Река времени 134. АПЛ Курск 2000г

Юрий Бахарев
Первого сентября 2000 года начался единственный в своём роде учебный год, у которого весь осенний семестр - в 20-м веке, а весенний закончится в 21 веке. Но если похожее было в сентябре 1900 года, то нынешний год для России просто неповторим. Первый семестр начался в первом тысячелетии  новой эры, а второй закончится во втором тысячелетии. В 1000-м году на Руси ещё не было учебных семестров, а до третьего тысячелетия государство вряд ли доживет.

С этими мыслями ехал я на вводную лекцию по Электротехнике, которую должен был читать в потоке третьего курса факультета «Оружие и системы вооружения» БГТУ «Военмех»
В этом семестре ни в ВВМИИ, ни в БГТУ никаких изменений в учебной нагрузке у меня не было.

Все лекции  были отработаны, и поэтому я  для второй половины дня планировал начать написание учебных пособий. «Техническая физика» для специальности КСУ в ВВМИИ и «Электроника» для «Военмеха».

Вася с Олей ещё летом поступили в аспирантуру Санкт-Петербургского Политехнического института и с первого сентября начали учёбу. Они жили в нашей квартире на проспекте Энгельса. Мы же с Лидой решили в этот год остаться зимовать в Парголово.

К началу сентября я уже провел воду в дом. Правда были подключены по воде только унитаз и один кран в душевой. Из душевой гибким шлангом кран переносился в кухню через окошко, которое я оставил в стене между ванной и кухней.

Оставалось подключить  стиральную машину, бойлер и сделать разводку по горячей воде. Для этого надо было отыскать специалиста. Сделать на пластиковых трубах и соответствующих вентилях и переходниках я бы мог и сам, но у меня было 15 метров стальных оцинкованных труб, которые можно было использовать, а оборудования по нарезке резьбы я не имел.

Лида сказала, что узнает на своей работе, в отделе обслуживания зданий, не найдется ли специалиста. На том и порешили.

В середине сентября в отечественных  СМИ  было две главные темы: обсуждение  причин гибели  и возможности подъёма затонувшего в начале  августа атомного подводного крейсера «Курск» и начавшиеся 15 сентября 2000 года 27-е летние олимпийские игры.

По поводу гибели АПЛ высказывалось много противоречивых мнений. Предполагали атаку крейсера со стороны американской АПЛ, обнаруженной в том районе, менее агрессивные высказывания определяли гибель вследствие столкновения с АПЛ «Мемфис», которая, вроде бы  после этого ушла на ремонт в порт Норвегии.

Поговаривали даже об уничтожении АПЛ ошибочным запуском ракеты с советского крейсера, во время проходивших учений. Была даже уже совсем «отвязанная» версия о диверсии на АПЛ, выполненной азербайджанскими националистами в отместку за роль Москвы в событиях в Баку 1990 года.

Более логичным мне казался взрыв торпед, объясняемой ошибкой в обслуживании при перегрузке со стеллажей в торпедные аппараты или подрыв на мине оставшейся со 2-й мировой войны.

Причина стала окончательно ясна только после подъема АПЛ, через два года после гибели. Инициатором  взрыва стала течь бака перекиси водорода торпеды. Протечки перекиси, попав в пространство между торпедным аппаратом и торпедой, вызвали возгорание краски, капроновых направляющих и смазки, создавшее высокое давление.
 
При давлении свыше140 атмосфер фрагменты носовой переборки бака выстрелили в носовой отсек торпеды, разрушая хранилище керосина и баллон ВВД.
Эта адская смесь взорвалась. Мощность такого взрыва оценивается в 200 килограммов тротилового эквивалента. Личный состав носовых отсеков от резкого повышения давления погиб мгновенно.

 Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки.

 О судьбе обитателей кормовых отсеков в августе-сентябре 2000 года можно было только гадать.
Точно также  оставалось только гадать  о возможных вариантах подъёма АПЛ, после того, как спасательные работы, проводимые силами Северного флота,  оказались безуспешными.

На фоне трагических известий идущих с севера, казались не такими уж важными вести, идущие из южного полушария, из Австралии, с 27-х летних Олимпийских игр. Хотя в другое время, все олимпийские события были бы на первых полосах газет и первыми среди ТВ–новостей.

Церемония открытия XXVII Олимпийских игр состоялась 15 сентября 2000 года в присутствии 110 000 зрителей.
Традиционный парад наций состоял из 198 делегаций.  Флаг России  нес прославленный вратарь гандбольной сборной Андрей Лавров - двукратный  олимпийский чемпион и  двукратный чемпион мира.

