, но я где-то прочитала, что человек может сам программировать себя на время пробуждения, и я активно это тренировала: "работала" в нашем небольшом коллективе...будильником. Просыпаться я научилась в любое время с точностью до пяти минут!
   Ехать нам было минут сорок, пассажиров в это время было еще мало, и мы додрёмывали под покачивание и дребезжание трамвая.
   Бассейн был...при бане, построенной после войны немцами. Он был нестандартным-всего 19 метров. И на голубые дорожки не походил совершенно! Когда мы, приняв душ и переодевшись в купальники, впервые вышли к воде, то меня постигло разочарование: сероватая вода бурлила от мощных гребков каких-то взрослых мужчин, которые с огромной скоростью плавали безо всяких дорожек. Летели брызги, пахло хлоркой. Стоять в мокром купальнике было холодно... Но мы замерли в испуге: неужели нам надо будет лезть в это месиво?!! Да нас утопят, как котят, и не заметят!
   К счастью, к нам подошла Лидия Андреевна.
   -Это тренируются ватерполисты,-объяснила она.- Вам разрешили с ними заниматься. Сейчас я поговорю с тренером, и для вас освободят место вдоль бортика. Смотрите, как ребята плавают и старайтесь повторять за ними.
В общем, как оказалось, в науке плавания Лидия Андреевна от нас ушла не очень далеко! Но спасибо, что хоть не отказывалась в такую рань нас проводить в бассейн.
   Легко сказать "повторяйте" за носящимися, как торпеды, мастерами спорта! Мой "стиль" плавания походил на настоящий кроль так же мало, как ковыляние бабушки-старушки на легкое порхание примы-балерины. Что-то я пыталась несмело копировать, внимательно наблюдала, как пловцы делают выдох в воду и неуловимо-быстрый вдох на поверхности воды, слегка повернув голову в сторону. Мне казалось это настолько сложным, что освоить такое без грамотной подсказки просто невозможно! Таня особо не заморачивалась, плавала себе своим "лягушачьим" стилем. Подолгу отдыхала у бортика. Я же проделывала колоссальную и умственную, и физическую работу, чтобы хоть что-то освоить.
   Дома я наливала в тазик воды и училась дышать, как дышат пловцы, чем вызывала море веселья среди девчонок. Я купила несколько книг по плаванию и пыталась на суше изобразить гребки руками, как в кроле. Я прочитала, что все великие спортсмены занимаются идеомоторной тренировкой, и сама начала мысленно повторять движения. Каждую тренировку я ожидала с таким нетерпением, как, наверное, влюбленный ожидает свидания. Я уже не замечала ни убогость бассейна, ни хлорку, разъедающую глаза (об очках для плавания тогда никто еще и не мечтал!), ни брызги, летящие от стремительно плывущих рядом ватерполистов. Я повторяла и повторяла упражнения, я старалась проплыть на каждой тренировке больше, чем на предыдущей.

   В мае должны были пройти соревнования по плаванию среди техникумов. Ко мне как раз приехала мама. Я так радовалась ее приезду! Она, как всегда, привезла кучу продуктов и кормила нас всякими вкусностями. Девчонки за обе щеки уплетали коронные мамины пельмени, блинчики с мясом, рыбный пирог и сдобные булочки. А я, конечно же, пригласила ее с собой на соревнования по плаванию, где мы с Таней должны были впервые показать, чему мы научились за три месяца.
   Соревнования проходили в открытом бассейне без подогрева где-то за городом. И нас туда везли заказным автобусом. С нами ехали какие-то незнакомые девчонки, как потом я узнала-разрядницы по плаванию. И я была как громом поражена тем, что что вместо нас будут плыть "подставки"-те самые девочки, которые выступят с нашими зачетными книжками и под нашими фамилиями! Разочарование было так велико, что я чуть не плакала! Я столько готовилась к этим соревнованиям, не пропустила ни одной тренировки, мама едет за меня поболеть-и такой облом! Потом наши преподаватели посовещались, расспросили Лидию Андреевну, доплыву ли я 100 метров, и решили меня не заменять (наверное, именно мамино присутствие повлияло на это решение). А Таня была очень довольна, что ей не придется соревноваться.
