Голубой факел

Геннадий Крейнин
1. Агджа

Гена и Алена стояли на Курском вокзале и ждали поезда. Был сентябрь 1984 года.Наконец-то, когда их сыну, Родику, было почти 3 года, Аленина мама согласилась побыть с внуком 2 недели, и Гена взял на работе путевку в ведомственную базу отдыха « Голубой факел». Алена взяла 2 недели за свой счет. Путевка даже по ценам того времени казалась почти бесплатной. Действительно, 30 рублей на 12 дней на двоих, включая проживание и питание. Да еще Гена попросил отца-железнодорожника оформить удостоверение работника железной дороги. Поэтому билет на поезд для него был бесплатным. Билет брали только Алене.
Наконец объявили посадку, и ребята пошли к своему вагону. Это был поезд Москва-Ереван, его в народе называли 33-й – «веселый». Билеты были в разных купе. В купе с Аленой ехали семейная пара лет 30-ти Валера и Галя, которые тоже ехали в Сочи на отдых, и Феликс, ехавший в родной Ереван. Гена всю поездку тоже тусовался в этом купе.

Как водится, сразу после отправления поезда все стали выкладывать всякую вкусную снедь. На столике появилась жареная курица, , колбаса, вареные яйца, хлеб, огурцы и помидоры. Кроме того, там оказались 2 бутылки: коньяк и водка. После первых тостов начали знакомиться.

Феликс был инженером из Кировакана. Сейчас он ехал в Ереван к родственникам.
Валера работал ревизором. Он постоянно ездил в командировки в разные города по всему СССР. Когда они с Геной выходили в тамбур покурить, Валера рассказывал бесконечные истории о своих поездках. В каждой истории ключевым словом было «взятка». Подвыпивший Валера пытался объяснить Гене, когда ее можно брать, а когда – опасно. Он рассказывал о коварных чиновниках из Средней Азии, которые с тобой едят, пьют, говорят, что они с тобой друзья и братья, а назавтра пишут на тебя донос.  Вернувшись в купе, Валера сказал очень двусмысленную фразу:« Скорей бы приехать в Сочи, там солнце, море, полежу на галечке». Все купе грохнуло.
Алена пошла в туалет и неожиданно вернулась. « Я боюсь, там в тамбуре какие-то кавказцы». Гена пошел вместе с ней. На подходе к тамбуру он действительно увидел трех кавказцев. Один из них поднял ногу и перегородил проход к туалету.

За 3 года до этого, в 1981 году, весь мир обошло известие о покушении на Римского Папу Иоанна Павла II. Преступник, турецкий террорист Али Агджа был схвачен на месте преступления. Так вот, кавказец, который перегородил проход, был как две капли воды похож на этого Агджу.

Гена вежливо попросил: « Ребята, пропустите, пожалуйста, мою жену». Агджа удивленно спросил с акцентом: « Это твой жена?» - и, получив утвердительный ответ, пропустил.

С этого момента все передвижения Алены по вагону происходили в сопровождении Валеры, Феликса и Гены. В вагоне постоянно находился кто-то из этих кавказцев: то курили в тамбуре, то стояли в вагоне и смотрели в окно. В купе им не сиделось. Они почему-то запали на Алену. Каждый раз, когда она проходила мимо, они не спускали с нее глаз. В воздухе висело какое-то напряжение.

И вдруг, когда поезд остановился  в Ростове, Гена увидел, как кавказская троица вышла. В купе воцарилось ликование. К сожалению, американские фильмы в СССР показывали очень редко, и моды показывать средний палец еще не было. Но все купе с улыбками радостно помахало ручкой на прощание. Кавказцы тоже улыбались. Поезд тронулся и, набирая ход, поехал к морю.

2. Беленькие и черненькая

База отдыха « Голубой факел» представляла из себя территорию, восточной границей которой была река Псоу, а южной – Черное море. На этой территории стояло штук 40 вагончиков, в которых жили отдыхающие. В вагончиках были металлические кровати с пружинами. Был общий умывальник, уличный туалет. В общем, по нынешним меркам 0 звезд. Но Гена с Аленой были счастливы: вышел из вагончика в плавках, за территорией сразу пляж, на нем чужих никого нет. На завтрак, обед и ужин и обратно возили в село Веселое на своем автобусе. В общем, все было замечательно.
Директор базы отдыха, Сергей Егорович Баграмян, был очень колоритной фигурой. Он всю жизнь прожил в этих местах, знал всех и вся, и его все знали. Даже работник ГАИ, стоящий на границе России и Грузии, отдавал честь, когда проезжала машина Сергея Егоровича.