В неофициальном общекомандном зачёте сборная России заняла второе место, уступив сборной США. По итогам Сиднейских Игр на счету российских спортсменов было 32 золотых, 28 серебряных и 29 бронзовых медалей.

 Этот результат стал лучшим за всю историю участия сборной России в Летних Олимпийских играх. Другие страны бывшего СССР не вошли даже в первую двадцатку стран. Украина, Казахстан и Белоруссия заняли соответственно 21, 22 и 23 места.

Церемония закрытия завершилась 1 октября на том же стадионе Сиднея, что и открытие, торжественным прохождением спортсменов в одном параде,  не разделённых по странам, а все вместе, символизируя олимпийское единство.

В конце сентября, Лида на своей  работе нашла специалиста, готового за относительно небольшую плату за сутки произвести все водопроводные подключения.

 В один из субботних дней октября этот специалист должен был прийти и начать работу без меня, так как по субботам у меня  были первые две пары в ВМИИ.  Я оставил Лиде эскизы расположения и подключения приборов, показал по месту, как это я себе представляю, и подготовил необходимые трубы и арматуру для работы.

Мастер должен был прийти к 11 часам, а я рассчитывал вернуться не позже 13, так что затруднений от отсутствия хозяина  возникнуть не должно было.
Когда я вернулся со службы, мастер уже разрезал трубы, на  куски, и во дворе, на верстаке, нарезал резьбу принесённым с собой инструментом.

Поздоровавшись с ним, поинтересовался, всё ли ему понятно из объяснений Лиды. Он ответил, что сделает всё, как она ему объяснила, но большую часть разводки соберет  из оцинковки, а пластиковые трубы пустит на длинные участки, минимизировав число сочленений пластик – сталь.

Я согласился с его доводом и прошел в дом. Лида стояла на кухне, но на моё появление даже не оглянулась. Когда же, в ответ на дружелюбное приветствие: «Как дела на строительном фронте?», она повернулась ко мне, я понял, что случилось нечто неприятное.

Лицо моей жены было искажено злобой, и голосом, не предвещающим ничего хорошего, она сказала: «Давай не будем выяснять отношения при работе мастера  приглашённого с моей работы, а серьезно поговорим, когда он уйдет». С этими словами, она, не дожидаясь моего ответа, вышла из дома и заговорила с работающим во дворе мастером, не хочет ли он сделать перерыв и выпить  стакан сока или чашку кофе.

Я, как сомнамбула, вышел за ней, а она, как ни в чём не бывало, сказала мне довольно строгим, но не скандальным тоном: «Сходи в погреб и достань банку яблочного сока».
Я понял, что разбирательство, в чём я провинился, следует отложить до ухода мастера, и безропотно полез в погреб за соком.

Когда я вернулся в дом, Лида и мастер пили кофе в гостиной. На накрытом  столе стояло блюдо с  горкой   бутербродов. Я открыл банку с соком, разлил в стаканы и поставив перед ними. Затем сел за стол, налил себе кофе и присоединился к трапезе.  Я молчал, а Лида разговаривала только с мастером, как бы не замечая меня.

Когда мастер встал из-за стола и поблагодарил за полдник,  Лида ответила «Не стоит благодарности!» и добавила, как бы про себя ни к кому не обращаясь: «Пойду обрезать малину». Оба вышли из дома. И тут я заметил, что ящик моего письменного стола закрыт не до конца.
Мне сразу стало всё ясно.

 В пятницу вечером я переводил в электронный вид свои вирши, которых к тому времени у меня накопилось предостаточно. В том числе с рукописи перепечатывал  одно «поэтическое повествование с элементами эротики», написанное от первого лица.

Я подошел к столу и открыл ящик. Злополучный текст лежал в раскрытом виде сверху всех бумаг. А я помню, что складывал листки в рабочую тетрадь.  Открыл текст, и увидел, что там есть даже пометки карандашом, отмечающие самые «скандальные» строфы.

«Надо же! Жизнь опередила замысел! Забыл, что мысли имеют свойства реализовываться!», - с удивлением подумал я.
Дело в том, что я сочинял «это поэтическое повествование»
http://stihi.ru/2010/01/01/4586 , рассчитывая назвать «Скандал из-за эротических стихов».

 И, кроме части «Эротические рифмы» который Лида прочитала, задумывались ещё две части с названиями  «Как жена ругала мужа, когда нашла в его столе эротические стихи» и «Что ответил муж своей жене». При этом на ту злосчастную субботу вторая часть ёщё не была даже написана, что явно затрудняло мои оправдания свободным полётом творчества.