   Наверное, каждый человек хоть раз в жизни испытывал мандраж-перед экзаменами, перед какими-то важными событиями. Я тоже всегда волновалась перед экзаменами, но только в этот день поняла, что ТО волнение-это сущие пустяки перед этим мандражом, который был со мной сейчас! Меня трясло, я без конца бегала в туалет, мне казалось, что я не то, что не доплыву дистанцию, а просто вообще не смогу плыть!
   Алексей Андреевич понял моё состояние, отвел в сторонку и строго сказал:
   -Света, соберись! У тебя все получится! А то, что волнуешься-это хорошо! Значит, результат покажешь лучше! Плохо, когда перед соревнованиями спортсмен абсолютно спокоен!
   И эти слова меня как-то вдохновили: я поняла, что не одна волнуюсь перед стартом, что это так НАДО и даже ХОРОШО, что волнуюсь. Я начала замечать, что и другие девчонки тоже мандражируют!
   И вот наконец меня вызывают на старт. В том бассейне, где мы тренировались, стартовых тумбочек не было, я училась прыгать с бортика. А здесь, в импровизированном бассейне на озере, тумбочки были, и мне они показались такими высокими! КАК мне с такой высоты прыгнуть в воду так, чтобы не уйти в глубину, а сразу начать плыть?!! Судьи разрешили тем, кто хочет, стартовать из воды. Вначале я хотела, как и еще две девочки, спрыгнуть в воду и при выстреле оттолкнуться от бортика, но потом решила: а-а, была-не была!-прыгну с тумбочки! Это поможет выиграть некоторое расстояние у тех, кто поплывет из бассейна!
   Прозвучала команда:
   -На старт! Внимание!
   Но прежде чем раздался выстрел выстрел, две спортсменки прыгнули в воду! Фальстарт! Ага, шалят нервишки!
   И еще два фальстарта... Да когда же мы наконец поплывем?!! Одну девочку даже сняли за это с дистанции! Вот тебе и великие спортсменки!
   Четвертый старт оказался удачным! Я оттолкнулась от тумбочки и прыгнула в воду не слишком удачно-ударилась животом (сказалось отсутствие опыта!), но я этого вгорячах не заметила! Я поплыла кролем, как училась по книгам и глядя на ватерполистов, я гребла изо всех сил, и мне казалось, что дистанция никогда не закончится! Наконец коснулась противоположного бортика-пол-дистанции позади! А сил уже почти нет! Хотелось остановиться и дышать, дышать!!! Тут я услышала голос Алексея Андреевича:
   -Света, молодец! Плыви дальше, ты трех человек обогнала!
   Это придало мне сил! Я оттолкнулась от скользкого, покрытого водорослями бортика, нога слегка соскользнула, но все же толчок получился, и я поплыла дальше! Трижды я хлебала грязную озерную воду, время как будто остановилось, мне казалось, что я барахтаюсь на месте, что все спортсменки уже финишировали, а я буду вечно грести и грести...Я уже ничего не видела и не слышала...И вдруг моя рука наткнулась на что-то твердое! Все! Я финишировала!      Сделала несколько вдохов и выдохов, и ко мне вернулись зрение и слух. Я с удивлением увидела, что была не последней! Что и правда в бассейне плывут еще три девочки, и им, наверное, сейчас так же тяжело, как только что было мне!
Оказалось, что я даже дала нашей команде зачетные очки! По дороге домой мама рассказывала, как она за меня переживала, хвалила меня, что я, как ни трудно было, не сошла с дистанции, показала свой характер. А меня распирала гордость: я смогла преодолеть себя! И мне это понравилось!