Он устроил на работу на базу свою жену и дочку. Еще из персонала был водитель Тигран, молодой красивый парень, на которого заглядывались одинокие отдыхающие девушки.

Гена и Алена подружились с двумя девушками. Ира, яркая блондинка, приехала на базу отдыха с мамой. Мужа не отпустили: было много работы. Одной Ире он не разрешил ехать на отдых. С мамой все-таки он ее отпустил . Света приехала одна, муж, видимо, ей доверял больше.

По вечерам они вчетвером сидели на лавочке, курили и общались. Гене иногда надоедали женские разговоры, и он тогда уходил смотреть телевизор.

Как-то Алена с Геной решили погулять вдвоем, а девушки остались курить. И тут они увидели, что к ним приближается Ирина мама. А Ира скрывала от мамы, что она курит. Девушки мгновенно сорвались и скрылись в темноте. Обеспокоенная мама подошла к скамейке, увидела, что Иры нет, и пошла искать дальше Она прошла по всей территории, но Иру не нашла. Волнение усилилось. Она пошла по второму кругу. Опять никого. Тут навстречу идет Тигран. Она спрашивает: « Тигран, ты не видел девушек?».
- Видел
- А где они?
- Уехали
- Как уехали?
- Подъехала машина с местными ребятами, девушки сели в машину и уехали
- Не может быть!
- Да, две беленькие и черненькая
- Как же так, ладно эти, а черненькая же с мужем ( Алена была брюнеткой)
- Подумаешь, муж!

Ирина мама была в шоке. Она обещала ее мужу, что все будет в порядке, и что теперь делать? Не закладывать же дочку. Значит надо врать. Какой ужас. А Алена-то какова? Что она будет говорить мужу? А казалась такой скромной.
И вот она идет в раздумьях, а навстречу – Гена с Аленой. Она спрашивает у Алены: «А вы разве не уехали?
- Куда?
- С местными на машине?
- С какими местными? Да нет, мы с Геной тут гуляем.
- А Ира?
- Ира со Светой тоже гуляют тут неподалеку.
 - Они никуда не уезжали?
 - Нет
- Ах Тигран, шутник чертов. Я чуть инфаркт не получила – и она побежала искать Тиграна, чтобы высказать ему все, что о нем думает.

3. Кукуруза

Когда Гена получал путевку на работе, его предупредили, что каждому отдыхающему в «Голубом факеле» надо 2 раза отработать на полях совхоза «Россия», на территории которого находится база. Это предупреждение благополучно забылось. И вот, подходит Сергей Егорович и говорит. Завтра все едем собирать кукурузу. Подъем в семь часов утра.

Назавтра сонные отдыхающие сели в автобус и поехали работать. Ехали недолго. Автобус остановился на  полянке. К вышедшим работникам подошел коренастый мужчина – бригадир совхоза.

 - Так. Разбиваетесь по двое, берете ножи и мешки, срезаете початки кукурузы, бросаете в мешки. Наполненные мешки тащите сюда, на поляну. Здесь будут работать двое на сортировке.
 
Гена пошел срезать кукурузу, а Алена со Светой остались на сортировке.
И тут Алена начала «выступать». Несмотря на то, что об этих работах было заранее сказано и это являлось одной из причин низкой стоимости путевки, Алена просто ненавидела такую «принудиловку». Она сказала бригадиру: « Те, кто собирает кукурузу все время находятся в зарослях, в тени. А стол для сортировки поставили под палящим солнцем. Вы хотите, чтобы мы получили солнечный удар?»
Бригадир перетащил стол и лавку к большому дереву. Рабочее место стало более комфортным.

Алена снова говорит: « Ну хорошо, я приехала сюда отдыхать. У меня из одежды только джинсы, которые мне свекр достал по большому блату. И я что, буду их пачкать? Принеси мне что-нибудь, чтобы их прикрыть.».
Бригадир куда-то сходил и принес какое-то старое покрывало. Девушки им прикрыли джинсы.

Алена не унималась:«Я пианистка, мои пальцы – это мой хлеб. И я буду портить их твоей кукурузой? Принеси мне перчатки».
Бригадир опять куда-то сходил, принес 2 пары перчаток, сплюнул и сказал:« Присылают таких …, лучше уж самим сделать»
- Вот-вот, ну и делали бы сами.

