Легенда о Люфтваффе и ВВС РККА

Легенда о Люфтваффе и ВВС РККА


*****
Александр Рифеев
 ****      
        Российская либерально-демократическая легенда гласит: на рассвете 22 июня 1941 года германская авиация внезапным ударом по 66 аэродромам разгромила нашу авиацию, завоевала полное господство в воздухе и уничтожила около 1200 советских самолетов, в том числе 800 самолетов на земле.   

          Справедливости ради следует отметить, легенду придумали не наши либерал-демократы, они бездумно повторяют то, что в свое время выдумали соплеменники из ЦК КПСС. Но вот что забавно, разрушив все символы и идеи коммунистической идеологии, эту сказку из нашего коммунистического прошлого они лелеют и берегут. А почему? А эта сказка хорошо работает на существование других сказок. Сказок о безжалостном Сталине, сказок о покорном ему русском народе. Сказок о «совках», ничего не знающих про свободу, не помнящих родства и неконкурентоспособных по  сравнению с «цивилизованными» народами.

          Откроем книгу и узнаем, что говорят про «разгромленную советскую авиацию» знающие люди. Это книга М.Солонина «На мирно спящих аэродромах …», Москва, изд-во ООО «ЯУЗА», ООО «ЭКСМО», 2006. с.419-565.

          В книге М.Солонина вопрос о «разгромленной советской авиации» рассмотрен  в ч. 3 «Война» с 19 по 29 главу. Изложение им материала для понимания читателем   несколько хаотическое, Солонин очень часто в описании переходит с одного места             событий на другое место событий, а потом снова возвращается к прежнему месту событий. Поэтому я переработал и систематизировал его изложение, значительно   сократив объем. Думаю, «сухой» остаток будет вам удобен для понимания вопроса.

                     Общая характеристика ВВС западных ВО, военно-морских  флотов. 
            ВВС западных военных округов, флотов и дальней авиации на июнь 1941 г.

------------------------------------- ----------- --истребители --бомбардировщики--
------------------------------------------ --дивизий --полков --самолетов --полков --самолетов
Северный флот --- --1 --49 --1 --48
Балтийский флот --- --8 --368 --3 --146
Ленинградский ВО --4 --9 --512 --7 --520
Прибалтийский ВО --4 --8 --384 --7 --379
1-й дальний  бомбар.  корпус --2 -- -- --4 --189
Западный ОВО --6 --13 --678 --11 --526
3-й дальний бомбар.  корпус --2 -- -- --5 --248
Киевский ОВО --7 --16 --958 --11 --617
Одесский ВО --3 --6 --392 --4 --181
2-й, 4-й дальн. бомбар. корпус,
18-я дальн. бомбард. дивизия --5 -- --- --10 --491
Черноморский флот -- --8 --346 --3 --146
Итого: --33 --69 --3687 --66 --3491
Всего: без дальней авиации
и авиации флотов --25 --52 --2923 --40 --2223
                   
              Прим. Количество самолетов приведено из расчета численности боеготовых экипажей,  без количества самолетов находящихся в резерве, в т.ч. старых типов.

                  Всего в европейской СССР на 1 июня 1941 года в ВВС было 48 авиадивизий  (около 266 авиаполков). Без дальней авиации, авиадивизий внутренних западных,  военных округов,  формируемых авиадивизий, авиации военно-морских флотов в составе приграничных западных военных округов было 25 авиадивизий, которые  сразу с первого дня вступили в войну. Всего самолетов с учетом ДБА, авиации военно-морских флотов было: бомбардировщиков 1300 ед. ДБ-3ф, 1750 ед. СБ, 195 ед. Су-2, 50  ед. Як-2/4, 205 ед. Пе-2, 140 ед. Ар-2; без авиации  военно-морских флотов и 6-го   корпуса  ПВО, истребителей было 903 ед. МиГ-3, 102 ед. Як-1, около 2000 ед. И-16,   около 1500 И-153 (с учетом резерва); штурмовиков Ил-2 на июнь 41-го почти не было,  в качестве штурмовиков использовались истребители И-153. (Все с учетом резерва.) 

                      Для сравнения общая характеристика ВВС Германии на Восточном фронте.

            Численность и состав германской авиации на Восточном фронте на июнь 1941 г.

-------------------------- --истребители --бомбардировщики
------------------------------ --дивизий --полков --самолетов --дивизий --полков --самолетов
Группа армий «Север» --- --- -- -- -- --
1-й воздушный флот --2 --4 --145 --3 --9 --243
5-й воздушный флот --- --- --25 --- --1 --41
Группа армий «Центр» --- --- -- --- --- ---
2-й воздушный флот ---4 --12 --438 --6 --18 --593
Группа армий «Юг» -- -- -- -- -- --
4-й воздушный флот --3 ---9 --303 --4 --11 --318
Итого: --9 --25 --911 --13 --39 --1195
ВВС Финляндии ---- --3 -- 100 --- --1 -- 30
ВВС Румынии --8 эскадрилий -- 100 --11 эскадрилий -- 100

                    Прим. Количество самолетов приведено из расчета численности боеготовых экипажей, без количества самолетов находящихся в резерве.

                    В составе авиации Германии на Восточном фронте: бомбардировщиков 520 ед.  Ю-88, 300 ед. Хе-111, 130 ед. До-17; штурмовиков Ю-87 было 300 ед., все в составе 2-го воздушного флота; истребителей 920 ед. «Мессершмитт Вф-109», 90 ед. «Мессершмитт- 110». (Все с учетом резерва.)

                    Осенью 1940 г. было принято решение довести численность аэродромов в ВВС  РККА до трех на один авиаполк (1 основной и 2 оперативных). На 1 января 1941 г.  «на 116 авиаполков ВВС приграничных военных округов имелось 477 аэродромов (95  постоянных и 382 оперативных)». В разной степени готовности находилось 278    строящихся аэродромов.

                                  Цитата: «На рассвете 22 июня 1941 г. 637 бомбардировщиков и 231 истребитель люфтваффе нанесли удар по 31 аэродрому советских ВВС, к концу дня  число аэродромов подвергшихся нападению возросло до 66, что составляет только  14% от общего числа аэродромов западных округов. В подавляющем большинстве  случаев (22 авиадивизиях из 25) противник получил отпор, потери советской авиации были минимальны. И только три (9-я, 10-я, 11я авиадивизии) Западного фронта  понесли в первые дни войны огромные потери – 654 самолета, что составило 80% от  первоначального числа самолетов в этих дивизиях».            Источник: М.Солонин «На мирно спящих аэродромах …», стр. 438. 

                     По авиации фронтов у Марка Солонина имеются следующие данные.

                     Одесский ВО (с 13 июня 1941 г. – Южный фронт). У М.Солонина указано, ВВС фронта успешно противостояли противнику, и в первые дни потеряли от 23 до 40   самолетов.

