Бережно любить детей

Самая Счастливая Эльфийка
Вот уже пять лет частное репетиторство – мое неизменное занятие. Опыт небольшой, однако он позволяет сделать некоторые наблюдения и определенные выводы. Ими, наблюдениями и выводами, я и хочу поделиться с вами, уважаемый Читатель.

Думаю, многим знакомо легкое волнение перед приходом гостей. Так же волнуется душа и тогда, когда впервые на урок приходит ученик. Он – гость особый. Он приходит не просто побеседовать за чашкой чая, приходит за знаниями. С первого урока важно показать, что ему нечего бояться: никто не будет повышать голоса, ставить двойки, вызывать родителей, жаловаться директору и т. д.

Архиважно показать, что учитель – не вышестоящее звено в некой людской иерархии, а старший друг, который просто помогает разгрызть гранит науки.
Что же я вижу на первых – и последующих уроках? Дети, как правило, настолько запуганы – именно запуганы школьными учителями, что рабочий процесс поначалу идет несколько замедленно. Но стоит воззвать к природному интересу, любознательности ребёнка, стоит вложить в свой голос как можно больше нежности и тепла, - и детская душа раскрывается, расправляет крылья и уже без опаски стремится ввысь.

Именно поэтому мне хотелось бы обратиться… не только к школьным учителям, но и к родителям. Обучение в школе суть взаимодействие не только учеников с учителем, но и учителей с родителями. Без корректного, спокойного диалога не обойтись. И от созидательности и спокойствия этого диалога зависит – ни много ни мало – душевное равновесие школьника. Быть может, это не стопроцентная зависимость, но в том, что она есть, сомневаться не приходится – об этом говорят факты, об этом говорят диалоги с родителями моих учеников.

Практика показывает, что дети вплоть до пятнадцати лет, если не более, составляют мнение об учителе с первых уроков по шкале ‘добрый’ – ‘злой’. Об этом неоднократно я слышала от подростков (‘У нас препод злой’), от дошкольников (‘Ой, меня в садике будут ругать…’), и даже большие, не буду говорить – взрослые – утверждают, что оценивают свое начальство на работе по той же самой шкале. И если директор не в духе – сотрудники норовят если не запрятаться под стол, то поменьше попадаться на глаза руководителю.

Когда учитель, чья задача – помочь ребёнку овладеть знаниями и навыками, выходит из себя, ставит двойки, выгоняет из класса, – ребёнок словно бы создает вокруг себя защитный ‘шарик’, и за границы этого ‘шарика’ ‘злому преподу’ не проникнуть, как бы он ни старался. Потеря самоконтроля, раздражительность – путь тупиковый. Не вызвав доверия ученика, не заручившись его  дружеским отношением, преподавателю никогда не достигнуть максимальной эффективности своих уроков, будь то частные уроки – или школьные.

Удивительно, что приходится напоминать об этом – чужих детей не бывает, и задача тех, кто воспитывает и учит, – создавать вокруг ребёнка пространство заботы и любви. Да, мир порою очень жесток, и некоторые наверняка скажут, что нельзя создавать вокруг ребёнка тепличных условий – иначе он будет не готов встретиться с миром во всех его проявлениях, порою недобрых.
Позвольте, уважаемые собеседники, напомнить вам об Арине Родионовне, вырастившей всенародно любимого Поэта. Позвольте мне напомнить вам строки Марины Цветаевой:

Христос и Бог! Я жажду чуда!..
Ты дал мне детство – лучше сказки…

Гармоничная атмосфера вокруг ребёнка – гарантия того, что раскроются творческие потенциалы малыша, школьника, подростка. Даже самые непоседливые хулиганы становятся внимательными, когда им интересно. Так почему же учителя не стремятся вызвать в детях этот интерес, пробудить тягу попасть в Страну Магистров, научить детей учиться? Это умение особенно важно сейчас, когда культуры в радиоэфирах и на телеэкранах стало на порядки меньше, когда у входа в торговые и офисные центры собираются курильщики, цедящие нецензурные слова, когда встретить настоящую, наполненную теплотой души книгу или горящего духом человека всё трудней.

Мы говорим много красивых слов о воспитании, об ответственности за будущее России. Но будущее – это наши дети. Мы посеем то, что пожнём, и если в вас, уважаемый Читатель, горит огонек любви к Родине, уверена, вы не останетесь равнодушным,  действительно захотите помочь России преодолеть поистине смутные времена.

Давайте беречь наше будущее. Давайте бережно любить детей.