Больше претензий предъявлять было не к чему, и Алена со Светой стали работать.
Через некоторое время к девушкам подошел какой-то толстый мужчина и начал кадриться. После нескольких попыток Света спрашивает: « А Вы откуда?»
 - Я из Турции
 - А как Вы здесь оказались?
 - Я здесь арендую несколько полей
 - А кукурузное поле тоже Вы арендуете?
 - Да – Тут вступила Алена
 - Так это мы на Вас работаем?
 - Ну не совсем. Я обратился в совхоз « Россия» с заявкой на работников, потому что мы не справляемся с уборкой урожая. Они прислали вас.
 - Значит мы работали целый год, недоедали, скопили деньги на отдых, приехали – и тут нас заставляют работать на какого-то турка? А ну пошел отсюда! Быстро, чтобы я тебя не видела!»

И турок ушел несолоно хлебавши, Алена всю обратную дорогу  возмущалась такой наглостью.

А кукуруза, которую разрешили всем понемногу взять, оказалась очень вкусной.

4. Стремнина

Гена с Аленой не поехали в Веселое на завтрак и решили сходить в магазин, купить вино и фрукты. Ближайший магазин находился в поселке Леселидзе, в Абхазии. Чтобы в него попасть, надо было перейти вброд речку Псоу. Они расспросили тех, у кого уже был опыт, в каком месте лучше перейти и, наконец, пошли. Речка была неглубокая, в самом глубоком месте по колено. Но это в месте брода. Еще когда шли туда, Гена заметил в стороне, ближе к морю, около противоположного берега вода другого цвета, видимо там было довольно глубоко.
 
Директор базы Сергей Егорович рассказывал, что когда Псоу разливается, уровень воды резко увеличивается. Один раз залило водой всю базу. И он, директор базы, разместил в своем доме неподалеку всех ( !!!) отдыхающих. Гена в процессе этого рассказа живо представил, какой у него дом.

В общем, туда дошли благополучно. Камни, лежащие на дне речки, были очень скользкими от тины. Гена и Алена шли очень осторожно, чтобы не упасть.

Единственным приключением по пути в Леселидзе была огромная стая лягушек, которые сидели на большом валуне у речки и при приближении ребят одновременно прыгнули в воду как пловцы при звуке стартового пистолета. Алене было неприятно, она всегда боялась лягушек.

В Леселидзе ребята закупились по полной программе . Купили 2 бутылки вина, груши, виноград, персики, дыню. В общем, обратно шли груженые. По камням приходилось идти вдвойне аккуратно.

И вот, Гена поскользнулся на одном из камней, чуть не упал, с трудом удержался на ногах и вдруг почувствовал, что вьетнамка соскользнула с его левой ноги и поплыла по течению. Обе руки были заняты. Пока Гена перекладывал сумки в правую руку, вьетнамка уплыла уже довольно далеко. Гена погнался за ней. И тут он с ужасом увидел, что вьетнамка приближается к участку воды с другим цветом. Там была неизвестность. А вдруг там Марианская впадина? Гена подумал, что если вьетнамка доплывет туда раньше, чем он ее настигнет, то черт с ней, с вьетнамкой. Он еще прибавил ход и схватил вьетнамку прямо на границе глубины.
После этих приключений вино с дыней и персиками прошло на ура.

5. Старые кровати и черные свиньи

Через 2 года Гена и Алена опять приехали отдыхать на базу отдыха « Голубой факел». На этот раз Сергей Егорович встречал их как старых знакомых.

Когда ребята прошли в свой домик, их ждало разочарование. Внутри был такой же старый холодильник и такая же старая кровать, как и 2 года назад. Гена еще весной краем уха услышал на работе, что их трест закупил в «Голубой факел» новые кровати и холодильники. Видимо они где-то «потерялись».

Алена в разговоре с другими отдыхающими несколько раз выразила свое возмущение. Это каким-то образом дошло до Сергея Егоровича. Он решил действовать.

И вот, через несколько дней, когда Гена и Алена наплавались в море, назагорались и забыли уже об этих  несчастных кроватях и холодильниках, Баграмян подошел к ним и заговорщицким тоном сказал: « Завтра приглашаю вас в ущелье на шашлыки». Это было предложение, от которого невозможно было отказаться.

