Из дневника 31 О ясности в искусстве

Елена Пацкина
«Произведения всех действительно даровитых голов отличаются от остальных  характером решительности и определенности и вытекающими из них отчетливостью и ясностью, ибо такие головы всегда определенно и ясно сознают, что они хотят выразить, – все равно, будет ли это проза, стихи или звуки. Этой решительности и ясности недостает прочим, и они тотчас же распознаются по этому недостатку».
А. Шопенгауэр

В наше постмодернистсткое время некоторые авторы гордятся своей невнятностью и успешно продают ее как нечто оригинальное, сверхсложное и потому недоступное никому, кроме узкого круга избранных.
Поэтому люди, желающие продемонстрировать свою компетентность и причастность к интеллектуальной элите, старательно изображают восхищение модными смутными и малопонятными произведениями. Все ясно выраженное у них считается примитивным и устаревшим. На вопрос: «что, собственно, хотел сказать нам автор?» вам никто не ответит, и сам вопрос сочтут неприличным, доказывающим вашу невежественность и непроходимую «отстойность».

А мне всегда близок ответ остроумной Лидии Гинзбург на вопрос молодежи о новом авангардном спектакле:
«Я люблю понимать, что мне показывают».