До конца рабочего дня, по мере сил, помогая мастеру в монтаже системы, одновременно, лихорадочно думал, как выйти из пикантного положения.
Но так и ничего умного мне в голову не пришло, кроме того, что до конца стоять в том, что текст представляет собой чистое творчество.

В конце концов, монтаж оборудования был закончен и система проверена в действии. Но вместо совместной семейной радости, что теперь у нас есть горячая вода на кухне, душ в ванной и готовая к работе стиральная машина-автомат, начался « разбор полётов» со слезами и искренним возмущением моим аморальным поведением.

Оправдываясь, я говорил жене, что  портфель «любовной лирики» у меня приличный, и что многие сюжеты она знает, например http://www.stihi.ru/2010/01/01/4545.  Лид отвечала, что потому и не ревновала, что не от первого лица, да и знает, откуда образы. А в данном случае она твёрдо уверена в моей измене, и даже знает, с кем я ей  изменил.

Поэтому жить со мной она не будет. И если я сейчас же не уйду из дома, то уйдет она сама, отправившись жить к подруге. Мне ничего не оставалось, как взять вещички, на первый случай, и уйти ночевать в квартиру на Энгельса.

Что я сказал Васе с Олей, я сейчас уже не помню. Наверное, сказал, что поругался с Лидой без объяснения причины. В воскресение решил сделать выдержку, а поехать в Парголово в понедельник часам к восьми, когда Лида уже вернется с работы.

С твердым намерением помириться, распахнул калитку и был удивлён, что меня не встречает мой пёс Мечо, обычно ожидающий  меня  с работы, лёжа  у калитки. На крыльце стояла моя жена. Я поздоровался. Вместо ответа, она с возмущением бросилась обвинять меня, зачем я забрал на Энгельса собаку.

«Ты специально это сделал, чтобы мне было страшно быть ночью в доме одной!», - ответила она за меня на свой вопрос. «Да не забирал я собаку! Сегодня я с утра уехал в БГТУ, а оттуда сразу в Парголово, рассчитывая помириться», - сказал я как можно мягче.

«Мечо, наверное, убежал с собачьей свадьбой, как это время от времени происходило», - предположил я.  Подумав, что лучший способ помириться – делать общее дело,  добавил серьёзно:  «Пошли искать, собаку».

Лида не стала возражать, а, надев куртку, вышла за ворота следом  за мной.
«Оставь калитку открытой», - сказал я, увидев, что Лида собирается повесить замок.  И добавил: «Он может прибежать домой, когда мы будем бродить по Парголово в его поисках». Лида послушно убрала ключи и распахнула калитку.

Мы пошли по улице в сторону бани, откуда доносился нестройный собачий лай.  Я, периодически, свистел призывным свистом, на который Мечо обычно хорошо откликался. Лида не отставала, и голосом звала нашего пса.

Мы бродили по улицам до темноты, криками и свистом, призывая собаку. Но тщетно. Ни нашего пса, ни даже «собачьей свадьбы», мы не встречали. И в душе надеясь, что когда придем домой, Мечо будет уже там. Но двор был пуст.

Когда мы вошли в дом, раздался телефонный звонок. Звонил Вася.  Он рассказал, что когда после занятий они пришли домой, то в коридоре, перед нашей дверью, обнаружили Мечо, которого, оказывается, привела туда соседка по лестничной клетке, знающая, чей этот красавец-пес, бестолково бродящий возле входа в подъезд.

Получается, что Мечо, прожив воскресенье без меня, так затосковал, что когда Лида ушла в понедельник на работу, он пошёл меня искать. Надо сказать, что пешком от городского дома до Парголово мы с Мечо прошли всего один раз. И эти 5-6 километров Мечо хорошо запомнил.

Я попросил Васю, чтобы он привез собаку и вскоре наш пес нас радостно облизывал, призывая жить дружно. Вася, оставив собаку, ушёл. А поскольку Лида не потребовала моего ухода, то я остался и, постепенно, бурно начавшийся семейный скандал рассосался. Да и как могло быть иначе, если все её подруги начинали над ней потешаться, когда она приводила аргументы моей «измены».