                      Ленинградский ВО в первые дни потерял 38 самолетов, из них на земле 8.

                      Прибалтийский ВО (с 13 июня 1941 г.  – Северо-Западный фронт).  ВВС фронта  на 15 авиаполков имели 70 аэродромов (21 основной и 49 оперативных). В сравнении  с исходной численностью потери в ВВС Северо-Западного фронта составили менее             10%, причем в это число вошли и самолеты, поврежденные на земле. 

                        Киевский ОВО (с 13 июня 1941 года – Юго-Западный фронт). К началу войны ВВС фронта имели 167 аэродромов. ВВС Юго-Западного фронта понесли потери 15%  общего числа самолетов. Но и были части потерявшие в первые дни почти все свои самолеты. В 14-й авиадивизии 17-й истребительный полк понес наибольшие потери, из 52 И-153 были повреждены 41, в строю остались 11, так же были повреждены находящиеся в полку в резерве 70 устаревших истребителей И-15. Всего за первые три дня на аэродромах фронта было уничтожено и повреждено 237 самолетов, не более чем 12% от общего числа самолетов. С 22 июня по 13 июля 1941 г. в ВВС фронта было восстановлено 990 самолетов, в 4 раза больше потерь уничтоженных и поврежденных самолетов на всех аэродромах фронта. 
 
                       Белорусский ОВО (13 июня 1941 г. – Западный фронт).  ВВС Западного фронта на 24 боеготовых авиаполков имели 29 основных, 141 оперативный и 55 строящихся аэродромов. Первому удару подверглись 26 аэродромов (66 аэродромов – на всех фронтах). Из 6 дивизий ВВС фронта, две дивизии: 12-я и 13-я бомбардировочные базировались в районе Витебска, Бобруйска, Быхова, на расстоянии 350-400 км от границы и ударам немецкой авиации 22 июня 1941 г. почти не подвергались. 43-я истребительная авиадивизия (Орша, 4 истребительных авиаполка) в первый день не подвергалась ударам немецкой авиации. Из потерянных на земле 800 самолетов - 526 пришлись на три (9-я, 10-я, 11я смешанные авиадивизии) Западного фронта. Эти дивизии находились на Белостокском выступе у Гродно, Белостока, Бреста, и были крупными соединениями истребительной авиации. В их составе 10 авиаполков: 7 истребительных, 1 штурмовой, 2 бомбардировочных, 450 летчиков-истребителей, 616 самолетов-истребителей из которых 520 были в боеготовом состоянии.

                     9-я смешанная авиадивизия. Аэродромы находились у  Белостока,  Заблудово (80 км от границы), Россь (170 км от границы), Бельска (40 км от границы). 9-я  авиадивизия имела 205 летчиков, 237 истребителей МиГ, 130 истребителей И-16, И-153. В 9-й авиадивизии было 4 основных (Белосток, Бельск, Заблудово, Рось) и 21 оперативный (полевой) аэродром. Из 21 оперативных аэродромов упоминаются 4: Себурчин (50 км от границы), Высоке-Мазовец (45 км), Долубово (22 км), Тарново (12 км). Два полка дивизии: 124-й и 126-й истребительные полки (103 летчика, 120 истребителей МиГ и 52 истребителя И-16) утром 22 июня 1941 г. провели несколько воздушных боев, сбили 8 самолетов противника и потеряли 3-4 своих самолетов. Каких либо упоминаний о боевых действиях третьего полка 9-й авиадивизии - 41-го истребительного авиаполка (63 летчика, 56 истребителей МиГ и 22 истребителя И-16) не сохранилось. 

                    Четвертый полк авиадивизии – 129-й истребительный полк (40 летчиков, 61 истребитель МиГ, 57 истребителей И-153) по странной иронии судьбы находился на аэродроме Тарново в 12 километрах от границы и с наибольшими шансами быть уничтоженным. Но он провоевал всю войну, стал 5-м гвардейским истребительным авиаполком и имел славную боевую историю. Всего за 22 июня полк совершил 50 боевых вылетов, сбил 6 самолетов врага, потеряв в воздухе 2 своих и 1 самолет на земле при аварии.

                                   Пятый полк авиадивизии – 13-й бомбардировочный авиаполк (45 экипажей, 51 бомбардировщик СБ и Ар-2, 8 бомбардировщиков Пе-2) утром 22 июня 1941 г. понес минимальные потери – один СБ и один У-2. В итоге за первый день войны 9-я авиадивизия потеряла в воздухе не более 10 истребителей. Официально считается, что 9-я авиадивизия в первый день войны потеряла 347 самолетов. Все они были потеряны на земле.

                                   10-я смешанная авиадивизия. В дивизии было 4 полка: 123-й истребительный полк (71 летчик, 61 истребитель И-153), 33-й истребительный полк (70 летчиков, 44 истребителя И-16), 39-й бомбардировочный полк (49 экипажей, 43 бомбардировщика СБ и 9 Пе-2), 74-й штурмовой авиаполк (70 летчиков, 63 истребителя И-15 бис и 8 штурмовиков Ил-2). За 22 июня 10-я авиадивизия потеряла 17 истребителей в воздушных боях. Возможно, в воздушных боях было потеряно 16 бомбардировщиков СБ.  На земле из состава 74-го штурмового авиаполка было уничтожено 15 И-15 бис и 2 Ил-2. Официально считается, 10-я авиадивизия в первый день понесла потери в 180 самолетов, были уничтожены оба истребительных и штурмовой авиаполки. Почти все они были уничтожены на земле.
 
                            11-я смешанная авиадивизия. 22 июня 1941 года 127-й, 122-й истребительные авиаполки потеряли в воздушных боях и на земле по 10-15 и 5-7 истребителей. Третий по счету полк авиадивизии 16-й бомбардировочный имея 46 экипажей, 24 бомбардировщика СБ и 37 бомбардировщиков Пе-2 в первые же часы войны был разгромлен без боя. Официально признается, 11-я авиадивизия в первый день войны потеряла 127 самолетов. Получается, что на земле 11-й авиадивизией было потеряно
больше ста самолетов.

               Потери ВВС всех фронтов 22 июня 1941 года в воздушных боях составили 324 самолета (по немецким данным) или 400 самолетов (по советским данным) и были меньше всех потерь (800 самолетов) на земле. М.Солонин считает, что вся эта масса авиатехники была брошена на аэродромах при отступлении, и только уже потом записана в число «уничтоженных внезапным ударом по аэродромам». Так же он считает, что факт разгрома в первые дни войны трех авиадивизий Западного фронта мифотворцы из ЦК КПСС и российских либерал-демократов переносят на всю советскую авиацию приграничных западных военных округов.

           Источник: Марк Солонин «На мирно спящих аэродромах …», Москва, изд-во ООО «ЯУЗА», ООО «ЭКСМО», 2006. стр.419-565.