Назавтра Сергей Егорович посадил в свою машину Гену с Аленой, Эллу, которая тоже работала в тресте и начальника Борипольского управления Выготского. В багажнике уже лежало нежнейшее замаринованное мясо. Гена спросил: «А вино не надо купить?» На что Сергей Егорович сказал: «Нэ надо вино, там, в багажнике все есть». Оказалось, что в багажнике стоит трехлитровая банка чачи, виноградной водки местного приготовления.

Проехали границу с Абхазией, после повернули налево и поехали в гору, вдоль речки Псоу. Дорога была очень живописной. Наконец, приехали на место, расположились на берегу и стали жарить шашлык. За шашлыком и чачей время летело незаметно.
Вдруг раздались какие-то непонятные звуки. Все закрутили головами, пытаясь понять, что случилось. И тут кто-то увидел: к ним приближалась группа черных свиней. Они почуяли одуряющий запах шашлыка и пришли. Попытки их отогнать успехом не увенчались. Они так и стояли неподалеку, пока люди не уехали.
Сергей Егорович выпивал со всеми.

До Гены дошло, что надо же ехать назад! Он спросил Баграмяна: «А как же мы поедем обратно?»
 - Не бойся. Все будет хорошо.
И Сергей Егорович  снял рубашку и брюки и с шумным всплеском опустился в воду.
- Геннадий, искупайся, вода замечательная.

Гена подошел к речке, нагнулся и попробовал рукой воду. Она была не просто холодной, она была ледяной. Псоу начиналась в горах, в ледниках, вода нагреться не успевала. Гена покачал головой: «Не хочу».

Баграмян поплескался немного, вышел из воды, вытерся и сказал: « Я сейчас посплю часа 2. Вы пока отдыхайте. А когда я проснусь, буду как огурчик и повезу вас обратно.

Так и вышло. Через 2 часа сели в машину и поехали. Гена беспокоился за проезд поста на мосту. Но все прошло как по маслу. Баграмян, проезжая, помахал рукой ГАИшнику, тот отдал ему честь.

В общем, поездка удалась на славу.

6. Ревизия

Весной 1987 года Гена еще раз побывал на базе отдыха. На этот раз направили туда в командировку. Надо было постараться решить вопрос с канализацией. Видимо очередная комиссия придралась к туалету выгребного типа, который был на базе.
Когда Гена улетал из Москвы, там все было в снегу. А когда самолет садился в аэропорту Сочи, Гена увидел зеленую травку и солнышко.

Кроме Гены на решение вопроса направили его знакомого Виктора из Ставропольского управления. Вечером они сидели в вагончике и играли в нарды. Вдруг в вагончик забегает Сергей Егорович. Он был в состоянии крайнего возбуждения, даже растерянности. Он спросил у Гены, знает ли он что-то по поводу ревизии. Гена был техническим специалистом, поэтому он был совершенно не в курсе.

 - Через час здесь будет главный бухгалтер треста. Она приедет с ревизией.
Гена сразу вспомнил новые кровати и холодильники и подумал, что, наверное, этим дело не ограничилось. Сергей Егорович в растерянности бегал по территории, кричал на работников. Было видно, что он не знает, что делать.

Через час приехала Ангелина Ивановна Лесина, главный бухгалтер. Женщина в районе 50 лет, которая всегда ходила в темных очках. Гена и Виктор поздоровались с ней и пошли дальше играть в нарды. Ее поселили в соседний вагончик.

Через некоторое время Гена и Виктор вышли покурить. И увидели, что в соседний вагончик, куда заселили Ангелину Ивановну, заходит Тигран, работник базы, местный плейбой. В руках у него была бутылка вина и большая ваза с фруктами.

Видимо, Сергей Егорович понял, как решить вопрос с ревизией. Из соседнего вагончика стал доносится смех. Через некоторое время смех сменился стонами, которые продолжались довольно долго и не давали ребятам спать.

Прошло много лет, и Гена, вспоминая это случай, понял, что  эти стоны были символичными. Это были стоны уходящей эпохи.

Через несколько лет исчезнет трест, в котором работал Гена , не станет министерства нефтегазового строительства, в которое входил этот трест. Да и вообще, исчезнет страна.

В разных местах будут гореть голубые факелы. С их помощью воровство достигнет такого уровня, таких масштабов, что кровати и холодильники бедного Сергея Егоровича покажутся маленькой каплей в огромном океане.

Но это уже другая история.