Наши жизненные проблемы были похожи скорее на комедию, чем даже на трагикомедию, особенно на фоне известий, пришедших  из затонувшего «Курска». В октябре 2000 года состоялась совместная российско-норвежская операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших моряков. Российские  водолазы, базировавшиеся на норвежской спасательной платформе  «Регалия», эвакуировали из 9 отсека 12 тел погибших моряков, в том числе тело капитан-лейтенанта Колесникова, выпускника ВВМИОЛУ им Дзержинского, сумевшего в условиях аварии написать записку.

Записка Дмитрия Колесникова, написанная им 12 августа 2000 года, была обнаружена  в ходе водолазных работ. Она состоит из двух листов бумаги А4, в ней содержится список 23 моряков, находившихся в тот момент в 9-м отсеке, а также письмо, адресованное его жене, на которой   женился за 4 месяца до последнего похода «Курска», и которой, буквально за несколько дней до гибели, написал четверостишие:
А когда час придёт умирать,
Хотя мысли такие гоню,
Мне придётся тогда прошептать:
«Родная, тебя я люблю!»

Точное время гибели подводников, собравшихся в девятом отсеке, будет определено судебно-медицинской экспертизой. Чуть более часа после взрыва подводники вели борьбу за живучесть кормовых отсеков. Сделав все возможное, оставшиеся в живых моряки перешли в девятый отсек-убежище. Последняя пометка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова сделана через 3 часа 15 минут после взрыва

Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак обещал передать записку родным погибшего. По словам вдовы Колесникова, ей предложили получить пепел записки, а вместо оригинала отдали страницу перепечатанного текста. В фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде» упомянуто, что в СМИ показана только часть записки, а другие страницы были засекречены.

Записка опровергла официальную версию, что весь экипаж Курска погиб 12 августа из-за взрыва. В то же время, по мнению следствия, записка не может помочь определить причины трагедии, потому что все упомянутые в ней члены экипажа были из отсеков с 6 по 9, и вряд ли могли  что-то знать о произошедшем в первом отсеке.

Главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов, принимавший участив в операции «Регалия», утверждает, что записка Колесникова серьезно повлияла на характер водолазных работ: «Она не просто сузила, она серьезно облегчила работу.

Мы бы изрезали всю лодку, а тут мы сконцентрировались на 9 отсеке, и, в общем-то, стало ясно, что если стоит задача — подъем тел, то в другие отсеки лезть нечего». Указом Президента России капитан-лейтенант Дмитрий Романович Колесников был посмертно награждён орденом Мужества

1 ноября 2000 года жена и родители Дмитрия Колесникова на самолете авиации флота улетели из Североморска и  увезли с собой тело капитан-лейтенанта. Похороны геройски погибшего командира турбинной группы дивизиона движения АПКР «Курск» Дмитрия Колесникова состоялись на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Весной, когда мы с Лидой пришли приводить в порядок могилу моего папы, на Серафимовском кладбище, мы зашли и к мемориалу  "Курска", отдать дань памяти подводников. 

После похорон Дмитрия Колесникова, другая трагедия вышла на перовые полосы газет. Начался суд над женой генерала Рохлина, Тамарой Рохлиной, которую обвинили в убийстве мужа. Зачем её полтора года держали в следственном изоляторе до суда, если, как говорил государственный обвинитель, есть неопровержимые свидетельства её вины?!
 
Адвокаты высказали мнение, что это сделано было, чтобы добиться от подсудимой свидетельских показаний. Дома оставался больной сын Игорь, инвалид 1-й группы. Хочешь к нему - пиши признание, и суд изменит меру пресечения на подписку о не выезде.

В своем последнем слове на суде 15 ноября 2000 г. Тамара Рохлина сделала сенсационное заявление о своей поддержке стремления супруга «мирным путем сбросить кремлевских временщиков слезть с шеи замордованного народа».

В своем заявлении она сказала: «Лева считал, что подобные действия согласуются с уставом ООН, который одобряет даже восстание народа против тиранического государства. Прав был мой муж или нет, считая Ельцина и его правительство тираническим, антинародным, пусть судит народ российский. Я лично его поддерживала.

 …Мой муж был убит, но не службами и людьми Ельцина, а собственными охранниками. Теперь это для меня очевидно. Огромная сумма денег, собранная со всей России единомышленниками Левы для финансирования акции по освобождению страны, пропала с дачи сразу после убийства мужа.

 А его охранник Александр Плескачев вскоре объявляется в новом качестве «нового русского» с московской пропиской, должностью начальника экономической охраны и даже учится в высшем учебном заведении и не скрывает от суда, что во всем ему помогла Генеральная прокуратура. Случай помог врагам моего мужа: обыкновенный уголовник Плескачев и его сообщники сделали «за них» гнусное дело…».