          Примечание: у М.Солонина встречаются неточности в количестве авиаполков, дивизий и самолетов, автор ничего менять в его данных не стал.
*******
*******
                                                «И взлетал устаревший «Харрикейн», качаясь над землею неуклюже».
                                                                                            (Строки из одной забытой поэмы о войне.)

         Вы не раз слышали утверждение: асы Геринга всю войну летали на 5 с плюсом,  сталинские соколы летали еле-еле на 3 с минусом, причем американцы и англичане «летали» где-то между 4 и 5. Пусть так. Но присмотримся к реальным цифрам.
***

--Показатели результативности лучших дневных летчиков-истребителей ВВС Германии 1939-1945 гг.---


№/ Ф.И.О./ Вылетов/ Сбито/ К с/в/ Карьера/
1 Э.Хартман 1425 352 0,25 ВФ
2 Г.Баркхорн 1404 301 0,21 ВФ
3 Г.Ралль 621 275 0,44 ВФ
4 О.Киттель 583 267 0,46 ВФ 45+
5 В.Новотны н.д 258 ВФ ЗФ44+
6 В.Батц 445 237 0,53 ЗФ ВФ
7 Э.Рудорфер 1000 222 0,22 ВФ ЮФ ЗФ
8 Г.Бэр     1000 220 0,22 ВФ ЮФ ЗФ
9 Г.Граф 830 212 0,26 ВФ ЗФ
10 Г.Эхлер н.д 209 ЗФ ВФ45+
11 Т.Вайсенбергер 500 208 0,42 ВФ ЗФ
12 Г.Филипп н.д 206 ВФ ЗФ43+
13 В.Шук н.д 206 ЗФ ВФ
14 А.Хафнер 794 204 0,26 ЮФ ВФ44+
15 Г.Липферт 700 203 0,29 ВФ
16 В.Крупинский 1100 197 0,18 ЗФ ВФ
17 А.Хакль 1000 192 0,19 ЗФ ВФ
18 Й.Брендель 950 189 0,20 ВФ
19 М.Штотц 500 189 0,38 ЗФ ВФ43+
20 Й.Киршнер 600 188 0,31 ВФ ЮФ43+
21 К.Брендль 700 180 0,26 ВФ ЗФ43 +
22 Г.Йостен 420 178 0,42 ВФ
23 Й. Штейнхофф 993 176 0,18 ВФ ЮФ ЗФ
24 Э-В Рейнерт 700 174 0,25 ВФ ЮФ ЗФ
25 Г.Шак               780 173 0,22 ВФ
26 Г.Шмидт 700 173 0,25 ВФ 43+
27 Э.Ланг              403 173 0,43 ВФ ЗФ44+
28 Х.Адемейт 600 166 0,28 ВФ 44+
29 В-Д. Вильке 732 162 0,22 ВФЮФЗФ44+
30 Г-Й. Марсейль 382 158 0,41 ЗФ ЮФ 42+
31 Г.Штурм н.д 157 ВФ 44+
32 Г.Тюбен 385 157 0,41 ВФ
33 Г.Бейссвенгер 500 152 0,30 ВФ
34 Г.Голлоб 340 150 0,44 ВФ ЗФ
35 П.Дютманн 398 150 0,38 ВФ
36 Ф.Тегтмейер 700 146 0,21 ВФ
37 А.Вольф н.д 144 ВФ 44+
38 К.Танцер 723 143 0,20 ЗФ ВФ
39 Ф-К.Мюллер 600 140 0,23 ВФ ЗФ44+
40 К.Гратц 900 138 0,15 ВФ ЗФ
41 Г.Зетц               274 138 0,50 ВФ ЗФ
42 Р.Тренкель 500 138 0,28 ЗФ
43 Ф.Шалль 550 137 0,25 ЗФ ВФ45+
44 В.Вольфрум 423 137 0,32 ВФ
45 А.Дикфельд н.д 136 ВФ ЗФ ЮФ
46 Х-Г. ф. Фассонг н.д 136 ЗФ ВФ 45+
47 О.Фоннекольд 600 136 0,23 ВФ ЗФ 44+
48 К-Г.Вебер 500 136 0,27 ВФ ЗФ 44+
49 Й.Мюнхеберг 500 135 0,27 ВФЗФЮФ43+
50 Г.Вальдман 527 134 0,25 ЗФ ВФ45+
51 А.Гриславский 800 133 0,17 ЗФ ВФ --
52 Й.Вайзе 480 133 0,28 ВФ
53 А.Борхез 800 132 0,17 ВФ
54 Э.Клаузен 561 132 0,24 ВФ ЗФ
55 В.Лемке 700 131 0,19 ВФ ЗФ43+
56 Г.Илефельд 1000 130 0,13 ВФ ЗФ
57 Г.Штерр н.д 130 ВФ ЗФ44+
58 Ф.Азенах 319 129 0,40 ВФ
59 В.Даль    600 128 0,21 ВФ ЗФ
60 Ф.Дерр 437 128 0,29 ВФ ЗФ
61 Р.Радемахер 500 126 0,25 ВФ ЗФ


