Десантный Маршал

Маленький Кошатег
УБИЙЦА    ДЕСАНТОВ
                Нет! Никогда не умирает тот,
                Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
                Чья память незабвенная живет,
                В сердцах людей укоренившись прочно.
                Лопе де Вега
    Как известно, морской десант может состоять как из состава морской пехоты, так и других  соединений, высаживаемых с морского транспорта и по масштабу выполняемых задач морской десант бывает стратегического, оперативного, тактического и специального назначения.
Был в СССР во время Великой отечественной войны мастер десантов, в основном морских и воздушных. Такой уж мастер, что крови, пролитой морскими десантниками, хватило бы на Балтийское море. Но о нём, великом мастере и убийце десантов позже. Сначала – о героях.
    Известна целая череда морских десантов осени 1941 года,  и эти  операции можно с полным правом назвать бессмысленными и заранее обречёнными на гибель, потому что   выделялись столь малые десантные силы, что враг легко мог блокировать и уничтожать их в течение нескольких часов, все десанты имели только лёгкое стрелковое вооружение, вопросы связи с высаженными отрядами не прорабатывались, артиллерийская поддержка была мизерной и неорганизованной, а авиационная поддержка просто отсутствовала.
   Итак, первый – Шлиссельбургский, десант – был высажен 25 сентября 1941 года.  Замыслом была высадка 1-й дивизии НКВД и батальона моряков Ладожской военной флотилии в район Шлиссельбурга с целью овладения городом. Десант был сформирован из разведчиков-водолазов роты особого назначения и курсантов морского пограничного училища (185 человек).  Погода не благоприятствовала, но командующий фронтом  потребовал в ультимативной форме «высадить десант во что бы то ни стало в назначенном месте для дальнейшего движения на Шлиссельбург» и высадка передового разведотряда произведена на затопленную отмель, после чего отряд почти два километра шел по грудь в ледяной воде Ладожского озера. Уже следующим утром  25 сентября командующий фронтом, выведенный из себя безуспешными попытками высадки десанта, приказал производить высадку десанта днём на восточной окраине Шлиссельбурга, в расположение оборонительных рубежей противника. И эта  высадка и прорыв с отмели на берег проходили под сильным вражеским огнём и  десант понёс огромные потери (по воспоминаниям выживших до половины личного состава, погибли шедшие впереди командиры),а  прицельная артиллерийская поддержка десанта огнём кораблей и береговой артиллерии была поросто невозможной. В ночь на 26 сентября десант был уничтожен противником и ночью советский катер подобрал в Ладожском озере трёх бойцов из состава десанта, а ещё 11 человек прорвались через линию фронта в районе Бугры. Из состава десанта только один человек был награждён орденом Красного Знамени и 6 человек — медалью «За отвагу».
     Но «вперёд, и только вперёд !» - и  26 сентября штаб Ладожской флотилии начал подготовку к новой десантной операции: 2 катера и баркас должны были высадить неполную роту (95 человек) из состава 1-й стрелковой дивизии НКВД в районе Шлиссельбургской пристани. Вновь фактически неподготовленная высадка началась уже на рассвете 27 сентября….Итог тот же…
       И опять – «вперёд !» и вечером 28  десантники всё-таки были высажены благодаря мастерству моряков. Но 1 октября десантная операция была отменена. А про десантников просто забыли…
  Затем был Стрельнинский десент 5 октября 1941 года западнее Стрельны, там был был сводный отряд пограничников под командованием капитана М. Буйневич из  20-й дивизии НКВД, десантников-пограничников было пятьсот, но они были вооружены только стрелковым оружием… Несмотря на это, пограничникам удалось выбить противника из береговых позиций и продвинуться на юг свыше 1 километра, а затем была потеряна связь.
    «Вперёд !» - командующий фронтом потребовало высадки нового десанта. И  6 октября в район стрельнинского кладбища была высажена усиленная рота пограничников ( 150 человек ), которой командовал  командир старший лейтенант П. Быченков…
И эта рота не смогла далеко отойти от берега и с большими потерями смогли перейти через линию фронта ( 11 бойцов ) по береговым камышам, а раненый в бою Быченков был награждён орденом Красного Знамени.
    «Вперёд !» - и невзирая на неудачу двух десантов по приказу командующего фронтом в ночь на 8 октября в Стрельне высажен ещё один батальон пограничников 20-й дивизии войск НКВД (431 человек, командир старший лейтенант А. Челидзе). На берег смогли высадиться только 249 бойцов и бой продолжался до середины дня 8 октября. Затем связь и с этим десантом оборвалась.
     Причиной этому стала позиция командующего фронтом, упорно  требовавшего посылки десантов в бой немедленно, практически без подготовки (каждому отряду выделялось от 1 до 3 суток на подготовку) и  им лично запрещалось проведение предварительной артподготовки, для обеспечения скрытности высадки.
       Третий десант - Петергофский – был высажен 5 октября 1941 года, сценарий был тот же….Артиллерийская подготовка была отменена лично всё тем же комфронта «для обеспечения скрытности высадки десанта». Были спешно сформированы 5 сводных рот общей численностью 510 человек (477 моряков с кораблей и разведвзвод штаба флота из 43 человек, на вооружении 314 винтовок, 40 пулемётов, 20 миномётов), командиром был  полковник А. Ворожилов, комиссаром А. Петрухин.  Спешно созданные роты не владели тактикой сухопутного боя, испытывали недостаток вооружения, не были сколочены, учебных занятий не производили, полевой защитной формы не получили и направлены в бой в чёрном флотском обмундировании. Высадка десанта началась на рассвете 5 октября в районе дворца Монплезир в Нижнем парке и в Александрии. Десантники прорвались в Нижний парк и  были быстро отрезаны от берега. Артиллерия Балтфлота огн1м поддержать не смогла. Катерами флота спасён только один выплывший в залив раненый моряк (Борис Шитиков), ещё несколько человек после тяжёлых ранений взяты в плен. Моряки сражались до последнего патрона, многие погибли, пытаясь сойтись с врагом в рукопашные схватки. Для поиска и уничтожения последних моряков немцы запустили в Нижний парк несколько десятков овчарок, многие раненые бойцы были загрызены собаками. Личный состав десанта погиб в полном составе. В расположение наших войск никому прорваться не удалось. К 7 октября практически весь личный состав десанта погиб…   Памятью о десанте стали книга В. Азарова и А. Зиначева «Живые, пойте о нас!»  ( Документальная повесть. — Л.: Лениздат, 1969.1972 дополненное издание), но эта книга в 1973 году была изъята из библиотек. А в 1980 году в Петергофе установлены памятник в Нижнем парке и мемориальная доска на здании Большого дворца, а в 2010 году в Кронштадте открылся сквер со скульптурной композицией «Петергофский десант».
     Итог операции – 1899 погибших, попавших в плен и раненых за неделю или более 270 бойцов и командиров в день. И это только на маленьком клочке огромного фронта…
     А кто же был всё-таки тот самый кровожадный командующий – жа всё просто – генерал армии Георгий Жуков, будущий Маршал Победы…Любитель и серийный ( как бы сказали криминалисты ) убийца десантов, про которые сразу же забывал, не забывая при этом бережно принимать Золотые звёзды и ордена Победы.