Серьезным аргументом в защиту невиновности Тамары Рохлиной  стало сенсационное признание белорусского президента Александра Лукашенко  через сутки после вынесения подсудимой обвинительного приговора: «Я за два дня предупреждал Льва Рохлина о готовящемся покушении».

 Но судебные власти не обратили внимания на его заявление. Точно так же как на заявление бывшего вице-премьера правительства М. Полторанина, сделанное на страницах «Комсомольской правды» 27 ноября 1999 года: "Я знаю, кто убил генерала Рохлина. И это не Тамара Рохлина."

Даже судя по тому, что писали СМИ, создавалось впечатление, что «дело Рохлиной» шито белыми нитками. В нем нет ни одного веского доказательства ее причастности к убийству мужа. Остались без ответа вопросы, задаваемые адвокатами:

 «Кто и зачем произвел выстрел в стену на первом этаже дачи после того, как первым выстрелом спящий Лев Рохлин был застрелен в своей постели на втором этаже? Кто  избил его жену до кровавых синяков, с которыми ее доставили после ареста в СИЗО? Каковы мотивы, по которым домохозяйка, воспитывающая сына-инвалида, стала бы лишать жизни единственного в семье кормильца?»

Несмотря на показания подсудимой о том, что спящего мужа убили трое неизвестных в масках, а потом избили ее и пригрозили убить, если она не «возьмет вину на себя», решением судьи Наро-фоминского городского суда Жилиной Тамара Рохлина была приговорена  к 8 годам колонии.

Одновременно с процессом по делу Тамары Рохлиной начался второй этап судебных процессов над самыми известными в РФ олигархами Гусинским и Березовским к 2000 году  владевшими почти всеми центральными  СМИ РФ. В распоряжении Гусинского  были: ЗАО «Медиа-Мост», телекомпании НТВ, НТВ+, NTV-International и ТНТ, ряд обслуживающих предприятий.

Березовский распоряжался: Первым ТВ-каналом (ОРТ) и каналом ТВ-6, радиостанцией «Наше радио. Газетами: «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новые известия», «Московская комсомолец», журналами: «Огонёк», «Власть», «Деньги» и др.

До прихода к  рычагам власти В.В.Путина эти персоны казались абсолютно неприкасаемыми. Но в 1999 году последовали первые обвинения в их адрес. Березовского обвинили в связи с хищениями средств «Аэрофлота», а Гусинского обвинили в совершении мошенничества в особо крупном размере. Когда их вскоре выпустили, то журналисты высказали мнение, что их просто пугают, чтобы «отжать» принадлежащие им СМИ.

А фигуранты дела, по-видимому,  посчитали, что владение основными каналами на ТВ позволит им остаться на плаву, и одновременно, топить любого своего врага. Но в середине ноября 2000 года им вновь предлагается явиться в Генпрокуратуру для дачи показаний. При этом  следователи  не скрывают, что по прибытии в прокуратуру они оттуда могут  не выйти.

Оба олигарха подались в бега, и они были объявлены в международный розыск. Возможно, только тогда они поняли, что играть в азартные игры с государством бессмысленно. Такими жёсткими мерами Путин начал процесс «равного удаления олигархов от власти».

Постепенное удаление наиболее одиозных российских миллиардеров от наиболее чувствительных рычагов влияния на гражданское общество, расценивалось в дискуссиях тех лет по-разному.

Одни, вспоминая, как предательски вели себя олигархические каналы ТВ в ходе Чеченской войны, считали, что переход СМИ под непосредственное руководство государства это благо.

Другие, наоборот, считали злом, что все СМИ сосредотачиваются в руках государства, а в реалиях нашей страны, - в одних руках президента. Что без конкуренции нет объективности. У меня до сих пор нет однозначного мнения по этому сложному вопросу.

Последний Новый Год второго тысячелетия мы встречали за семейным праздничным столом в Парголово.  В красном углу стояла украшенная игрушками новогодняя ёлка, пахло свежей хвоей и легким дымком от горящего камина.

На улице, ещё с вечера, начали пускать ракеты и фейверки, а наш Мечо, прижав уши, лежал под праздничным столом, вздрагивая от каждого выстрела доносящегося от озера.

Помню, что на столе был свежий виноград, и после поздравления Президента и осушения бокалов с шампанским надо было,  за время боя курантов, успеть съесть 12 виноградин. «На счастье».
На заставке: Фото из Интернета. Трагедия "Курска"
Продолжение: http://www.proza.ru/2016/04/05/889