11. Спустя четверть века
Г Л А В А О Д И Н Н А Д Ц А Т А Я
М И Х А Л И Ш К И – О С Т Р О В Е Ц – О Ш М Я Н Ы
Заночевал я в белорусской деревне у автодороги Вильнюс-Полоцк.
Где-то здесь, ночью 24-го июня 1941 года в помещении сельской мельницы нас, курсантов учебного взвода, голодных и страшно уставших, вырвавшихся из-под нововилейской зоны немецкого артиллерийского огня, впервые за прошед¬ший день накормили.
Тогда мы вместе со своим командиром Эмилем Гарбером на полуторке пытались оторваться от преследования нас передовыми отрядами немецких войск в полоцком направлении
В деревне, где я заночевал, местные жители называли разные места, где в довоенные годы были мельницы, но я не смог определиться ни на одной из них, хотя мне очень хотелось найти ее.
И все же я решился доехать до речки Ошмянка, на берегу которой расположено село Михалишки, там также была мельница.
После того как мы покинули мельницу, а это уже было на рассвете 25 июня 1941-го, местные жители предупреждали нас о том, что впереди по проселочным дорогам движутся передовые немецкие войска.
Но наш командир засомневался в правдоподобности этой информации, решив продолжать путь в том же направлении. Не успев отъехать несколько километров от мельницы, мы наткнулись на отряд немецких мотоциклистов, обстрелявших нас.
Мы повернули назад и, отстреливаясь, оторвались от противника, который почему-то не стал преследовать нас. Вскоре мы резко свернули на полевую дорогу, устремившись на юг.
Утром, поблагодарив семью крестьян за ночлег и гостеприимство, я направился к селу Михалишки (62 км от Вильнюса), но, не доезжая села, возвратился к «Т» – образному перекрестку, считая, что именно здесь в июне 1941-го мы резко повер¬нули на юг.
С перекрестка дорога вела к городку Ошмяны, но, доехав до села Островец (44 км), я остановился. Мне помнилось, что на нашем пути дважды встречались железнодорожные переезды.
Первый мы пересекли, а ко второму успели только подъехать, и здесь нас остановила группа военачальников с моложавым генералом. Нам велели спешиться, бросив на обочине дороги окончательно развалившуюся полуторку.
Расспросив местных жителей и получив от них сведения о ближайшей железной дороге, проходившей в нескольких километрах юго-западнее поселка Островец, я вскоре оказался на железнодорожном переезде.
Мне запомнилось, что сразу же за переездом мы свернули на полевую дорогу, и, следуя по ней, вплотную приблизились к автомобильной дороге Вильнюс-Ошмяны, по которой двигались немецкие войска. Улучшив какой-то момент, мы, незамеченные противником, пересекли дрогу.
По проселочным дорогам, реже – мимо их, реже заезжая, то в литовские, то в белорусские села, мы доехали до поселка Бинякони, что у железной дороги Вильнюс-Лида.
Здесь где-то должен был находиться тот железнодорожный переезд, у которого мы встретились с группой командиров Красной армии и выделявшимся среди них моложавым генералом.
Так по воспоминаниям представлялся мне путь курсантского нашего взвода во главе с его командиром Эмилем Гарбером.
В мае 1966 года мне удалось разыскать этот путь и найти на нем выше ука занное место. Далее продолжить свои поиски я не смог, указав лишь последовательность моего, многодневного движения по лесам и болотистым местам западнее городов Лида и Новогрудка.
Запомнилось лишь часть название небольшой белорусской деревни с окончанием слога «…вшизна», у которой мы наткнулись на стоянку немцев. Мы их атаковали и провели успешный бой, однако, истратив боеприпасы, вынуждены были отступить, укрывшись в лесу.
Поэтому, теперь, доехав до ближайшего населенного пункта поселка Радунь, я остановился на кратковременный отдых. День-два провел среди местных жителей, а затем с новыми силами снова в путь, усердно занимаясь поисками прошлого.
Исколесив полевыми и лесными дорогами свыше сотни километров между населенными пунктами Василишки, Желудок, Белица и другими, несколько дней в поиске каких-то похожих мест, которые бы напоминали мне о прошлом и способствовали найти следы боевого пути.
К сожалению, мои поиски ни к чему не привели.
© Copyright:
Яаков Менакер, 2016
Свидетельство о публикации №216032900977