62 Й.Цвернеман 600 126 0,21 ВФ ЗФ44+
63 Г.Хоффман н.д. 125 ВФ 45+
64 Д.Грабак 820 125 0,15 ЗФ ВФ
65 В.Оезау 300 125 0,42 ВФ ЗФ44+
66 В.Эттель 250 142 0,57 ВФ ЮФ43+
67 В.Тонне 641 122 0,19 ЗФВФЮФ43+
68 Г.Маркуард 320 121 0,38 ВФ
69 Р.Вайс н.д. 121 ВФ ЗФ44+
70 Ф.Облезер 500 120 0,24 ВФ
71 Э.Лайе 500 118 0,24 ЗФ ВФ45+
72 ФЙ.Беренброк 400 117 0,29 ВФ 42#
73 Г-Й.Биркнер 284 117 0,41 ВФ 44+
74 Я.Норц н.д. 117 ВФ 44+
75 Г.Вернике н.д. 117 ВФ 44+
76 А.Ламберт н.д. 116 ВФ 45+
77 В.Мельдерс 300 115 0,38 ЗФ ВФ41+
78 В.Криниус 400 114 0,29 ВФ ЮФ43#
79 В.Шроер 197 114 0,58 ЗФЮФВФ
80 Г.Даммерс н.д. 113 ВФ 44+
81 Б.Кортс н.д. 113 ВФ 43+
82 К.Бюлиген 700 112 0,16 ЮФ ЗФ
83 К.Уббен н.д. 110 ВФ ЗФ44+
84 Ф.Войдих 1000 110 0,11 ЮФ ВФ
85 Р.Зейлер н.д. 109 ВФ ЗФ
86 Э.Битш н.д. 108 ВФ ЗФ44+
87 Г.Хан 560 108 0,19 ЗФ ВФ43#
88 Г.Лютцов 300 108 0,36 ВФ ЗФ45+
89 Б.Фехтель 860 108 0,13 ВФ
90 В.Бауэр 400 106 0,27 ЗФ ВФ
91 В.Лукас н.д. 106 ВФ ЗФ43+
92 А.Галланд 425 104 0,24 ЗФ ВФ
93 Г.Заксенберг 520 104 0,20 ВФ
94 Х.Грассер 700 103 0,15 ВФЗФЮФ
95 З.Фрейтаг н.д. 102 ВФ ЮФ
96 Ф.Гейссхард 642 102 0,16 ВФ ЮФ43+
97 Э.Майер 353 102 0,29 ЗФ 43+
98 М-Г.Остерман 300 102 0,34 ВФ 42+
99 Г.Ролльваге 500 102 0,20 ВФ ЗФЮФ
100 Й.Вурмхеллер н.д. 102 ЗФ 44+
101 Р.Митиг н.д. 101 ВФ 43+
102 Й.Приллер 307 101 0,33 ЗФ
103 У.Вернитц 240 101 0,42 ВФ
104 П-Г.Дане 600 100 0,17 ЗФ ВФ45+
105 Л.Штейнбац н.д. 99 ВФ 42+
106 В.Шпэт 600 99 0,17 ЗФ ВФ
107 Г.Бартельс 500 99 0,20 ВФЮФЗФ44+
108 Г.Редль 980 98 0,10 ЗФ ЮФ
109 Х.Ханниг н.д. 98 ВФ ЗФ43+
110 Г.Руффелер 690 98 0,14 ВФ ЗФ
111 Г.Шлееф 500 98 0,20 ЗФ ВФ44+
112 Г.Мертенс 750 97 0,13 ВФ ЗФ
113 Д.Э.Штрейбер н.д. 96 ВФ
114 Г.Хофемейер 490 96 0,20 ВФ 43+
115 З.Лемке 325 96 0,30 ЗФ
116 Г.Шлейнхеге н.д. 96 ВФ
117 Л.Мунстер н.д. 95 ВФ ЗФ44+
118 Р.Мюллер н.д. 94 ВФ 43#
119 А.Добеле 458 94 0,21 ВФ 43+
120 Г.Клоппер 500 94 0,19 ВФ ЗФ43+
121 Р.Реш н.д. 94 ВФ 43+
122 З.Шнель н.д. 93 ЗФ ВФ44+



123 Э.Россман 640 93 0,15 ЗФ ВФ43#
124 Г.Беннеман 400 92 0,23 ВФ ЗФ
125 Г.Лоос н.д. 92 ВФ ЗФ44+
126 О.Ромм 229 92 0,40 ЗФ ВФ
127 А.Реш              210 91 0,43 ВФ
128 Э.ф. Боремски 630 90 0,14 ВФ
129 Г.Кеметмюллер 463 89 0,19 ВФ ЗФ
130 Г.Шентке н.д. 87 ЗФ ВФ42+
131 Й.Йеневейн 271 86 0,32 ЗФ ВФ43+
132 А.Мадер н.д. 86 ЗФ ВФ
133 Ф.Ваховяк н.д. 86 ВФ ЗФ44+
134 У.Вонерт н.д. 86 ВФ
135 Г.Коппен н.д. 85 ВФ 42+
136 В.Целлот 296 85 0,29 ВФ 42+
137 Г.Эвальд 396 84 0,21 ВФ
138 П.Кальден 538 84 0,16 ВФ 45#
139 В.Кваст н.д. 84 ВФ 43#
140 О.Весслинг 400 83 0,21 ВФ ЗФ 44+
141 В.Ольрогге 400 83 0,21 ВФ ЗФ
142 Э.Пуш н.д. 83 н.д.
143 Г.Гетц 600 82 0,14 ВФ 43+
144 Г.Грюнберг 550 82 0,15 ВФ ЗФ
145 Г.Мисснер н.д. 82 ВФ ЗФ44+
146 Ф.Бейер н.д. 81 ВФЮФЗФ44+
147 Г.Брох               324 81 0,25 ВФ
148 Г.Луке н.д. 81 ВФ 43+
149 В.Немитц 500 81 0,16 ВФ 43+
150 В.Филипп 500 81 0,16 ВФ ЗФ
151 Р.Вагнер н.д. 81 ВФ 43+
152 Г.Бахник 373 80 0,21 ВФ 44+
153 О.Вурфель н.д. 79 ВФ 44+
154 К-Г.Нордман 800 78 0,10 ВФ ЗФ
155 Г-П.Эдер н.д. 78 ЗФ ВФ
156 В.Эвальд н.д. 78 ЗФ ВФ 43#
157 Г.Крафт н.д. 78 ЗФ ВФ 42+
158 А.Прайнфальк н.д. 78 ВФЮФЗФ44+
159 Г.ф.Бонин н.д. 77 ЗФ ВФ 43+
160 Й.Хайбок 604 77 0,13 ЗФ ВФ
161 Й-Г.Майер 305 77 0,25 ВФ ЗФ 44+
162 Г-Й.Крошинский 360 76 0,21 ВФ
163 М.Майерль 647 76 0,12 ЗФ ВФ
164 А.Тоймер 300 76 0,25 ВФ ЗФ 44+
165 Э.Тиль н.д. 76 ВФ 44+
166 Й.Бунцек н.д. 75 ВФ 43+
167 Г.Гроллмус н.д. 75 ВФ 44+
168 Й.Пихлер 700 75 0,11 ЗФЮФВФ44#
169 Й.Вандель н.д. 75 ВФ 42+
170 Г.Регинг н.д. 75 ВФ ЮФ 43+
171 Г.Фрилингхаус 500 75 0,15 ВФ
172 О.Гайзер н.д. 74 ВФ 44+
173 Ф.Хаас              385 74 0,19 ВФ 45+
174 Г.Михальский 652 73 0,11 ВФ ЗФЮФ
175 А.Линдер 650 73 0,11 ВФ
176 О.Шульц 800 73 0,09 ВФ ЗФЮФ


177 К.Митуш 452 75 0,17 ЮФВФЗФ44+
178 В.Минк н.д. 72 ВФ ЗФ 45+
179 К-Г.Шнель 500 72 0,14 ВФ ЗФ
180 А.Глунц 574 71 0,12 ЗФ
181 Г.Фюсс н.д. 71 ВФ 42+
182 Г.Шеель 70 71 1,01 ВФ 43+
183 А.Хекман 600 71 0,12 ВФ ЗФ
184 Г-Ф.Йоппиен н.д. 70 ЗФ ВФ41+
185 Г.Ланге 638 70 0,11 ВФ
186 Р.Линц 638 70 0,11 ВФ 45+
187 Э.Омерт 700 70 0,10 ЗФ ВФ44+
188 А.Келер 515 69 0,13 ЮФВФЗФ
189 Э.Вейсман 258 69 0,27 ВФ 42+
190 О-Л.Цвейгард н.д. 69 ВФ ЗФ44+
191 ГФ Мальтцан 500 68 0,14 ЗФ ВФ
192 Г.Штрелов 294 68 0,23 ВФ 42+
193 Г. Хюпперц н.д. 68 ВФ ЗФ44+
194 К.Бауэр 416 68 0,16 ВФ ЗФ
195 К.Домбахер 300 68 0,23 ВФ
196 В.Хекнер 500 68 0,14 ЗФ ВФ44+
197 Г.Юнг н.д. 68 ВФ 43+
198 Г.Кайзер 1000 68 0,07 ЗФ ВФ
199 Р.Леппла 500 68 0,14 ЗФ ВФ
200 Ф.Лозигкейт 750 68 0,09 ВФ ЗФ
201 Э.Зюсс н.д. 68 ВФ ЗФ43+
202 О.Танге 426 68 0,16 ВФ 43 +
203 Г.Штрассль 221 67 0,30 ВФ 43 +
204 Г.Штайгер 400 63 0,16 ЗФ ВФ
205 Э.ф. Кагенек н.д. 67 ЗФВФЮФ41+
206 Г.Денк 500 67 0,13 ВФ 43+
207 Ф.Дингер н.д. 67 ВФЗФЮФ43+
208 Г.Финдейзен н.д. 67 ВФ
209 Ф.Шисс 540 67 0,12 ВФЗФЮФ43+
210 Ф.Швайгер н.д. 67 ВФ ЗФ 44+
211 Э.Флиг 506 66 0,13 ЗФ ВФ 42#
212 Р.Хоффман н.д. 66 ВФ ЗФ 44+
213 Г.Дебрих 248 65 0,26 ВФ 43--
214 Г.Фулльгребе н.д. 65 ВФ 45+
215 Б.Грассмук н.д. 66 ВФ 42+
216 К.Кемпф 445 65 0,15 ВФ ЗФ44+
217 В.Земелька 240 65 0,27 ВФ 42+
218 Ю.Хардер н.д. 64 ЗФЮФВФ45+
219 Р.Хермихен 629 64 0,10 ВФ ЗФ
220 Б.Галлович 840 64 0,08 ЗФ ВФ
221 В.Петерман н.д. 64 ВФ
222 Г.Хоффман 258 63 0,24 ВФ 41+
223 Ф.Гетц 766 63 0,08 ЗФ ЮФ ВФ
224 К.Хаммерль н.д. 63 ВФ 43+
225 Г.Хомут 450 63 0,14 ЗФ ВФ43+
226 В.Хюбнер н.д. 62 ВФ 45+
227 Г.Нойман 162 62 0,38 ВФ
228 Х.Карганико 600 60 0,10 ВФ ЗФ44+
229 А.Морс н.д. 60 ВФ ЗФ44+
230 К.Мунц 600 60 0,10 ВФ
231 А.Раух 647 60 0,09 ВФ ЗФ


*****

       
   Источник: Майк Спик «Асы люфтваффе», стр.325-354. Приложение 2.
 
          Мною в таблице применены следующие сокращения и обозначения. К с/в – коэфф. соотношения сбитых пилотом самолетов противника к количеству вылетов совершенных этим пилотом. Т.е. если К с/в равен 0,25 как у Хартмана (№1), то это значит, он сбивал самолет врага в среднем один раз за четыре вылета, если К с/в равен 0,10 как у Мунца (№230), то это значит, что Мунц сбивал вражеский самолет в среднем один раз за 10 вылетов. Карьера пилотов вкратце описана следующими сокращениями: ЗФ – это западноевропейский и североевропейский театр военных действий, ЮФ - средиземноморский, североафриканский, балканский театр военных действий, ВФ – это восточноевропейский театр военных действий. Цифры: 41, 42, 43, 44, 45 – это время конца карьеры пилота, соответствуют годам Второй мировой войны. Буквенные обозначения «ЗФ», «ЮФ», «ВФ» перед цифрами означают театр военных действий, где закончилась карьера пилота, так знак  «+» - пилот убит или пропал без вести, знак  «#» - взят в плен, знак «--« - списан из боевого летного состава в связи с тяжелым ранением. К примеру: №228 Х.Карганико – 600 – 60 – 0,10 – ВФ ЗФ 44+; означает, что пилот совершил 600 вылетов, сбил 60 самолетов противника, его К с/в равен 0,10; воевал на восточном и на западном ТВД, погиб в 44-ом на западном фронте.  Буквы «н.д.» – означают, что неизвестно точное число вылетов, К с/в в этом случае не определяется. Круглые цифры в 400, 600, 1000 и т.п. означают, количество вылетов определено приблизительно и оно не менее указанной цифры.

         А теперь узнаем, что по данному вопросу говорят и пишут умные люди. В книге Марка Солонина «На мирно спящих аэродромах …» на стр. 132-146 можно прочесть. Двенадцать самых выдающихся асов советских ВВС Алеюхин, Ворожейкин, Глинка, Гулаев, Евстигнеев, Клубов, Кожедуб, Колдунов, Речкалов, Скоромохов, Шестаков, Покрышкин – дважды и трижды Герои Советского Союза имели в сумме следующие показатели боевой эффективности. Всего они выполнили 5359 боевых вылетов, в среднем на одного 446,6 вылета. Провели 1499 воздушных боев, в среднем на одного 124,9 воздушных боя. Сбили 669 самолетов противника, в среднем на одного – 55,7 самолета. Коэффициент сбитых самолетов / всего вылетов у них равен в среднем 0,125. Эту информацию приведем в более простой для восприятия вид. Один сбитый самолет противника приходился на 8 вылетов, из которых 5 вылетов приходились без боев, противники просто не встречались. Три вылета оканчивались воздушными боями, из которых в одном бою удавалось сбить самолет противника. И это у самых лучших из всех советских асов.   

        У наших союзников показатели значительно ниже. В ВВС Великобритании и США всего только 19 летчиков сбили по 30 и более самолетов противника, включая и действия против японских ВВС. В советских ВВС таких летчиков было 91 человек.
Но ни одному историку как-то не пришла в голову мысль назвать великолепные «Спитфайры», «Темпесты», «Мустанги», «Корсары» и «Тандерболты» устаревшим хламом по сравнению с «яками», «лавочкиными», «лаггами» и «мигами». Правда, лучший ас британских ВВС М.Пэттл на таких самолетах не летал, и свои 50 побед одержал на действительно устаревших «Гладиаторах» и «Харрикейнах». Второй по результативности англичанин Д.Джонсон выполнил 515 боевых вылетов и сбил 41 самолет противника. К с/в у него равен 0,08. Один сбитый самолет у него приходился в среднем на 12-13 вылетов.   
       
         Успехи немецких летчиков-истребителей выглядят совершенно феноменально. Десять лучших немецких летчиков сбили 2533 самолета. Личный счет двоих – Хартмана и Баркхорна превысил отметку в 300 самолетов. А всего 231 немецкий летчик сбил по 60 самолетов и больше. В советских ВВС таких летчиков только трое – Кожедуб, Покрышкин и Речкалов. А в авиации союзников ни одного. Если взять 10 лучших летчиков-истребителей Германии о которых точно известно количество их боевых вылетов и количество сбитых самолетов, то получаем следующие средние цифры: каждый сбил в среднем 250 самолетов при выполнении 860 боевых вылетов. К с/в у них в среднем 0,29. Получается, что каждый их третий вылет оканчивался воздушной победой. Но и здесь есть любопытные частности, например Хартман на 202 сбитых самолета только в 11 случаях указал тип сбитого самолета. Если взять 12 лучших летчиков-истребителей воевавших против англо-американских ВВС, то они в общей сложности совершили 5 944 боевых вылета и сбили 1 486 самолетов врага. В среднем по 124 победы на каждого. К с/в у них в среднем равен 0,25. У них каждый четвертый вылет заканчивался воздушной победой. Немногим меньше, чем у асов на Восточном фронте.

         Но самая любопытная и парадоксальная ситуация складывалась когда англо-американцы имели подавляющее превосходство в воздухе над немцами. Так 6 июня 1944 г. при проведении операции «Оверлорд» - высадке в Нормандии, ВВС Англии и США имели шестикратное численное превосходство. Соотношение потерь тоже было 7 к 1 в их пользу. И истребители союзников потратили в среднем 58 вылетов на один сбитый германский самолет. Их истребители просто не находили себе объекты для атаки!

         Следует обратить внимание, немецкие летчики-истребители совершали очень и очень много вылетов. Хартманн - 1425 вылетов, Баркхорн – 1104 вылета. Тридцать немецких летчиков-истребителей выполнили в годы войны по 700 боевых вылетов и более каждый. В истребительной авиации союзников такого числа боевых вылетов нет ни у кого. В советских ВВС только пять летчиков-истребителей имеют по 600 и более вылетов: Ахмет-Хан-Султан, А.Алелюхин, А.Покрышкин, Н.Скоромохов и Л.Шестаков.

           Еще более любопытные факты можно обнаружить, сравнивая между собой т.н. «устаревшие» и «более современные» модели самолетов-истребителей. Например, «Харрикейн» несомненно, уступал по всем ТТХ знаменитому «Спитфайру», который простоял на вооружение британских ВВС до конца войны, а «Харрикейн» уже к 1942 г. был повсеместно снят с вооружения истребительных эскадрилий и использовался как штурмовик. Но во время воздушной «битвы за Британию» в 1940 году из 19 асов сбивших 10 и более самолетов, 9 летали на «Спитфайрах», 9 на «Харрикейнах», 1 на том и на другом. По общему числу побед соотношение следующее. На «Харрикейнах» сбили 683 немецких самолета, а на «Спитфайрах» только 511 самолетов противника.
Вспоминается знаменитая поговорка про старого коня и неиспорченную борозду. «И взлетал устаревший «Харрикейн», качаясь над землею неуклюже». А взлетал он в той поэме, между прочим, в небо над нашим Мурманском («Харрикейны» в 1941-42 гг. поставлялись в советские ВВС). Такая же рабочая лошадка была в 1941-42 гг. и в советских ВВС. Это многократно осмеянный, обруганный и обшиканный разными  «знатоками» истребитель по прозвищу «ишак» или И-16. Эти «знатоки» постоянно только забывают нам всем сказать, что в наставлениях для летчиков-истребителей наших противников по Второй мировой войне было совершенно ясно сказано, с истребителем И-16 в маневренный бой без крайней необходимости не вступать. Но и по-прежнему об «устарелом» И-16 твердят везде и все кому не лень.

         А теперь от обсуждения успехов лучших из лучших перейдем к результатам рядовых летчиков-истребителей той войны. Опыт войны показывает, что в каждом авиаполку было по 5-7 летчиков, которые сбивали в воздушных боях примерно половину всех сбитых самолетов врага из их общего числа сбитых всеми летчиками полка. Возьмем знаменитый истребительный авиаполк «Нормандия-Неман». За два года (с весны 1943 по май 1945) в боевых действиях приняло участие 98 французских летчиков, из них 46 погибли, а из тех 46-ти место захоронения половины неизвестно .... Более половины из них не сбили ни одного самолета, а вот 17 лучших летчиков полка сбили 200 самолетов из всех 273 сбитых самолетов (примерно 73% от общего числа). Четверо самых лучших летчиков полка: Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре, Марсель Лефевр выполнили 559 боевых вылетов и сбили 62  самолета, что составляет 23% от общего числа. Их К с/в в среднем равен 0,11.  Такой же разрыв в боевой эффективности между лучшими и рядовыми летчиками и в истребительной авиации наших бывших союзников. Например, в 8-й американской воздушной армии на Британских островах за годы войны прошли службу около 5 000 летчиков-истребителей. Из них 2 900 (58% от общей численности) не сбили ни одного самолета противника. 261 летчик (5,2% от общей численности) одержали по 5 и более воздушных побед, и только 57 летчиков (1,1% от общей численности) сбили по 10 и более самолетов противника.

        Так почему же появлялось то статистически ничтожное меньшинство летчиков, которые становились асами? Причины эти не ясны и до сих пор. Даже изучение их боевых биографий не дает четкого ответа на этот вопрос. Некоторые, например наш  А.Покрышкин с первых боевых вылетов демонстрировали свое высокое пилотажное мастерство, летную интуицию, меткую стрельбу. А вот другие, напротив, начинали крайне слабо. Так, №2 по немецкому рейтингу, Багхорн в первых 119 вылетах не сбил ни одного самолета! А вот его самого  сбили за это время дважды! И.Кожедуб за первых три месяца тоже не смог сбить ни одного самолета противника. Но потом с каждым боевым вылетом боевое мастерство росло, рос счет побед, росла уверенность в себе, и, если его карьера летчика-истребителя не обрывалась, то на «выходе» этого процесса и появлялись асы, на счету которых было по 600, 700, 1000 боевых вылетов,  сотни и десятки сбитых самолетов.

          Да, кстати, про возможный конец карьеры аса. В книге Майка Спика «Асы люфтваффе» на стр. 316-319 приводятся довольно любопытные факты. Так №8 немецкого рейтинга истребителей Гейнц Бэр сам 18 раз был сбит! В 4-х случаях он покидал самолет с парашютом, в остальных 14 случаях ему удавалась вынужденная посадка. Он пережил всю войну и погиб в 1957 году на легкомоторном самолете. Действительно, кому суждено быть повешенным, тот не утонет! А вот №7 рейтинга Эрих Рудорфер был сбит 16 раз, причем с парашютом он прыгал 9 раз.

          Как и везде на войне, почти все знаменитые асы  завышали число своих побед (когда поврежденный самолет противника заявлялся как сбитый), или занимались откровенными приписками (когда боя не было или самолет противника не получал повреждений, но заявлялся как сбитый, тем более, если рядом не было свидетелей из числа своих летчиков или наземных служб воздушного наблюдения и оповещения). Так, к примеру, одна из германских авиадивизий (JG-52) на Восточном фронте очень так скромненько отчиталась за все годы войны об уничтожении 10 тысяч советских самолетов! Но все боевые потери советских ВВС в Великую Отечественную войну составили 43,1 тыс. самолетов. Отсюда интересный вопрос, а чем тогда занимались на нашем фронте все остальные германские авиадивизии и зенитная артиллерия? А вот что на самом деле бывало в реальности? Так, по современным данным, с 10 мая по конец июня 1940 года истребительная авиация Франции совершила около 10 тыс. вылетов и сбила 684 немецких самолета, в среднем по 15 боевых вылетов на один сбитый самолет. К с/в французов в этом случае в среднем равен 0,068. И это очень хороший показатель! С 27 мая по 2 июня 1940 года в небе над Дюнкерком британцы выполнили 1764 вылетов самолетов-истребителей и сбили 92 самолета противника (по подтвержденным немецким архивным данным), в среднем от 19 до 23 вылетов на один сбитый самолет, К с/в британцев в этом случае в среднем равен 0,052. Немцы выполнили за те же 7 дней ровно 2000 вылетов и по английским данным сбили 106 самолетов, т.е. 19-22 вылетов на один сбитый самолет, К с/в немцев в этом случае тоже в среднем равен 0,053. За первые четыре недели «битвы за Британию» с 5 августа по 2 сентября 1940 года немцы выполнили 12 450 вылетов самолетов-истребителей и сбили 344 английских самолетов, в среднем один сбитый самолет за 36 вылетов, К с/в в среднем равен 0,028.  С 25 августа по 7 сентября 1940 г. в самый разгар «битвы за Британию» немцы выполнили 8 750 вылетов  истребителей и сбили 285 английских самолетов. В среднем один сбитый самолет за 31 боевой вылет.  К с/в немцев в этом случае в среднем равен 0,032.  19 августа 1942 г. английская авиация совершила налет на Дьепп в котором участвовали 59 эскадрилий истребителей. Всего 2 050 вылетов истребителей. Было сбито 48 немецких самолетов, в среднем на один сбитый самолет 43 боевых вылета, К с/в британцев в этом случае в среднем равен 0,023. Немцы противостояли им силами двух авиадивизий с 206 исправными истребителями, которые выполнили 800 боевых вылетов, в среднем на летчика 4 боевых вылета. Они сбили 70 самолетов, в среднем 11 вылетов на 1 сбитый самолет. К с/в немцев в этом случае в среднем равен 0,088. Такой отличный показатель К с/в объясняется тем, что самолетов врага в этом случае было словно в поговорке «как собак нерезаных», их не надо было искать, они сами летели на расправу!       
            Источник: М.Солонин «На мирно спящих аэродромах …», стр. 132-146.

          А теперь мои собственные замечания к таблице показателей результативности германских летчиков-истребителей. Сразу заметно, что К с/в даже в первой десятке рейтинга имеет колебания более чем в 2 раза. От 0,21 (№ 2 – Баркхорн), до 0,53 (№6 – Батц), хотя Баркхорн выполнил в три раза больше боевых вылетов и сбил самолетов в 1,3 раза больше. Но факт есть факт, согласно рассчитанного К с/в - Батц примерно в 2,5 раза «круче» чем Баркхорн. Но вот что самое интересное, свой первый боевой вылет Баркхорн выполнил еще в августе 1940 г., а Батц свой первый боевой вылет сделал только в декабре 1941-го. Но есть уже совсем сногсшибательный факт. № 182 Гюнтер Шеель имеет коэффициент боевой эффективности К с/в равным 1,01. По сравнению с ним все асы люфтваффе просто обычные ремесленники средней руки! Он совершил свой первый боевой вылет в России весной 1943 года, и его карьера аса закончилась гибелью 16 июля 1943 года под Орлом. Всего он совершил 70 боевых вылетов и сбил 71 самолет противника. А вот что это такое? Самый бесстрашный и умелый пилот «всех времен и народов», который не смог прославиться только по причине очень быстрой своей гибели? Или это обычный начинающий пилот средней квалификации бессовестно приписывающий на свой боевой счет несуществующие воздушные победы? Из краткой справки в книге М.Спика этого понять невозможно. Я решил найти в рейтинге пилота твердого середнячка который имеет реальный К с/в и не был ни разу сбит противником и взять его как начальную точку нового расчета рейтинга. И такой летчик нашелся, это №180 Адольф Глунц, он имеет К с/в равным 0,12 и никогда не был сбит и даже ранен. К сожалению, его нельзя принять за начальную точку отсчета применительно к Восточному фронту, он почти все свои победы одерживал на Западном фронте.
         
            Еще раз, просмотрев рейтинг и биографические справки пилотов, я выбрал 14, имеющих в своей боевой биографии одну очень интересную особенность. Сначала я отмечал их в зависимости от К с/в и только потом заглядывал в их биографические справки, и эта особенность подтвердилась во всех случаях! Вот их перечень.

         № 84  Франц Войдих, всего вылетов 1000, сбитых самолетов 110, К с/в = 0,11. Свой первый боевой вылет совершил в Средиземноморье в июле 1941-го.      
         № 108  Густав Редль, всего вылетов 980, сбитых самолетов 98, К с/в = 0,10. Свой первый боевой вылет совершил во Франции в 1940 году.
         № 154  Карл-Готтфрид Нордман, всего вылетов 800, сбитых самолетов 78, К с/в = 0,10. Свой первый боевой вылет совершил в Польше в 1939 году.
         № 174  Герхард Михальский, всего вылетов 652, сбитых самолетов 73, К с/в = 0,11.  Свой первый боевой вылет совершил на Западном фронте в 1940 году.
         № 175  Антон Линдер, всего вылетов 650, сбитых самолетов 73, К с/в = 0,11. Свой первый боевой вылет совершил во Франции в 1939 году.
          № 176   Отто Шульц, всего вылетов 800, сбитых самолетов 73,  К с/в = 0,09. Свой первый боевой вылет совершил в «битве за Англию» в 1940 году.
          № 185   Гейнц Ланге, всего вылетов 638, сбитых самолетов 70,  Кс/в = 0,11. Свой первый боевой вылет совершил в Польше в 1939 году.
          № 198   Герберт Кайзер, всего вылетов 1000, сбитых самолетов 68,   К с/в = 0,07. Свой первый боевой вылет совершил в Польше в 1939 году.
          № 200  Фритц Лозигкейт, всего вылетов 750, сбитых самолетов 68,  К с/в = 0,09. Свой первый боевой вылет совершил  в Испании в 1938 году.
          № 219  Рольф Хермихен, всего вылетов 629, сбитых самолетов 64,  Кс/в = 0,10. Свой первый боевой вылет совершил во Франции зимой 1939/1940 года.
          № 220   Бернд Галлович, всего вылетов 840, сбитых самолетов 64,  К с/в = 0,08. Свой первый боевой вылет совершил на Западном фронте в 1940 году.
          № 223   Франц Гетц, всего вылетов 766, сбитых самолетов 63,  К с/в = 0,08. Свой первый боевой вылет совершил во Франции в 1940 году.
          № 230   Карл Мунц, всего вылетов 600, сбитых самолетов 60,  К с/в = 0,10. Свой первый боевой вылет совершил на Западном фронте в 1940 году.
          № 231  Альфред Раух, всего вылетов 647, сбитых самолетов 60,  К с/в = 0,09. Свой первый боевой вылет совершил на Западном фронте в июне 1940 года.
         К сожалению, в книге Майка Спика не указывается, сколько раз эти летчики были сбиты за свою боевую карьеру противником и сбивали ли их вообще. Но все они летали очень и очень много, почти все они начали свой путь в 1939-1940 гг., а один начал еще в Испании в 1938 г., значит, их квалификация и боевой опыт были на очень хорошем уровне. И все они без исключения имеют весьма скромный К с/в (соотношения сбитых самолетов противника к собственным боевым вылетам). Скромный, конечно, по отношению к своим более успешным коллегам по рейтингу.

        Можно предполагать, что они не занимались увеличением числа своих побед  припиской на свой личный счет т.н. «сбитых» самолетов противника, подтвердить судьбу которых не было никакой возможности, помимо заявлений самого пилота.    

        И обращаю внимание на таблицу и значки в графе «Карьера» - ВФ 41+, ВФ 42+, ВФ 43+, ВФ 44+, ВФ 45+, ВФ 41#, ВФ 42#, ну и т.д. Из всех 129 германских летчиков-истребителей указанного рейтинга, карьера которых закончилась гибелью, пленом  или пропажей без вести, конец свой карьеры на Восточном фронте нашел 81 человек (62,8% от их общего количества). Как вы думаете, кто сбил этих асов? В 8-9 случаях из 10 случаев их сбивали не прославленные асы как Кожедуб или Покрышкин, их сбивали самые обыкновенные летчики с малоизвестными фамилиями вроде Иванов, Дорошенко, Петров, Ахмедов, Сидорин или Трофимов. Те самые, имеющие на своем счету по несколько сбитых самолетов, и которые, если верить разным продажным пропагандистам, летали еле-еле на 3 с минусом. Следует сказать, из первого десятка  асов только двое окончили свою карьеру на Восточном фронте, но вот дальше по рейтингу  «прославленных  асов Геринга» здорово проредило русской косой смерти.      
*******

Справка:  Таб. 3.5.3-5 доп.  Динамика роста боевой живучести самолетов ВВС РККА по периодам войны

     (Источник:   В.И.Алексеенко  «Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны»)

Род авиации--- 22.06.1941 г. -
1.07.1942 г.-- август 1942 г. -
май 1943 г.-- ноябрь
1944 г.-- за 4 мес.
1945 г.-- рост 1945 г. к 1-му
периоду (раз)
Истребители--- 28--- 69--- 127--- 194--- 6,9---
Штурмовики--- 13--- 26--- 85--- 90--- 6,9---
Бомбардировщики--- 14--- 48--- 125--- 133--- 9,5---


Рецензии
Попробую и я вставить свой пятак. Я не летчик и о боях знаю только из книг. Но я знаю точно, что для того, чтобы метко стрелять, нужно стрелять много и регулярно. Проходит время без стрельбы и результаты заметно падают. Так видимо и у летчиков. Кто много летал и дрался, у того и показатели выше.
Кроме того немцы видимо специально охотились на новичков. Не помню кто точно писал в мемуарах (Бакхорн или Хартман), что он считал бесполезным делом воздушные дуэли с опытными противниками. Он просто присматривался и определял кто из противников новичок, его и атаковал. Победа не громкая, но самолета у противника не стало точно такого, как и у противника-аса.
Кроме того, когда читаешь мемуары летчиков, заметно, что немцы в воздушных боях всегда в большинстве. И это при том, что по статистике самолетов должно быть больше советских. Естественно, что вдвоем легче победить одного. На это обратил внимание еще опреративник в начале войны, писавший донос на командира истребительного полка:"Командир 41-го авиаполка майор Ершов в момент налета самолетов противника утром 22 июня растерялся и не мог организовать личный состав полка для отпора
противнику.
Несмотря на то что при первом налете фашистских самолетов на аэродром Сибурчин, где дислоцировался 41-й ИАП, противник не вывел из строя ни одного боевого самолета, так как все они были рассредоточены и замаскированы, Ершов не принял самостоятельных действий по нанесению решительного удара самолетам противника, ожидая указаний от командования 9-й АД.
Майор Ершов, имея в своем распоряжении боевой полк, вместо принятия решения
действовать соединениями, высылал навстречу противнику по 1—2 самолета, которые
уничтожались противником. Таким образом были убиты лучшие летчики полка —
Соло-ха, Аксенов, Чернявский и подбиты — Крутоверец, Коробков, Кукушкин и
Киселев.
Ершов, не имея необходимости перебазироваться с аэродрома Сибурчин, так как на этом аэродроме имелось все для ведения боя, принял решение перебросить полк на аэродром Курьяны, а затем вечером 22 июня перебазировался на аэродром Кватеры.
Впоследствии вся материальная часть была уничтожена вследствие того, что
самолеты на этих аэродромах не имели воздуха для заправки самолетов и патрон к пулемету БС, оказавшись небоеспособным." Разгром РККА - 1941: М. Мельтюхов. Начальный период войны в документах военной контрразведки.

Так что приписки видимо все не объясняют. Приписки были у всех. Оно и понятно, кто там в драке наблюдал что стало с противником, когда дерешся уже со следующим.

Здесь что-то другое.
Особенно на грустные рассуждения наводят такие факты, как гибель российского бомбардировщика в Сирии от одной единственной турецкой ракеты. Как результаты бомбардировки американцами сирийской авиабазы. При том, что воздух Сирии защищают новейшие С-400.

С уважением.

Владимир Старовойтенко   09.04.2017 18:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.